Обособление уточняющих членов предложения





Скачать 291.22 Kb.
НазваниеОбособление уточняющих членов предложения
страница1/2
Дата публикации14.08.2014
Размер291.22 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Философия > Урок
  1   2
Конспект урока
Учитель: Беляева Зинаида Петровна

Город, район: Мамонтовский район

Образовательное учреждение: МКОУ «Буканская СОШ»

Предмет (или должность): учитель русского языка и литературы

Класс: 8 кл.

Тема урока: Обособление уточняющих членов предложения

Характеристика класса: класс достаточно однородный, в основном, мотивированный на успешное освоение учебного материала, обучающихся на «отлично» нет, 45% обучается на «4». Предмет преподается на базовом уровне. Психологический микроклимат положительный.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: презентация, учебники на столах учащихся, рабочие тетради, доска, таблицы на партах, карточки-тесты, сигнальные карточки, листы контроля.

Условия реализации темы: знание об обособлении, о случаях обособления второстепенных членов предложения

Цель урока: создать условия для формирования языковой и лингвистической компетентностей:

- повторить сведения и актуализировать знания по теме «Обособленные члены предложения», организация подготовки к единой государственной аттестации в форме ГИА;

- раскрыть содержание понятий об уточняющих и уточняемых членах предложения и помочь учащимся освоить эти понятия;

- учить различать их между собой;

- познакомить с основными условиями обособления уточняющих членов предложения и способами присоединения уточняющих членов предложения к уточняемым словам;

- усвоение функций уточняющих членов предложения;

- формирование умения «видеть» структуру предложений с уточняющими обособленными членами и отличать его от предложений с однородными членами, соединёнными союзом или, а также от предложений с разными по виду обстоятельствами, стоящими рядом, которые не являются уточняющими;

- учить применять полученные знания на практике;

- отработать умения и навыки: находить уточняющие члены предложения, выразительно читать предложения с уточняющими членами, правильно пунктуационно оформлять различные обособленные уточняющие члены предложения, чертить схемы расстановки знаков препинания при обособленных уточняющих членах предложения, а также составлять предложения по заданным схемам.

Планируемые результаты:

  • Личностные (формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности)

  • Метапредметные (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, умение осознанно использовать речевые средства)

  • Предметные (совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); расширение и систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и категорий языка; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность)

1. Организационный момент, включающий:

Цель: мотивировать ученика на решение задач в пределах сформулированной темы урока.

Цель учащихся (предполагаемая): понять, что такое обособленные уточняющие члены предложения, научиться находить их в предложениях и ставить знаки препинания при них.

Методы организации работы учащихся: создание проблемной ситуации через сравнительный анализ двух наборов предложений.

Проблемные вопросы:

Что такое обособленные уточняющие члены предложения?

Всегда ли уточняющие члены обособляются? Все или только отдельные уточняющие члены предложения обособляются? От чего это зависит?

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Примечание

Ответы на проблемный вопрос.

Определение цели урока и учебных действий для достижения поставленных целей.

Постановка проблемного вопроса.

Рефлексивный анализ ответов учащихся.

Организация целеполагания:

Как решить возникшую проблему, заинтересовала ли она вас?

Ответ на какой вопрос для вас представляет затруднение?

Как бы вы сформулировали цель своей учебной деятельности на уроке, исходя из ответа на предыдущие вопросы?

Что необходимо сделать для того, чтобы достигнуть поставленной вами цели?

Результат данного этапа заключается в мотивированной постановке учащимися цели и выборе учебных действий для достижения этой цели

На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов: метапредметных (умение самостоятельно определять цели своего обучения, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений

2. Актуализация знаний.

- Что называют обособлением?

- Какие члены предложения обособляются?

- Какие правила обособления второстепенных членов предложения вы знаете?

Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

Цель учителя: выявление уровня практических навыков учащихся по теме «Обособленные члены предложения»

Задания построены в соответствии с заданием ГИА - В11.

(Работа выполняется на листочках)

Методы: фронтальный опрос учащихся, тест (состоящий из двух заданий; 5 вариантов); анализ, взаимная и коллективная рефлексия на ответы

Критерии оценивания ответов учащихся:

  • Знание теоретического материала (2 балла);

  • Убедительность и аргументация ответов: приведение примеров (2 балла);

  • Грамотно и логически верно построенная речь (1 балл);

Критерии оценивания тестовых работ учащихся:

  • За верно выполненное 1-ое задание (1 балл);

  • За верно выполненное 2-ое задание (5 баллов – 1 балл за верный ответ).

Система перевода баллов в 5-балльную отметку:

6 баллов – «5»; 5 баллов – «4»; 4-3 балла – «3»; 1-2 балла – «2».

Самоопределение к деятельности.

Цель учителя: сообщение темы и мотивация учебной деятельности учащихся

Задания учителя

На доске записаны слова: уточняющие и уточняемые

- Как вы думаете, чем отличаются записанные слова?


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Ответы на заданные учителем вопросы.

Выполнение на отдельных листах тестовых заданий. Приложение № 1.

Оценка учащимися ответов и тестовых работ по заданной шкале критериев на листках индивидуального учёта знаний.

Самоопределение к деятельности.

Учащиеся записывают слова в тетрадях и дают варианты ответов:

-имеют разные суффиксы;

-действительное и страдательное причастие

Определение целей урока самостоятельно учащимися. Мотивация на деятельность на уроке. Учащиеся задают вопросы, на которые хотят получить ответ.

Вопросы на выявление уровня теоретических знаний и практических навыков учащихся по теме «Обособленные члены предложения»

1. - Что называют обособлением?

- Какие члены предложения обособляются?

- Какие правила обособления второстепенных членов предложения вы знаете?

2. Тестовые задания. Задания построены в соответствии с заданием ГИА - В11.

(Работа выполняется на листочках)

Приложение № 1.

Задания учителя

На доске записаны слова: уточняющие и уточняемые

- Как вы думаете, чем отличаются записанные слова?

Учитель выслушивает все варианты ответов: и с точки зрения морфемики, и с точки зрения морфологии, но должен добиться объяснения разницы в значениях: уточняющие – те, что сами уточняют значения других членов предложения, а уточняемые – те, которые разъясняются, уточняются.

Создание проблемной ситуации.

Что такое обособленные уточняющие члены предложения?

Всегда ли уточняющие члены обособляются? Все или только отдельные уточняющие члены предложения обособляются? От чего это зависит?

Можете ли вы дать ответы на все поставленные вопросы?
-Ребята, какова тема сегодняшнего урока? На какие вопросы по теме урока вы хотели бы получить ответ? Что хотели бы знать и уметь?

Учитель записывает несколько вопросов на доске. Проговариваются цели с использованием вопросов учеников


Результат данного этапа заключается в уровне знаний школьников, определённом по отметкам.

На данном этапе урока предполагается достижение следующих образовательных результатов: метапредметных (умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства

Осуществляется взаимодействие учитель-ученик, поиск ответа на проблемный вопрос

Мотивационный компонент учебной деятельности. Форма организации учебной деятельности – фронтальная


3. Изучение нового учебного материала.

Цели (результат), которые должны быть поставлены перед учащимися на данном этапе урока: выявить через анализ - исследование подобранного материала основные признаки обособленных уточняющих членов предложения

Цель учителя: создать условия для достижения предметных результатов ( формирование лингвистической компетентности: уяснение понятия «уточняющие» члены предложения; усвоение признаков уточняющих членов предложения; формирование умения правильно строить предложения с уточняющими членами предложения; умения «видеть» структуру предложения с уточняющими членами предложения и отличать его от других «схожих» структур.

Основные положения нового учебного материала (см.: приложение).

Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала:

  • практическая работа

  • работа в малых группах по заданиям (у каждой группы свое задание)

  • презентация

  • беседа

  • индивидуальная и парная работа.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: достижение поставленных учащимися целей

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Активное осмысление материала, предложенного учителем.

Учащиеся зачитывают предложения, называют, подчёркивают

Школьники отвечают: -появились новые члены предложения, которые уточняют информацию обстоятельств;

-с помощью интонации

Совместная УД в малых группах: анализ предложенного материала, составление сообщения от группы. Выводы учащихся по освоению нового материала

Участие в обсуждении выступлений других групп.
- Уточняться могут любые второстепенные и главные члены предложения.

- Они «добавляют» уточняющему слову какой-нибудь оттенок усиления, ограничения, уточняют, разъясняют, конкретизируют значение другого, стоящего впереди уточняемого члена.

-Отвечают на тот же вопрос, что и предыдущее, уточняемое слово, с добавлением частицы именно : куда именно? где именно? откуда именно? как именно? какой именно? или перед пояснительным членом предложения можно вставить слова а именно, то есть.

- Уточняющие члены являются тем же членом предложения, что и уточняемые.

-С помощью интонации и союза или только интонации.
Учащиеся читают материал учебника и отвечают, сопоставляют со слайдом

Этап усвоения новых знаний .

-Предлагаю провести анализ-исследование предложений с составлением таблицы. Раздаётся материал для сопоставления и работы по количеству учащихся.

Приложение № 2

На доске заготовлена такая же таблица.

-Прочитайте предложения 1-го столбца. Найдите и подчеркните обстоятельства места и времени. (Учитель тоже подчёркивает на доске)

-Сопоставьте эти предложения с предложениями 2-го столбца. Что изменилось в содержании предложения? Изменились ли вопросы?

-Назовите эти уточняющие члены и подчеркните. Обратите внимание на то, что уточняющие члены являются тем же членом предложения, что и уточняемые, то есть обстоятельством.

-Как присоединяются уточняющие члены к уточняемым?

Организация УД в малых группах.

Задания:

Пользуясь алгоритмом исследовательской деятельности, провести работу над оставшимся материалом. Работаем над вопросом: Ещё какие члены предложения могут быть уточняющими?

1гр. – работает над 3-4 предложениями;

2гр. – работает над 5-6 предложениями;

3гр. – работает над 7-8 предложениями;

4гр. – работает над §198 на стр. 243 «Теории» по заданию: Какие случаи обособления уточняющих членов не нашли отражения в таблице? Назовите их, приведите примеры, запишите в таблицу.
Организация рефлексивного восприятия сообщений учащихся от групп.

Организация обобщения: Сверить свою заполненную таблицу с таблицей-эталоном.

Приложение № 3.Слайд

Каковы основные признаки обособленных уточняющих членов предложения?

(Вспомогательные вопрсы:

- Какие члены предложения могут быть уточняющими?

- Почему эти члены предложения так называются?

- Каким вопросом проверяются? Ещё как можно проверить?

- Каким членом предложения является уточняющее слово?)

Слайд и приложение № 4.
- Как присоединяются уточняющие члены к уточняемым?

Работа с учебником.

-Откройте §198 на стр. 243 «Теории». Прочитайте учебный материал и назовите, с помощью каких именно союзов и специальных слов присоединяются уточняющие члены предложения.

Слайд и приложение № 6.



На данном этапе урока предполагается достижение предметных результатов: (совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); расширение и систематизацию научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики; формирования навыков проведения синтаксического анализа предложения; формирование ответственности за языковую культуру ка общечеловеческую ценность).

УУД:

Регулятивных: прогнозирование, контроль, оценка, коррекция, саморегуляция.

Познавательных:

- Общеучебных УД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,структурирование знаний, смысловое чтение, создание алгоритмов познавательной деятельности.

- Логических УД:

Анализ, сравнение, классификация, построение логической цепи рассуждений, доказательство, подведение итогов, выводы.

-Осмысление проблемы,

формулирование собственной позиции.

-Коммуникативных УД:

Продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.

4. Закрепление учебного материала, предполагающее:

Цели (результат), которые должны быть поставлены перед учащимися на данном этапе урока: закрепить знания об обособлении уточняющих членов предложения. Совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

Цель учителя: создать условия для достижения личностных результатов (развивать личностные качества школьников: мотивацию к учению, смыслообразование, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор; критичность, рефлексию; готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование коммуникативной компетентности в общении, сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Критерии оценивания ответов учащихся:

  • Точность и полнота ответов в соответствии с заданиями (2 балла);

  • Убедительность и аргументация ответов (2 балла);

  • Оригинальность суждений (1 балл);

Формы и методы:

  • Работа по учебнику, выполнение упражнений

  • обсуждение вопросов и проблем;

  • индивидуальная, парная и групповая рефлексия через ответы на заданные вопросы, выполнение заданий с записями в листках учёта и контроля знаний

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Учащиеся выразительно читают предложения с обособленными уточняющими членами предложения, устно объясняют, комментируют

Школьники работают письменно в тетрадях, выполняя творческое задание, проводят анализ материала

Учащиеся «читают» схемы, осознают материал, сопоставляют, сравнивают и делают выводы, работают со слайдом

Учащиеся показывают соответствующую карточку, в парах на парте идёт взаимоконтроль и взаимооценка с отметкой баллов в листах учёта знаний

Учащиеся составляют предложения по схемам, записывают их в тетрадях взаимооценка

Рефлексивные вопросы и ответы групп.

Оценивание ответов представителей групп в листках индивидуального опроса.

Метод собственного продвижения учащихся

Проводят самоанализ своей учебно-познавательной деятельности на уроке

Выставляются отметки

в дневники после совокупности всех оценок

Работа с учебником.

1.Устное выполнение упражнения № 387. Задание: Прочитайте вслух текст, следя за интонацией. Найдите уточняющие обстоятельства места и времени, ставя к уточняемым и уточняющим членам предложения вопросы.

2.Письменное выполнение упражнения № 388. Задание:

Распространите предложения уточняющими обстоятельствами места и времени. Запишите полученные предложения, расставляя знаки препинания.

3.Работа по следующему слайду «Отличай предложения с обособленными уточняющими членами предложения!»

( Приложение № 5 ) и по упражнению № 390. Задание:

Рассмотрите схемы расстановки знаков препинания в предложениях с разными видами обстоятельств. Объясните, в чём трудность различения этих обстоятельств?

4. Проверка первичного усвоения знаний.

А) Работа с сигнальными карточками со знаками «+»,

«-».

Выполните упражнение 395 с помощью сигнальных карточек со знаками «+», «-». Задание:

Определите, где союз или присоединяет обособленный уточняющий член предложения, а где соединяет однородные члены.

Оценка товарища (ОТ): за каждое верно указанное предложение-1 балл.

Б) Составьте предложения по схемам:

1.[ когда?,когда именно? │, …].

2.[ .где?,где именно? │, …].

3.[ .как?,как именно? │, …].

ОТ : по 1 баллу за правильное предложение.

В) Группировка предложений. Задание:

- Прочитайте предложения, записанные на слайде. (Приложение № 7.)

Запишите предложения, расставляя знаки препинания, в следующем порядке по колонкам (сначала укажите номера предложений, а затем записывайте предложения):

1) с однородными обстоятельствами;

2) с неоднородными обстоятельствами;

3) с уточняющими обстоятельствами.

-Проверьте вашу работу: прочитайте предложения первой группы; прочитайте предложения второй группы и третьей группы

Итоги урока. Организация коллективной и индивидуальной рефлексии

Цель: самоконтроль. Оценка УД учителем и детьми

Каковы были ваши цели перед занятием и насколько их удалось реализовать?

Перечислите трудности, с которыми вы столкнулись: при изучении темы, при отработке умений?

Каким образом вы преодолевали трудности? За счёт чего?

Каков главный результат для вас лично при изучении темы?

Чему вы научились лучше всего? Что вам удалось больше всего при изучении темы и почему?

Что не получилось и почему?

Опишите динамику ваших чувств и настроений при изучении темы



Результат данного этапа заключается в достижении метапредметных результатов урока

(владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений; строить логическое рассуждение, умозаключение умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем, умение осознанно использовать речевые средства Анализ, сравнение, классификация, построение логической цепи рассуждений, доказательство, подведение итогов, выводы).

Метод собственного продвижения учащихся

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, рефлексия способов и условий действия

5. Задание на дом, включающее:

Цель: самостоятельная работа учащихся: выявить наиболее значимую для себя тему и написать по ней сочинение-описание.

Цель учителя: создать условия для совершенствования достигнутых на уроке целей через организацию самостоятельной работы учащихся.


Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Вопросы на уточнение задания

Объяснение задания на дом: упр. № 393. Задание: написать небольшое сочинение-описание на одну из тем: «Вид из окна», «Моя комната», «Любимый уголок природы». Используйте в нём уточняющие обстоятельства места и времени.

Результат урока: достижение поставленных целей.

Самостоятель-ная творческая работа учащихся.

Смыслообразо-вание, самоконтроль, поиск необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания, владение письменной монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обособление уточняющих членов предложения iconУрок словесности с применением икт в 8 классе Тема: Обособление второстепенных...
Тема: Обособление второстепенных членов предложения. Роль причастных и деепричастных оборотов в речи
Обособление уточняющих членов предложения iconОбособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них
...
Обособление уточняющих членов предложения iconТема: Обосoбление уточняющих членов предложения
Автор: Даниленко Светлана Васильевна, педагог дополнительного образования мобу дод цдодД «Радуга» г. Сочи
Обособление уточняющих членов предложения iconУроке» Учитель: Федосеева С. К. Тема: «Обособление второстепенных членов предложения»
«Составление компетентностно – ориентированных заданий и их использование в уроке»
Обособление уточняющих членов предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления
Обособление уточняющих членов предложения iconУрок по русскому языку 3-ий класс «Школа России» на тему «Определение...
Тема: «Определение главных членов предложения и частей речи, которыми они выражены»
Обособление уточняющих членов предложения iconТема: Понятие об обособлении второстепенных членов предложения
Познавательная: дать представление об обособлении как способе придания второстепенному члену предложения относительную самостоятельность,...
Обособление уточняющих членов предложения iconЗаписана на доске. Прочитаем. Чем будем заниматься на уроке? Будем...
Тема по русскому языку: «Главные члены предложения. Подлежащее и способы его выражения»
Обособление уточняющих членов предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: обобщить и систематизировать знания об обособленных членах предложения, совершенствовать навыки постановки знаков препинания...
Обособление уточняющих членов предложения iconУрок русского языка в 8-м классе "Односоставные предложения. Предложения определенно-личные"
Вопрос учителя: чем отличаются простые предложения в составе данного сложного предложения?
Обособление уточняющих членов предложения iconУрок по русскому языку в 3 классе. Закрепление по теме «Члены предложения»
Цели урока закрепить знания о главных и второстепенных членах предложения (должны знать на какие вопросы отвечают главные и второстепенные...
Обособление уточняющих членов предложения iconИз чего состоит наша речь?
Любое ли предложение содержит и подлежащее, и сказуемое? Если один из главных членов отсутствует, не мешает ли это пониманию смысла...
Обособление уточняющих членов предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стилистические функции однородных членов предложения (лекция с элементами эвристической беседы, практикум)
Обособление уточняющих членов предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выпишите предложения с однородными членами предложения. Вставьте пропущенные буквы, недостающие знаки препинания. Подчеркните однородные...
Обособление уточняющих членов предложения iconУчебно-методический комплекс по модулю кв10 «Типология членов предложения...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет...
Обособление уточняющих членов предложения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск