Чего мы ждем от философского образования сегодня?





Скачать 226.52 Kb.
НазваниеЧего мы ждем от философского образования сегодня?
Дата публикации03.07.2013
Размер226.52 Kb.
ТипВопрос
100-bal.ru > Философия > Вопрос

Чего мы ждем от философского образования сегодня?



1. Зачем нужна философия?

2. Какие образцы философского обучения мы знаем в истории?

3. Какие из них возможны сегодня?

4. Какие вы видите НОВЫЕ формы?

5. Что не устраивает в сегодняшней подготовке философов на «постсоветских» философских факультетах государственных ВУЗов?

6. Какие приметы в культуре и обществе говорят нам о новых задачах,

стоящих перед философией в 21 веке?

7. Какие это задачи – фундаментальные, прикладные,... иные?

8. Каковы предпосылки кооперации философов для новых форм обучения на

философских факультетах в России?

9. Какие сложности ожидают на этом пути?

10. Каково место Западных (вообще, не проживающих в РФ) коллег в

обучении философии в России?

11. Что нужно, чтобы начать осуществлять план подготовки философов с

той мерой компетентности и фундаментальности, которую вы считали бы достаточной?
1. «Зачем нужна философия?» 6. «Какие приметы в культуре и обществе говорят нам о новых задачах, стоящих перед философией в 21 веке?» 7. «Какие это задачи – фундаментальные, прикладные,... иные?»
Философы знают, что вопрос – это своего рода оптический прибор, который позволяет взглянуть на предмет определенным образом, в определенной перспективе. Вопрос «что есть Х?» и вопрос «зачем нужно Х?» задают существенно разные, хотя и взаимосвязанные ракурсы. Вопрос «зачем?» предполагает, что мы смотрим на Х, как на некое орудие, т.е. находимся в ситуации «использования» или «употребления». Эта ситуация предполагает следующий пучок вопросов: «кому?… ради кого (чего)?..» и т. д.

Самый общий ответ на вопрос «кому?» кажется вполне очевидным – философствующему, коль скоро он сам не становится орудием другого. Но кто он, философствующий? Человек? – Пусть так, но что это значит? – Человек-как-он-есть? Человек-каким-он-может-(должен)-быть? Уже в античности понимали, что философствующий человек – это человек, выбивающийся из привычного контекста «зачем» («зачем тебе это нужно?..»); людям софии, по Аристотелю, «своя собственная выгода неведома», они действуют в интересах более высоких вещей, более высоких, чем «человек». Да и как действуют? Высказывают свои (человеческие) мнения? Но ведь просто мои мнения мало кому интересны? Вот одна характерная цитата из Гегеля: «Мнение есть субъективное представление, произвольная мысль, плод воображения: я могу иметь такое-то и такое-то мнение, другой может иметь совершенно другое мнение. Мнение принадлежит мне; оно не есть внутри себя всеобщая, сама по себе сущая мысль. Но философия не содержит в себе мнения, так как не существует философских мнений. Когда человек говорит о мнениях философов, то мы сразу убеждаемся, что он не обладает даже элементарной философской культурой…». За этим в тексте следует ответ на вопрос «что есть?»: «Философия есть объективная наука об истине, наука о ее необходимости, познании посредством понятий, а не мнение и не тканье паутины мыслей». И хотя я полагаю, что последнее определение во многих отношениях неудовлетворительно (впрочем, сам Гегель лучше других понимал, что понятие философии не может существовать в форме отдельной дефиниции), приведенное выше рассуждение поучительно в том отношении, что в нем субъект философствования отделяется от «человека-как-он-есть» (таковой должен быть в философствовании преодолен, превзойден). Некоторым образом, философия философствует. И это меняет перспективу вопроса «зачем?». – А кто спрашивает «зачем»? Зачем спрашивает? В каком горизонте «зачемности» мы должны на этот вопрос отвечать? Этот горизонт должен быть очерчен, чтобы на вопрос «зачем?» можно было дать осмысленный ответ. Плотнику, строящему дом, нужен молоток затем-то и затем-то, а мне, пишущему эти строки, молоток и вовсе ни к чему. Есть ли у философии абсолютное «зачем», абсолютная необходимость? И в чем заключается эта абсолютность? (Мифологема Аристотеля: «философ, побуждаемый (принуждаемый) самой истиной…».) – Ответ зависит от «самосознания», «самоопределения» философии, которое меняется от эпохи к эпохе. Впрочем, ответ на вопрос «что есть философия?» не всегда может служить непосредственным основанием для ответа на вопрос «зачем она нужна?». Скажем, если Делез и Гваттари в своем вдохновляющем сочинении «Что такое философия?»1 говорят, что «философия – это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты (понятия)», то нужна еще изрядная доля жизнерадостного «креативизма», чтобы из этой формулы умозаключить к необходимости философии. Нельзя, однако, не согласиться с тем, что «отвечать, будто величие философии именно в том, что она вообще ни для чего не служит, такое кокетство более не забавляет даже юношей»2.

«Люди считают, – пишет Хайдеггер, – что все познается на собственном опыте и тут же в подтверждение слышат: "философия – пустое дело", "проку от нее никакого". Обе фразы… выражают мнения бесспорно справедливые. Кто в противовес им пытается доказать, что вдруг "прок какой-нибудь да есть", только усиливает и закрепляет господствующее ложное толкование, основанное на предвзятом мнении, будто к философии можно подходить с обыденной меркой, годной для определения надежности колес или действия целебных ванн. Совершенно справедливо, да и лучше не скажешь – "проку от философии никакого". Неверно только считать, что тем самым сказано последнее слово о философии. За ним следует еще небольшая прибавка в виде ответного вопроса: уж если для нас нет никакого толку в философии, то, может быть, для философии есть какой-то толк в нас самих?…»3. Гегель и Хайдеггер – философы близкие по интеллектуальному темпераменту – говорят нам: философия философствует и призывает человека-как-он-есть к этому делу примкнуть и, тем самым, понять, зачем он нужен философии. «Грубо говоря, философию всегда занимают начальные и конечные основы сущего и именно таким образом, что человек при этом со всей очевидностью подвергается толкованию и осмыслению относительно своего человеческого бытия. … То, чем философия может и должна быть по своей сущности, это – раскрытие в мысли путей и горизонтов ведения, полагающего меру и учреждающего чин, ведения, в котором и из которого народ постигает и осуществляет свое бытие (Dasein) в исторически складывающемся мире духа, ведения, которое ставит под угрозу и делает необходимыми все вопросы и все оценки»4.

Немножко чересчур торжественно (соответствует бряцающему народному воодушевлению – сомнительного толка – в Германии 1935 года). Сказанное до сих пор, конечно, не может служить удовлетворительным ответом на вопрос «зачем», но, скорее, проясняет смысл и масштаб самого вопроса. Разумеется, именно философия философствует, а человек – лишь в той мере, в какой он принадлежит, даже не синхронной философской «корпорации», но диахронному (пан-хронному) сообществу философствования. В противном случае, речь идет о «мнениях», которые всякий раз принадлежат мне. Интерес к мнениям – интерес сплетников, интерес, процветающий в фельетонную эпоху, эпоху разнузданной политкорректности, проповедующей необходимость считаться со всякими (любыми) мнениями. К тому же, «идея дружеской беседы в духе западной демократии никогда не производила ни малейшего концепта; она, может, и берет свое начало у греков, да только греки настолько ей не доверяли, настолько сурово с ней обращались, что у них концепт звучит скорее голосом одинокой птицы, парящей над полем сражения и останками уничтоженных мнений (пьяных гостей на пиру)»5.

Но зачем нужно присоединяться к названному сообществу Философского Текста? Ясно, что философствование всегда было уделом немногих (Хайдеггер, правда, говорит: «Кто эти немногие? Творческие преобразователи, переделыватели»6.). Почему (зачем) остальные, многие, должны позволять (а того гляди – поддерживать) эти занятия? Почему они должны принимать на веру положение об исключительной значимости, важности этого дела? Ответ, как следует из сказанного, должен быть дан изнутри «горизонта многих» и должен опираться на те ценности (с общепризнанным «зачем»), которые в этом горизонте уже имеются под рукой.

В этой связи я хочу высказать два соображения.

а). Философия и наука. Философия изнутри себя породила систему наук, в том числе физику, претендующую нынче на роль универсальной онтологии. Современный мир во многом – порождение науки (значит, косвенным образом – порождение философии). Но для самой науки господствовавшее в ней до недавних пор сознание безграничности своих возможностей и бесконечности горизонтов становится все более проблематичным. Наука испытывает давление извне – со стороны культуры в целом: где границы, разделяющие науку и «лженауку», не-науку? может ли наука, как она привыкла делать, полагать формы и каноны своей деятельности в качестве методологического идеала в других сферах? в каких может, а в каких нет?

Наука занята работой в созданном ею мире, она продолжает развивать (впрочем, также в той или иной мере пересматривать) свои собственные конструкции. Задачи, которые можно ставить и решать внутри научной парадигмы в целом, по-видимому, безграничны, их привлекательность едва ли может сойти на нет (впрочем, они могут померкнуть в свете новых, ино-природных задач). Но, как мне представляется, некоторые другие, вне научной парадигмы размещающиеся сферы духа (этика, которую философия так и не смогла при всем своем желании сделать «научной», религия,… и то, что не укладывается в поле подобных крупных и звучных заголовков – мир человека его жизнь и форма этой жизни, развивающейся в границах созданных философией оппозиций – цель-бесцельность, смысл–бессмыслица, ценность—отсутствие ценностей…) заставляют думать о возможности и необходимости трансформации мира в том направлении, которое не усматривается и по определению не может быть усмотрено изнутри науки, поскольку все, что вне науки ненаучно, а это для нынешнего века – пейоративное определение. Философия же хранит и собирает все подлинные возможности мысли, в том числе и те, что наука, представляющая собой, если угодно, грандиозную гипертрофию лишь одной из таковых возможностей, отбросила, забыла, мимо которых она навсегда прошла. Перефразировав Витгенштейна, можно было бы сказать: границы философского языка – границы возможного мира, границы языка науки – границы мира действительного (а он прискучил, даже со всеми своими виртуальными протуберанцами).

Философия как музей, в котором хранятся подлинники мысли, – уже не мало. Музей нужен не только для памяти о прошлом, но и для наброска будущего (для тех, впрочем, у кого в будущем есть нужда).

б) Философия и религия. Речь идет не о деле личного спасения, а о религии как форме присутствия Откровения в мире (в истории). Откровение должно быть говорящим, заговаривающим с человеком, а значит, откликающимся на контекст мира. Традиция церкви, в лице богословия, всегда пыталась этот разговор поддерживать, а для этого необходимо оттачивать языковую компетенцию. Философия хранитель и учитель языковой компетенции. Собственно, философия – мастер языка, философия – «попечение о словоупотреблении» (Хайдеггер). Это ясно помимо всяких безмерных гегелевских притязаний на предание Откровению спекулятивной формы.

В мире, который, в лице своих выдающихся интеллектуалов долго и не без успеха воевал с «гуманизмом» Просвещения, в мире высоких технологий на службе у «воинов Аллаха», в мире новых крестовых походов, осененных парящими в небесах ( в высоких слоях атмосферы) самолетами-разведчиками, в мире, где в темных закоулках «русского православия» люди со страстью погружаются в безблагодатное юродство и культурное самооскопление, отдают свою жизнь борьбе со штрих-кодами и ИННами, а воюют с ними новые «гуманисты», выкрикивающие из своего захолустья «научного мировоззрения» все те же обессмыслившиеся и всем надоевшие лозунги, – в этом мире недостает, на мой вкус, (в числе многих других «недостач»!) подлинного – изощренного, напряженного, совестливого – lumen naturale.

В заключение, можно было бы предложить некое мифологическое оправдание философствования, сославшись на судьбу философии. Философствуя, мы остаемся греками. Philo-sophia – это любовь-филия («дружество») по отношению к чему-то, что не находится среди вещей или обычных человеческих способностей, и именуется «софия». Как, по Аристотелю, неподвижный движитель, порождает движение космоса посредством любви, т.е. вызывая к себе любовь, так и философия порождает все движения в культуре, посредством своих «друзей», соискателей близости и благорасположения (между собой жестоко со-ревнующихся). Необходимость философствования есть необходимость любви и агона. (Вот уж эта история мало кого убедит!)
2. Какие образцы философского обучения мы знаем в истории?
Схематически дело можно было бы представить так. Уже в IV в. до Р.Х. образование-и-воспитание (paide…a) становится предметом теоретической рефлексии. Этот предмет можно было бы структурировать следующим образом: а) обоснование образования (формулировка его общих целей и задач – «зачем нужно…»), б) содержание образования, в) формы образовательной деятельности.

Что касается целей образования, то уже в классической Греции мы наблюдаем сосуществование двух точек зрения, не обязательно, впрочем, конфликтующих.

Их общая предпосылка состояла в том, что само понятие paide…a приложимо исключительно к свободному человеку (отсюда позже – artes liberales, «свободные искусства»). Свободный человек – не просто свободный по рождению, но свободно распоряжающийся своим временем – scolastikÒj, не зависящий от необходимости зарабатывать себе на жизнь ремеслом. «Обучение и необходимость зарабатывать на жизнь рассматривалось – как софистами, так и Платоном и Аристотелем – как решительное препятствие к приобретению того, что они называли paide…a…»7.

Первая точка зрения такова: основная цель образования (в том числе – обучения диалектике) состоит в том, чтобы «свободный гражданин стал способен выполнять политические функции и в свое время стать в одном из больших городов-государств классической эпохи должностным лицом на любом уровне: судьей, присяжным, членом различных советов, послом, служащим или оратором перед собранием»8. Образованный человек – тот, кто умеет прекрасно говорить о важных делах, кто умеет выбирать и развивать в речах «возвышенные и прекрасные темы, которые служат человечеству и представляют общий интерес»9. Об опасностях «прекрасноговорения», т.е. красноречия, говорят ранние диалоги Платона, в которых «диалектика» в форме сократической беседы, в которой выясняется истина и происходит научения, противопоставлена риторике, которая служит убеждению как скрытому принуждению (сегодня мы сказали бы– «манипулированию»).

Здесь берет начало вторая, конкурирующая точка зрения, возобладавшая в эпоху империи и в средние века. Она состояла в том, что образование – отнюдь не способ получить возможность исполнять определенные функции в полисе (возможность и целесообразность осуществление философами подобных функций управления – лишь следствие (ср. «Государство» Платона). Философию следует изучать ради самой философии, дабы придать человеку и всей его жизни некую высшую форму (эта форма ума/форма жизни и есть цель в себе, осуществив которую человек становится, насколько это для него возможно, подобен богу). Конечно, диалектика (в Академии) или «первая философия» (метафизика) у перипатетиков – высшая наука, требующая подготовки через усвоение некоторых специальных наук (их состав менялся, но эта тема относится уже к содержанию образования).

Характерный пример – рассуждение Аристотеля о «счастье» (eudaimonia) в «Никомаховой этике», а заодно и аристотелев ответ на вопрос «зачем нужна философия?». Счастье – не совокупность счастливых обстоятельств и не «эмоция», но деятельность (энергия), заслуживающая избрания не ради другого, но ради себя самой. Счастье получает свой статус высшей цели от бытийной иерархии начал, которая уже положена и установлена в «Метафизике». Счастье должно быть связано с «самой божественной частью» души, способной вместить самое божественное – божественные предметы. А эта часть души есть не что иное, как ум, созерцающий начала и основания сущего, поскольку оно суще. Софийное созерцание как исполненная, т. е. энергийно осуществленная в «уме души» (первая) фило-софия, и есть, по Аристотелю, счастье. «Если же Богу и в самом деле всегда так хорошо, как нам бывает иногда, то это достойно удивления» (Metaph. XII 7 1072 b 24 f.). И это беспрерывное созерцание божественным умом самого по себе лучшего и высшего, т. е. самого себя, иначе говоря, обращенная на себя чистая энергия ума, и есть «наилучшая жизнь и жизнь вечная» (ср. b 27 – 30). Евдемоническая энергия отождествляется, тем самым, с ноэтической, и это тождество не выводится, но постулируется. Счастье как энергия есть действительность действительно помысленной мысли. Но в собственном, более узком, смысле это и есть действительность софии – действительность мыслящего пребывания при началах и основаниях сущего, при том, что всегда есть так, как есть. И это возможно для человека «не в силу того, что он человек, но потому, что в нем присутствует нечто божественное… И если ум в сравнении с человеком божествен, то и жизнь, подчиненная уму, божественна в сравнении с человеческой жизнью» (Eth. Nic. X 7, 1177 b 27 – 31).

Сказанное позволяет понять, что полагание цели и смысла философского образования (да, и образования вообще) происходит изнутри философии и на основании самого содержания и способа существования метафизики.

((Философия, преодолевшая метафизику (в хайдеггеровском смысле), ее деконструировавшая, лишилась инструмента самообоснования и самооправдания; она должна либо «подшиться», как говорит Ален Бадью10, к поэзии, либо принять лозунги жизнерадостного креативизма, о котором шла речь выше, либо превратиться сигетику – «молчальничество». Боюсь, философия сейчас оттачивает мастерство предсмертной исповеди, играет в говорение – терапия против не-истинного, живет собственным умиранием, как Космос Платона живет собственным тлением.))

Позже в неоплатонических школах сложится (восходящая к «Федру») доктрина о «возвращении» души к своему высшему состоянию.

См. Phaedr. 249b5-c6. В этом месте речь идет о душах, которые после тысячелетнего посмертного заточения выбирают себе вторую жизнь. Сократ говорит, что человеческая душа может «войти» в «телесную жизнь» животного, а душа животного, бывшего некогда человеком, снова получить человеческую жизнь, человеческий облик. «Но душа, никогда не видевшая истины, не обретет такого облика (букв. – не войдет в облик, не дойдет, не достигнет...). Ведь необходимо, чтобы человек понимал [сущее], высказывая [его] согласно эйдосу, так что исходя из многих ощущений он объединяет [их] при помощи рассуждения в одно. А это – припоминание того, что видела душа наша, сопровождая бога и глядя свысока на то, что мы нынче называем сущим, когда поднималась на поверхность (подымала голову) к истинно сущему. Поэтому по справедливости одна только мысль философа окрыляется, ведь он всегда по мере сил пребывает в памятовании именно при том, при чем пребывает и бог, будучи божественным» (курсив, конечно, мой).

Разум ищет себя самого и находит в результате своей деятельности. Этот поиск и обретение и есть обучение философии и философское делание. Это же положение (опираясь на Порфирия, но уже в христианском контексте осуществления образа и подобия Божьего) подхватывает Августин11. Трактат De ordine – описание ступеней восхождения Разума (ratio) к Богу и одновременно – описание содержания образования, поскольку ступени эти суть не что иное, как семь свободных искусств, подводящих к вершине – философии. ((Позже в иной форме эта же «лествица» и тоже в связи с образованием будет воспроизведена Гегелем в «Феноменологии духа».))

«Эта наука (sc. философия) есть не что иное, как Божий закон, который всегда оставаясь постоянным и неизменным в Боге, как бы записан в душах мудрецов, так, что они знают: их жизнь станет тем более безупречной и возвышенной, чем более совершенно они будут исследовать этот закон умом и точнее соблюдать его в жизни»12.

Неоплатонический цикл семи свободных искусств, подводящий к «первой философии» (или в платонической традиции – диалектике) через Кассиодора и Исидора был передан христианскому Средневековью. С ним согласовывалась структура европейских университетов, складывавшаяся в XII – XIII вв. Только «вершина» образования, включавшая в себя определенный извод метафизики, стала именоваться «теология», другие же «вспомогательные» разделы унаследованного (или заново воспринятого) философского знания были распределены между дисциплинами, читавшимися на факультете свободных искусств.

Немецкий (гумбольтовского типа) университет в XIX в. вновь возрождает идею «воспитания посредством науки», а философия становится в нем вершиной и общей рамкой образовательного процесса.

На смену университету гумбольтовского типа приходит «современный» университет с многочисленными автономными естественнонаучными факультетами. Собственно, разрушение «пирамидальной» структуры образования, вершиной которого была метафизика (или богословие), связано с утратой философией (богословием) центрального места в культуре и о «децентрировании» культуры как таковой (сама возможность центра свидетельствует об определенной однородности культурного поля). Наследство философии разделили между собой частные науки. В современном мире их число умножается, да и внутри каждой науки происходит постоянное дисциплинарное дробление, так что даже самые талантливые ученые уже не в состоянии удерживать в поле зрения содержание даже одной дисциплины. Идея пайдейи умерла, на смену ей пришла необходимость (самой же наукой взращенная) «подготовки специалистов для…», задача достижения полноты человеческого в человеке почти полностью исчезла из сферы светского образования.

Что касается формы образования, то греческие школы (и в классическую эпоху, и в эпоху эллинизма) представляли собой сообщества учителей и учеников, объединенных единством жизненных целей, совместно работающих над одним делом, не ограниченных определенным временем и местом. Во главе таких школ стоял обычно один человек (схоларх), который занимался самым главным – центральной и важнейшей дисциплиной (диалектикой, первой философией, этикой – в зависимости от принятой в школе иерархией дисциплин). Постепенно роль духовного наставника перешла от схоларха к тексту, в том смысле, что схолархи превратились сначала в толкователей, герменевтов – тех, кто способен понять и разъяснить основополагающие «божественные тексты», скажем, тексты Платона, Аристотеля, а затем их функции и вовсе поглотил текст. Небезынтересно привести здесь примерный распорядок Афинской школы (нео)платонизма при Прокле.13

Восход солнца – молитва Солнцу.

Раннее утро – толкование различных произведений по программе (Прокл читал пропедевтический курс, посвященный философии Аристотеля, и основной курс, где рассматривалось учение Платона).

Позднее утро – самостоятельная работа.

Полдень – молитва Солнцу.

Послеполуденное время – философские беседы с учениками и коллегами.

Вечер – agrapha dogmata.

Закат – молитва Солнцу.
В средневековом университете преподаватели (магистры) стали, собственно, толкователями текстов. Две главные формы «учебного процесса» (studium generale) в XII – XIII вв. – поначалу lectio и meditatio, позже к ним добавляется disputatio. Термин «лекция», lectio поначалу означал буквально «чтение» из автора. Функции учителя и ученика можно усмотреть из сохранившихся глосс XII в.14: для учителя это – legere alicui scil. actorem (читать кому-либо из автора), для ученика – legere ab aliquo scil. auctorem (подхватывать, собирать [читаемое из автора] от кого-либо): глагол lego означает «читаю» и «собираю», «подбираю», «схватываю». Магистр разъясняет заголовок книги, говорит об авторе и месте читаемого сочинения, а потом читает текст, разъясняя слово за словом, предложение за предложением (в том числе и с лингвистической точки зрения). Meditatio – самостоятельное продумывание текста студентами, disputatio – публичная защита ряда тезисов, сформулированных на основании авторитетных текстов.

Существенно позже в университетах Европы вновь попытаются внутри университетской рамки возродить изложение философии не в виде комментария, но от первого лица: профессор излагает свою систему наряду с важнейшими «классическими» тестами. В Германии такой способ обучения философии достиг особого расцвета в XIX – начале XX. (Достаточно вспомнить лекции Гегеля о логике в основанном В. фон Гумбольтом Берлинском университете в 1818 г. А вот свидетельство о жизни Геттингенского университета почти сто лет спустя. Эдит Штайн пишет, что после выхода в свет гуссерлевских «Идей к чистой феноменологии и феноменологической философии» в 1913 г. эту работу студенты «должны были обсуждать на семинаре. Кроме того, Гуссерль объявил, что он хочет выделить один день в неделю, после обеда, чтобы желающие могли приходить к нему домой со своими вопросами и сомнениями»15.)
3. Какие из них возможны сегодня? 4. Какие вы видите НОВЫЕ формы?
В определенном смысле, при наличии достаточных ресурсов многие описанные выше формы обучения можно воспроизвести и сегодня. Но, разумеется, эта возможность только «принципиальная». В действительности, формирование Парижского университета происходило под патронажем французских королей, которые хотели сделать свою столицу центром европейской образованности и привлечь сюда самые блестящие умы, и покровительством пап, хорошо понимавших, какой мощный рычаг управления и влияния они получают в лице единого («заглавного») научного и богословского центра. Как уже было сказано, и школы софистов, и постоянные афинские философские школы, вроде Академии и Ликея, предназначались для свободных людей. В отличие от софистов «академики» не брали плату за обучение, но, все равно, только люди обеспеченные, избавленные от необходимости зарабатывать себе на хлеб, могли посвятить философии не просто несколько часов в день, а фактически все свое время. В этом смысле, философия – аристократическая затея. Отпечатком этих форм мы можем считать, вероятно, хорошо финансируемые государством или корпорациями научно-исследовательские лаборатории (в рамках современной фундаментальной науки), в которых есть «мастера» (научные лидеры) и стажеры, но de jure это – не образовательные структуры (хотя в них все продолжают учиться, и именно так и следует продолжать учиться).

К тому же, в нынешнюю эпоху, тем более в России, трудно вообразить себе мастера, излагающего свою собственную систему. Подобные попытки a priori подозрительны, и решиться на них можно в исключительных случаях после тщательного исследования. Нынче даже так называемые «оригинальные» монографии пишутся в лучшем случае в форме толкований, а в худшем – в форме доксографии (переходящей в фельетон). А уж то, что в философии претендует на абсолютно новое и определяет себя как «открытие», почти наверняка – безумие или до тошноты убогая, хоть и тщеславная, возня. Николай Кузанский противопоставлял «знатоку» философии простеца; его герой – Idiota («особенный»), человек способный создать-помыслить новое, изменив каноны и правила игры (это и есть – творцы концептов). Но я полагаю, что всякий «идиот» в наше время может быть только отчаявшимся знатоком, причем знатоком подлинным и глубоким. Кажется, наше время таково, что потуги на оригинальность смешны и мелочны, по сравнению с попыткой стать причастным Философскому Тексту в его целокупности и исторической глубине16. Конечно, эта причастность может (и, как кажется, увы, в течение некоторого времени все еще должна) осуществляться в конечном итоге в форме «отчаяния» – усмотрения границ метафизики, в форме разоблачения ложных обещаний и посулов. ((Philia, «дружество» прошло через череду катастроф и измен. Теперь это – «уклончивость, утомленность, дружеская скорбь, превращающая само дружество в мысль о концепте как бесконечной недоверчивости и терпеливости»17, утаивание, отказ, без-ответность, нужда, брошенность, обделенность. Отсюда – необходимость сродниться с поэзией в той форме, которую последняя приобрела в ХХ века. Это особенно ясно нам, наследникам советской истории, в которой стихотворение часто было чудом проблеска смысла в такой глубине отчаяния и страха, в которую уже не проникает lumen naturale, чудом «про-делывания» пронзительного смысла в монолите «великой муры»18)) Но где отчаяние, там, как любил говорить Хайдеггер, цитируя Гельдерлина, рождается и спасительное19. Отчаянию, т.е. апофатической герменевтике текста, противостоит почти повсеместно распространенная сейчас в российских университетах «нетворческая критика». Я позволю себе еще раз процитировать Делеза и Гваттари20: «Критиковать (sc. действительно критиковать – А.Ч.) – значит констатировать, что старый концепт, погруженный в новую среду, исчезает, теряет свои составляющие или же приобретает другие, которые его преображают. А те, кто занимается нетворческой критикой, кто ограничивается защитой исчезающего концепта, не умея придать ему сил к возрождению (это еще полбеды, чаще всего понятие изображают как мнение, философствование – как доксографию, фельетон – А.Ч.), – для философии такие суть истинное бедствие. Все эти специалисты по дискуссиям и коммуникации движимы обидой (я бы сказал, но это другая сторона того же, – одержимы сознанием собственной важности – А.Ч.). Сталкивая друг с другом пустые словеса, они говорят лишь сами о себе».

((Эсхатологическое философствование, гибель богов, очерчивание границ и работа на границе, маленькие но тщательно сделанные дела – legere ab aliquo – думать так же хорошо, как auctor об этом, но и о другом, обход музея, описи, каталоги, разговор в присутствии подлинника, разыгрывание трагедии – этой, но и другой, смерть понарошку, но и по правде, хор.))

Сказанное не отменяет возможности существования, по краям, по границам Философского Текста ряда попыток самостоятельного говорения, которые должны развиваться со всей присущей лучшим образцам философствования серьезностью и изощренностью. Вылазки за пределы освоенной философской ойкумены.

Мне представляется, что вступили (по крайне мере, в области философии и гуманитарных наук) в «нетворческую эпоху», которая сближает нас со Средневековьем (о том, что радикально отличает нас от средневекового христианского мира – позже). Стало быть, наиболее приемлемой представляется форма университета (как universitas scholarum et magistrorum – единство, работа-заодно учеников и учителей). Роль схоларха берут на себя тексты, а помимо этих виртуальных схолархов должны быть вполне реальные мастера интерпретации (в том числе – апофатической интерпретации = деконструкции). Lectio, meditatio, disputatio (в ходе которой мастер блюдет ответственный характер говорения или обмена соображениями в другой форме – по интернету, например) – замечательные формы работы, и ничего нового здесь придумывать, как кажется, не надо. Еще одна составляющая обучения в средневековом университете – assiduitas operis – «усердие в делах (спасения)», наставления, разъяснявшие необходимость христианской жизни и «добрых дел» для подлинного усвоения наук, – должна преобразоваться в разговоры о современном мире и нашем способе бытия-в-мире, разговоры, сторонящиеся прямой наставительности и нравоучительности.

Новым становится (и здесь я перехожу к отличию нашей ситуации от средневековой) рискованность всей затеи философского образования. Если средневековая культура имела единый центр, то нынешняя культура и нынешний жизненный мир такового не имеют. И значит, ученик должен отважиться на чрезвычайное напряжение всех своих сил, без всякой онтологической гарантии на то, что он занимается самым важным (вообще, – осмысленным) делом. Важность философского дела не может быть заранее декларирована: эта декларация не будет признана современной культурой, как она признавалась в античности (в отношении философии) или в Средневековье (в отношении богословия). Повторяю, европейская культура более не однородна и не центрирована. Понимание важности философского дела должно вырастать изнутри школьной работы. Такое положение дел предполагает серьезный отбор и отсев учеников по ходу обучения.

Суммируя, можно сказать, что вся «новизна» помещается в содержание читаемого, продумываемого и обсуждаемого.

А кроме того, disputatio перестает быть «внутренним» делом философии. Философия перестала быть континентом, а стала одним из островов (при этом, не самым процветающим) архипелага многообразных духовных (культурных, интеллектуальных) затей. Иными словами, дискутировать приходится не с alter ego, a с Другим (физиком, нейрофизиологом, политиком…).

Здесь следует обратить внимание на крепнущее сознание того, что слово «язык» указывает на глубочайшую проблему в науке и философии (т.е. центральную проблему постметафизической ситуации). Это имя (пока еще, да и по существу – не предмет) дает даже надежду на некоторый взаимный интерес со стороны различных философских и научных школ. «По праву говорят, что невзирая на вавилонское смешение языков между различными школами-направлениями и дисциплинами современной философии (или, наоборот, благодаря ему?) язык стал общей проблемой почти всех школ и дисциплин (возможно, единственной общей проблемой)»21.

Я отдаю себе отчет в том, что нетворческую эпоху постоянно хотят «преодолеть»: «Хватит хныкать!» Иногда даже кажется (и от этого захватывает дух), что это – не просто лозунги жизнерадостного и пустого креативизма, а нечто куда более серьезное и выстраданное, как, например, «Манифест философии» упомянутого уже Алена Бадью (и стоящее за ним фундаментальное исследование «Бытие и событие»22). Кстати, все о чем я говорил выше, Бадью называет «большой софистикой» и предлагает расправиться с ней посредством повторения «платоновского жеста». Но, как кажется, он с самого начала смотрит на софистику, используя в качестве оптического прибора великую аттическую прозу раннего Платона. А у софистики (у настоящих, а не литературных, т.е. платоновых, Протагора и Горгия) есть, насколько мы можем судить перед лицом почти полного отсутствия текстов, своя правда, с которой нужно еще потягаться самостоятельно, а не руками литературного Сократа.


1 Русский перевод С.Н. Зенкина, СПб, 1998.

2 Делез Ж., Гваттари Ф. Ук. соч. – С. 18.

3 Хайдеггер М. Введение в метафизику. – СПб: Изд-во ВРФШ, 1997. – С. 96. (Перевод Н.О. Гучинской несколько изменен.)

4 Там же С. 94сл.

5 Там же С. 15.

6 Там же С. 95.

7 Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. – М., 2002. – С. 6.

8 Там же С. 7.

9 Исократ, Antidosis. Цит по: Адо И. Свободные искусства и философия в античной мысли. – С. 15.

10 Ален Бадьюю Манифест философии / Пер. В.Е. Лапицкого. – СПб: Machina, 2003.

11 См. Адо, цит. соч., гл. IV.

12 Агустин, De ordine II, 8, 25. См. Адо, цит. соч., С. 155.

13 См. Лукомский Л.Ю. О личности и сочинениях Прокла // Прокл. Платоновская теология. – СПб, 2001. – С.314.

14 См. Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode. 2. Band. – Berlin, 1957. – S. 14.

15 Edith Steins Werke. Bd. VII. S 174f. Цит. по: Мотрошилова Н.В. «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию. – М., 2003. – С. 73

16 Ср. Ницше: «Вполне возможно, что через несколько столетий наконец рассудят, что ценность немецкого философствования, собственно говоря, заключается в том, что оно представляет собой освоение заново, шаг за шагом, античной почвы, что любые потуги на "оригинальность" кажутся мелкими и смехотворными по сравнению с более высоким притязанием немцев – восстановить узы, которые казались разорванными, узы с греками – человеческим типом самой высокой известной доселе пробы».

17 Делез Ж., Гваттари Ф. Цит. соч. – С. 10.

18 «Нет, не спрятаться мне от великой муры / за извощичью спину – Москву / я – трамвайная вишенка страшной поры / и не знаю, зачем я живу» (Мандельштам).

19 Подробнее об «онтологии отказа» см. Черняков А.Г. Хайдеггер и греки.

20 Цит. соч. С. 41.

21 Аппель К.-О. Трансформация философии. – М., 2001. – С. 237.

22 Alain Badiou. L’être et l’événement. Paris: Du Seuil, 1988.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconЖдем Антихриста? (Сентиментальные этюды) Пролог с эпилогом
«Таракан, попавший между страниц философского трактата, видит в нем, прежде всего продукт питания.»
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Каждый из нас в новом году ожидает для себя и своих близких только самого лучшего доброго и приятного. Несомненно благосостояние,...
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию
Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами...
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию
Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами...
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами...
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Предлагаемый публичный отчет адресован общественности микрорайона, родителям, всем заинтересованным лицам. Мы предлагаем сотрудничество,...
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconТемы для рефератов по философии
Предмет философского знания. Специфика философского познания (рефлексивность и дискурсивность). Функции философии в культуре. Философия...
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconРабочая программа учебной дисциплины «философия»
Формирование представления о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского...
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нам нужно выяснить сегодня чего мы не знаем и самостоятельно найти выход из затруднения
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нам нужно выяснить сегодня чего мы не знаем и самостоятельно найти выход из затруднения
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconКурс «философия» для нефилософских специальностей введение
Программа курса предусматривает изучение основных областей философского знания. В ходе изучения курса студенты должны ознакомиться...
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconЗапиши, для чего и от чего свободен настоящий человек?
...
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сегодня вы будете открывать новые знания из области английской грамматики. Для чего необходимы новые знания?
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconТема занятия
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconДоклад, -а. Выступление перед группой людей с рассказом о чём-либо. Например: научный доклад
Сегодня мы собрались на четвёртое заседание клуба «Мы и окружающий мир». Тема нашего заседания: «Для чего люди выращивают культурные...
Чего мы ждем от философского образования сегодня? iconАктуализация понятий. Стратегия искусство и наука достижения желаемых...
Здравствуйте, ребята! Как вы думаете, с чего мы начнем сегодня наше занятие? (начнем со знакомства). Нас зовут Ирина Сергеевна, Анна...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск