Скачать 0.93 Mb.
|
Е.С. Логовая ЛОГИКА Учебно-методическое пособие1. ПРЕДМЕТ И ЯЗЫК ЛОГИКИ Логика - это наука, которая исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности. Мышление неразрывно связано с языком. Содержание мышления только благодаря языку становится реальностью. Строение и способ употребления языка дает нам знания о формах и законах мышления. При логическом анализе язык рассматривается как знаковая система. Знак - это материальный объект, используемый для обозначения любого другого объекта. Логика исследует знаки-символы, составляющие большинство слов естественного языка. Их связь с обозначаемыми предметами устанавливается либо по соглашению, либо стихийно при формировании языка. Знаки-символы имеют предметное и смысловое значение. Предметным значением обладает тот объект, который представляется (или обозначается) знаком; смысловым значением - выражаемая знаком характеристика объекта. Примером смыслового значения является знак, несущий информацию об этом объекте. Предметное значение часто называют просто значением, а смысловое значение -смыслом. Например, значением знака «число, которое является простым и четным» выступает число 2; именно оно обозначается данным словосочетанием. Смысл же этого знака - информация, которую он содержит о числе 2, а именно, сложный признак числа «быть простым и четным». Наука о знаках называется семиотикой. В этой науке выделяют три раздела - синтаксис, семантику и прагматику, что связано с существованием трех аспектов языка. Синтаксический аспект составляет многообразие отношений между знаками и включает правила образования одних знаков из других, правила изменения знаков (склонение, спряжение) и т. д. Семантический аспект составляет совокупность отношений знаков к представляемым ими объектам, т. е. смысл и значение знаков. Прагматический аспект включает отношение человека к знакам, а также отношения между людьми в процессе знакового общения. При логическом анализе языка отвлекаются от прагматических характеристик. Различают естественные и искусственные языки. Естественные (национальные) языки возникли как средство общения между людьми; их формирование и развитие представляет собой длительный исторический процесс и происходит, в основном, стихийно. Искусственные языки сознательно создаются человеком для решения определенных задач. Одним их таких языков является формализованный язык логики. Его характеризуют точность, краткость, строгие правила образования сложных выражений из элементарных и преобразования одних выражений в другие. Логика исследует форму мыслей, отвлекаясь от конкретного содержания. Логическая форма - это способ связи содержательных частей мысли. Содержательные части мысли - имена и высказывания, которые фиксируются с помощью переменных А, В, С, D и т. д. Содержательная конкретизация переменных называется значениями этих переменных. Для связи переменных используются логические константы, которые сохраняют свое значение в любом рассуждении. В качестве логических констант выступают слова «и», «или», «если, то», «неверно, что», «все», «некоторые» и др. Для обозначения логических констант употребляются символы, позволяющие более строго и компактно записать логическую форму (см. раздел «Высказывание»). Имена и высказывания являются основными семантическими (логическими) категориями. Итак, выявить логическую форму (структуру) мысли значит формализовать ее. Так, высказывания: «Все выпускники имеют высшее образование», «Все прямоугольники - четырехугольники», «Все металлы - проводники электричества» - имеют одинаковую схему построения: «Все S есть Р». Рассмотрим более сложные примеры: «Если все студенты нашего курса изучают логику, а я - студент нашего курса, то я изучаю логику», «Если все металлы - простые вещества, а литий - металл, то он - простое вещество». Эти рассуждения построены по схеме: «Если А и В, то С». Выделенные схемы являются логическими формами. Правильная связь мыслей обусловливается законами логики, которые предостерегают от ошибок в рассуждениях безотносительно к конкретному содержанию. Логический закон ~ это логическая форма, которая порождает истинное высказывание при любой подстановке вместо переменных их значений. Рассуждение, форма которого - логический закон, называется правильным. Правильность отличают от истинности мышления. Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Можно рассуждать правильно, но исходить из ложных данных, что приведет к ложному заключению. Так, из ложного высказывания «Все сплавы - простые вещества» выводится высказывание «Некоторые простые вещества - сплавы», которое также является ложным. Соблюдение правильности при истинных исходных данных ведет к истинным результатам. Это свойство мышления было замечено в глубокой древности. Логика как отдельная наука сложилась в IV в. до нашей эры. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель, который сформулировал основные законы логики и разработал учение о силлогистических умозаключениях. Учение Аристотеля получило дальнейшее развитие в Средние века и в Новое время. Существенным дополнением к этому учению явилась теория индукции, разработанная английским философом Ф.Бэконом в XVI-XVII вв. и систематизированная английским логиком Д.С.Миллем в XIX в. Дедуктивная логика Аристотеля и индуктивная логика Бэкона-Милля - основные направления в развитии логики вплоть до середины XIX в. Логику, основанную Аристотелем, принято называть формальной, или традиционной логикой. Во второй половине XIX в. сложилась символическая, или математическая логика. Она возникла как результат применения математических методов к решению логических проблем. Идея использования вычислительных методов в любой науке принадлежит немецкому мыслителю Лейбницу (XVII - XVIII вв.); реально она воплотилась в работах Дж. Буля, У. Джевонса, Г. Фреге, П.С. Порецкого, Б. Рассела и др. ученых, которые создали основные разделы математической логики, ставшей важнейшей ветвью формальной логики. Математическая логика нашла широкое применение в технике, где благодаря информационно-логическим машинам осуществляются сложные вычисления, управление автоматическими приборами и т. п. Сегодня развитие формальной логики идет в направлении развития неклассических логик (логики оценок, вопросов, временной, индуктивной и др.), создания их общей теории и расширения сферы применения формальной логики. Современная логика включает две относительно самостоятельные науки: логику формальную и логику диалектическую. Формальная логика изучает формы мышления, выявляет структуру, общую для различных по содержанию мыслей. Диалектическая логика исследует основные закономерности процесса познания, его возникновение, изменение и развитие. Формальная и диалектическая логика развиваются в тесном взаимодействии, которое проявляется в практике научно-теоретического мышления, использующего в процессе познания как формально-логический аппарат, так и средства, разработанные диалектической логикой. Итак, изучение логики позволяет овладеть формами, законами и методами правильного мышления, гарантирующими грамотное преобразование высказываний, четкую формулировку определений, уверенность в аргументации и др. 2.1. Основные характеристики имени. Виды имен. Имя является основной семиотической единицей. Поэтому любая мыслительная операция представляет собой установление особого типа отношения между именами. В естественном языке имя может быть выражено словом («студент») или словосочетанием («студент – отличник 1 курса ПСФ»). Имена выполняют функцию замещения предметов в процессе мысли. Под предметом в логике понимается все, на что может быть направлена мысль, т.е. предмет – это не только реально существующий объект («книга»), но и абстрагированное качество, отношение или тип связи («красота», «равенство», «симметрия»). В реальности каждый предмет обладает большим набором различных свойств и признаков, но не все они равнозначны; некоторые фиксируют устойчивое в предмете, то, что отражает его сущность, отличает от иных, сходных с ним предметов. |
Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике... Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской... | Областное автономное образовательное учреждение среднего профессионального... Учебно-методическое пособие по педагогической (методической) практике, для студентов 4-го и 5-го курсов отделения романо-германской... | ||
Предмет: английский язык Класс: 9 Автор урока Организация, управление и администрирование в социальной работе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. А. В. Каратаев, М. М.... | Стилистика английский язык учебно-методическое пособие Настоящее пособие предназначено для студентов IV курса специальности 050303 «Иностранный язык (английский)» и направлений «Филологическое... | ||
Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... | Учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии... Гаврилова И. В. Просеминарий по лингвистике: учебно-методическое пособие для студентов факультета русской филологии. – Чебоксары... | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 3 курса медико-профилактического факультета кгму | Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит» | ||
Учебно-методическое пособие дисциплины «Введение в профессию» Учебно-методическое пособие одобрено (рассмотрено) на заседании кафедры «Финансы и кредит» | Учебно-методическое пособие дисциплины «Управление взаимоотношениями с клиентами» Учебно-методическое пособие разработано на основании гос впо по направлению 080200. 62 «Менеджмент» от 20. 05. 2010 №544 | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «формирование здорового образа жизни у детей» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-3 курсов педиатрического факультета кгму | Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов лечебного факультета кгму | ||
Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 2-3 курсов педиатрического факультета кгму | Учебно-методическое пособие Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения | ||
Учебно-методический комплекс по «экономической теории» Часть3 «макроэкономика»... «Макроэкономика»: учебно методическое пособие. – Иркутск: Изд-во бгуэп, 2010. – с | Учебно-методическое пособие по дисциплине «финансовые рынки» Учебно-методическое пособие содержит программу курса, методические указания по структуре и содержанию контрольной работы, список... |