План урока. Орг момент (1 мин.)





Скачать 103.55 Kb.
НазваниеПлан урока. Орг момент (1 мин.)
Дата публикации25.02.2015
Размер103.55 Kb.
ТипПлан урока
100-bal.ru > География > План урока
Цель: Обеспечить усвоение принципа действия и устройства ртутного барометра-анероида, а также назначения и принципа действия открытого жидкостного и металлического манометров; формирование практических умений пользоваться этими приборами для измерения давления.

План урока.

  1. Орг. момент (1 мин.)

  2. Актуализация знаний. (7 мин.)

  3. Изучение нового материала. (20 мин)

  4. Закрепление знаний. (14 мин.)

  5. Д/з. ( 2 мин.)

  6. Рефлексия. (1 мин.)


Ход урока

1.Орг. момент.

2.Актуализация знаний

  1. Известно, что масса 1 м3 воздуха на уровне моря при 0°С равна 1,29 кг. Каковы вес этого воздуха и его плотность? (12,9 Н; 1,29 кг/м3)

  2. Вычислите вес воздуха в помещении, объем которого 60 м3. (774 Н)

  3. Какова причина существования атмосферного давления?

  1. Подвижность молекул

  2. Их взаимодействие

  3. Вес воздуха

  4. Его трение о землю

  1. Как изменяется плотность воздуха с изменением высоты над поверхностью Земли?

  1. Увеличивается при подъеме

  2. Не изменяется

  3. Уменьшается с возрастанием высоты

  1. Кто и как впервые измерил атмосферное давление?

  1. Галилео Галилей при наблюдении в телескоп.

  2. Исаак Ньютон, когда изучал движение тел

  3. Блез Паскаль при выяснении условий равновесия жидкостей.

  4. Эванджелиста Торричелли в опытах с трубкой, в которой ртуть устанавливается на определенном уровне.

  1. Атмосферное давление сегодня выше нормального атмосферного давления на 10 мм.рт.ст. Какой высоты столбик ртути в трубке Торричелли будет при этом давлении? (770 мм.рт.ст.)

Объясните опыты:

Самый простенький фонтан”

Беру шприц, закрываю отверстие пальцем и перемещаю поршень, увеличивая объём воздуха под поршнем. Затем опускаем шприц в стакан с водой, не открывая отверстия, и убираем палец. В шприце бьёт фонтан. Почему? Объясните.

Ответ: Когда мы увеличиваем объём воздуха под поршнем, то при этом уменьшается давление газа. Атмосфера давит на воду в стакане и заставляет её с силой входить в разряжённое пространство под поршнем. Потому и образуется фонтан.

Богдановичские стаканы”

Возьмём два стакана, огарок свечи, немного газетной бумаги, ножницы. Поставим зажженный огарок свечи в один из стаканов. Вырежем из нескольких слоёв газетной бумаги, положенных один на другой, круг диаметром немного больше, чем внешний край стакана. Затем вырежем середину круга таким образом, чтобы большая часть отверстия стакана осталась открытой. Смочив бумагу водой, мы получим эластичную прокладку, которую и положим на верхний край первого стакана.

Осторожно поставим на эту прокладку перевёрнутый второй стакан и прижмём его к бумаге так, чтобы внутреннее пространство обоих стаканов оказалось изолированным от внешнего воздуха. Свеча вскоре потухнет. Теперь, взявшись рукой за верхний стакан, поднимем его. Мы увидим, что нижний стакан как бы прилип к верхнему и поднялся вместе с ним.

Ответ: Это произошло потому, что огонь нагрел воздух, содержащийся в нижнем стакане, а, как мы уже знаем, нагретый воздух расширяется и становится легче, поэтому часть его вышла из стакана. Когда мы медленно приближали к первому стакану второй, часть содержавшегося в нём воздуха также успела нагреться и вышла наружу. Значит, когда оба стакана были плотно придавлены один к другому, в них было меньше воздуха, чем до начала опыта. Свеча потухла, как только был израсходован весь содержащийся в стаканах кислород.

После того как оставшиеся внутри стакана газы остыли, там возникло разряжённое пространство, а воздушное давление снаружи осталось неизменным, поэтому оно плотно придавило стаканы один к другому, и когда мы подняли верхний из них, то и нижний поднялся вместе с ним. Стаканы были бы ещё гораздо сильнее прижаты друг к другу, если бы нам удалось создать внутри них совершенно пустое пространство.
3.Изучение нового материала.

Ежедневно мы получаем информацию о величине атмосферного давления и его изменении. Почему оно не является постоянным? Почему на разных территориях Земли давление разное? Как зависит давление от высоты?

Атмосферное давление зависит от состава воздуха. Так, например, при поступлении влажного воздуха, насыщенного водяными парами, давление уменьшается, так как масса молекул воды заметно меньше массы «основных» молекул атмосферы — азота и кислорода.

Наиболее сжатыми, а значит, более плотными, являются прилегающие к поверхности Земли слои атмосферы. Следовательно, значение атмосферного давления зависит от высоты места над уровнем моря.

На вершине самой высокой (h = 8846,1 м) горы Эверест (рис. 196) давление почти в 3 раза меньше, чем у ее подножия.

Давление жидкости от высоты столба зависит прямо пропорционально (p = gph). Зависимость же атмосферного давления от высоты описывается гораздо более сложной формулой.

Однако для расчетов, не требующих большой точности и при не очень больших высотах, можно считать, что давление убывает на 1 мм рт. ст. при подъеме на каждые 12 м. Зависимость давления от высоты можно использовать для измерения высоты подъема (альпинистов, летательных аппаратов).

Так, если при подъеме давление уменьшилось на 30 мм рт. ст., то это значит, что высота подъема:

h = 30 мм рт.ст.· 12м/мм рт.ст. = 360 м

Приборы, измеряющие высоту по такому принципу, называют альтиметрами (от лат. altius — выше).

Альтиметр - прибор для измерения высоты над уровнем моря. С высотой атмосферное давление снижается, и альтиметр фиксирует его изменение. Знание высоты собственного местоположения может оказаться весьма полезным при ориентировании в горах в условиях плохой видимости. Например, когда вы совершаете восхождение в плотном тумане и наконец достигаете вершины, можете ли вы полностью быть уверены в том, что поднялись именно на ту вершину, которая была целью вашей экспедиции, а не на какую-то промежуточную? Альтиметр даст вам точный ответ. Цена правильного ответа особенно высока, если существует единственное безопасное направление спуска с горы, которое необходимо будет выдерживать по компасу. Если возьмете по ошибке нужный курс не с той горы, впереди вас могут ждать серьезные неприятности.
Атмосферное давление измеряют барометрами. Простейшим барометром является сосуд с ртутью и трубка, используемые в опыте Торричелли (см. рис. 193). Однако ртутные барометры не находят широкого применения, хотя имеют высокую точность. Пары ртути вредны для человека. На практике в основном пользуются металлическим барометром анероидом.

Внешний вид и внутреннее устройство барометра-анероида представлены на рисунке 198. Главной частью анероида является металлическая коробочка с волнистой (гофрированной) верхней и нижней поверхностями. Воздух из коробочки частично выкачан.

При увеличении атмосферного давления увеличивается сила давления на коробочку. Коробочка сжимается и растягивает пружину, прикрепленную к ней. Пружина связана со стрелкой, которая перемещается по шкале в сторону больших значений давления.

Если давление снижается, сила давления на коробочку уменьшается, силы упругости распрямляют коробочку, и стрелка перемещается по шкале в противоположную сторону.

Шкалу анероида предварительно градуируют, т. е. наносят деления по показаниям ртутного барометра. Значения давления на шкале выражены в миллиметрах ртутного столба и в гектопаскалях.

Для измерения разности давлений в сосуде и атмосферного служат манометры. Простейший манометр — жидкостный — представляет собой рассмотренную нами в U-образную труб жидкостью.

Одно колено трубки (рис. 199) присоединяется к сосуду, давление в котором надо измерить. Другое колено открыто. Если уровень поверхности жидкости в колене, соединенном с сосудом, ниже, чем в открытом, значит, давление газа, в сосуде больше атмосферного на величину давления столба жидкости высотой h.

Простота конструкции и надежность гидростатического метода, лежащего в основе работы этих приборов, а также достаточно высокая точность – причины их широкого применения, как для лабораторных, так и для технических измерений небольших избыточных давлений, разрежений, разности двух давлений, атмосферного давления.

А если давление газа в несколько раз больше атмосферного? Для измерения высоких давлений применяют металлический манометр (рис. 201). Его основным элементом является полая тонкостенная металлическая трубка (1), согнутая в дугу. Один конец трубки закрыт, другой (2) присоединяется к сосуду с газом.

Закрытый конец (3) через зубчатый механизм соединен со стрелкой, движущейся относительно шкалы. Чем больше давление в трубке, а оно в ней такое же, как в сосуде, тем больше распрямляется трубка и тем отклоняется стрелка. Нуль на шкале соответствует атмосферному давлению. Значит, ecли стрелка стоит на цифре «8», то давление в сосуде в 9 раз больше атмосферного. Именно так устроен манометр для контроля давления в автомобильных шинах.
Физкультминутка

Дополнительный материал.

Однажды Торричелли, проторяя свой опыт с трубкой, заметил что-то неладное. Уровень ртути остановился совсем не на привычном месте, а на целый палец ниже. Торричелли подливает ртуть, меняет маленькую чашку на большую. Меняет трубки. Результат один и тот же. Почему? Ученый подходит к окну, стоит пасмурная погода, в комнате душно, нечем дышать. Проходит день другой. Ртуть снова на своем привычном уровне. Она поднялась. Значит, прибор отмечает изменение давления воздуха, показывает его изменяющуюся тяжесть. Тяжесть по-гречески барос, и прибор Торричелли стали называть барометром. Вот уже три века он исправно служит людям. За три века барометр во многом изменился, стал автоматическим, самозаписывающим. Научился управлять другими механизмами, поддерживать заданное давление в различных устройствах.

Опыты Торричелли всполошили умы в Германии. В это время на пост бургомистра в городе Магдебурге приходит Отто фон Гёрике, Он получил хорошее образование. В 1653 году он ставит свой знаменитый опыт с полушариями. Добропорядочные горожане втихомолку посмеиваются над своим бургомистром, человеком который тратит свое время на пустяки. Впрочем, после одного случая смеяться горожане перестали. В доме бургомистра с первого до второго этажа тянется стеклянная трубка, в которую налита вода. С одного конца трубка запаяна. Это водяной барометр. На поверхности воды плавает пробка, на которой укреплен человек. Его вытянутая рука указывает на шкалу. Бургомистр уверяет, что человек предсказывает погоду и обязательно сошлется на Торричелли. Чудак, но кто ему поверит? Но в воскресение, 9 декабря 1660 года, из дома бургомистра поползли странные слухи. Человечек опустился как никогда низко. Фон Герике в беспокойстве. Он велит оповестить горожан о надвигающейся буре. Буря при ясном небе? Все же наиболее осторожные горожане следуют примеру дома бургомистра, там закрывают ставни, крепят крышу. И верно, через несколько часов небо потемнело. Пронесся ураган, какого не помнили даже старожилы.

Далеко от солнечной Италии, под хмурым небом Голландии, живет французский дворянин Рене де Кард. Пытливый ум откликается на любое самое незначительное явление, Однажды в руки ученого попадается старый серебряный флакон с духами побитый острием шпаги. Из закрытого пробкой продырявленного флакона духи не вытекают, но стоит только вынуть пробку и жидкость выливается. В чем причина? Жидкость граничит только с воздухом. И никаких преград здесь нет. Так неужели воздух оказывает давление и удерживает жидкость в небольшим отверстии. Когда отверстие большое, воздух давит уже на большую площадь, тогда вес жидкости превосходит давление воздуха и жидкость выливается. Если жидкость давит значит воздух имеет вес. Знаменитый опыт Торричелли будет поставлен только через двенадцать лет. А Декарт уже сообщает, в письме, своему другу аббату Мерсену, об интересном открытии. Какая она воздушная оболочка? Декарт выдвигает предположение, вблизи Земли более плотная, а чем выше, тем более разряженная. Проходят годы и слава опыта Торричелли достигает Голландии. Тогда Декарт вспоминает о своей догадке. Если она верна ,то чем выше тем давление меньше. Но как ее проверить в Голландии гор нет. Декарт просит Блезе Паскаля юного талантливого математика и физика. На юге Франции, где живет Паскаль есть высокие горы. Паскаль выбирает самую высокую гору ее высота 4456 метров. Паскаль поднимается осторожно каждый раз сверяется с показаниями своего барометра, делая записи в своей записной книжке. По мере подъема ртуть в трубке неизменно понижается. Гений Декарт не ошибся.
4. Закрепление знаний.

Задача. На какую высоту нужно поднять барометр, чтобы он изменил свои показания на 1%? Исходное давление считать нормальным.

Дано:

р = 760 мм рт.ст.

∆p = 0,01p

Решение:

∆p = 0,01·760 мм рт.ст. = 7,6 мм рт.ст.

h = 12 м/ мм рт.ст. · 7,6 мм рт.ст. = 91 м

Ответ: h = 91 м

h - ?


Решение задач № 324, 325, 326, 327

5. Домашнее задание. §35, стр.138-142, упр.21(3,4)

6. Рефлексия. Выберите соответствующее высказывание:

Знания, полученные на уроке, пригодятся для объяснения некоторых явлений, происходящих в природе.

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

План урока. Орг момент (1 мин.) iconПлан урока: Организационный момент 2 мин. Повторение 2 мин. Вопросы...
Дегтярёва Людмила Владимировна, учитель изобразительного искусства гкс(К)оу «Шадринская школа-интернат №11 I, V видов»
План урока. Орг момент (1 мин.) iconПлан урока. Орг момент. Доведение темы урока, обучающей цели
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
План урока. Орг момент (1 мин.) icon«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
Устный работа – 3 мин. IV. Опрос по правилам – 3 мин. V. Актуализация знаний – 3 мин. VI. Письменный счёт – 7 мин. VII. Упрощение...
План урока. Орг момент (1 мин.) iconПлан-конспект урока в 1 классе по теме: закрепление изученного материала
Орг. Момент. Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи (демонстрация первого...
План урока. Орг момент (1 мин.) iconУчебно-тематический план по химии для 10 класса
Предмет орг химии. Особенности строения и свойств орг соединений. Значение и роль орг химии
План урока. Орг момент (1 мин.) iconПлан лекции. Организационный момент. Проверка присутствия студентов...
Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.)
План урока. Орг момент (1 мин.) iconПлан урока Организационный момент (2 мин)
Оборудование: кабинет информатики, оснащенный современной компьютерной техникой, проектором, локальная сеть, выход в Интернет
План урока. Орг момент (1 мин.) iconУрока. Орг момент. Объявление темы урока
Тема. Закрепление пройденного. Скорость, время, расстояние, Построение прямоугольника (4 класс)
План урока. Орг момент (1 мин.) iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
План урока. Орг момент (1 мин.) iconУрока орг момент
Научный Подумайте, какую деятельность предполагает заявленная тема?
План урока. Орг момент (1 мин.) iconУрока. Орг момент
Тема: Общая характеристика подгруппы кислорода и их простых веществ. Кислород и озон
План урока. Орг момент (1 мин.) iconХод урока: Орг момент
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №105 Купинского района
План урока. Орг момент (1 мин.) iconУрока. Орг момент, сообщение цели
Проверка домашнего задания – прослушивание сообщений учащихся об экологических проблемах современности
План урока. Орг момент (1 мин.) iconПлан урока: Орг момент 2 минуты Проверка домашнего задания (фронтальный...
Познакомить с операциями, выполняемыми над файлами и каталогами и правилами их выполнения
План урока. Орг момент (1 мин.) iconУрока орг. Момент
Образование имен объектов и их свойств. Создание форм, которые содержат текстовые поля и метки. Сохранение проектов
План урока. Орг момент (1 мин.) iconРежим работы мбоу «сош с. Верхнее Кузькино»
Используется «ступенчатый» режим обучения в первом полугодии (в сентябре-октябре – по 3 урока в день по 35 мин., в ноябре-декабре...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск