Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле»





Скачать 53.96 Kb.
НазваниеУрок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле»
Дата публикации12.01.2015
Размер53.96 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Костюк Мария Анатольевна
учитель географии, I квалификационная категория
Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучение отдельных предметов №1 г. Зеленодольска

Зеленодольский муниципальный район
Урок природоведения – 5 класс.
Тема: «Развитие жизни на Земле».

В 2004 – 2005 учебном году я впервые взяла 5 класс, который в начальной школе обучался по системе Л. В. Занкова.

Процесс обучения с этими детьми проходит быстро, легко и непринужденно. Учащиеся высказывают свою точку зрения, могут самостоятельно работать с текстом, выбирать главное, решать проблемные задания, делать подборку материалов, пользуясь справочниками и энциклопедиями. К уроку приносят много дополнительной литературы и порой обижаются на меня, если за урок не все учащиеся успевают высказаться. Все это далеко не всегда увидишь в классах с традиционной системой обучения.

Мне очень интересно работать с этим классом, так как уроки всегда живые, новые, в отличие от традиционных – необычные, где есть место для творчества учителя и учащихся.

Свою методическую цель вижу как преемственность развивающего обучения в обучении географии.
Урок природоведения – 5 класс.
Тема: «Развитие жизни на Земле».
Цели: - продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о развитии жизни на Земле;

- углубить знания ребят о юрском периоде, о динозаврах;

- развитие умений: работать с дополнительной литературой к уроку всех учащихся; высказывать свою точку зрения, решать проблемные вопросы, устанавливать причинно-следственные связи; работать в группах;

- развитие творческих способностей через подготовку к уроку наглядностей (рефератов, поделок, сочинений и т.д.).

Тип урока: проблемный урок.

Метод урока: частично-поисковый.

Форма урока: беседа, дискуссия.

Наглядность: видеофильм компании ВВС «Прогулки с динозаврами», выставка поделок динозавров из пластилина, рисунков динозавров, рефератов о динозаврах; выставка дополнительной литературы: «Я познаю мир», «Динозавры» - справочные данные, детские энциклопедии.

Ход урока:

1.Актуализация опорных знаний:

Учитель: - Ребята, мы с вами уже второй урок изучаем тему «Развитие жизни на Земле», давайте вспомним, как началось зарождение жизни?

Ученик: - Жизнь зародилась в воде 3,5 млрд. лет назад, появились морские водоросли, морские лилии, кораллы, динихтис и т.д. Растения и животные вышли на сушу около 2,5 млрд. лет назад, появились гигантские папоротники, хвощи, плауны, стрекозы, пауки, стегоцефал.

Учитель: - Сегодня мы продолжим изучение следующего этапа развития жизни на Земле, одного из самых загадочного и неповторимого.

2.Изучение нового материала:

Учитель: - Внимательно посмотрите фрагмент фильма и догадайтесь, о чем мы будем разговаривать?

Показ отрывка видеофильма «Прогулки с динозаврами» (7 мин.).

После просмотра фрагмента, учащиеся называют тему урока – «Динозавры».

Учитель: - После того как мы узнали тему урока, давайте более подробно познакомимся с динозаврами и совершим экскурсию в «Парк юрского периода». Многие ребята побывают в роли экскурсоводов. Ученики каждого ряда, пользуясь наглядным материалом (рисунками, поделками, литературой), знакомят со своими «питомцами», повествуя о их образе жизни, размерах, повадках и т.д. (задание было дано за неделю).

Ученики 1-ого ряда – рассказывают о хищниках:

Тираннозавр (в переводе – ящер-тиран) – длиной 12 м, масса 6 тонн. Был хищником, но не брезговал и падалью.

Компсогнат – самый маленький динозавр, его длина 75-91 см, масса 3 кг. Питался мелкими ящерицами, насекомыми.

Эустрептоспондил – этот свирепый хищник достигал 2 м в высоту. Обычным местом охоты была прибрежная полоса. Длина 6 м, длина черепа 50 см.

Аллозавр – длиной 10 м, масса 5 тонн. Охотился на крупных животных. У него были острые когти на лапах, сильные зубы и острое зрение.

Ученики 2-ого – о травоядных:

Диплодок – длина 27 м, масса 10 тонн. Мог вставать на задние лапы, дотягиваясь до высоких ветвей деревьев.

Трицератопс (в переводе – трехрогий) – был похож на носорога, обладал небольшим рогом на конце морды и двумя длинными рогами над глазами. Длина до 9 м, масса до 12 тонн.

Стегозавр – маленькая голова и два ряда костных пластинок, располагающихся на спине, которые служили защитой от хищников. Длина 7 м, масса 4 тонны.

Бронтозавр – длина 20 м, питался сочной водной растительностью, был полуводным животным.

Эвоплоцефал – (в переводе – хорошо защищенная голова). Под кожей имел прочный панцирь из костных пластин. Длина 5 м, масса 3 тонны.

Ученики 3-его – о летающих и водных динозаврах:

Ихтиозавр – (в переводе – рыбоящер), напоминал современного дельфина. Длина достигает до 13 м. Ихтиозавры питались рыбой и кальмарами.

Плезиозавр – длина их тела составляла от 1,5 до 16 м. Плезиозавры имели длинную шею, сравнительно короткие конечности. Это были рыбоядные хищники прибрежной зоны морей.

Амбулоцетус – длина 3 м, высота 1 м, жил 50-49 млн.л.до н.э. Древний кит, быстро плавал, на суше был неповоротливым. Обладал мощными челюстями с острыми зубами.

Архиоптерикс – самая древняя птица. Летал плохо, в основном планировал с дерева на дерево, охотясь за добычей или спасаясь от врагов.

Птерозавр – лазали по стволам, перескакивали. Между лапами и телом – кожная складка. Питались рыбой и насекомыми.

Птеродактиль – имел очень короткий хвост, широкие крылья; их череп был вытянут вперед и снабжен немногочисленными зубами. Наиболее мелкие были величиной с воробья, наиболее крупные достигали размеров ястреба.

Рамфоринх – летающий ящер. Размах крыльев составлял 1 м. Он питался рыбой. На лапах были когти, с помощью которых они могли лазать по деревьям, цепляясь за них, и спать, повиснув головой вниз.

3. Физкультминутка.

4. Проблемное задание:

Учитель: - Ребята, а кто видел в современных зоопарках динозавров? Почему вы их не увидели? Так почему же 65 млн. лет назад вымерли динозавры?

Учащиеся высказывают гипотезы вымирания динозавров:

  • падение метеорита,

  • изменение климата,

  • вулканическая деятельность,

  • нехватка пищи и т.д.

Учитель: - Итак, ваши гипотезы во многом совпадают с гипотезами ученых, но гипотезы – это всего лишь предположения, а истинная причина вымирания динозавров – так и останется тайной. Развитие жизни на земле продолжилось, появились цветковые растения, птицы, млекопитающие, человек…

Учитель: - Как вы думаете, развитие жизни на Земле закончилось на сегодняшний день?

Приведите примеры о современном развитии жизни?

Ученик: - Жизнь продолжает развиваться, меняются контуры материков, разрушаются горы, мелеют реки, ученые выводят новые сорта растений, новые виды животных, но, к сожалению, многие виды растений и животных оказались под угрозой исчезновения, в том числе по вине человека. Появилась Красная Книга, куда заносятся охраняемые и исчезающие растения и животные (обращение к стенду «Охраняемые растения и животные Республики Татарстан»).

5. Вывод урока: динозавры – был очередной этап в развитии жизни на Земле, дошедший до нас в виде останков костей и окаменелостей. Но жизнь продолжает развиваться, и наша задача – не допустить исчезновения и вымирания современных растений и животных, а оберегать и охранять их.

6.Творческое задание: написание мини-сочинения на тему «Динозавры и современный мир». Зачитывание 1 – 2 мини-сочинения.

Ученик: - Если бы динозавры жили в наше время, они бы разрушили Землю, уничтожили бы всех людей. Они бы заглядывали в окна верхних этажей. Хищники бы истребили все живое, ведь у всех хищников зоркое зрение, острые зубы, длинные хвосты. Человечеству грозило бы вымирание.

Ученик: - Хищные динозавры были бы нам враги и люди бы убивали их. Все люди жили бы дальше от них и боялись ходить туда, где жили динозавры. Может быть, некоторых травоядных динозавров люди приручили и использовали их в работе, например, как подъемный кран.

7. Домашнее задание: завершить работу над написанием мини-сочинения.






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconТема: Возникновение жизни на Земле
Цель – изучить начальный этап жизни на Земле; формировать поисковый стиль мышления и коммуникативные навыки; развить практические...
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconУрок Природоведение 5 класс Тема урока: Вулканы
Оборудование: карта полушарий, таблички с названием вулканов, фильм «Вулканы», учебник природоведения (5 класс), проектор, экран
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconКонспект урока биологии в 11классе тема урока. Гипотезы возникновения...
Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Прочтите высказывания, займите место, согласно высказыванию
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconИ. О. Пшеничная Наталья Александровна Место работы : город Краснодар,...
Солнца для жизни на Земле, подводить анализируемые объекты (Солнце, Земля, Луна) под понятия разного уровня обобщения (космические...
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconУрока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле»
Разработка нестандартного урока исследование по биологии 7 класс. На тему: «Развитие животного мира на Земле». Учитель биологии маоу...
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconУрок Тема : Развитие гигиены
Сегодня на уроке мы будем говорить о здоровье и здоровом образе жизни, определим, кто из вас знает лучше правила здорового образа...
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: Основы экологии. Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Урок №1
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconУрок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле....
Интегрированный урок (математика + естествознание)) на тему: "Источник жизни на земле. Решение математических задач"
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconТема: «Вода-источник жизни на Земле!»
Методическая тема «Овладение методами диагностики и мониторинга за качеством знаний учеников»
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconУрок проект Тема урока: «Разнообразие растений на Земле»
Цель урока : знакомство с разнообразием растений на Земле, формирование умения работать в группах
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» icon«Как добыть энергию для жизни» урок природоведения в 5 классе
Цели и задачи: формирование знаний о привязанности растений к месту произрастания и приспособленности животных к передвижению
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconУрока биологии 5 класс Тема : «Вода как среда жизни организма»
Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является четвертым в изучении главы 1 «Разнообразие живых организмов....
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» icon4. организменный уровень. Размножение и развитие
Преемственность жизни на Земле обеспечивается благодаря свойству живых организмов
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconУрок природоведения по теме «Жизнь животных»
«читать» схемы, моделировать экологические связи; способствовать обогащению и развитию субъективных представлений учащихся о жизни...
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconУрок окружающего мира 3 класс Тема: «Здоровый образ жизни»
Образовательные: ознакомить с правилами сохранения и укрепления здоровья. Развивающие: формировать у учащихся желание осознанного...
Урок природоведения 5 класс. Тема : «Развитие жизни на Земле» iconУрок природоведения- однотемный в разновозрастном классе. Тема
Развивать мышление, любознательность, бережное отношение к природе, умение оценивать свои действия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск