Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа)





Скачать 166.29 Kb.
НазваниеРабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа)
Дата публикации26.02.2015
Размер166.29 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Информатика > Рабочая программа
Рабочая программа

по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой

(102 часа)

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе программы Н.В. Макаровой «Информатика. Базовый курс (7-9 классы общеобразовательных учреждений)» и «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе - 35 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 70 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа предусматривает использование УМК Н.В. Макаровой. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям. Курс состоит из пяти основных разделов:

  1. Информация. Информационные процессы

  2. Информационная картина мира.

  3. Техническое обеспечение информационных технологий.

  4. Программное обеспечение информационных технологий.

  5. История, состояние и перспективы развития компьютерной техники.

Необходимость создания рабочей программы вытекает из того, что примерные программы под редакцией Н.В. Макаровой рассчитаны на 204 часа (3 года по 2 часа или 2 года по 3 часа) или 136 часов (2 года по 2 часа). В условиях нашей школы базовый учебный план предусматривает 1 час в 8 классе и 2 часа в 9 классе, таким образом, всего 102 часа. Дерево образовательного процесса базового курса требует корректировки исходя из условий региона.

Общая характеристика учебного предмета.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель системы и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющихся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

В информационном обществе важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные методы и средства. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель – формирование уровня информационной культуры. Предлагаемая программа базируется на идеях системного анализа и использования для их реализации компьютера. Такая концепция называется системно-информационной. Такая концепция определяет информатике интегрирующую роль среди всех школьных дисциплин. Акцент на развитие мышления, определяющее способность человека оперативно обрабатывать информацию и принимать обоснованные решения, становится определяющим. Системный анализ – это целенаправленная творческая деятельность человека, на основе которой обеспечивается представление объекта в виде системы. Одним из современных инструментов системного анализа и синтеза систем является информационное моделирование, проводимое на компьютерах.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

  • формирование информационной культуры, соответствующей требованиям современного общества

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.   

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами. СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение каждого раздела курса заканчивается проведением контрольной работы.

Критерием оценки соответствия авторской программы по информатике и ИКТ Государственному образовательному стандарту по учебному предмету «Информатика и ИКТ» [2] может служить анализ предлагаемого содержания обучения с точки зрения выполнения требований к уровню подготовки выпускника школы, которые представлены в нем в следующем виде: «…В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

 уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  2. ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  3. автоматизации коммуникационной деятельности;

  4. соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  5. эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Содержание образовательной программы

8 класс

Раздел 1. Информация. Информационные процессы.

Тема 1. Информатика и информационные процессы - 10 часов.

Введение в предмет информатики. Понятие информации. Восприятие информации. Свойства информации. Представление информации. Языки. Кодирование информации.

Информация. Измерение информации. Кодирование числовой, текстовой, графической и звуковой информации. Информационная деятельность человека: сбор, обработка, передача и хранение информации. Понятие процесса. Информационные процессы в обществе и живой природе.  Роль информации в жизни людей. Информационные процессы в технике. Компьютер – средство информационной технологии.

Информационные основы управления.

Раздел 2. Техническое обеспечение информационных технологий (часть)

Тема 2. Компьютер – средство обработки информации – 7 часов.

Условия безопасной эксплуатации компьютера. Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память). Принципы организации памяти компьютера. Устройства ввода информации. Классификация устройств. Устройства вывода информации. Классификация устройств.

Взаимодействие устройств компьютера. Понятие об архитектуре компьютера. Элементы графического пользовательского интерфейса

Раздел 3. Информационная картина мира

Тема 3. Объекты и системы объектов. Информационные модели. - 9 часов.

Представление об объектах. Свойства и параметры объектов. Представление о модели. Информационные модели. Отношения и связи объектов. Представление о системе объектов. Информационная модель системы. Основы классификации объектов. Наследование свойств. Классификация компьютерных документов. Классификация моделей. Инструменты моделирования. Основные этапы моделирования. Составление информационных моделей.

 

Раздел 4. Программное обеспечение информационных технологий.

Тема 4. Технология обработки графической информации - 6 часов.

Области применения компьютерной графики.

Аппаратные компоненты видеосистемы компьютера.

Интерфейс графических редакторов.

Преобразование и создание изображений

 

Резерв – 2 час.

 

9 класс

 Раздел 4. Программное обеспечение информационных технологий.  (продолжение)

Тема 5. Алгоритмы. Виды алгоритмов – 10 часов.

Алгоритм. Свойства алгоритма.

Формы представления алгоритмов; блок-схемы.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд).

Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: линейный, ветвление, повторение.

Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Понятие программы. Классификация программного обеспечения.

Тема 6. Системная среда Windows. Инструменты прикладной среды – 6 часов.

Назначение среды Windows. Интерфейс ОС.

Графический интерфейс и его объекты. Приложение и документ.

Роль и назначение прикладной среды и организация работы с ней. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню). Структура интерфейса прикладных сред.

 

Тема 7. Прикладная среда текстового редактора – 6 часов

Текстовые редакторы и создание простейших текстовых документов.

Разметка страниц. Работа с фрагментами текста.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Сохранение документов. Элементы форматирования. 

Тема 8. Прикладная среда табличного процессора – 8 часов.

Назначение и структура ЭТ.

Табличный процессор: среда, режимы работы, система команд.

Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки.

Встроенные функции. Деловая графика.

Математическое моделирование на ЭТ.

Моделирование в электронных таблицах. 

Тема 9. Системы управления базами данных – 8 часов.

Назначение информационных систем и баз данных (БД).

Классификация БД.

Структура реляционной базы данных.

Элементы РБД: первичный ключ; имя, значение и тип поля.

Выборка информации из базы данных.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Сортировка; ключи сортировки.

Создание однотабличных БД.

 

Тема 10. Прикладная среда для создания презентаций – 5 часов.

Презентация как способ создания рекламы, учебного фильма, представления данных.

Интерфейс программы PowerPoint. Способ создания презентаций.

Редактирование презентаций. Анимации, настройка анимации. Операции со слайдами.

Настройка презентаций. Создание несложной презентации.

 

Раздел 2. Техническое обеспечение информационных технологий.

(продолжение)

Тема 11. Аппаратное и программное обеспечение компьютерных сетей – 6 часов

Локальные и глобальные компьютерные сети. Каналы связи для обмена информацией.

Аппаратное обеспечение работы компьютерных сетей. Что такое Интернет.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: электронная почта, Всемирная паутина, файловые архивы. Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации.

Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы.

 

Тема 12. Логические основы построения компьютеров – 4 часа.

Основные понятия алгебры логики. Логические выражения и логические операции.

Таблицы истинности логических функций. Логические элементы и основные логические устройства.

 

Тема 13. История развития компьютерной техники и классификация компьютеров – 3 часа.

История развития ЭВМ. Поколения ЭВМ.

Классификация по функциональным возможностям.

Класс малых компьютеров. Перспективы развития компьютерных систем.

 

Тема 14. Программирование на языках высокого уровня -12 часов.

Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация, понятие о синтаксисе и семантике языка.

Введение в программирование на ЯПВУ.

Алфавит языка Паскаль.

Структура программы на Паскале.

Составление простейших программ.

Типы данных и работа с числовыми данными.

Ветвление на Паскале.

Составление программ.

Циклические алгоритмы.

Цикл со счетчиком.

Цикл с постусловием.

Символьный тип данных на Паскале.

Контрольная работа и тестирование.

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся.

 В результате изучения информатики и ИКТ ученик должен:

8 класс

знать/понимать

  • понятие информации и её основные виды;

  • виды информационной деятельности;

  • формы представления информации;

  • назначение языка, кода и кодирование информации;

  • понятие информационного процесса

  • роль технических устройств;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

  • понятие объекта управления и структуру систем управления;

  • понятие объекта и его свойств;

  • понятие о параметре, действии и среде существования объекта;

  • понятие модели, информационной модели; формы представления информационных моделей;

  • понятие системы объектов, отношения и связи между объектами;

  • типовую систему информационной системы;

  • виды классификаций объектов;

  • основные этапы моделирования;

  • понятие о компьютерном конструировании;

  • технологию работы в среде графического редактора;

уметь

  • определять информационный объем любого текста;

  • кодировать текст каким – либо способом;

  • приводить примеры информационной деятельности;

  • приводить примеры носителей информации;

  • шифровать фразы с помощью ключа;

  • приводить примеры информационных процессов;

  • выделять объект управления и управляющее воздействие;

  • выделять объекты из окружающего мира;

  • перечислять действия, характеризующие объект;

  • представлять сведения об объекте в виде таблицы;

  • приводить примеры материальных моделей;

  • приводить примеры нематериальных моделей;

  • приводить примеры системы;

  • разрабатывать поэтапную схему моделирования для любой задачи;

  • создавать информационные модели и преобразовывать ее в компьютерную модель;

  • проводить моделирование в среде графического редактора;

 

9 класс

знать/понимать

  • основные свойства алгоритма;

  •  типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл;

  • понятие вспомогательного алгоритма;

  • стадии разработки алгоритма;

  • понятие программы и программного обеспечения;

  • отличие программы от алгоритма;

  • программный принцип работы компьютера;

  • основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и принципы работы компьютерных сетей;

  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:

  • области применения моделирования объектов и процессов; 

  • Использование моделей для решения задач

уметь

  • приводить примеры алгоритмов из разных сфер;

  • выполнять и строить простые алгоритмы;

  • классифицировать программы;

  • просматривать информацию о файлах и папках;

  • выполнять стандартные действия разными способами;

  • открывать и редактировать текстовый документ;

  • использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;

  • представлять числа в различных системах счисления;

  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

  • создавать информационные объекты, в том числе: структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

  • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

  • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

  • создавать записи в базе данных;

  • создавать презентации на основе шаблонов;

  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

  • следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

    • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;

    • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

    • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.   

 

Источники информации и средства обучения.

I. Учебно-методический комплект

8-9 класс

  1. Информатика и ИКТ. Учебник 8-9 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер, 2010.

  2. Информатика и ИКТ. Практикум 8-9 под редакцией профессора Н.В. Макаровой. Питер, 2010.

  3. Информатика и ИКТ. Практикум по моделированию 9-11 класс под редакцией Н.В. Макаровой. Питер,

II. Литература для учителя.

  1. Информационная картина мира. Методическое пособие для учителя часть 1 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер. 2009.

  2. Программное обеспечение информационных технологий. Методическое пособие для учителя часть 2 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер. 2009.

  3. Техническое обеспечение информационных технологий. Методическое пособие для учителя часть 3 под редакцией профессора Н.В.Макаровой. Питер. 2009.

  4. Программа по информатике и ИКТ к комплекту учебников по информатике и ИКТ под редакцией профессора Н.В. Макаровой 5-11 класс, 2-издание. Питер, 2009.

III. Технические средства обучения.

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки для озвучивания всего класса.

  5. Сканер.

  6. Локальная вычислительная сеть.

  7. Доступ к сети Интернет.

 VI. Рекомендуемые программные средства.

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0

  3. Программа-архиватор WinZip.

  4. Клавиатурный тренажер.

  5. Интегрированное офисное приложение Мs Office 2003.

  6. Программа-переводчик.

  7. Система оптического распознавания текста АВВYY FineReader 6.0.

  8. Мультимедиа проигрыватель.

  9. Система программирования PascalABC

  10. Система тестирования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconРабочая программа по информатике и икт
Рабочая программа по информатике и икт составлена для 8 класса на основе авторской программы Макаровой Н. В. Программа по информатике...
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconРабочая программа по информатике для 8 «В» класса Составитель: учитель...
Образовательным стандартом основного общего образования по информатике и икт (2004 г). В соответствии с Базисным учебным планом (федеральный...
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconПояснительная записка Настоящая рабочая программа основана на: стандарте...
Рабочая программа для 10 классов ориентирована на использование учебника Н. В. Макаровой «Информатика и икт – 10» (СПб.: Питер, 2010...
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ладыженской, Н. М. Шанского, М: «Просвещение», 2010 г., рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных...
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconРабочая программа по литературе для 5 класса 102 часа (3 часа в неделю) мбоу «Колюбакинская сош»
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconРабочая программа рассчитана на 102 часа для изучения предмета в...
Программы по литературе для 10-11 классов (авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский, В. П. Полухина....
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconРабочая программа по русскому языку для 6 класса (34недели Х 3ч = 102 часа)
Планирование составлено на основе программы для 5 – 9 классов М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского.(2010г.)
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconЛитература 20 века. Москва. «Русское слово». 2010 г. Основные требования...
Рабочая программа по литературе для 11-го класса составлена на основе программы по литературе для 10-11 классов авторов-составителей...
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconРабочая программа по литературе для 9 класса 3 часа в неделю (всего 102 часа) Составитель
Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по литературе и авторской программы по...
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconРабочая программа по информатике и икт на 2013-2014 учебный год
Программа: Программы по информатике и икт макаровой Н. В. «Программа по информатике и икт» спб.: Питер, 2007
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconРабочая программа по литературе для 10 12 классов составлена на основе...
Базовый уровень)- м: «Просвещение», 2009 г учителем русского языка и литературы Сергеевой И. А. и рассчитана на 0,7 часа в неделю...
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconРабочая программа по физике для 11 класса на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа (3 часа в неделю, 34 рабочие недели). Уровень программы– базовый. Данная рабочая...
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconРабочая программа по истории для 5-9 классов Составитель учитель истории Калинина Е. А
А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. М.;Просвещение, 2009 и «Всеобщая история» Л. Н. Алексашкиной 2004 года. Данное тематическое планирование...
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconУчебному предмету "Информатика и икт" учителя математики и информатики...
Рабочая программа по информатике и икт для 5 класса составлена на основе авторской программы Н. В. Макаровой «Программа по информатике...
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconТематическое планирование уроков литературы 5 класс
«Программой по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы» / Авт сост.: Меркин Г. С., Зинин С. А., Чалмаев В. А. – М:...
Рабочая программа по информатике для 8 и 9 классов по Макаровой (102 часа) iconРабочая программа по литературе Класс 8а
Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев). Планирование рассчитано на 102 часа (3 часа в неделю); из них р/р -10, вн/ чт – 7


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск