Урока орг момент





Скачать 57.12 Kb.
НазваниеУрока орг момент
Дата публикации19.09.2014
Размер57.12 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Информатика > Урок
Тема. Роль употребления деепричастий в речи
Цель: повторить изученный материал по теме «Деепричастие»;

продолжить формирование и закрепление у обучающихся навыков

работы с тестом, выяснить, какова роль употребления деепричастий

в речи, в художественном тексте;

способствовать развитию творческого потенциала обучающихся;

воспитывать уважительное и бережное отношение к родному языку.
Оборудование: схемы «Типы речи», «Стили речи»; тексты для анализа.
ХОД УРОКА


  1. Орг. момент.

Приветствие. Эмоциональный настрой.

Проверка готовности к уроку.


  1. Запись числа, «Классная работа», темы урока.

Лингвистическая лаборатория.

Комплексная работа с текстом И. Соколова-Микитова «Лебеди».

Роль употребления деепричастий в речи.

3. Мобилизующий этап.

Научный руководитель. Подумайте, какую деятельность предполагает заявленная тема?

Что вы понимаете под словами «лингвистическая лаборатория»?

(Проведение опытов, исследований)

- Совершенно верно, по словарю, С.Ожегова, лаборатория – помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждения, где занимаются такими опытами.

- А что значит прилагательное «лингвистическая»?

( Лингвистический – значит относящийся к лингвистике, к науке о языке).

- На сегодняшнем уроке мы понаблюдаем над текстом, определим, с какой целью используются в тексте прилагательные и глаголы, и выясним, какова роль употребления деепричастий в речи.

А помогут мне сегодня научные сотрудники – лаборанты, и , надеюсь, все вы тоже будете активными помощниками.
4. Чтение и работа с текстом И.Соколова-Микитова «Лебеди».

Выразительное чтение текста учителем.

Лебеди

Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращающихся с далекого юга на север, стала кружить над заливом. Я видел освещенные зарею розоватые распахнутые крылья, длинные вытянутые шеи, слушал их голоса.

Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины. Я сидел на маленьком островке, в своем шалаше и, затаив дыхание, слушал и наблюдал.

Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка. Я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки. Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц. Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вдруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше, на север.
5. Научный руководитель. Подготовимся к лингвистическим опытам. Начнем нашу работу.
Анализ текста. Беседа с учениками по вопросам.

- О чем рассказывается в тексте?

- Что отражается в названии текста: тема или идея?

- Какова тема текста?

- В каком предложении заключается основная мысль текста?

Прочитайте его.

- К какому стилю речи отнесем этот текст? Докажите свою точку зрения.

( Художественный стиль. В тексте словами нарисована картина, изображающая лебедей в заливе; передано состояние который видит лебедей: восхищение восторг; используются изобразительно-выразительные средства).

- К какому человека, типу речи принадлежит текст?

( Повествование с элементами описания).

Прочитайте описание лебедей.
Словарно-орфографическая работа. (Индивидуальное задание)
Зрелище – 1. То, что представляется взору, привлекает взор.

Необыкновенное зрелище.

2.Театральное или театрализованное, цирковое представление,

выступление, представление.

Массовые зрелища.

Разбор слова по составу, подбор однокоренных слов. Устно составить предложения с данным словом.
6. «Лингвистические опыты» над текстом.

Научный руководитель. Сегодня в нашей лаборатории несколько экспериментов. Я предоставляю слово лаборантам, а всех слушателей прошу быть очень внимательными и работать в тетради под руководством лаборантов.

1-й лаборант.
Цель моего опыта – выяснить, с какой целью используются прилагательные в данном тексте.

Имена прилагательные помогают представить лебедей, придают описанию лебедей образность, яркость, помогают передать настроение писателя: его удивление и восхищение необычайным, невиданным, дивным зрелищем: многочисленной стаей лебедей.

Имена прилагательные используются для создания эпитетов. Автор использует следующие эпитеты.

(крылья) розоватые (зрелище) необычайное

(шеи) длинные (картина) чудесная, сказочная

(птицы) чудесные

(сказки) дивные

Вспомним, что эпитеты могут быть изобразительными и выразительными. Скажите, в каком столбике представлены изобразительные эпитеты, а в каком выразительные?

Обратите внимание на выделенные в словах орфограммы, объясните правописание слов.

(Запись слов в тетрадь).
2-й лаборант.
Цель моего опыта – выяснить, с какой целью используются глаголы в данном тексте.

В тексте И.Соколова-Микитова «Лебеди» используются глаголы для достижения точности, информативности. Это такие глаголы, как

садились

плавали

поднимались

А глаголы кружили

купались

переговаривались

потянулись

придают художественной речи особую выразительность. Автор текста очень метко подбирает слова. Красивые величественные птицы не просто летали, а именно кружили, потянулись, не просто издавали звуки, а переговаривались.

Поэтому, наверное, автор текста и вспоминает чудные пушкинские сказки, царевну лебедь.

    • Какие слова из записанных на доске, употреблены в переносном значении? Запишите их в тетрадь и объясните указанные орфограммы.


3-й лаборант.
Дополнительную информацию о действии несут и деепричастия. И это неспроста. Деепричастие очень тесно связано с глаголом. Мы говорим о деепричастии как о самостоятельной части речи, которая обозначает добавочное действие, объединяет признаки глагола и наречия и показывает, каким образом, почему, когда совершается действие, названное глаголом-сказуемым.

Есть и другая точка зрения. Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Рассмотрим предложение:

Засев однажды в шалаше, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще не виданным мною зрелищем.

Основное действие – был удивлен, добавочное значение – засев, устроившись, обозначены деепричастием.

(Работа с предложением проводится учениками в тетради)

Итак, деепричастие, с одной точки зрения - самостоятельная часть речи, с другой – особая форма глагола.
4-й лаборант.
Цель моего опыта – выяснить, какую роль играют деепричастия в тексте.

Определив в предложении основное и добавочное значения, мы видим, что деепричастия наполняют текст дополнительной информацией, они словно дорисовывают картину, именно эта способность деепричастия – «дорисовывать движение, действие»- является выразительным средством в художественном тексте.

Наблюдаем за последним предложением в тексте «Лебеди».Основные действия в этом предложении выражены глаголами, а выразительность этому предложению придают деепричастия.

Подчеркните их в как члены предложения.
Научный руководитель. Прочитайте предложение:

Изогнув длинные шеи …

О каком действии идет речь?

Какова роль деепричастий в данном предложении?
Аналогичная работа проводится с предложением:

Я сидел на маленьком островке …
5-й лаборант.

Цель моего опыта – орфографический разбор некоторых слов в предложении.
Не замечая меня, лебеди плавали, купались, переговаривались, и я мог близко наблюдать этих чудесных птиц.

Объяснение и графическое обозначение орфограмм.
Самостоятельная работа обучающихся. В предложении ученики обозначают все встретившиеся орфограммы.

Потом по какому-то знаку, шумя крыльями, брызгая водою, лебеди вокруг стали подниматься и, собравшись в стаю, потянулись дальше на север.

(Взаимопроверка).
6-й лаборант.
Цель моего опыта – синтаксический и пунктуационный разбор предложения, осложненного обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Изогнув длинные шеи, лебеди близко плавали вокруг островка.
Научный руководитель.

Благодарю всех лаборантов за работу и приведенные результаты экспериментов.

- Слова каких частей речи придают художественному тексту особую содержательность и выразительность?

- Какова роль употребления деепричастий в речи?

    • Что нового узнали на уроке?



  1. Научный руководитель. А теперь я всех приглашаю в творческую лабораторию.

На некоторое время вы все – лаборанты.
Изложение текста И. Соколова-Микитова «Лебеди».


  1. Подведение итогов.



  1. Рефлексия.



  1. Домашнее задание

.

Провести пунктуационные опыты. Графически объяснить постановку знаков препинания при деепричастных оборотах.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урока орг момент iconУрока. Орг момент. Объявление темы урока
Тема. Закрепление пройденного. Скорость, время, расстояние, Построение прямоугольника (4 класс)
Урока орг момент iconКонспект урока Тема урока: «Алканы: структура, номенклатура» Подготовка...
Орг момент. Актуализация знаний. Домашнее задание (дневник оставить для проверки и оценки)
Урока орг момент iconПлан урока. Орг момент. Доведение темы урока, обучающей цели
Блок дисциплин дв1 Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Дисциплины по выбору
Урока орг момент iconУрока. Орг момент
Тема: Общая характеристика подгруппы кислорода и их простых веществ. Кислород и озон
Урока орг момент iconХод урока: Орг момент
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №105 Купинского района
Урока орг момент iconУрока. Орг момент, сообщение цели
Проверка домашнего задания – прослушивание сообщений учащихся об экологических проблемах современности
Урока орг момент iconУрока орг. Момент
Образование имен объектов и их свойств. Создание форм, которые содержат текстовые поля и метки. Сохранение проектов
Урока орг момент iconУрока Орг момент. Проверка готовности к уроку. Эмоциональная подготовка к уроку
Развивать познавательные и творческие способности учащихся. Умение работать в группах и индивидуально
Урока орг момент iconУрока. Орг момент
Фейерверк (немецкое Feuerwerk, от Feuer — огонь и Werk — дело, работа) — цветные огни, получаемые при сжигании пороховых пиротехнических...
Урока орг момент iconУчебно-тематический план по химии для 10 класса
Предмет орг химии. Особенности строения и свойств орг соединений. Значение и роль орг химии
Урока орг момент iconПлан-конспект урока в 1 классе по теме: закрепление изученного материала
Орг. Момент. Долгожданный дан звонок, начинается урок. Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи (демонстрация первого...
Урока орг момент iconХод урока I. Орг момент Вступительное слово учителя
Данная рабочая программа курса «История древнего мира» предназначена для учащихся 5 класса средней общеобразовательной школы, изучающих...
Урока орг момент iconКонспект урока Орг момент у нас сегодня необычный урок. На уроке...
...
Урока орг момент iconУрока: Орг момент
«ориентирование», с устройством и действием компаса. Научить определять стороны горизонта по местным признакам. Развивать умение...
Урока орг момент iconУчебник для 1 класса четырёхлетней нач школы М., Просвещение, 2004. Ход урока: I. Орг момент
Дети, встали все красиво. Сегодня к нам на урок пришли ваши воспитатели, чтобы посмотреть чему вы уже научились в школе. Давайте...
Урока орг момент iconПлан урока. Орг момент (1 мин.)
Цель: Обеспечить усвоение принципа действия и устройства ртутного барометра-анероида, а также назначения и принципа действия открытого...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск