Педагогический анализ
итогов 2012 - 2013 учебного года
МБОУ «Наурская СОШ №2» Цель итогового педагогического анализа - оценка результатов деятельности педколлектива, разработка целей для нового годового плана работы, определение путей совершенствования работы учреждения.
Основой концепции развития нашей школы служит предоставление всем обучающимся одинаковых стартовых возможностей, создание условий самореализации личности, развитие индивидуальных способностей ребенка, выявление способных и одаренных детей, укрепление их физического и психического развития.
На современном этапе приоритетными направлениями деятельности школы являются: высокое качество и комфортность обучения, социализация личности через коллективную проектно-исследовательскую деятельность, личностно-ориентированное обучение, здоровье сбережение учащихся, обеспечение единства основного и дополнительного образования. Школа обладает достаточным ресурсным потенциалом: кадровым, материально-техническим, программно- и научно-методическим, содержательным, воспитательным, творческим.
Завершены ремонтные работы, выполнена программа по благоустройству пришкольной территории.
В 2012-2013 учебном году продолжено внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов в I ступени. Разработана нормативно-правовая база для перехода на школу полного дня в рамках сопровождения учебного процесса в 1-2 классах, работающих по ФГОС.
Для реализации учебной программы по ФГОС в начальную школу поставлено оборудование с учетом требований федерального стандарта. Особое место занимает информационное обеспечение. За период с августа 2012 г. получено 15 персональных компьютеров.
В 2012-2013 учебному году каждый учитель, педагогический работник и работники административно-управленческого аппарата получил для работы компьютер, обеспеченным выходом в Интернет. Все педагогические работники имеют возможность пользоваться Интернет-ресурсами, использовать при подготовке к урокам и мероприятиям компьютерную технику. Увеличивается процент учителей, использующих в работе новые педагогические технологии, в том числе и информационные.
Одним из наиболее значимых механизмов в работе школы сегодня определен механизм прозрачности, прежде всего – это сайт школы, где систематизируется вся информация о школе: отчеты, новости, интересные страницы школьной жизни, документы и т.д. Политика школы в этом направлении будет продолжена и в 2013-2014 учебном году.
Стратегической целью школы является создание в образовательном учреждении условий для получения качественного образования, успешной социализации личности обучающегося, его адаптации к новым экономическим условиям.
Тактической целью школы является обеспечение условий для развития всех участников образовательного процесса, обеспечение качества образования, формирование системы непрерывного образования и индивидуального сопровождения, обеспечение освоения участниками образовательного процесса способов познавательной деятельности.
Управление школой осуществляется в соответствии с законодательством РФ и Уставом школы на принципах демократичности, открытости, свободного развития личности, а также на основе сочетания принципов самоуправления и единоначалия. Органы самоуправления действуют согласно разработанной и утвержденной в школе нормативно-правовой базе.
Целостный образовательный процесс в школе предполагает создание такой непрерывной системы организованной жизнедеятельности для педагога и воспитанника в образовательном пространстве, где созданы все условия для их самовыражения и самореализации.
Образовательный процесс в школе является гибким, быстро реагирующим на изменение числа классов, уровней образования, ориентирующимся на новые образовательные потребности, его можно представить как систему педагогических действий, соответствующих поставленным целям. В соответствии с особенностями детей, пожеланиями родителей и согласно профессиональной квалификации учителей осуществляется освоение образовательных программ на всех уровнях.
Педагогический коллектив школы целенаправленно работает по реализации комплексного проекта модернизации школьного образования и приоритетного национального проекта «Образование».
В школе работает стабильный высокопрофессиональный коллектив, который обеспечивает качественное преподавание предметов, внедряет новое содержание образования и современные технологии обучения. Школа укомплектована кадрами полностью.
Педагогический коллектив стабильный, общее число педагогических работников составляет 28 учителей, социальный педагог, педагог – психолог, педагог-организатор. 64% педагогов имеют высшее образование.
За прошедший 2012-2013 учебный год 18 педагогов школы прошли курсы повышения квалификации на базе Чеченского института повышения квалификации работников образования по теме «Современные подходы к управлению образовательным процессом и преподавание учебных дисциплин в условиях введения ФГОС». Педагогами школы Мадашевой А.В., Муртазлиевой А.Ю., Домаевой А.А., Исаевой З.Б., Часовских С.М. были даны открытые уроки для слушателей курсов, которые получили высокую оценку коллег и работников ЧИПКРО. Педагогами используются полученные на курсах знания при проведении учебно-воспитательного процесса.
Семью педагогами школы были поданы заявления в аттестационную комиссию Министерства образования и науки ЧР на подтверждение имеющейся категории или повышение категории. Педагог I ступени Усманова Л.А. защитилась на I квалификационную категорию (ранее имела II квалификационную категорию), повысили свою категорию с I на высшую педагоги Мадашева А.В., Домаева А.А., Исаева З.Б., Хучиева М.У. Подтвердили имеющуюся высшую категорию Муртазалиева А.Ю., Лабазанова М.Р.
Таким образом доля педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию с 26% прошлого учебного года возросла до 42%; 25% имеют I квалификационную категорию, 14% II квалификационную категорию. Не имеют квалификационных категорий – 19% педагогов. Это в основном молодые педагоги, которые проработали в школе от 1 до 5 лет.
Более успешно прошла в прошедшем учебном году итоговая аттестация выпускников. Как обязательные предметы, так и предметы по выбору сданы всеми 16 обучающимися выпускного класса.
Педагогами будет продолжена работа над методической темой школы «Модернизация и совершенствование учебного процесса, нацеленного на повышение качества знаний».
Исходя из опыта работы с выпускниками, необходимо усилить профориентационную работу со старшеклассниками, в начале учебного года проводить анкетирования по выбору профессий и учебных заведений и, исходя из этого, планировать работу по подготовке к итоговой аттестации.
Анализ
итогов учебной деятельности І ступени
за 2012-2013 учебный год. Целью образования в школе является выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями за курс средней школы. Начальная школа обязана научить детей правильному, выразительному и осознанному чтению, грамотному, каллиграфически верному письму, безошибочному счету, правильной литературной речи; привить обучающимся ответственное отношение к труду, хороший художественный вкус; средствами каждого учебного предмета и внеклассных мероприятий воспитывать лучшие нравственные качества; способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьник, раскрытию их творческих способностей.
В 2012-2013 учебном году деятельность педагогического коллектива учителей школы МБОУ «Наурская СОШ №2»была направлена на реализацию проблемы «Модернизация и совершенствование учебного процесса нацеленного на повышение качества знаний». В связи с этим, перед коллективом учителей начальных классов были поставлены задачи:
обновление содержания образования, обеспечивающие реализацию стандартов нового поколения;
повышения качества и эффективности современного урока;
повышение профессиональной компетентности педагогов, развитие творческой инициативы;
внедрение здоровьесберегающих технологий через систему урочной и внеурочной деятельности.
Эти задачи решал коллектив, состоящий из 8 педагогов начальной школы и 2 учителей предметников.
В начальной школе 8 классов комплектов. Всего на конец учебного года в начальных классах насчитывалось 138 обучающихся. Все ученики полностью усвоили программу. Обучение осуществлялось по 2 программам: «Школа России» (1а, 1б, 2б, 3а, 3б, 4а, 4б), «Планета знаний (2а класс). Программный материал по всем предметам пройден полностью.
Начальная школа второй год работает по новым образовательным стандартам. Теперь педагоги начальной школы учат не только читать, писать, считать, но и развивают две группы умений. К первой относятся УУД, составляющие основу умения учиться, в частности, навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации, Ко второй формирование у школьника мотивации к обучению, навыков самоорганизации и саморазвития.
В течение всего учебного года педагоги нашей школы отслеживали и внедряли в своей деятельности технологии достижения планируемых результатов освоения программ начального образования. Условием изучения результатов усвоения обязательного программного материала является поэтапность:
изучение исходного уровня готовности учащихся к школе;
анализ динамики эффективности образовательного процесса в сравнении с результатами входной диагностики;
итоговая диагностика, ставящая определения уровня готовности учащихся к обучению на следующей ступени.
В сентябре в первых классах был проведен мониторинг готовности школьников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников и начальный период обучения.
Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного воспитания, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что 23% обучающихся имеют высокий уровень, 47% средний уровень и 30% низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку при обучении в 1 классе.
В конце учебного года была проведена комплексная срезовая работа за 1 класс (по контрольно-измерительным материалам ФГОС второго поколения).
Работу выполняли 38 обучающихся 1-х классов. Ими была выполнена как основная работа, так и задания дополнительной части.
Результаты мониторинга следующие:
Уровень сформированности УУД
Основная часть
Количество обучающихся 38
Уровень сформированности УУД
Дополнительная часть
Анализ результатов комплексной срезовой работы показывает, что 87% первоклассников успешно выполнили задания основной части работы, т.е. освоили базовый уровень.
Трудным оказалось задание №3, проверяющее умение формировать вопрос и решать текстовые задачи.
С заданиями дополнительной части справились 82% выполнявших работу. Количество знаний по повышенному уровню – 60%.
Лучшую результативность показали обучающиеся 1а класса (учитель Михеева Н.Ф.).
Итоги комплексной срезовой работы 2-х классов. Вторые классы работают по двум программам: 2б класс (учитель Усманова Л.А.) УМК «Школа России», 2а класс (учитель Мадашева А.Ю.) УМК «Планета знаний».
Из 33 обучающихся во вторых классах выполняли работу все.
Базовый уровень освоили 91,5% обучающихся. Качество знаний по базовому уровню 84,5%.
Допустили ошибки:
задание №4(2) – умение выделять мягкие согласные – 13%;
задание №5(3) – умение соотносить вопрос задачи и ее решение – 13%.
С заданиями повышенного уровня справились 87% обучающихся. Качество знаний по повышенному уровню – 69,6%.
Лучшую результативность показали обучающиеся по программе «Планета знаний».
Кроме того по плану-графика ВШК в 1-х классах проводились административные итоговые контрольные работы по русскому языку, чеченскому языку, математике, литературному чтению.
При анализе к/д по русскому языку получили следующие результаты:
1а класс (учитель Михеева Н.Ф.) к/з 60% СОУ 63%;
1б класс (учитель Дударова З.Ю.) к/з 66% СОУ 66%.
Не справились с работой 10% (Заболоцкая М., Муртазов Х.) 1а класс.
Общий результат к/з 63% СОУ 64%
Допустили ошибки:
на пропуск, замену букв – 13%;
оформление предложения – 13%.
Анализ к/д по чеченскому языку.
1а класс (учитель Тураева Б.М.) к/з 90% СОУ 81% при 100% успеваемости.
1б класс (учитель Дударова З.Ю.) к/з 55% СОУ 59% при 90% успеваемости. Общий результат по 1-м классам: при95% успеваемости к/з 76% СОУ 67%.
Допустили ошибки: «Элп юкъадиллар, хийцар» 24%, «Шалха элпаш» - 13%.
По математике были проведены итоговые к/р с целью проверки уровня подготовки, полученной первоклассниками на выходе из 1 класса.
При анализе к/р качество знаний в 1а классе (учитель Михеева Н.Ф.) 70% СОУ 78% при 95% успеваемости (не справились с работой 5% - Заболоцкая М); 1б класс (учитель Дударова З.Ю.) к/з 61% СОУ 64% при 100% успеваемости. Общий – 65% СОУ 71% при 98 успеваемости. Ошибки: на сложение -2ч.-5%, вычитание 2ч.-5%.
Анализ техники чтения по первым классам (при норме 30(40) слов в минуту на конец года) читают выше нормы 63%, в норму уложились 29%, ниже нормы 8%. Понимают прочитанное – 89%.
По чеченской литературе читают выше нормы – 45%, норму – 37%, ниже нормы – 18%. Понимают прочитанное – 76%.
Учителя первых классов Михеева Н.Ф., Дударова З.Ю. активно используют в своей работе современные технологии; которые оптимально обеспечивают результаты ФГОС:
технология деятельностного метода;
проектная технология;
групповая работа;
исследовательская технология;
элементы здоровьесберегающей и игровой технологий.
Уроки Михеевой Н.Ф., Дударовой З.Ю. увлекательны, информационно насыщены. Они побуждают школьников к активному восприятию учебного материала. Кроме того, определяется и фиксируется технологический климат на уроке, проводится эмоциональная разгрузка, ведется строгий контроль за соблюдением обучающимися правильной осанки и чередованием работы в течение урока.
Часы на внеурочную деятельность обучающихся – одно из главных достоинств новых стандартов. Это имеет огромное значение, так как увеличивает возможности школы в расширении предоставляемых образовательных услуг, создает возможность для организации индивидуальной работы с обучающимися. Режим работы в 1, 2 классах ШПД строится по традиционной схеме: 1 половина дня отдана на урочную работу с перерывом на завтрак и динамическую паузу; во второй половине дня ученики сначала отдыхают и обедают, а затем посещают кружки, во 2-х классах есть и самоподготовка к д/з. Кружки велись по утвержденному директором школы расписанию.
Во всех классах ведутся кружки по направлениям: художественно-эстетическое, духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное и научно-познавательное (1а класс «В гостях у сказки» (рук. Михеева Н.Ф.), 1б класс «По тропе здоровья» (рук. Дударова З.Ю.), 2а класс «Волшебный мир оригами», «Умники и умницы» (рук. Мадашева А.Ю.), 2б класс «Берегите эту землю, берегите эти воды» (рук. Усманова Л.А.), «Аэробика» (рук. Часовских С.М.), «Национальный танец» (рук. Цечоева З.), «Греко-римская борьба (рук. Лабазанов Х.С.).
Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности, повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Второй год внедрения ФГОС показал как свои положительные стороны, так и выявил ряд проблем:
|