Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии





НазваниеДемоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии
страница1/25
Дата публикации22.06.2013
Размер2.28 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25
Демоверсия РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

По дисциплине «ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ»

для специальности 012500 География

Кафедра географии

Биолого-теографического факультета

Курс первый

Семестр первый

Всего часов 100, аудиторных 58, СРС

Составитель: проф. Г.Н.Максимов
1. Дисциплина является основным курсом по блоку "Общепрофессиональные дисциплины" ГОСВПО от 10.03.2000 рабочая программа составлена на основе требований указанного стандарта: Понятие о географической оболочке, ее становление и этапы развития, структура и динамика географической оболочки и ее единство.
2. Принципы и цели.

2.1. Принципы. Основание ведения дисциплины - ГОС специальности. Она адресована первокурсникам, только что поступившим после школы. Поэтому она является неким теоретическим синтезом после страноведческой географии в школе (регионального синтеза). Целью изучения дисциплины является познание состава, строения и свойств внешних геосфер; состава и структуры учения о географи­ческой оболочке. В процессе изучения этого материала студент приобретает знания и умения по описанию объекта, логике классификационных процедур и самостоятельному изложению изученного материала в разнообразных формах.

Для восприятия курса раскрывается понятийный аппарат наук о Земле, связь понятий в законы, объединение законов в теории. Так, фундаментальными из них являются понятия о геосферах, географической оболочке и ландшафте, динамических свойствах (круговоротах и циркуляциях, ритмических и эволюционных процессы).

Курс, в учебном плане, призван создать географическую картину природы, быть базой для изучения компонентных физико-географических наук. В области профессиональной деятельности курс является центральным для преподавания общей физической географии в образовательных учреждениях, а для будущих исследователей курс прививает вкус к рассмотрению единства во множестве.

Курс разработан в классическом стиле сочетания лекций, практических, самостоятельных работ - без новомодных инноваций, кроме рейтинга для текущего мониторинга знаний.

2.2. Цели. В результате изучения курса студент должен иметь представление о составе, строении и динамических свойствах Земли, развитии учения о географической оболочке; знать положение земли в системе мира, основные формы циркуляционных и эволюционных процессов, происходящих во внешних геосферах; уметь различать законы функционирования отдельных геосфер; иметь навыки работы с источниками учебной и справочной литературы.
3. Контролирующие материалы
3.1. Задания на СРС

Таблица 1. Земля. Масса - ...

Внутреннее строение

Географические следствия вращения

орбитального

вокруг своей оси

Таблица 2. Литосфера. Масса -...

Кларки химических элементов з/коры

Перечень древних и мол. платформ

Периоды горо-образования

Группы горных пород

Таблица 3. Атмосфера. Масса -...

Постоянные и сезонные центры атм.давления

Вертикальное строение атм.,с характ-й

Горизонтальное строение (возд.массы)

Таблица 4. Гидросфера. Масса -...

Виды воды в природе

Генетич.типы океанич. Течений,с примерами

Классиф.рек по типам питания

Генетич. Типы озерных котловин

Таблица 5. Биосфера. Масса -...

Состав живого вещ-ва и трофические цепи

Элементы биологич. баланса

3ональные типы растит-ти и почв

Таблица 6. Географическая оболочка. Масса -...

Состав ГО(тела,поля компоненты

З а к о н о м е р н о с т и

территориальной дифференциации

целостности

временные категории


3.2. Образцы тестов текущего и итогового контроля

1. Назовите комплексные а), б) и компонентные а), б), в), г), д), е) физико-географические науки.

2. Сгруппируйте течения по генетическим типам: Сев. пассатное, Юж. пассат­ное, Гольфстрим, Бенгельское, Канарское, Зап. ветров, Куросио, Калифор­нийское, Лабрадорское, Гвианское, Алеутское, Перуанское, Ломоносова, Мозамбикское.

3. Впишите пять видов природной ритмики....

3.3. Номенклатура приводится в приложении к практикуму по общему землеведению: Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению,- М.:ВШ,1982.

3.4. Тематика курсовых работ предлагается персонально с учетом интересов студентов и актуальной проблематики географии. Более или менее общие темы приводятся в разделе 6. ДИ
4. Дополнительная информация. Учебники и учебные пособия.

1. Геренчук К.И.,Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение.- М.:

Высшая школа, 1984.

2. Мильков Ф.Н. Общее землеведение.- М.: ВШ, 1989.

3. Марков К.К. и др. Введение в общее землеведение.- М.: Изд-во МГУ, 1978.

4. Максимов Г.Н. Науки о Земле.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997.

5. Шубаев Л.П. Общее землеведение.- М.: ВШ,1977.

6. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению,- М.:ВШ,1982.

И т.д. Дисциплина является одной из самых обеспеченных учебниками и другими пособиями УМК в цикле географических дисциплин.

Примерная тематика курсовых работ

1. Система географических наук

2. Границы географической оболочки

3. Оригинальный вклад А.А.Григорьева в учении о географической оболочке

4. Идеи А.А.Григорьева о геогр. оболочке и В.И.Вернадского о биосфере

5. Теория территориальной дифференциации ландшафтов

6. Изучение развивающихся процессов в физической географии

7. Ритмические явления в природе

8. География и экология - сходство и различия задач

9. Конструктивная география

10. Эволюция понятия закона географической зональности
ДЕМОВЕРСИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

по дисциплине «ГЕОМОРФОЛОГИЯ»

Составитель: Слепцова Надежда Петровна,

доцент кафедры географии.
Объем курса всего: 100 часов, в т.ч.

Лекции – 40 часов

Лабораторные работы – 28 часов

СРС – 32 часа.

Распределение часов курса по семестрам:


Семестр

Лекции

Лабор. Раб.

СРС

Форма отчетности

2

40

28

32

экзамен


1. Требования Государственного образовательного стандарта:

1.1. Требования к начальной подготовке, необходимой для успешного усвоения курса:

- физическая, химическая и математическая подготовка в объеме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 012500 - География.

- подготовка по геологии, землеведению, другим смежным с геоморфологией наукам географического цикла (метеорология, климатология, почвоведение, биогеография, ландшафтоведение и др.)

1.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста-географа по дисциплине ОПД.Ф.02 Геоморфология:

1.2.1 Мегарельеф Земли;

1.2.2 Эндогенные и экзогенные процессы и рельеф;

1.2.3 Структурно-геоморфологические элементы материков и океанов;

1.3 Требования к уровню подготовки выпускников по специальности 012500 ГЕОГРАФИЯ:

Географ должен:

1.3.1 знать строение, возраст и генезис рельефа;

1.3.2 эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и структурно-геоморфологические элементы строения материков и океанов;

1.3.3 представлять механизмы рельефообразования на суше, в береговой зоне, на дне морей и океанов;

1.3.4 уметь оценить влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье;

2. Принципы и цели курса

Курс включен в перечень общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО РФ по специальности 012500 - ГЕОГРАФИЯ.

Курс является одним из основных при подготовке студентов по специальности ГЕОГРАФИЯ, а также другим, связанным с науками о земле. Главная цель курса - дать знания о рельефе земной поверхности, как одном из ландшафтообразующих компонентов географической оболочки, его происхождении, истории развития, современном строении, закономерностях формирования.

2.1 Основание для чтения курса:

Рабочая программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 012500 - География, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 10.03.2000 г.

2.2 Адресат курса:

Студенты, обучающиеся по специальности 012500 - География.

2.3 Ядро курса:

Базовая часть курса состоит из следующих тем: теоретические концепции геоморфологии, возраст и генезис рельефа, геологические структуры и рельеф, тектоника плит; мегарельеф материков, геосинклинальных зон, подводных окраин материков, днищ океанов; экзогенные процессы и рельеф; морфология областей с преобладанием процессов экзогенного рельефообразования.

2.4 Цели курса:

Цели преподавания дисциплины следует подразделить на общеинтеллектуальные и предметные.

2.4.1 Общеинтеллектуальные цели:

1. Овладеть понятийным аппаратом по геоморфологии.

2. Выделять главное, существенное в текстах учебника, литературных первоисточников, научных трудов, лекциях по геоморфологии и т.д.

3. Проводить прямые и косвенные измерения по картографическим материалам, грамотно обрабатывать полученные результаты.

4. Интерпретировать полученные результаты, делать выводы о причинно-следственных связях между процессами рельефообразования и конкретными формами рельефа земной поверхности.

5. Высказывать гипотезы о возможных причинах тех или иных процессов рельефообразования и механизмах их осуществления.

6. Представлять результаты работы в удобной для восприятия форме, оформлять таблицы, графики, профили на основе изучения литературных и картографических данных.

2.4.2 Предметные цели можно сформулировать на трех уровнях, которые отличаются глубиной проработки материала курса.

I. Студент должен иметь представление:

а) о круге теоретических проблем геоморфологии, как науки, находящейся на стыке геологии и физической географии;

б) о современном состоянии научных дисциплин, являющихся основой для геоморфологии и перспективах их развития в будущем;

в) об основных сферах применения получаемых знаний;

г) о связи геоморфологии с другими частными науками географического цикла и о ее роли в подготовке по специальности;

д) о вопросах и проблемах узких направлений геоморфологии (структурная, динамическая, климатическая геоморфология), не рассматриваемых в курсе, но важных для понимания курса в целом.

II. Студент должен знать;

а) объект, предмет, цели, задачи, место курса среди других курсов специальности 012500 - география;

б) понятия, определения, термины курса;

в) фактологический материал курса - теоретические концепции, их основоположников, эволюцию представлений о формировании рельефа и развитии геоморфологии;

г) основные особенности происхождения рельефа и определения относительного и абсолютного возраста аккумулятивных и выработанных форм рельефа;

д) классификацию форм рельефа по масштабу, генезису, морфометрическим показателям;

е) эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и структурно-геоморфологические элементы строения материков и океанов;

ж) механизмы рельефообразования на суше, в береговой зоне, на дне морей и океанов;

з) критерии выделения морфоструктур и морфоскульптур и их связь со структурными элементами земной коры, морфодинамическими процессами и зависимость от типа развития рельефа;

и) историю, динамику развития рельефа под воздействием рельефообразующих процессов;

к) основные закономерности пространственного распространения типов и форм рельефа;

л) многообразие типов морфоструктуры и морфоскульптуры земной поверхности, закономерности их формирования;

м) современное строение, особенности, генезис форм рельефа, входящих в состав морфологических комплексов разных типов природной среды;

III. Студент должен уметь:

а) формулировать понятия, термины, концепции геоморфологии, гипотезы о формировании тех или иных форм рельефа и механизмах их осуществления;

б) дифференцировать категории рельефа по их происхождению, масштабу, морфометрии;

в) устанавливать причинно-следственные связи между факторами, условиями, процессами рельефообразования и формами и типами рельефа;

г) описывать морфологию, давать характеристику строения типов и форм рельефа в зависимости от ведущего рельефообразующего процесса;

д) выполнять морфометрические измерения форм рельефа по топографической карте, делать морфометрические вычисления;

е) делать орогидрографическое описание территории по топокарте;

ж) строить графики и диаграммы по таблицам и исходным данным, приводимым в учебной литературе;

з) составлять геолого-геоморфологический профиль на основе топо- и геологической карт, описаний буровых скважин ;

и) анализировать, делать выводы на основе сравнения полученных по картматериалам данных, графических построений и рисунков;

к) оценивать влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье.
Образец теста текущего контроля:

1. Глыбовые горы создаются тектоническими движениями:

1-складкообразовательными; 2. разрывными; 3. колебательными; 4. эпейрогеническими

2. СОХ образуются в зонах взаимодействия литосферных плит: 1. субдукции; 2. обдукции; 3. спрединга; 4. сдвига

Образец теста проверки остаточных знаний:

1. Рельеф береговой зоны при поперечном перемещении наносов: 1. томболо; 2. коса; 3. береговой бар; 4. абразионная платформа

2. Куэстовый рельеф образован типом складчатой структуры - ... :. антиклиналь; 2. синклиналь; 3. моноклиналь; 4. антиклинорий

Образец теста итогового контроля:

1. Цокольные равнины на платформах формируются на : 1. щитах; 2. синеклизах; 3. антиклиналях;4.синклиналях.

2. Подвижные пояса Земли, выраженные в рельефе складчатыми горами с мощной земной корой материкового типа: 1. возрожденные горы; 2. эпиплатформенные области; 3. геосинклинальные области; 4. рифтовые зоны.
Дополнительная информация.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   25

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconРабочая программа предназначена для планирования преподавания курса...
Цель рабочей программы учебного предмета география создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом...
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconГеография, страноведение
«География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»...
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconМетодическое пособие для студентов геолого-географического факультета...
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Землеведение основная...
Курс «Землеведение» предназначен студентам, обучающимся по специальности «География», читается студентам 3 курса
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 8 Общее землеведение...
Курс «Общее землеведение» предназначен студентам, обучающимся по специальности «География», читается студентам 3 курса
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconРабочая программа по (предмету) географии Класс 6
Программы для общеобразовательных учреждений: География, 6-11 классы / сост. Е. В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2008. Авторской программе...
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconРабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География Землеведение». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений,...
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 03 «География...
Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconМетодическое пособие по курсу «Картография» для студентов специальностей...
Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры...
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconПояснительная записка исходным и документ ами для составления рабочей...
Примерная программа по географии (Примерные программы по учебным предметам. География 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. – 71 с....
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconСогласовано утверждаю
Исходным документом для составления рабочей программы учебного курса является примерная программа по географии (Примерные программы...
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconРабочая программа «География России. Население и хозяйство». для 9 класса уровень базовый
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили...
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconУчебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф 04 География Для специальности
Романова Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры «Социально-экономической географии»
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Протокол согласования рабочей программы дисциплины (курс по выбору) «политическая география» с другими дисциплинами специальности...
Демоверсия рабочей программы по дисциплине «землеведение» для специальности 012500 География Кафедра географии iconРабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе...
Федерального государственного стандарта основного общего образования (фгос), Рабочей программы для общеобразовательных учреждений....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск