Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха





НазваниеМухаммад кутб нет божества кроме аллаха
страница1/23
Дата публикации24.06.2013
Размер2.58 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


МУХАММАД КУТБ

НЕТ БОЖЕСТВА

КРОМЕ АЛЛАХА

Перевод с арабского



www.badrcenter.org




ВО ИМЯ АЛЛАХА, МИЛОСТИВОГО,

МИЛОСЕРДНОГО
ПРЕДИСЛОВИЕ

Прежде я не раз уже писал о призыве «нет божества, кроме Аллаха», о заложенном в нем от Аллаха глубоком внутреннем смысле, о его понимании поколением, воспитанном непосредственно самим посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), о сужении, происшедшем в понимании этого призыва последующими поколениями, для которых он стал просто повторением заученных слов. Я писал о необходимости возвратить ему былое звучание и жизненную силу, способную вернуть мусульманскую Умму (общину) к истинному Исламу, и помочь ей выполнить миссию, для которой «ее вывел Аллах», осуществить обещанное Аллахом:

«Вы были лучшей из общин, которая выведена для людей: вы приказывали одобряемое и удерживали от неодобряемого и веровали в Аллаха...»1

«И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей, и чтобы посланник был свидетелем относительно вас» 2

«Обещал Аллах тем из вас, которые уверовали и творили благие деяния, что Он оставит их преемниками на земле, как оставил тех, кто был до них, и утвердит им их религию, которую избрал для них, и даст им взамен после их страха безопасность. Они будут поклоняться Мне, не присоединяя ко Мне ничего в сотоварищи...»3

Об этом я писал в своей ранней работе «Мусульмане ли мы?» (1959 г.), затем в таких работах, как «Наша современная реальность» (1987. г.), «Понятия, которые должны быть исправлены» (1980 г.) и, наконец, в книге «Мусульманское видение положения в современном мире» (1990 г.). Однако я по-прежнему чувствую желание продолжить разговор по поводу призыва «нет божества, кроме Аллаха», потому что написанное мною до сих пор отнюдь не исчерпывает всего, что я хотел бы сказать в связи с провозглашением этих слов, их внутренним смыслом, обязательными условиями их провозглашения и необходимостью их переосмысления мусульманами. Конечно, я далек от мысли, чтобы считать, что написанное на этих страницах в состоянии исчерпать все, что должно быть сказано на эту тему. Тема остается открытой и останется таковой всегда для каждого, кому Аллах пожелает внушить по этому весьма важному вопросу. Я же на страницах этой книги сосредоточусь на некоторых моментах, не получивших прежде достаточного освещения с моей стороны, чтобы привлечь внимание к другим сторонам крайне широкого понятия «нет божества, кроме Аллаха», которые ускользнули в свое время от моего внимания. А подтолкнуло меня к тому, чтобы продолжить обсуждение призыва «нет божества, кроме Аллаха», отношение многих людей к этому призыву. Некоторые из них сами являются проповедниками Ислама, другие являются представителями нетерпеливой молодежи, не говоря уже о некоторых поборниках светского образа жизни (аль-альманийи1), которые только и делают вид, что призывают к Исламу и выступают в защиту мусульман, а на самом деле пытаются внушить идеи, которые ведут в иную сторону, сбивают с истинного мусульманского пути. Что касается сторонников светского образа жизни, то позиция их ясна, сколько бы они ни пытались рядиться в одежды Ислама. К ним мы относим тех, кто хотел бы ограничить Ислам «внутренней верой», упрятанной и носимой в сердце, а также тех, которые допускают, скрепя сердце, исправление некоторых ритуалов в дополнение к внутренней вере на том условии, что дело в любом случае не выйдет за установленные рамки и не вторгнется в реальную жизнь, в особенности, в ее политическую область. Именно последняя, якобы, должна быть как можно дальше от религии, а религия от нее, во избежание экстремизма и возврата к фундаментальным нормам, которые Аллах ниспослал, чтобы правоверные соблюдали их.

Что же касается исламистов, и, в особенности, нетерпеливой молодежи, то многих из них обстоятельства идеологической борьбы, происходящей между Исламом и светскими течениями, привели к увлечению проблемой «верховенства» шариата на том основании, что это, якобы, единственное, чего не хватает нашему обществу, чтобы стать вполне исламским. Даже среди этих людей многие сводят проблему шариата к необходимости применения установленных Исламом мер наказания, и только, не замечая широты шариата, его универсальности, благодаря которой он охватывает многие другие стороны жизни, считая, что путем простого применения этих мер наказания они осуществят всё необходимое для истинной исламской жизни, не поменяв при этом системы обучения, не перестроив деятельность средств массовой информации и весь сегодняшний образ жизни мусульман, ограничившись лишь мелкими поправками, придав им окраску «Ислама». Они упустили впопыхах другую важную сторону «верховенства», касающуюся веры и поклонения. Другими словами, они уделили чрезмерное внимание борьбе за утверждение исламского права и не отдали должного вероучению и поклонению, в то время как все три эти стороны религии одинаково важны, в равной мере входят в содержание призыва: «нет божества, кроме Аллаха», и во всех трех этих сферах жизни мусульманина сегодня происходят сбои.

Не следует считать ошибкой уделение со стороны проповедника или теоретика Ислама большего внимания одной стороне, чем другой, так как это свойственно человеку. Многие из авторов неумышленно попадают в такое положение, так как вынуждены заниматься конкретными проблемами своего времени и, стараясь наставить людей на путь мудрости Аллаха, уделяют этой проблеме больше внимания. Так, Ибн Таймийа уделил много внимания проблеме эпитетов, потому что различные группы верующих зашли в глубокое заблуждение в этом вопросе и извратили веру. Именно эта проблема была центральной в его время. Но он отдал должное в своих книгах и фетвах и другим сторонам. Шейх Мухаммад Абдель Ваххаб уделил большое внимание проблеме святых и мавзолеев, а также культу могил, так как это были центральные проблемы его времени. Тем не менее, он писал и о других вопросах, отдавая им должное в различных своих книгах. Сейид Кутб уделил большое внимание верховенству шариата, потому что он является «центральной проблемой эпохи». Однако он отдал должное и другим сторонам Ислама, например, в таких книгах, как «В сени Корана», «Особенности исламского мировоззрения» и «Основы исламских представлений». Однако последователи этих уважаемых шейхов кое-что забыли! Многие из учеников Ибн Таймийи ударились в изучение проблемы эпитетов, словно она единственная определяет веру. Многие из учеников и последователей шейха Мухаммада Абдель Ваххаба писали и занимались проблемой могил и связанной с ней ересью, как будто она единственная является ересью. Многие из учеников Сейида Кутба делали упор на верховенство шариата так, словно он — единственная основа религии. Всем им следовало бы вернуться к изучению мыслей своих учителей, а не ограничиваться отдельными сторонами их учения, получившими особо выдающееся звучание в силу обстоятельств, связанных с эпохой того времени.

В настоящей книге я хотел бы подчеркнуть, что призыв «нет божества, кроме Аллаха» не ограничивается привычными областями, такими, как вероучение, поклонение, право, несмотря на всю ту важность, которую придает им Аллах, и тот факт, что отрицание любой из них означает отрицание всего призыва «нет божества, кроме Аллаха». В действительности, эти три части охватывают все области жизни, и большие, и малые, и те, связь которых с призывом «нет божества, кроме Аллаха» очевидна, и другие, связь которых с этим тезисом не заметна для большинства людей. Для подтверждения этой мысли достаточно привести следующий аят:

«Скажи: «Поистине, намаз мой и благочестие мое, жизнь моя и смерть — у Аллаха, Господа миров, у которого нет сотоварища...» 1

При всей истинности наших верований, правильности нашего ритуала и нашего суда, основанного на законе Аллаха, мы не можем утверждать, что в полной мере отдали должное призыву «нет божества, кроме Аллаха», если мы отстаем в науке или в экономике, в культуре или морали и этике, отстали социально или идейно и ничего не сделали для преодоления этой отсталости, так как все эти вопросы — обязательные условия призыва «нет божества, кроме Аллаха». Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует) имеют на этот счет ясные указания для мусульманской Уммы, как те, что обязательны для каждого отдельного ее члена, так и другие, обязательные для общества в целом. Они потому и называются обязательными, что являются основой религии, неотъемлемым условием призыва «нет божества, кроме Аллаха».

Многие исламисты спрашивают меня: «До каких пор мы будем твердить «нет божества, кроме Аллаха»? Не пора ли перейти к следующему этапу, этапу практических действий?».

Возможно, что данный вопрос и стал основным мотивом для написания настоящей книги. И дело не в самом обсуждении призыва «нет божества, кроме Аллаха». В действительности, такое обсуждение этого призыва и связанных с ним требований — это лишь первый шаг на долгом пути, по которому прошел в свое время посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), а после него — проповедники Ислама. За этим шагом последует воспитание Уммы в духе этих требований, начиная с воспитания небольшой группы людей, своего рода надежной основы, которая могла бы служить примером для остальных членов Уммы. Именно так делал посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) на протяжении 13 лет в Мекке и 10 лет в Медине. Именно так должны поступать проповедники после него, именно это дело не было завершено и требует для своего осуществления времени и значительных сил, а потому обсуждение этого призыва не должно прерываться, потому что Великий Коран не переставая провозглашает: «нет божества, кроме Аллаха», потому что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) не переставая говорил об обязательных условиях призыва «нет божества, кроме Аллаха», пока не встретил своего Господа. Во-вторых, практические действия, о необходимости «перехода».

Удивительно, что в V веке Хиджры Аль-Газали писал о коллективных и индивидуальных обязанностях верующих и их связи с фундаментальными основами религии. А в 15 веке Хиджры мы спорим о действительных масштабах призыва «нет божества, кроме Аллаха» и о том, распространяется ли он на такие сферы, как наука, культура и военно-техническая мощь, к которым они говорят, не существуют сами по себе, вне тезиса «нет божества, кроме Аллаха», чтобы к ним можно было «перейти». В действительности же, они и есть сама суть призыва «нет божества, кроме Аллаха», а потому нам не требуется «переходить» к ним, оставляя в стороне сам тезис. Напротив, что бы мы ни изучали и к чему бы ни обращались, мы всегда остаемся внутри сферы призыва «нет божества, кроме Аллаха», не выходим за ее пределы и не попадаем в другую сферу, потому что не существует другой такой сферы ни в религии Аллаха, ни в реальной жизни, так как ничто не может существовать вне «молитвы моей и благочестия моего, жизни моей и смерти...», все вместе которые и образуют сферу призыва «нет божества, кроме Аллаха». В реальной жизни может иметь место лишь переход из одной области призыва «нет божества, кроме Аллаха» в другую его область, или из одного его состояния в другое, подобно тому, как первые мусульмане в Мекке перешли из состояния «слабых», в состояние «сильных» в Медине, достигли положения централизованного государства сначала в Медине, затем на Аравийском полуострове и, наконец, на всей земле, и подобно тому, как совершился переход от утверждения веры в душах отдельных лиц к ее утверждению в сознании организованных групп и движений, после чего началась полномасштабная конфронтация с обществом «аль-джахилийи»1, окружавшим их, и практическое осуществление божественного учения в различных областях политической, экономической, общественной жизни, военной и мирной деятельности. Однако при всех обстоятельствах они всегда оставались внутри сферы призыва «нет божества, кроме Аллаха», не покидали ее, не «переходили» в другую сферу и не переставали провозглашать обязательные требования этого тезиса.
* * *
В наши дни у многих людей доминирует ощущение того, что проблемы науки, цивилизации, техники, литературы, искусства, идеологии, политики — суть чисто объективные проблемы, проблемы чисто «технические», светские, выходящие за пределы религии, перед которыми равны как правоверный, так и «неверный», что стремление исламской Уммы добиться прогресса должно быть чисто объективным, далеким от вопросов вероисповедания и что побудительными моментом в этом желании должна быть необходимость преодолеть отсталость, догнать ход цивилизации, создать современное государство и жить в гармонии с современностью.

Объяснение этому можно найти в двух или трех основных причинах.

Первая причина: это воздействие, вызванное идеологическим вторжением в умы современных мусульман. Так, Европа, на которую так называемый «мусульманин» смотрит как на образец в вопросах науки и технологии, ограничила сферу религии рамками только вероисповедания, затем, отбросив ее, обратилась к этим вопросам с чисто объективным, далеким от религии, подходом.

Вторая причина состояла в том, что исламская Умма, оказавшись в состоянии отсталости, продолжала сокращать сферу действия призыва «нет божества, кроме Аллаха», пока не лишила его всякого содержания, превратив в пустые заклинания, слетающие с языка, или, в лучшем случае, в некое «внутреннее ощущение», ассоциирующееся с ними, что, в их представлении, и составляло максимум того, чему может служить провозглашение призыва «нет божества, кроме Аллаха». Под воздействием как идеологического вторжения, так и «мировоззренческой отсталости» вопросы науки, цивилизации и технической мощи все больше выходят из сферы призыва «нет божества, кроме Аллаха». Людям кажется, что необходимо оставить призыв «нет божества, кроме Аллаха» и непосредственно перейти в эти области, если мы действительно хотим добиться в них какого-то прогресса.

Третья причина, которую можно выделить наряду с двумя предыдущими, хотя она в действительности является следствием этих двух причин, это — неправильное убеждение большинства людей в том, что техническая революция превратила мир в «маленькую деревню», жители которой должны руководствоваться общими или близкими представлениями, а потому идея научно-технического прогресса становится общим стереотипом как по форме, так и по содержанию, создателем которой является «победоносный» Запад, а страны третьего мира импортируют его для собственного потребления. Такая ситуация, якобы, является неизбежной и не оставляет возможности выбора.

Все три причины являются надуманными и ошибочными. То, как Европа обошлась с религией, не может быть примером для подражания. Рухнула уже половина «невежественного» немусульманского мира, враждебного религии, а другая находится на пути к развалу. Поэтому было бы глупо с нашей стороны хвататься за рассыпающийся на глазах образец. Не менее глупо было бы держаться за него даже и в том случае, если бы ему было суждено «преуспевать» до самого Судного Дня, коль скоро Аллах поведал нам, что своим неверием они лишились «будущей жизни». Это тем более глупо теперь, когда они перестали «преуспевать» и в ближней жизни. Аллах был милостив к нам, когда явил нам это знамение, состоящее в их падении.

«Эти притчи Мы приводим людям, но разумеют их только верующие» 1

Отсталость в сфере вероисповедания, в результате которой «коллективные обязанности» и даже некоторые «индивидуальные» были выведены из сферы призыва «нет божества, кроме Аллаха». Это лишь одна из тех ошибок, исправить которые призвано исламское пробуждение. Исламисты не должны повторять этих ошибок. Они не должны испытывать раздражения по поводу продолжающегося обсуждения призыва «нет божества, кроме Аллаха» и масштабов его распространения на разные стороны жизни, по поводу возвращения вновь и вновь к его провозглашению, по крайней мере, до тех пор, пока он не станет реальностью и не выведет мусульманскую общину из этой мировоззренческой отсталости, и вызванной ею отсталостью научной, технической, идейной и нравственной. Тем более, что Аллах учил нас в своей благородной Книге, что обсуждение данной темы не прекращается, даже тогда, когда призыв станет реальностью. В Медине, после возникновения мусульманского общества и мусульманского государства, после реализации божественного учения в форме конкретно существующей Уммы, снизошло слово Всевышнего:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconФормирование исламской культуры
Аллаха. Так называли свое божество люди рода курейшитов, к которому принадлежал пророк Мухаммед. Воплощением божества многие народы...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconЛитература Введение
Полное имя аль Хорезми – Абу Адаллах (или Абу Джафар) Мухаммад ибн Муса аль Хорезми. В переводе с арабского языка это означает: отец...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconИздания, представленные на выставке
Корана, хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), рассказах о жизни сподвижников (да будет доволен ими...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconБиблиографический указатель литературы 1992-2000 гг., 245 назв
Корана, хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), рассказах о жизни сподвижников (да будет доволен ими...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconГосударственная политика в сфере культуры: современное состояние: список литературы
Корана, хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), рассказах о жизни сподвижников (да будет доволен ими...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Посланник Аллаха сказал: "Я остав­ляю среди вас две ценные вещи – Книгу Аллаха и моё семейство (Ахл аль-Бейт). Если вы буде­те держаться...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconРамадан
Хафиз Ибн Раджаб приведя этот хадис сказал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) радовал своих сподвижников наступлением...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconПрограмма по основам Ислама 5-9 классы Пояснительная записка Общая...
Корана, хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), рассказах о жизни сподвижников (да будет доволен ими...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconПриказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2012 г. N...
Корана, хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), рассказах о жизни сподвижников (да будет доволен ими...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconПроблемы культуры и ее изучения являются не таким тривиальным делом,...
Корана, хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), рассказах о жизни сподвижников (да будет доволен ими...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconУроков: нет Зачёты: нет Тест: нет
Примерной программы курса "История России"для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М; Просвещение). Предлагаемая программа...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задание 12 (8-14) отвечает 1 ученик на оценку. Учащиеся должны были отметить вопросы, на которые можно ответить да или нет. Котята...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconФормы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных...
Корана, хадисах Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), рассказах о жизни сподвижников (да будет доволен ими...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«В некотором царстве, в некотором государстве…» Нет-нет «Однажды в далекие-предалекие времена…» Нет, не то… «Жили-были старик со...
Мухаммад кутб нет божества кроме аллаха iconНа тему: «Волшебная страна Здоровья»
Очень часто наблюдается следующая ситуация – человек болеет, но идти в поликлинику у него нет сил, или она находится очень далеко....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск