Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо»





НазваниеТезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо»
страница1/9
Дата публикации28.11.2014
Размер1 Mb.
ТипТезисы
100-bal.ru > Информатика > Тезисы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И.И.Брагинского,

2 апреля 2014 года, г. Черноголовка
Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации ФГОС НОО»

Руководитель - Громова Любовь Анатольевна, доцент кафедры начального образования ГБОУ ВПО МО АСОУ


  1. «Реализация практико-ориентированных проектов в начальной школе»

Михеева Юлия Викторовна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ им. В.М.Комарова,

ЗАТО г.о.Звёздный городок

Среди многообразия типов проектов, которые используются в образовательном процессе, особое место занимают практико-ориентированные. Они организуются с целью решения практических задач, среди которых разработка новых технологий, получение конкретного продукта: макетов, моделей, различных пособий, справочников и др.

В начальной школе учитель знакомит обучающихся с проектной технологией. Учит ставить цель, планировать деятельность, создавать продукт, осуществлять контроль и при необходимости корректировку полученного результата, представлять проект аудитории, рефлексировать.

Возраст учащихся начальной школы (в особенности – первоклассников) обязывает учителя применять игровые технологии. Но игра при этом должна носить обучающий характер, то есть игры должны быть дидактическими.

Я предлагаю свой опыт организации и проведения дидактической игры, которая реализуется в рамках проектной технологии.

С дошкольного детства ребятам знакомы многие настольные игры. Например, такая игра как «Домино» по разным темам (животные, растения, геометрические фигуры, числа и др.) На уроках математики в 1 классе предлагаю детям поиграть в «Математическое домино» для отработки навыка сложения и вычитания чисел в пределах 10 (игра в электронной версии, в презентации Power Point). На экране карточки, которые разделены чертой на две части. На одной части записан пример, на другой – ответ к примеру, записанному на следующей карточке. «Начальная» карточка имеет только пример, «конечная» - только ответ. Все карточки перемешаны. Играющие должны составить из всех имеющихся карточек цепочку. Игра проводится фронтально в форме устного счёта.

Провожу игру именно в такой форме два – три урока математики. Детям очень нравится, но каждый раз возникает недовольство у тех ребят, которые не смогли принять участие из-за малого количества ходов. В игре могут принять участие ограниченное число человек (при условии, что каждый выполняет лишь один ход, ставя одну карточку в цепочку).

На одном из уроков задаю вопрос: «Как же сделать так, чтобы все ребята в классе одновременно могли играть в «Математическое домино»? Так рождается идея и ставится цель создать из бумаги «Математическое домино». Сделать столько комплектов карточек, сколько пар в классе (ведь интереснее играть в паре). Это этап целеполагания.

Далее обсуждаем, как будем выполнять работу. Договариваемся работать в парах. Вспоминаем правила дружной работы. Ребята в парах распределяют роли, договариваются между собой (кто-то будет придумывать примеры, кто-то будет писать их на карточках). Уточняем принцип построения игры – примеру на одной карточке соответствует ответ на другой. Ответы на карточках не должны повторяться, то есть числа от 0 до 10 в ответах примеров должны быть записаны только единожды. Это этап планирования.

Далее, дети, работая в парах, на листах-карточках пишут примеры и ответы (лучше это делать сначала простым карандашом). По окончании работы пара подаёт сигнал - поднимает вверх руки. Это этап создания проекта.

Теперь предлагаю всем парам перемешать карточки и сыграть в игру (выложить цепочку примеров). У большинства ребят игра сложится. Но у некоторых пар обязательно обнаружится, что к одной карточке подходят две или даже три карточки с одинаковым ответом, то есть будут «лишние» карточки, а цепочка примеров окажется короткой. Это потому, что на нескольких карточках дети запишут примеры, у которых будут одинаковые ответы. Или же будет допущена ошибка при вычислении. Учитель помогает детям понять ошибку и исправить её. Это этап контроля и коррекции результата.

Далее каждая пара складывает карточки в отдельный конверт и подписывает его. На следующих уроках математики во время устного счёта дети играют в «Математическое домино» в парах. Каждой паре достаётся комплект своих одноклассников (сначала идёт обмен комплектами в одном ряду, затем между рядами). Это этап презентации. Данный проект не требует специальной, так называемой, защиты. Сама игра становится негласной презентацией.

Когда все комплекты игры сыграны, на уроке ребятам задаю вопросы: «Для чего мы с вами создавали столько комплектов игры «Математическое домино»? Чему учились в процессе игры? Сможете ли самостоятельно сделать комплект игры, например, для отработки счёта в пределах 20?» Это этап рефлексии.

Данный практико-ориентированный проект внутриклассный, это монопроект - выполнен в рамках одного предмета – математики, по количеству участников - групповой (комплекты выполнялись малыми группами – парами), по продолжительности выполнения – это мини-проект – выполнен в рамках одного урока.

В ходе выполнения проекта решались следующие задачи:

- совершенствование вычислительных навыков;

- профилактика школьной неуспешности;

- осознание школьником своей значимости;

- повышение интереса к учению;

- создание условий для психологического комфорта;

- развитие универсальных учебных действий:

  • личностных – смыслообразование (мотивация учебной деятельности)

  • познавательных – общеучебные (использование общих приёмов вычислений)

  • регулятивных – контроля (соотносить результат с заданным эталоном), коррекции (вносить необходимые дополнения, изменения, коррективы в способ действия в случае обнаружения ошибок; адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей)

  • коммуникативных – сотрудничество (проявлять активность во взаимодействии с одноклассником; ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения, предлагать помощь; договариваться о распределении ролей в совместной деятельности)

Сегодня, конечно, готовые комплекты дидактических игр можно приобрести в магазине. Что-то разрабатывается и изготавливается самими учителями. Но, по-моему убеждению, наибо′льшую пользу принесёт обучающимся та дидактическая игра, которая изготовлена самими детьми в рамках проектной технологии.

Хочу предложить ещё один практико-ориентированный проект, реализованный мною с учащимися 2 класса в рамках предмета русский язык. Это коллективный годовой межпредметный (в нём задействованы области русский язык и изобразительное искусство) проект «Словарь в картинках». На уроках русского языка ещё в первом классе при ознакомлении обучающихся с так называемыми «словарными» словами, обратила их внимание на то, что написание этих слов нужно запоминать. Возник вопрос: «Что может помочь в запоминании слов?» Показала рисунки из альбома «Словарные слова в образах и картинках». Во 2-ом классе в начале учебного года предложила детям самим придумывать рисунки к «словарным» словам. Сначала идеи оформлялись в форме эскизов простым карандашом (на уроках русского языка). Затем при помощи взрослых – на альбомном листе в цвете в форме рисунков (во внеурочное время). Рисунки ребята демонстрировали на уроках русского языка, объясняя всему классу свою идею. Так происходила защита работ, и шло взаимообучение.

В проекте «Словарь в картинках» приняли участие 18 ребят класса. К концу года собрали альбом, в котором 100 рисунков. Ребятам удалось представить в образах и картинках 62 слова.

В ходе выполнения данного проекта решались следующие задачи:

- усвоение написания группы «словарных» слов;

- развитие образного мышления и творчества (изобразительного);

- повышение интереса к учению;

- профилактика школьной неуспешности;

- осознание школьником своей значимости;

- создание условий для психологического комфорта в классе и формирования коллектива;

- развитие универсальных учебных действий:

  • личностных – смыслообразование (мотивация учебной деятельности)

  • познавательных – знаково-символические (использовать знаково-символические средства), информационные (передача, интерпретация информации), логические (выделение признаков, анализ и синтез)

  • регулятивных – целеполагания (формулировать и удерживать учебную задачу), планирования (составлять план и последовательность действий), коррекции (вносить необходимые дополнения, изменения, коррективы по предложению учителя, товарищей), оценки (устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели)

  • коммуникативных – взаимодействие (проявлять активность во взаимодействии с одноклассниками, задавать вопросы, обращаться за помощью, формулировать затруднения, предлагать помощь; формулировать собственное мнение и позицию)

Карточки «Математического домино», как и «Словарь в картинках», можно передать младшему классу. В таком случае и дидактическая игра, и учебное пособие – словарь – послужат ещё неоднократно.

Кстати, подобного вида практико-ориентированные проекты (настольные игры, словари) могут быть выполнены и в рамках других тем, других учебных предметов, а также с учащимися любого возраста в средних и старших классах. Они будут отличаться содержанием, степенью самостоятельности участников проекта, качеством выполнения продукта, а настольные игры (как «Домино») и более усложнёнными правилами игры.


  1. Деятельность учителя при подготовке к работе над проектом, исследованием.

Колова Светлана Викторовна,

учитель технологии, МОУ СОШ №82 им.Ф.И.Дубовицкого, г.Черноголовка

Работа посвящена актуальной проблеме – организации деятельности учителя при подготовке к работе над проектом на уроках технологии.

Программой новой образовательной области "Технология" предусмотрено выполнение учащимися II - XI классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Именно творческая проектная деятельность школьников будет способствовать технологическому образованию, формированию технологической культуры каждого подрастающего человека. Возникла необходимость поиска новых форм, методов, приемов обучения, которые бы повышали учебную мотивацию, вовлекали учащихся в активную учебно-познавательную деятельность. С этой точки зрения наиболее востребованной в современной школе становится проектно — исследовательская деятельность.

За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований. Информация по данному методу имеется в педагогической и методической литературе.

В работах Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель, И.К. Баталиной. М.А. Барсуковой, С. Шишова раскрыт педагогический потенциал проектной деятельности школьников; Г.В. Нарыковой, Е.А.Гилевой, Ю.С. Егоровым, Е.В. Клоковым Н.Мансуров охарактеризованы этапы учебного проекта, роль учителя на каждом из них.

Проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, ее способности.

Объект нашего исследования – процесс организации деятельности учителя при подготовке к работе над проектами с учащимися на уроках технологии.

Предмет исследования – педагогические условия организации проектной деятельности учителя с учащимися при подготовке к работе над проектами.

Цель исследования: показать методику организации проектной деятельности учителя технологии при подготовке к работе над проектом с учащимися среднего звена школы, способствующую развитию умений, формирующихся в ходе работы над проектами.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:
- выяснить степень изученности вопроса в методической и педагогической литературе;

- организация образовательного процесса, позволяющего стимулировать интерес к проектной деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;

- использование элементов технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве, проблемного обучения;

- разработка методических рекомендаций по организации и сопровождению проектной деятельности обучающихся;

- организация участия во всероссийских, городских и областных конкурсах и конференциях;

- описать результаты проведенной работы.

Пути организации проектно-исследовательской деятельности учителя при подготовке к работе над проектом:

1.Внедрение технологий: метода проектов, проблемного обучения, технологии «Обучение в сотрудничестве», исследования и организации научно-исследовательской деятельности, ИКТ.

2.Наблюдение за учащимися в ходе образовательного процесса, через тестирование и анкетирование.

3.Беседы и установление личного контакта с каждым учеником.

4.Работа учащихся с дополнительной литературой.

5.Ежегодно проводимые в школе «Недели эстетики», в рамках которых проходят мастер – классы по подготовке к новогодним праздникам, выставки на лучшую работу своими руками, беседы по декоративно-прикладному творчеству, занятия по кулинарии.

6.Кружковая работа во внеурочное время, когда учащиеся выполняют проекты и получают знания и умения, не входящие в общеобразовательные программы: изготовление мягкой игрушки, бисероплетение, макраме, фриволите, тестопластика, вышивка.

7.Участие в школьных областных выставках.
Приведу пример, организации деятельности учителя при подготовке к работе над проектом: «Школьная одежда учащихся нашей школы».

В 7 «А» классе на уроках технологии была проведена предварительно исследовательская работа на тему: «Имидж и этикет школьника 21 века».

Выявляем актуальность: с 1 сентября 2013 г. в школах, гимназиях и лицеях школьная одежда стала обязательной. Согласно статистике 70 % родителей за введение школьной одежды. Взрослые и школьники сходятся во мнении, что неплохо бы каждой школе все-таки иметь свою форму. Хотя бы на всякий торжественный случай, в целях воспитания гордости за свою школу. По мнению взрослых, форменная одежда прививает детям вкус к деловому костюму. Она дисциплинирует, настраивает на рабочий лад. Когда вначале 90-х отменили униформу, никто не возмущался по поводу ее утраты, наоборот, радовались свободе стиля. Но «бесформенная свобода», по утверждению психологов, отрицательно сказалась на психике школьников, ведь зачастую школа стала напоминать подиум.

Гипотеза: Школьная форма, как и любая детская одежда, должна быть удобной, практичной, модной, и главное - она должна нравиться самим школьникам. Школьная одежда даёт возможность детям формировать свой вкус и стиль с ранних лет.

Цель исследования: Создание коллекции школьной одежды в официально-деловом стиле.

Задачи:

1.Освоить историю развития и технологию изготовления коллекции школьной одежды.

2.Изучить спрос и отношение к школьной одежде у учащихся общеобразовательных учреждений г. Черноголовка.

3.Исследовать и разработать требования, предъявляемые к школьной одежде.

4. Разработать эскизы коллекции школьной одежды в официально-деловом стиле.

5.Создать наглядный демонстрационный стенд «Имидж и этикет школьника 2013».

Планируемыми результатами нашей исследовательской работы будет являться подбор информационно-познавательного материала и создание коллекции школьной одежды в официально-деловом стиле (альбомы, плакаты, рефераты, презентации).

Далее следует непосредственная работа над проектом.

На первом шаге организую подготовительную работу, цель которой познакомить школьников с сутью проектной деятельности, ее этапами, критериями оценки. Здесь необходимо собрать весь багаж знаний, необходимых для успешной работы над предстоящим проектом.

На втором этапе происходит непосредственная работа над проектом: дадим характеристику данному проекту.

Предмет: технология.

Класс: 7, количество участников: 18 человек.

Тип проекта: практико-ориентированный, межпредметный, краткосрочный.

Продолжительность: 8 занятий.

Материалы: ватман, журналы мод, картон, ножницы, линейка, карандаши, клей, маркеры.

Учащиеся делятся на творческие группы, исходя из способностей, интересов, симпатий. Учитель должен проконтролировать, чтобы, группы были равными по своим способностям. Когда группы сформированы, внутри каждой из них происходит распределение ролей. Можно прийти на помощь ребятам и предложить возможные роли: художник- модельер, художник -дизайнер и т.д. Возможен вариант, что в группе не будет распределения ролей, тогда каждый вид работы школьники выполняют вместе.

Учащиеся должны научиться: ставить цели и задачи проекта, составлять план работы по выполнению проекта, разбиваться на группы, распределять роли внутри группы, определять сроки выполнения проекта, определять необходимые для реализации проекта материалы, данные и выяснять места, откуда они будут браться, обобщать полученную информацию, представлять результат проделанной работы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconТезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconРегламент Московских межрегиональных педагогических чтений им. И....
Назин Константин Иванович, школьный психолог, моу сош «Веста», г. Черноголовка «Василий Александрович Сухомлинский. Востребованность...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconИ. И. Брагинского, 4 апреля 2013 года, г. Черноголовка
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconТезисы участников IV окружных педагогических чтений
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconПрограмма проведения городских педагогических чтений «От компетентного...
Награждение победителей и участников муниципального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года России в 2013-2014 году» Е. В. Пентегова,...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconИнформационные материалы по результатам контроля реализации фгос ноо в 1-х классах
На основании плана школы по контролю внедрения и реализации фгос ноо, в период с 26. 01. 2012 по 15. 02. 2012 г проведён контроль...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconПлан работы мо учителей начальных классов на 2013 – 2014 уч год
Тема года: «Реализация образовательного процесса начальной школы в условиях фгос ноо»
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема доклада: «Преемственность в работе доу и школы в рамках введения фгос ноо в начальной школе»
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconОтчет о проведении недели педагогического мастерства по теме: «Преемственность...
У меня много лисят. Я поведу вас в лес. Будем большой дом строить. Теперь девайте двери сделаем. Здесь мы будем жить. А на чем мы...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconФормирование надмредметных компетенций обучающихся на уроках английского...
Ооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconПлан внутришкольного контроля по реализации фгос ноо мбоу сош№3 р...
Соответствие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для 1-3 классов, требованиям фгос ноо
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconПлан внутришкольного контроля по реализации фгос ноо на 2012-2013 учебный год
Оценка состояния учебно- методической базы школы, ее соответствия требованиям фгос ноо
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconТезисы к выступлению на Форуме работников дошкольного образования...
Элективный курс «Физика в будущей профессии» позволяет расширить и систематизировать знания студентов I первого курса об автомобиле....
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconПлан внутришкольного контроля по реализации фгос ноо и ООО гбоу сош...
Обеспечение доступности качественного гимназического образования на основе введения федеральных государственных образовательных стандартов...
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» icon«Проектная деятельность в начальной школе»
Круглый стол «Преемственность преподавания математики и русского языка при переходе из начальной школы в среднее звено»
Тезисы участников Московских межрегиональных педагогических чтений им. И. И. Брагинского, 2 апреля 2014 года, г. Черноголовка Секция 1 «Преемственность дошкольного образования и начальной школы при реализации фгос ноо» iconСправка по реализации фгос ноо и ООО в гбоу сош №14 г о. Жигулевск
Цель: изучить состояние деятельности учреждения по созданию условий реализации фгос ноо и ООО


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск