«Радуга химических реакций» 2011





Название«Радуга химических реакций» 2011
страница1/6
Дата публикации24.05.2015
Размер0.66 Mb.
ТипУчебное пособие
100-bal.ru > Химия > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6

«Радуга химических реакций»

2011

Учебное пособие

Выполнила: ученица 11 «Б» класса

Карсакова Юлия

Руководитель проекта Молчанова Е.Р.

congresso-cientifico.jpg

Содержание:

  1. Индикаторы стр.3

  • Определение понятия

  • Виды индикаторов

  • Влияние сред растворов на изменения цвета индикатора, история открытия

  • Стихотворения для запоминания

  • Практическая работа

  1. Щелочные и щелочноземельные металлы стр.11

  • Открытие элементов

  • Положение элементов в таблице Менделеева

  • Цвета пламени горелок катионов щелочных и щелочноземельных металлов

  • Цветные реакции на некоторые катионы

  • Практическая работа

  1. Переходные металлы. Хром (1 часть) стр.21

  • Проведение небольшой самостоятельной работы по 2 предыдущим занятиям

  • Открытие элемента хрома, расположение металла в таблице Менделеева

  • Химия хрома, некоторые важнейшие соединения хрома

  • Решение заданий на тему лекций

  • Практическая работа

  1. Переходные металлы. Железо, никель, кобальт (2 часть) стр.27

  • Работа над ошибками в самостоятельной работе

  • Открытие элементов семейства железа, расположение металлов в таблице Менделеева

  • Химия железа, кобальта, никеля

  • Решение задач на тему лекций

  • Практическая работа

  1. Цветные реакции в органической химии (1 часть) стр.32

    • Проведение небольшой самостоятельной работы по 2 предыдущим занятиям

    • Цветные реакции, определяющие различные углеводородные соединения

    • Цветные реакции на спирты и фенолы

    • Цветные реакции на альдегиды и некоторые органические кислоты

    • Практическая работа

  1. Цветные реакции в органической химии (2 часть) стр.38

  • Работа над ошибками в самостоятельной работе

  • Определение понятий «белки» и «аминокислоты»

  • Цветные реакции на белки

  • Решение задач

    • Практическая работа



  1. Хемилюминесценция стр.42

    • Определение понятия

    • Виды люминесценций

    • Люминесценция в химических и биологический процессах

    • Подготовка к конференции

1 лекция: «Индикаторы»

Содержание:

  1. Определение ,

  2. Виды индикаторов

  3. Влияние сред растворов на изменения цвета индикатора, история открытия

  4. Природные индикаторы; стихотворения для запоминания

  5. Практическая работа

Определение понятия «индикатор»:

Индикаторы – вещества, введение которых в анализируемый раствор позволяет установить конец химической реакции или концентрацию водородных ионов по легко заметному признаку. Индикаторы используют главным образом в титриметрическом анализе для установления точки эквивалентности (конечной точки титрования). В присутствии Индикаторов в этой точке (или вблизи от неё) могут наблюдаться изменение цвета, появление или исчезновение мутности, свечение и т. д., обусловленные изменением определённого свойства исследуемого раствора.

Виды индикаторов:

Индикаторы делят обычно на 5 групп: кислотно-основные; окислительно-восстановительные; комплексонометрические; адсорбционные; хемилюминесцентные.

  • Кислотно-основные индикаторы — вещества, изменяющие свою окраску при изменении водородного показателя (pH) среды. Эти И. х., рассматриваемые (по теории В. Оствальда) как слабые органические кислоты или основания, используют в нейтрализации методах, а также при определении pH методом колориметрии.

При проведении анализа индикатор выбирают таким образом, чтобы интервал перехода окраски включал то значение pH, которое раствор должен иметь в точке эквивалентности. Наиболее часто анализы методом нейтрализации проводят с метиловым оранжевым (интервал перехода 3,1—4,4), метиловым красным (4,2—6,3), фенолфталеином (8,0—9,8). Кроме индивидуальных индикаторов, применяют так называемые смешанные индикаторы — смеси двух (например, тимоловый синий + фенолфталеин), которым свойственно отчётливое изменение окраски в узком интервале перехода (до 0,2 единицы pH). К кислотно-основным относятся также индикаторы: флуоресцентные (например, a-нафтиламин, акридин), в присутствии которых появляется, исчезает или изменяется цвет флуоресценции мутных или сильно окрашенных растворов при их освещении ультрафиолетовыми лучами; универсальные — смеси нескольких индикаторов с различными интервалами перехода, многократно изменяющие свою окраску при разных значениях pH и используемые для приближённых определений этого показателя.

Окислительно-восстановительные индикаторы — вещества, способные окисляться или восстанавливаться в определённых интервалах значений окислительного потенциала и изменять при этом свою окраску.

Эти индикаторы (например, метиленовый синий, дифениламин, крахмал) используют в титриметрических методах анализа, основанных на реакциях окисления-восстановления.

  • Комплексонометрические индикаторы — вещества, образующие с определяемыми ионами окрашенные комплексные соединения. Такие индикаторы называются также металлохромными или металл-индикаторами, используют в титриметрическом методе анализа, основанном на применении аминополикарбоновых кислот. В качестве комплексонометрических индикаторы используют преимущественно водорастворимые органические красители — эриохром чёрный Т, ксиленоловый оранжевый, кислотный хром тёмно-синий и др.

  • Адсорбционные индикаторы — вещества, в присутствии которых в точке эквивалентности, устанавливаемой методом осаждения (например, при титровании ионов хлора стандартным раствором нитрата серебра), изменяется цвет осадка. В качестве таких индикаторов применяют главным образом красители (например, эозин, флуоресцеин).

  • Хемилюминесцентные индикаторы — вещества, способные в точке эквивалентности светиться видимым светом и используемые при титровании сильно окрашенных растворов. К таким И. х. относятся люминол, силоксен и др.

Влияние сред растворов на изменения цвета индикатора:

Эту закономерность мы рассмотрим на некоторых примерах:

Среда / Индикатор

Фенолфта-

леин

Метилоранж

Лакмус

Бриллиан-товый зеленый

Тимоловый синий

Кислая среда

Бесцветный

Розовый

Красный

Желтый

Малиново-красный

Нейтральная среда

Бесцветный

Оранжевый

Фиолетовый

Зеленый

Желтый

Щелочная среда

Малиновый

Желтый

Синий

Бесцвет-ный

Синий

file://localhost/C:/Documents%20and%20Settings/Пользователь/Рабочий%20стол/КЛШ/Проект/гребанный%20проект/index.html

Универсальная индикаторная бумага измеряет уровень рН в водных растворах.

image48291.jpg



Уровень рН

Характеристика среды

−1

Сильнокислая

0

---//---

1

---//---

2

---//---

3

Умеренно кислая

4

---//---

5

Слабокислая

6

---//---

7

Нейтральная

8

Слабощелочная

9

---//---

10

Умеренно щелочная

11

---//---

12

Сильнощелочная

13

---//---

14

---//---

15

---//---

История открытия элемента:

Впервые индикаторы обнаружил в 17 веке английский химик и физик Роберт Бойль. Чтобы понять, как устроен мир, Бойль провел тысячи опытов. Вот один из них. В лаборатории горели свечи, в ретортах что-то кипело, когда некстати зашел садовник. Он принес корзину с фиалками. Бойль очень любил цветы, но предстояло начать опыт. Он взял несколько цветков, понюхал и положил их на стол. Опыт начался, открыли колбу, из нее повалил едкий пар. Когда же опыт кончился, Бойль случайно взглянул на цветы, они дымились. Чтобы спасти цветы, он опустил их в стакан с водой. И – что за чудеса- фиалки, их темно- фиолетовые лепестки, стали красными. Случайный опыт? Случайная находка? Роберт Бойль не был бы настоящим ученым, если бы прошел мимо такого случая. Ученый велел готовить помощнику растворы, которые потом переливали в стаканы и в каждый опустили по цветку.

В некоторых стаканах цветы немедленно начали краснеть. Наконец, ученый понял, что цвет фиалок зависит от того, какой раствор находится в стакане, какие вещества содержатся в растворе. Затем Бойль заинтересовался, что покажут не фиалки, а другие растения. Эксперименты следовали один за другим. Лучшие результаты дали опыты с лакмусовым лишайником. Тогда Бойль опустил в настой лакмусового лишайника обыкновенные бумажные полоски. Дождался, когда они пропитаются настоем, а затем высушил их. Эти хитрые бумажки Роберт Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означает «указатель», так как они указывают на среду раствора. Именно индикаторы помогли ученому открыть новую кислоту - фосфорную, которую он получил при сжигании фосфора и растворении образовавшегося белого продукта в воде. В настоящее время на практике широко применяют следующие индикаторы: лакмус, фенолфталеин, метиловый оранжевый.

Одним из давно известных индикаторов является лакмус. Хотя лакмус уже в течение нескольких столетий, верно, служит людям, его состав так до конца и не изучен. Лакмус- это сложная смесь природных соединений. Он был известен уже в Древнем Египте и в Древнем Риме, где его использовали в качестве фиолетовой краски- заменителя дорогостоящего пурпура. Затем рецепт приготовления лакмуса был утерян. Лишь в начале 14 века во Флоренции вновь была открыта фиолетовая краска орсейль, тождественная лакмусу, причем способ ее приготовления в течение многих лет держали в секрете.

Готовили лакмус из специальных видов лишайников. Измельченные лишайники увлажняли, а затем добавляли в эту смесь золу и соду. Приготовленную таким образом густую массу помещали в деревянные бочки, добавляли мочу и выдерживали долгое время. Постепенно раствор приобретал темно- синий цвет. Его упаривали и в таком виде применяли для окрашивания тканей. В 17 веке производство орсейли было налажено во Фландрии и Голландии, а в качестве сырья использовали лишайники, которые привозили с Канарских островов.

Похожее на орсейль красящее вещество было выделено в 17 веке из гелиотропа - душистого садового растения с темно- лиловыми цветками. Именно с этого времени, благодаря Р. Бойлю, орсейль и гелиотроп стали использовать в химической лаборатории. И лишь в 1704 году немецкий ученый М. Валентин назвал эту краску лакмусом.

Сегодня для производства лакмуса измельченные лишайники сбраживают в растворах поташа (карбоната калия) и аммиака, затем в полученную смесь добавляют мел и гипс.

В 19 веке на смену лакмусу пришли более прочные и дешевые синтетические красители, поэтому использование лакмуса ограничивается лишь грубым определением кислотности среды. На смену лакмусу в аналитической химии пришел лакмоид - краситель резорциновый синий, который отличается от природного лакмуса и по строению, но сходен с ним по окраске: в кислой среде он красный, а в щелочной - синий.

В наши дни известны несколько сот кислотно-основных индикаторов, искусственно синтезированных начиная с середины 19 века. Индикатор метиловый оранжевый (метилоранж) в кислой среде красный, в нейтральной – оранжевый, а в щелочной – синий.

Более яркая цветовая гамма свойственна индикатору тимоловому синему: в кислой среде он малиново-красный, в нейтральной – желтый, а в щелочной – синий. Индикатор фенолфталеин (в медицинской практике его раньше называли пургеном, сейчас редко применяют в качестве слабительного) в кислой и нейтральной среде – бесцветен, а в щелочной имеет малиновую окраску. Поэтому фенолфталеин используют лишь для определения щелочной среды. В зависимости от кислотности среды изменяет окраску и краситель бриллиантовый зеленый (его спиртовой раствор используется как дезинфицирующее средство – зеленка). В сильнокислой среде его окраска желтая, а в сильнощелочной среде раствор обесцвечивается.

Однако в последнее время в лабораторной практике используется универсальный индикатор- смесь нескольких индикаторов. Он позволяет легко определить не только характер среды, но и значение кислотности (рН) раствора.

Природные индикаторы из растений

Антоцианы и другие растительные пигменты способны менять цвет в зависимости от рН среды (клеточного сока). Антоцианы имеют преимущественно красный цвет в кислой среде и синий в щелочной. Сок из красной капусты или столовой свёклы нередко используют в качестве индикатора при начальном обучении химии.

● Свёкла красная, сок ● Чёрная смородина сок

● Голубика, ягоды ● Морковь, сок

● Вишня, сок ягод ● Карри порошок (Куркума)

● Дельфиниум лепестки ● Герань розовая, лепестки

● Виноград красный ● Конский каштан, листья

● Гортензия ● Morning Glories (Ипомея)

● Луковая шелуха ● Маргаритки, лепестки

● Петуния, лепестки ● Примула (первоцвет)

● Мак, лепестки ● Пион красный, лепестки

● Rayhan leaves (базилик) ● Капуста красная, сок

● Редис красный ● Ревень

● Роза, лепестки ● Земляника, ягоды

● Чай ● Тимьян или Орегано — цветки

● Тюльпан, лепестки ● Фиалка, лепестки

Стихотворения для запоминания:

Для того, чтобы запомнить цвет лакмуса в различных средах, существует стихотворение:

«Индикатор лакмус - красный

кислоту укажет ясно.

Индикатор лакмус - синий,

Щёлочь здесь - не будь разиней,

Когда ж нейтральная среда,

Он фиолетовый всегда»

Или:

«Реактив-хамелеон:

В щелочах синеет он,

В кислоте опасной

Он окрашен в красный!»

Для запоминания цвета индикатора метилового оранжевого в щелочах и кислотах служит мнемоническое стихотворение:

«От щелочи я желт как в лихорадке,

Краснею от кислот, как от стыда.

И я бросаюсь в воду без оглядки,

Здесь я оранжевый практически всегда»

Для запоминания фенолфталеина существует фраза:

«Фенолфталеин в щелочах малиновый

несмотря на это –

в кислоте без цвета»

Или такое стихотворение:

«Попасть в кислоту для других неудача,

Но он перетерпит без вздохов, без плача,

Зато в щелочах у фенолфталеина

Не жизнь, а малина, сплошная малина!»

Практическая работа:

Опыт 1

В две пробирки налейте по 1 мл раствора кислоты и поместите в одну пробирку синий лепесток, а в другую красный или розовый.

Затем в две пробирки налейте раствор щелочи и поместите в одну пробирку синий лепесток, а в другую красный или розовый.

Запишите свои наблюдения в лабораторный журнал.

Опыт

Наблюдения

Вывод



















Опыт 2

Перед вами в химических лотках находятся растворы химических индикаторов. Определите, как они изменяют цвет в растворах кислот и щелочей?

Отметьте изменения окраски растворов в виде таблицы.

Реактив

Фенолфталеин

Метилоранж

Лакмус

Унив.индикатор

Соляная кислота













Уксусная кислота













Гидроксид натрия













Нашатырный спирт













+ видео ролики:

  1. Щелочь и индикаторы

  2. Действие на кислоты хим.индикаторами

  3. Распознавание воды, кислоты и щелочи

  4. Действие щелочей на хим. Индикаторы

  5. HNO3 и индикаторы.avi

2 лекция: «Щелочные и щелочноземельные металлы»

Содержание:

  1. Открытие элементов

  2. Положение элементов в таблице Менделеева

  3. Цветные пламена щелочных и щелочноземельных металлов

  4. Цветные реакции на некоторые катионы; решение задач на тему лекций

  5. Практическая работа

Открытие элементов:

  • В 1857 году Роберт Бунзен, профессор химии знаменитого университета в маленьком немецком городке Гейдельберге, придумал газовую горелку, которая и сейчас применяется в любой химической лаборатории. В том же университете работал и профессор физики Густав Кирхгоф. В 1859 году вместе с Бунзеном он разработал простой прибор, который назвали спектроскопом.

c:\documents and settings\admin\рабочий стол\dl_res_356c95d2-60d6-2e85-9acb-95d76f1de71c\00149188700629723\71722.jpg

Рис. 1. Спектроскоп Бунзена–Кирхгофа



Рис. 2. Схема устройства спектроскопа Бунзена–Кирхгофа: спектр (1), телескопическая система (2), призма (3), коллиматор (4), диафрагма (5), источник света (6)

Прибор состоял из стеклянной призмы в виде клина и двух половинок подзорной трубы с выпуклыми линзами. Все эти детали были помещены в корпус, сделанный из деревянной сигарной коробки (на рисунке не показан). Лучи света, проходя через призму, образовывали цветной спектр с фиолетовой частью на одном конце и красной частью – на другом. Между ними располагались желтые, зеленые, синие и другие части спектра.

Когда Бунзен и Кирхгоф ввели в пламя газовой горелки кристаллик хлорида натрия NaCl, выходящий после призмы пучок света содержал пару ярко-желтых линий.



Рис. 3. Спектр хлорида натрия

Если же в пламя они вводили каплю водного раствора хлорида стронция SrCl2, на белом экране появлялись две яркие красные линии. Оказалось, что каждый атом, в каком бы соединении он ни находился, имеет свой набор линий в спектре. Эти линии назвали спектральными.

В 1860 году Робертом Бунзеном и Густавом Кирхгофом при помощи изобретенного ими спектроскопа был открыт новый элемент
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Радуга химических реакций» 2011 iconУрок: «Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций»
Цель урока: ввести понятие о скорости химических реакций, ознакомить с факторами, влияющими на скорость химических реакций
«Радуга химических реакций» 2011 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: повторить классификацию веществ, типы химических реакций и признак их классификации, научить обучающихся применять полученные...
«Радуга химических реакций» 2011 iconРеферат по теме «Тепловой эффект химических реакций»
«Тепловой эффект химических реакций». Я считаю эту тему актуальной, потому что в наше время без химических реакций возможно очень...
«Радуга химических реакций» 2011 iconУрок химии в 8 классе. Тема урока: «Типы химических реакций на примере свойств воды»
Цель урока: изучить состав и строение молекулы воды, физические и химические свойства, значение воды для живых организмов, а так...
«Радуга химических реакций» 2011 iconТема: Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения...
...
«Радуга химических реакций» 2011 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Радуга химических реакций» 2011 iconВведение в основу настоящей программы положены следующие дисциплины:...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Радуга химических реакций» 2011 iconТема: Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций
Цели занятия: дать представление о научных основах по обеспечению пожарной и взрывной безопасности, изучить пожарно-техническую и...
«Радуга химических реакций» 2011 iconУрок по теме: «Классификация химических реакций по числу и составу реагирующих веществ реакции»
Цели. Дидактические. Систематизировать сведения о типах химических реакций по признаку – числу исходных и полученных веществ, по...
«Радуга химических реакций» 2011 iconУрока: Образовательная
Образовательная: обобщить представления о химической реакции как о процессе превращения одного или нескольких веществ в другие вещества;...
«Радуга химических реакций» 2011 iconУрок-закрепление по теме: «Скорость химических реакций»
Эти слова девиза нашего урока принадлежат великому русскому ученому, химику, фамилию которого вам предстоит разгадать, решив правильно...
«Радуга химических реакций» 2011 iconКонспект урока основные типы химических реакций фио (полностью) Щербакова Валерия Геннадьевна
Познакомить учащихся с классификацией реакций по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции
«Радуга химических реакций» 2011 iconУрок 3 (8 класс)
Цели урока: уметь составлять схемы химических реакций; уметь определять реагенты и продукты в схеме реакций; уметь формулировать...
«Радуга химических реакций» 2011 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Формирование представлений об особенностях физических и химических явлений, их отличительных признаках и условиях протекания...
«Радуга химических реакций» 2011 icon«Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов»
Тема урока: «Классификация химических реакций по изменению степени окисления элементов»
«Радуга химических реакций» 2011 iconВариант скорость химических реакций. Химическое равновесие
Цель урока: систематизировать сведения о химических свойствах металлов, рассмотренных при изучении материала курса химии 8, 9 классов,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск