Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов»





Скачать 58.47 Kb.
НазваниеУрок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов»
Дата публикации03.07.2013
Размер58.47 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Урок погружения

Пахомова Ю.Н.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №40

с углубленным изучением отдельных предметов»г.Чебоксары
С 2004-05 учебного года по 2006-07 учебный год наша школа находилась в режиме экспериментальной работы в рамках «Школы Ступеней Обучения». Учителя нашей школы знакомились с опытом работы учителей школы-гимназии №4 города Красноярска и применяли его в своей работе. В целях повышения качества обучения детей учителя стали использовать новые формы проведения уроков. Нововведением в нашей школе стало дежурство по вертикали и уроки погружения.

Чтобы провести такой урок, необходима тщательная подготовка самих учащихся по заданной теме. В течение нескольких дней они начитывают материал, делают записи, составляют схемы, рисунки, которые пригодятся на уроке. На самом уроке дети становятся не пассивными слушателями, а активными участниками учебной деятельности: они высказывают собственное мнение, свою оценку, корректируют полученные в ходе подготовки знания, применяют их во время выполнения заданий.

Уроки погружения я начала проводить со второго класса. Об одном из таких уроков мне хотелось бы рассказать. Для погружения я выбрала тему «Осень».

К сожалению, в наших учебниках по «Окружающему миру» отсутствует системный подход к изучению сезонных явлений в природе. На мой взгляд, эта тема должна быть затронута в начальной школе, так как является основной в формировании мировоззрения ребенка. Для систематизации и обобщения понятий о сезонных явлениях в неживой природе и как следствие – изменения в живой природе мной был проведен урок погружения «Сезонные изменения в природе. Осень».

За неделю детям была объявлена тема. В течение предоставленного времени учащиеся должны были найти нужный материал, сделать необходимые записи в тетрадях. Мы разбились на группы, каждая из которых искала информацию в энциклопедиях, словарях, справочниках, в художественной литературе. Дети завели лирические дневники, в которых записывали наиболее понравившиеся отрывки из лирических произведений об осени, пословицы, поговорки, народные приметы. Надо сказать, что всю информацию ученики подбирали самостоятельно. Чтобы проверить, достаточно ли учащиеся собрали информации, чтобы порекомендовать ту или иную книгу, для групп были назначены консультации. Во время консультаций учащиеся показывали что нашли, запомнили, узнали нового. Это дало мне возможность спланировать предстоящий урок, опираясь на знания детей, а также включить в урок новую для них информацию.

По истечении данной недели, весь день на всех уроках шла работа по данной теме: погружались в ОСЕНЬ.

Первым в этот день был урок окружающего мира, целью которого было выявить причинно-следственные связи в природе осенью; систематизировать имеющиеся у учащихся знания. В ходе урока были раскрыты причины наступления осени и, как следствие, ее признаки.

Первый этап. Беседа. Какое время года изображено на картине? Как вы догадались, что это осень? Какие здесь преобладают тона? Когда же начинается осень?

1. Календарное начало осени – 1 сентября.

2. Астрономическое – 23 сентября.

- Что это за наука, астрономия, и почему 23 сентября считается астрономическим началом осени?

(Астрономия, наука о строении и развитии космических тел, 23 сентября – день осеннего равноденствия, после которого ночь становится длиннее, а день заметно уменьшается)

- Есть ещё версии?

(Существует наука фенология, наука о сезонных явлениях в живой природе, которая считает началом осени первый заморозок на почве)

3. Фенологическое – первый заморозок на почве.

Второй этап.

- Как мы определяем наступление осени в лесной природной зоне? По каким признакам?

(Серое низкое небо, частые холодные дожди, короткие дни, изменение окраски листьев, листопад.)

- Давайте выясним причины сезонных изменений. Обратимся к схеме, рассмотрим положение нашей планеты в космосе и по отношению к солнцу. На что обратить внимание?

1) наклон земной оси. Северное полушарие зимой удаляется, летом поворачивается к солнцу. Изменяется высота солнца над горизонтом.

2) угол падения солнечных лучей влияет на количество тепла. Чем отвеснее лучи, тем земля прогревается лучше.

- Каковы последствия «отдаления» северного полушария от солнца?

( укорочение светового дня)
Уменьшается световой день




Меньше света Меньше тепла



похолодание




Изменение осадков, изменение окраски листьев и листопад

Третий этап.

- Где происходят все эти изменения? (в неживой природе)

- Назовите объекты неживой природы. (Солнце, атмосфера, почва, водоёмы)

Подводя итог всему сказанному, учащиеся делают выводы:

Солнце становится ниже над горизонтом. Его лучи скользят по поверхности земли и не прогревают почву. Как говорят «светит, но не греет». День укорачивается, а ночь становится длиннее.

Осенью небо становится серым, низким, пасмурным. Часто идут дожди. К концу осени дождь сменяется снегом. Малое количество тепла и света не дают возможности прогреться воздуху. Это ведёт к похолоданию.

Почва охлаждается и чтобы не промёрзнуть покрывается снегом, который является «одеялом» для земли.

- Нужна ли осень природе? Как долго она длится?

(Осень – переходное время года, которое необходимо, чтобы подготовить растения и животных к зиме)

Четвертый этап. Беседа о первом периоде осени – ранней осени. Каковы её сроки? Какая она? Что происходит в этот период? Как называют это время года?

Пятый этап. Выяснение причин листопада. Что предшествует листопаду? С чем связаны такие изменения? Для чего нужен листопад?

(Световой день уменьшается – листья меняют окраску; воздух становится холоднее, почва остывает, корни не могут всасывать холодную воду, которая необходима листьям. Прекращается сокодвижение, в месте прикрепления черешка к ветке образуется прослойка из мёртвых тканей. Начинается листопад. Опавшие листья защищают корни от мороза, перегнивают, превращаясь в минеральные вещества, необходимые для растений.)

Шестой этап. Беседа о поздней осени. Какая она? Что характерно для неё?

Седьмой этап. Завершением урока стало составление учащимися синквейна. Это итог урока, который выражается в составлении четверостишия, имеющим следующую схему:

1 строка – существительное (главное из урока);

2 строка – два прилагательных (подходящих по смыслу);

3 строка – три глагола;

4 строка – фраза, заключающая мысль урока.

Продолжение темы осени было на уроке математики. Задачи, уравнения, сложные выражения – все было посвящено осени.

На уроке русского языка ребята писали сочинение «Осень в лесу».

Завершающим уроком погружения в тему «Осень» стал урок технологии, где, объединившись в группы, учащиеся с помощью природного материала на листе картона выражали эмоциональный настрой этого дня.

После изучения данной темы был проведен тест:



Вопросы:

% правильно ответивших

1.

Назовите сроки календарного наступления осени.

93,7%

2.

Когда день осеннего равноденствия?

78%

3.

Назовите фенологические признаки наступления осени.

68,7%

4.

Назовите основные причины наступления осени.

71,8%

5.

Каковы признаки осени

78%

6.

Почему лист меняет окраску?

65,6%

7.

Как называется массовое падение листьев?

100%

8.

Что предшествует листопаду?

62,5%

9.

Зачем нужен листопад?

59,4%


Однако тестирование выявило, что существуют пробелы в знаниях по вопросам 6, 7, 9, над которыми в дальнейшем мы работали.

Уроки погружения показали, что ученики способны находить нужную информацию, творчески подходить к подаче начитанного материала. Подобные уроки помогают ученику осознать себя как социально значимую личность. Учащиеся начинают серьезнее работать с учебным материалом, со справочной литературой.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconМыльникова Светлана Михайловна учитель географии моу «Средняя общеобразовательная...
Моу «Средняя общеобразовательная школа №41 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Чебоксары
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconРабочая программа по курсу обж в моу богородская сош с углубленным...
Моу богородская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconРасписание государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов...
«Средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconПубличный отчет муниципального общеобразовательного учреждения «средняя...
Полное наименование оу: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением...
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconИтоговый отчет инновационной площадки моу сош с углубленным изучением...
Наименование учебного заведения – Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением...
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconCоставила Огарцева Наталья Владимировна учитель начальных классов...
«Средняя общеобразовательная школа №27 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconМуниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная...
«Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconУрок математики в 4 классе (по учебнику Л. Г. Петерсон) Решение задач на движение
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30»
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconРабочая программа по учебному предмету «Английский язык» для учащихся...
«Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconМоу «Нижнедевицкая средняя общеобразовательная школа с углубленным...

Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconМоу "Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1" государственная символика (устный журнал)
«Городищенская средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconРабочая программа мбоу «Средняя общеобразовательная школа №55 с углубленным...
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе мбоу «сош №55 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconНемного о сокровенном
Моу заозерная средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №16
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» icon9 изложение с элементами сочинения
Моу «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов»
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconКондратьевой Елены Алексеевны
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №39»
Урок погружения Пахомова Ю. Н. Моу «Средняя общеобразовательная школа №40 с углубленным изучением отдельных предметов» iconИнтегрированный урок по информатике и биологии с использованием проектной методики в 6 классе
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск