Скачать 2.28 Mb.
|
Демоверсия РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ По дисциплине «ЗЕМЛЕВЕДЕНИЕ» для специальности 012500 География Кафедра географии Биолого-теографического факультета Курс первый Семестр первый Всего часов 100, аудиторных 58, СРС Составитель: проф. Г.Н.Максимов 1. Дисциплина является основным курсом по блоку "Общепрофессиональные дисциплины" ГОСВПО от 10.03.2000 рабочая программа составлена на основе требований указанного стандарта: Понятие о географической оболочке, ее становление и этапы развития, структура и динамика географической оболочки и ее единство. 2. Принципы и цели. 2.1. Принципы. Основание ведения дисциплины - ГОС специальности. Она адресована первокурсникам, только что поступившим после школы. Поэтому она является неким теоретическим синтезом после страноведческой географии в школе (регионального синтеза). Целью изучения дисциплины является познание состава, строения и свойств внешних геосфер; состава и структуры учения о географической оболочке. В процессе изучения этого материала студент приобретает знания и умения по описанию объекта, логике классификационных процедур и самостоятельному изложению изученного материала в разнообразных формах. Для восприятия курса раскрывается понятийный аппарат наук о Земле, связь понятий в законы, объединение законов в теории. Так, фундаментальными из них являются понятия о геосферах, географической оболочке и ландшафте, динамических свойствах (круговоротах и циркуляциях, ритмических и эволюционных процессы). Курс, в учебном плане, призван создать географическую картину природы, быть базой для изучения компонентных физико-географических наук. В области профессиональной деятельности курс является центральным для преподавания общей физической географии в образовательных учреждениях, а для будущих исследователей курс прививает вкус к рассмотрению единства во множестве. Курс разработан в классическом стиле сочетания лекций, практических, самостоятельных работ - без новомодных инноваций, кроме рейтинга для текущего мониторинга знаний. 2.2. Цели. В результате изучения курса студент должен иметь представление о составе, строении и динамических свойствах Земли, развитии учения о географической оболочке; знать положение земли в системе мира, основные формы циркуляционных и эволюционных процессов, происходящих во внешних геосферах; уметь различать законы функционирования отдельных геосфер; иметь навыки работы с источниками учебной и справочной литературы. 3. Контролирующие материалы 3.1. Задания на СРС Таблица 1. Земля. Масса - ...
Таблица 2. Литосфера. Масса -...
Таблица 3. Атмосфера. Масса -...
Таблица 4. Гидросфера. Масса -...
Таблица 5. Биосфера. Масса -...
Таблица 6. Географическая оболочка. Масса -...
3.2. Образцы тестов текущего и итогового контроля 1. Назовите комплексные а), б) и компонентные а), б), в), г), д), е) физико-географические науки. 2. Сгруппируйте течения по генетическим типам: Сев. пассатное, Юж. пассатное, Гольфстрим, Бенгельское, Канарское, Зап. ветров, Куросио, Калифорнийское, Лабрадорское, Гвианское, Алеутское, Перуанское, Ломоносова, Мозамбикское. 3. Впишите пять видов природной ритмики.... 3.3. Номенклатура приводится в приложении к практикуму по общему землеведению: Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению,- М.:ВШ,1982. 3.4. Тематика курсовых работ предлагается персонально с учетом интересов студентов и актуальной проблематики географии. Более или менее общие темы приводятся в разделе 6. ДИ 4. Дополнительная информация. Учебники и учебные пособия. 1. Геренчук К.И.,Боков В.А., Черванев И.Г. Общее землеведение.- М.: Высшая школа, 1984. 2. Мильков Ф.Н. Общее землеведение.- М.: ВШ, 1989. 3. Марков К.К. и др. Введение в общее землеведение.- М.: Изд-во МГУ, 1978. 4. Максимов Г.Н. Науки о Земле.- Якутск: Изд-во ЯГУ, 1997. 5. Шубаев Л.П. Общее землеведение.- М.: ВШ,1977. 6. Пашканг К.В. Практикум по общему землеведению,- М.:ВШ,1982. И т.д. Дисциплина является одной из самых обеспеченных учебниками и другими пособиями УМК в цикле географических дисциплин. Примерная тематика курсовых работ 1. Система географических наук 2. Границы географической оболочки 3. Оригинальный вклад А.А.Григорьева в учении о географической оболочке 4. Идеи А.А.Григорьева о геогр. оболочке и В.И.Вернадского о биосфере 5. Теория территориальной дифференциации ландшафтов 6. Изучение развивающихся процессов в физической географии 7. Ритмические явления в природе 8. География и экология - сходство и различия задач 9. Конструктивная география 10. Эволюция понятия закона географической зональности ДЕМОВЕРСИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ по дисциплине «ГЕОМОРФОЛОГИЯ» Составитель: Слепцова Надежда Петровна, доцент кафедры географии. Объем курса всего: 100 часов, в т.ч. Лекции – 40 часов Лабораторные работы – 28 часов СРС – 32 часа. Распределение часов курса по семестрам:
1. Требования Государственного образовательного стандарта: 1.1. Требования к начальной подготовке, необходимой для успешного усвоения курса: - физическая, химическая и математическая подготовка в объеме, предусмотренном Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 012500 - География. - подготовка по геологии, землеведению, другим смежным с геоморфологией наукам географического цикла (метеорология, климатология, почвоведение, биогеография, ландшафтоведение и др.) 1.2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы специалиста-географа по дисциплине ОПД.Ф.02 Геоморфология: 1.2.1 Мегарельеф Земли; 1.2.2 Эндогенные и экзогенные процессы и рельеф; 1.2.3 Структурно-геоморфологические элементы материков и океанов; 1.3 Требования к уровню подготовки выпускников по специальности 012500 ГЕОГРАФИЯ: Географ должен: 1.3.1 знать строение, возраст и генезис рельефа; 1.3.2 эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и структурно-геоморфологические элементы строения материков и океанов; 1.3.3 представлять механизмы рельефообразования на суше, в береговой зоне, на дне морей и океанов; 1.3.4 уметь оценить влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье; 2. Принципы и цели курса Курс включен в перечень общепрофессиональных дисциплин ГОС ВПО РФ по специальности 012500 - ГЕОГРАФИЯ. Курс является одним из основных при подготовке студентов по специальности ГЕОГРАФИЯ, а также другим, связанным с науками о земле. Главная цель курса - дать знания о рельефе земной поверхности, как одном из ландшафтообразующих компонентов географической оболочки, его происхождении, истории развития, современном строении, закономерностях формирования. 2.1 Основание для чтения курса: Рабочая программа разработана на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 012500 - География, утвержденного Министерством образования Российской Федерации 10.03.2000 г. 2.2 Адресат курса: Студенты, обучающиеся по специальности 012500 - География. 2.3 Ядро курса: Базовая часть курса состоит из следующих тем: теоретические концепции геоморфологии, возраст и генезис рельефа, геологические структуры и рельеф, тектоника плит; мегарельеф материков, геосинклинальных зон, подводных окраин материков, днищ океанов; экзогенные процессы и рельеф; морфология областей с преобладанием процессов экзогенного рельефообразования. 2.4 Цели курса: Цели преподавания дисциплины следует подразделить на общеинтеллектуальные и предметные. 2.4.1 Общеинтеллектуальные цели: 1. Овладеть понятийным аппаратом по геоморфологии. 2. Выделять главное, существенное в текстах учебника, литературных первоисточников, научных трудов, лекциях по геоморфологии и т.д. 3. Проводить прямые и косвенные измерения по картографическим материалам, грамотно обрабатывать полученные результаты. 4. Интерпретировать полученные результаты, делать выводы о причинно-следственных связях между процессами рельефообразования и конкретными формами рельефа земной поверхности. 5. Высказывать гипотезы о возможных причинах тех или иных процессов рельефообразования и механизмах их осуществления. 6. Представлять результаты работы в удобной для восприятия форме, оформлять таблицы, графики, профили на основе изучения литературных и картографических данных. 2.4.2 Предметные цели можно сформулировать на трех уровнях, которые отличаются глубиной проработки материала курса. I. Студент должен иметь представление: а) о круге теоретических проблем геоморфологии, как науки, находящейся на стыке геологии и физической географии; б) о современном состоянии научных дисциплин, являющихся основой для геоморфологии и перспективах их развития в будущем; в) об основных сферах применения получаемых знаний; г) о связи геоморфологии с другими частными науками географического цикла и о ее роли в подготовке по специальности; д) о вопросах и проблемах узких направлений геоморфологии (структурная, динамическая, климатическая геоморфология), не рассматриваемых в курсе, но важных для понимания курса в целом. II. Студент должен знать; а) объект, предмет, цели, задачи, место курса среди других курсов специальности 012500 - география; б) понятия, определения, термины курса; в) фактологический материал курса - теоретические концепции, их основоположников, эволюцию представлений о формировании рельефа и развитии геоморфологии; г) основные особенности происхождения рельефа и определения относительного и абсолютного возраста аккумулятивных и выработанных форм рельефа; д) классификацию форм рельефа по масштабу, генезису, морфометрическим показателям; е) эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования и структурно-геоморфологические элементы строения материков и океанов; ж) механизмы рельефообразования на суше, в береговой зоне, на дне морей и океанов; з) критерии выделения морфоструктур и морфоскульптур и их связь со структурными элементами земной коры, морфодинамическими процессами и зависимость от типа развития рельефа; и) историю, динамику развития рельефа под воздействием рельефообразующих процессов; к) основные закономерности пространственного распространения типов и форм рельефа; л) многообразие типов морфоструктуры и морфоскульптуры земной поверхности, закономерности их формирования; м) современное строение, особенности, генезис форм рельефа, входящих в состав морфологических комплексов разных типов природной среды; III. Студент должен уметь: а) формулировать понятия, термины, концепции геоморфологии, гипотезы о формировании тех или иных форм рельефа и механизмах их осуществления; б) дифференцировать категории рельефа по их происхождению, масштабу, морфометрии; в) устанавливать причинно-следственные связи между факторами, условиями, процессами рельефообразования и формами и типами рельефа; г) описывать морфологию, давать характеристику строения типов и форм рельефа в зависимости от ведущего рельефообразующего процесса; д) выполнять морфометрические измерения форм рельефа по топографической карте, делать морфометрические вычисления; е) делать орогидрографическое описание территории по топокарте; ж) строить графики и диаграммы по таблицам и исходным данным, приводимым в учебной литературе; з) составлять геолого-геоморфологический профиль на основе топо- и геологической карт, описаний буровых скважин ; и) анализировать, делать выводы на основе сравнения полученных по картматериалам данных, графических построений и рисунков; к) оценивать влияние рельефа на хозяйственную деятельность человека и его здоровье. Образец теста текущего контроля: 1. Глыбовые горы создаются тектоническими движениями: 1-складкообразовательными; 2. разрывными; 3. колебательными; 4. эпейрогеническими 2. СОХ образуются в зонах взаимодействия литосферных плит: 1. субдукции; 2. обдукции; 3. спрединга; 4. сдвига Образец теста проверки остаточных знаний: 1. Рельеф береговой зоны при поперечном перемещении наносов: 1. томболо; 2. коса; 3. береговой бар; 4. абразионная платформа 2. Куэстовый рельеф образован типом складчатой структуры - ... :. антиклиналь; 2. синклиналь; 3. моноклиналь; 4. антиклинорий Образец теста итогового контроля: 1. Цокольные равнины на платформах формируются на : 1. щитах; 2. синеклизах; 3. антиклиналях;4.синклиналях. 2. Подвижные пояса Земли, выраженные в рельефе складчатыми горами с мощной земной корой материкового типа: 1. возрожденные горы; 2. эпиплатформенные области; 3. геосинклинальные области; 4. рифтовые зоны. Дополнительная информация. |
Рабочая программа предназначена для планирования преподавания курса... Цель рабочей программы учебного предмета география создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом... | География, страноведение «География Земли» (VI-VII классы), авторской программы: Климанова О. А., Кли манов В. В. Программа курса «География. Землеведение»... | ||
Методическое пособие для студентов геолого-географического факультета... Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко | Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 1 Землеведение основная... Курс «Землеведение» предназначен студентам, обучающимся по специальности «География», читается студентам 3 курса | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 8 Общее землеведение... Курс «Общее землеведение» предназначен студентам, обучающимся по специальности «География», читается студентам 3 курса | Рабочая программа по (предмету) географии Класс 6 Программы для общеобразовательных учреждений: География, 6-11 классы / сост. Е. В. Овсянникова. – М.: Дрофа, 2008. Авторской программе... | ||
Рабочая программа по учебному курсу «География Землеведение» для 6 класса Составитель Рабочая программа ориентирована на использование учебника «География Землеведение». Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений,... | Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. В. 03 «География... Аспирант заочной формы обучения, ассистент кафедры социально-экономической географии | ||
Методическое пособие по курсу «Картография» для студентов специальностей... Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко, доцентом кафедры... | Пояснительная записка исходным и документ ами для составления рабочей... Примерная программа по географии (Примерные программы по учебным предметам. География 6-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. – 71 с.... | ||
Согласовано утверждаю Исходным документом для составления рабочей программы учебного курса является примерная программа по географии (Примерные программы... | Рабочая программа «География России. Население и хозяйство». для 9 класса уровень базовый Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии | ||
Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География» Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили... | Учебно-методический комплекс по дисциплине ен. Ф 04 География Для специальности Романова Татьяна Анатольевна, ассистент кафедры «Социально-экономической географии» | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Протокол согласования рабочей программы дисциплины (курс по выбору) «политическая география» с другими дисциплинами специальности... | Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основе... Федерального государственного стандарта основного общего образования (фгос), Рабочей программы для общеобразовательных учреждений.... |