МБДОУ детский сад №38
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ПЛОЩАДКА ПО ТЕМЕ
«ФОРМИРОВАНИЕ ГУМАННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА В СЕМЬЕ»
СОДЕРЖАНИЕ 1. Введение
1.1 Актуальность
1.2 Анализ внешней среды
1.3 Анализ внутренней среды
2. Основная часть
Целеполагание
2.2 Задачи проекта
2.3 Ожидаемый результат
Реализация эксперимента
Ресурсное обеспечение
2.5 Мониторинг эксперимента
3. Заключения. Выводы
4.Список литературы
1.ВВЕДЕНИЕ На основании приказа департамента образования администрации города Нижнего Новгорода № ______ от ________ г. на базе МДОУ детский сад № 38 определена районная экспериментальная площадка по теме «Формирование гуманно-деятельностного отношения детей к природе в условиях взаимодействия детского сада и семьи».
Научный руководитель - кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина» Ханова Т.Г.
Для организации инновационной работы в ДОУ педагогическим коллективом ДОУ были обеспечены следующие организационно-педагогические мероприятия:
1. Изучены нормативно-методические документы (федерального, регионального, муниципального уровня) по вопросам организации экспериментальной площадки.
-Закон Р.Ф. «Об образовании» от 10.06. 92 №3266 (с изменениями и дополнениями).
-Концепция дошкольного воспитания (1989).
-Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Р.Ф. от 01.07.95 г. №677.
-Постановление Главного государственного санитарного врача Р.Ф. от 26.03.2003 г. №24 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.1.1249-03)».
-Приказ Минобразования Р.Ф. от 11.02.2002 г. №393 «О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».
-Приказ Минобразования Р.Ф. от 09.03. 2004 г. №1123 «Об организации опытно-экспериментальной деятельности в системе образования Р.Ф.».
-Письмо Минобразования Р.Ф. от 02.06.98 г. №89/34-16 «О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий».
- Положения о семейной группе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения.
-Положение об экспериментальной площадке муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №38.
На основании приказа заведующего ДОУ № 38 от ____________ г. была создана творческая группа педагогов в составе:
Старший воспитатель Колокол М.А. -руководитель группы
Воспитатель семейной группы Крылова К.И.
Воспитатель 2 категории Колесова Е.В.
Определены сроки проведения эксперимента:
этап – 2012-2013 уч. год - подготовительный - создание материально-технических условий, адаптирование программ и технологий
- 2 этап - поисково-преобразующий – разработка и внедрение инновационной модели в практику работы с детьми
- 3 этап - заключительный – научно-методическое обеспечение инноваций, оперативное внедрение ППО, мониторинг результатов деятельности.
1.1 Актуальность Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Актуальность темы. Период младшего дошкольного детства более благоприятен для формирования экологического воспитания ребенка. Следовательно, экологическое воспитание должно начинаться как можно раньше в дошкольном детстве. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем, чувствовать ответственность за то, что останется в наследство потомкам, понимать взаимосвязь природы и человека.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Нашу планету может спасти лишь деятельность людей, деятельность, базирующаяся на основе глубокого понимания законов природы, учёта многочисленных взаимодействий в её сообществах, осознания того, что человек не властелин природы, а её часть. Иными словами, экологическая проблема – это не просто проблема загрязнения окружающей среды и других отрицательных влияний, деятельности человека на Земле
Правильное решение экологической проблемы будет осуществляться в том случае, если в каждом человеке будет развит достаточный уровень экологического сознания, экологической культуры.
Актуальность темы. Период младшего дошкольного детства более благоприятен для формирования экологического воспитания ребенка. Следовательно, экологическое воспитание должно начинаться как можно раньше в дошкольном детстве. Дети должны ощущать себя наследниками предшествующих поколений, трудом которых создано все, чем мы ныне владеем, чувствовать ответственность за то, что останется в наследство потомкам, понимать взаимосвязь природы и человека.
В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем.
Формирование гуманно-деятельностного отношения детей к природе – это длительный процесс. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как именно в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, развивается интерес к природе и проблемам её охраны, вырабатываются навыки культурного поведения в природе, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Уже с дошкольного возраста необходимо закладывать в детях представление о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде. Вот почему так важно научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот возрастной период понял, сколь ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни.
Хочется надеяться, что экологическое воспитание получит дальнейшее развитие, и будут исправлены недостатки учителей и учебных методик, которые играют немаловажную роль в воспитании дошкольников.
Актуальность проблемы определила основное направление эксперимента, которое можно сформулировать как формирование экологически целесообразного поведения детей в природе
1.2 Анализ ситуации
Благоприятные факторы
| Неблагоприятные факторы
| Политические
| Подкрепленная законодательная база:
Конвенция о правах ребенка;
Конвенция дошкольного образования;
Закон «Об образовании» РФ и ЧР;
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
наличие вариативных программ ДОУ, адаптированных к ФГТ;
Типовое положение о ДОУ;
Гранты Президента ЧР для педагогических работников и образовательных учреждений
| Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;
потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии;
молодые родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста;
ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых.
| Экономические
| Премирование в ДОУ по результатам профессиональной деятельности педагогов;
возможность внебюджетного финансирования
|
Непомерные нагрузки по обеспечению возросшего документооборота в деятельности воспитателей;
Недостаточное техническое обеспечение педпроцесса в ДОУ
| Социальные
| Повышение уровня экологической образованности родителей воспитанников;
активность родителей в оказании помощи в работе с детьми;
разнообразие ДОУ
| Во многих семьях родители заняты зарабатыванием денег, из-за чего у них нет свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе
Разнородность социального статуса родителей.
| |