Скачать 0.55 Mb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа по технологии для 5-8 классов основной общеобразовательной школы составлена на основе следующих нормативных документов: -Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г №1089; -Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный Приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г; -Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Обслуживающий труд»; -Примерная программа основного общего образования по направлению «Технология. Технический труд»; -Авторская программа основного общего образования по направлениям: «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Технический труд», В.Д Симоненко, М: Вентана-Граф, 2010; -Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; -Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта; -Методические письма о преподавании учебных предметов в связи с переходом на федеральный базисный учебный план 2004года; -Положение о рабочей программе МБОУ «Пежемская СОШ № 14»; -Учебный план МБОУ «Пежемская СОШ №14». Общая характеристика предмета Программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной школе. Основным предназначением образовательной области «Технология» в системе общего образования является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, профессиональное самоопределение в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность творчески использовать знания основ наук и применять их на практике в области проектирования, конструирования и изготовления изделий. Тем самым обеспечивается преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию, непрерывному самообразованию и трудовой деятельности. Именно при изучении предмета «Технология» учащиеся должны получить умения анализировать и творчески решать практические проблемы, знания и умения в области художественно-прикладного творчества, представления о мире науки, технологии и техносферы, влиянии технологии на общество и окружающую среду, о сферах человеческой деятельности и общественного производства, спектре профессий и путях самооценки своих возможностей. Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии является комбинированный урок. В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. ЦЕЛИ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Главной целью современного школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения технологии:
Основные задачи обучения Ознакомление учащихся с ролью технологии в нашей жизни, с деятельностью человека по преобразованию материалов, энергии, информации с влиянием технологических процессов на окружающую среду и здоровье людей.
Достижение этих целей и решение задач предполагается осуществлять посредством широкого использования метода проектов и его дидактически обоснованного сочетания с традиционными методами, способами и формами обучения. Место предмета в Федеральном базисном учебном пл В соответствии с федеральным базисным учебным планом образовательных учреждений Российской Федерации и учебным планом МБОУ «Пежемская СОШ №14» данная программа рассчитана в 5-7 классах на 68 часов ежегодно (по 2 часа в неделю), в 8 классе 34 часа (1 час в неделю). При реализации рабочей программы используется УМК для 5-8 классов (под ред. В.Д.Симоненко) –М.: Вентана-Граф, 2011, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный Министерством образования и науки РФ. Структура курсаТрадиционно, с целью учета интересов и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий технология изучается в рамках одного из трех направлений: «Технология. Технический труд», «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Сельскохозяйственный труд». Содержание программы предусматривает изучение материалов по следующим сквозным образовательным линиям: - культура и эстетика труда; - получение, обработка, хранение и использование информации; - основы дизайна; - элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства; - знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащимися; - влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека; - творческая, проектная деятельность; - история, перспективы и социальные последствия развития технологии и техники. Данная программа составлена из двух направлений: «Технология. Обслуживающий труд» и «Технология. Технический труд» (модифицированный вариант) для совместного обучения девочек и мальчиков. Базовыми для направления «Технология. Обслуживающий труд» являются разделы: «Создание изделий из текстильных и поделочных материалов», «Кулинария»; для направления «Технология. Технический труд» - «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов». Программа также включает в себя следующие разделы: «Электротехнические работы», «Технология ведения дома», «Современное производство и профессиональное образование». Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Корректировка программы Программа разработана для совместного обучения мальчиков и девочек 5-8 классов. Исходя из возможностей школы за основу взято направление «Технология. Обслуживающий труд», т.к. обучение производится на базе швейной мастерской и кабинета кулинарии. Основные разделы этого направления сохранены и включены в рабочую программу. Базовый раздел «Создание изделий из конструкционных и поделочных материалов» из направления «Технология. Технический труд» из-за отсутствия материально-технической базы представлен не в полном объеме. Данный раздел изучается на уровне тем «Материаловедение», «Машиноведение» и проектирования изделий. Часы на его изучение выделены из резерва. Обоснование отбора материала Исходя из необходимости учета потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, учебный материал для включения в программу отобран с учетом следующих положений: - распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений; - возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющие практическую направленность; - выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей; - возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, реального представления методов и средств осуществления технологических процессов; - возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся. Логические связи с другими дисциплинам Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов. При этом возможно проведение интегрированных занятий, создание интегрированных курсов или отдельных комплексных разделов. Региональный компонент На реализацию регионального компонента образовательной области «Технология. Обслуживающий труд» отводится по 8 часов в каждом классе. Базовыми для направления «Технология. Обслуживающий труд» являются программы «Северная народная вышивка», автор-составитель Кузьмина Н.В., «Орнаментальное вязание», авторы-составители Кузьмина Н.В., Сумарокова Л.С., «Северный народный костюм. Кукла», автор-составитель Фафулева О.В., «Северное лоскутное шитье», автор-составитель Прохновская Т.В. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в начальной... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе федерального... «Технология. Обслуживающий труд», «Технология. Сельскохозяйственный труд (Агротехнология)» (под ред. В. Д. Симоненко). Программа... | ||
Рабочая программа по технологии для 5-8 классов на 2013-2014 учебный год Васильева, И. Н. Иванова, Технология. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. –... | Пояснительная записка Данная программа к учебникам Технология. Обслуживающий... Технология ведения дома общего образования и Требований к результатам обучения,представленных в Стандарте основного общего образования.... | ||
Рабочая программа педагога болдина Лидия Борисовна, 1 квалификационная категория Учебная программа предмета «Технология. Обслуживающий труд» составлена с учетом полученных обучающимися при обучении в начальной... | Рабочая программа по технологии составлена на основе примерной программы... «Технология. Обслуживающий труд» под редакцией Ю. Л. Хотунцева, В. Д. Симоненко. Москва «Просвещение» 2007г в полном соответствии... | ||
Из опыта использования кейс-метода при обучении физике в средней школе Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На уроках информатики, уроках изо, мхк, черчения, уроках в начальной школе, элективных курсах, кружках, дистанционном обучении учащимися... | Анализ работы кафедры «Искусство и технология» за 2012-2013 учебный год М/С:«Повышение качества образования на основе системно-деятельностного подхода в обучении и воспитании»и методической темой кафедры:«Проектная... | ||
Уроках математики Основная задача обучения математике в школе прочное и осознанное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых... | Актуальные вопросы обучения методике преподавания иностранного языка в начальной школе Тематический план разработан применительно к Примерной образовательной программе основного общего образования «Технология. 8 класс»... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образовательная сессия как форма организации учебной деятельности в средней школе. – М.: Сентябрь, 2013. – 144 с. (Технология образовательной... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель обучения образовательной области физическая культура в начальной школе – формирование у учащихся начальной школы основ здорового... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данная технология может быть использована учителями при обучении учащихся разных возрастных групп, так как главной целью образования... |