Скачать 1.19 Mb.
|
————————————————————————————————— СОДЕРЖАНие —————————————————————————————————
————————————————————————————————— Введение ————————————————————————————————— Тестирование – контроль знаний, умений, навыков – приобретает в последнее время актуальное значение. Тестирование применяется в образовательных процессах школ, лицеев, вузов, организаций повышения квалификации и дополнительного профессионального образования, а также при оценке уровня профессиональных знаний работников предприятий и организаций различных форм собственности и при осуществлении профотбора на рабочие места. Активное использование методов тестирования в образовательном учреждении (по изучаемым дисциплинам) позволяет осуществлять оперативную оценку знаний, степень усвоения материала, а также вносить необходимые коррективы, как в методику преподавания дисциплины, так и в комплекс требований к обучающимся по систематической работе над материалом дисциплины. Последнее обстоятельство имеет большую важность в связи с тем, что процесс изучения дисциплины состоит из двух равных составляющих: 50% времени по учебному плану отводится на аудиторные занятия (лекции, лабораторные работы, семинары), другие 50% - на самостоятельную работу студентов (СРС), а проконтролировать СРС без существенных затрат времени как преподавателя, так и обучающегося не представляется возможным. Кроме того, систематический контроль над деятельностью студента по программе дисциплины в течение периода ее изучения (семестр, год) является объективным залогом приращения знаний и умений обучаемого, и, соответственно, повышения качества обучения. Существенным этапом в технологизации образования является создание нового поколения программно-педагогических средств, среди которых решающее место занимают тесты как обязательная часть педагогической культуры общества, что заставляет пересмотреть роль преподавателя в учебном процессе. Преподаватель должен стать технологом образования и владеть методикой создания новых педагогических средств с использованием информационных и компьютерных технологий. Традиционные методы контроля – контрольные работы, коллоквиумы, проводимые на основе билетов, вопросников, собеседований – требуют значительных затрат времени, в определенной степени носят субъективный характер, имеют ограниченный набор решаемых или обсуждаемых вопросов. С подобными проблемами преподаватели УГНТУ столкнулись при подготовке аттестационных педагогических измерительных материалов (АПИМ) для оценки уровня знаний. Кроме того, зачастую изучение новой дисциплины (в особенности это касается начальных курсов) начинается с «входного» контроля для определения начального уровня подготовки по изучаемой дисциплине, и, возможно, по ряду смежных дисциплин. Использование компьютерного тестирования с унифицированными приемами работы в режиме жесткого контроля времени позволяет объективно оценить этот уровень. Использование режима однократного тестирования (тестирование под одними регистрационными данными по конкретной теме лишь один раз в заданный интервал времени (день, неделя и т.п.)) совместно с формированием контрольного отчета установленного образца дополнительно повышает ответственность обучаемого (тестируемого) к самому процессу тестирования. На основании анализа собранных данных преподаватель получает представление о среднем уровне подготовки обучаемых, что дает возможность оперативно скорректировать стратегию подачи учебного материала, выявить возможные трудные места и, при индивидуальном обучении, выработать конкретные методы работы с конкретным обучаемым. Эффективность подобных методов справедлива также и для промежуточной либо итоговой оценки уровня знаний. В этих условиях автоматизированный контроль знаний на основе компьютерных образовательных (тестирующих) технологий представляется более эффективным решением. Активное использование программных средств автоматизированного контроля знаний помогает поддерживать нужный образовательный уровень обучающихся за счет повышения интереса при работе на компьютере, возможности работать в режиме тренинга, а преподавателю предоставляет возможность уделять больше внимания индивидуальной работе с обучающимися. ————————————————————————————————— Обучение и контроль знаний ————————————————————————————————— Обучение и информационные технологии Под обучением понимается процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков деятельности [9]. Строго говоря, в процессе обучения реализуются цели образования и воспитания. В дальнейшем будем иметь в виду только образовательные цели. Традиционной формой получения образования является обучение с преподавателем, хотя в процессе обучения издавна применялись и различные вспомогательные средства: модели, тренажеры и т.п. Позже появились механические и электронные системы тестирования. С развитием вычислительной техники начал развиваться отдельный самостоятельный вид программного обеспечения – системы машинного обучения или автоматизированные обучающие системы (АОС) [5], включающие в себя кроме информационных образовательных ресурсов и системы контроля знаний. Основу образовательного процесса составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучающегося. Применение АОС позволяет осуществлять процесс обучения в удобное для себя время, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и возможность как очного контакта с преподавателем, так и с помощью современных технических средств [6]. Конечно, эффективность традиционного вида обучения с преподавателем в форме лекционных, практических и лабораторных занятий априорна и не вызывает никаких сомнений. Но с другой стороны, о сложностях, возникших в системе высшего образования в связи с техническим и информационным прогрессом, говорят уже давно и небезосновательно [1, 3]. Одна из основных проблем профессионального образования – несоответствие между возможностями традиционных методов обучения и тем объемом фактических знаний, которое требуется от выпускников учебных заведений. Увеличение сроков обучения как средство решения его возросших задач исчерпано, поэтому необходимо полагаться на внутренние резервы учебного процесса. Речь идет, прежде всего, об интенсификации и оптимизации учебного процесса [7]. При современном уровне развития средств телекоммуникаций существует реальная возможность доступа обучающегося к образовательным ресурсам из-за пределов учебного заведения [4]. Это касается не только студентов, получающих образование по вечерней и заочной формам, но и лиц, проходящих обучение в организациях дополнительного профессионального образования. В то же время число людей, желающих получить профессиональное образование, но не имеющих возможности посещать традиционные дневные лекции по причинам занятости на производстве, удаленности от учебного заведения или физической инвалидности, непрерывно увеличивается [33]. Кроме этого, по оценкам специалистов, знания в технических областях устаревают примерно за 5 лет, а объем научно-технической информации каждые 7 лет удваивается, поэтому требуется постоянное обновление профессионального уровня знаний технических специалистов. Остроту стоящих перед профессиональным образованием проблем можно частично снизить, применяя в учебном процессе компьютерные средства учебного назначения [6, 34]. Компьютерные средства учебного назначения (КСУН) [8] – это программные средства, используемые для целей преподавания, обучения, самообразования и повышения профессионального уровня. В дальнейшем вместо аббревиатуры КСУН будет использоваться либо аббревиатура АОС, либо термин "обучающая система", под которыми подразумевается любое компьютерное средство учебного назначения. Появление обучающих систем поставило на повестку дня вопрос об автоматизации обучения. Задача автоматизации обучения – повышение эффективности образовательного процесса. Повышение эффективности обучения при использовании обучающих систем было подтверждено рядом исследований [7, 14, 30, 32]. Этому способствуют перечисленные далее факторы [12]. 1.Индивидуализация обучения. Индивидуальное обучение (один обучающий – один обучающийся) наиболее эффективно, но наименее экономично. Наиболее экономично, но наименее эффективно – массовое обучение. Внедрение АОС позволяет добиться если не оптимального, то приемлемого соотношения "цена-качество". Возможность организации постоянного контроля степени усвоения знаний, способствует более прочному закреплению материала. 2.Интенсификация обучения. Этот фактор напрямую связан с акцентированием на индивидуальном подходе к учебному процессу, за счет возможности преподавателя более гибко выстраивать стратегию подачи учебного материала с учетом текущего уровня подготовки обучающегося. Обучающийся не обязательно жестко привязывается ко времени занятия и к преподавателю, а может заниматься в удобное для себя время. Кроме повышения эффективности обучения внедрение АОС имеет и другие положительные эффекты:
|
Курсов Ревизионной Школы исас в 2014 году № Наименование курса Продол Организация и проведение ревизий работниками внутреннего контроля предприятий. 2 уровень | Характеристика видов контроля качества знаний по мхк При преподавании мхк следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных... | ||
Уроку II. Актуализация знаний учащихся Рассказать учащимся о преимуществах компьютерного текста перед рукописными и машинописными текстами; познакомить детей с понятием... | Различные формы и методы контроля знаний учащихся Различные формы... Краткая характеристика тестовых заданий, методики их составления и применения для проведения различных видов и способов контроля... | ||
Урока Тема урока Формы контроля Практическая работа №2: «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | Программа городского семинара «Организация и проведение Дня качества... Мбоу «Гимназия №24» стало традиционным организация и проведение Дня качества для родителей (законных представителей) и обучающихся... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сборник нормативно-правовых документов и методических рекомендаций: организация и проведение федерального государственного контроля... | Цель дисциплины «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств» является: освоение теоретических знаний в области организации таможенного... | ||
Участие в районных, городских совещаниях, семинарах и конференциях.... Проведение методических совещаний, семинаров с учителями-предметниками и классными руководителями | Тесты для определения уровня остаточных знаний, проведения текущего,... Тестовый контроль усвоения знаний по темам «Организация и ее отраслевые особенности»; «Предпринимательство и организационно-правовые... | ||
Отчет о выполнении работ (оказании услуг) для государственных нужд... «Организация и проведение конкурсов в образовательной и научно-исследовательской деятельности для аспирантов и молодых научно-педагогических... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема гиа (в новой форме) как одна из форм итогового контроля иноязычной компетенции выпускников IX классов. Организация и проведение... | ||
План работы детской и подростковой организации «Икар» на 1 четверть 2012- 2013 учебного года Организация и проведение торжественной линейки, посвященной Дню знаний «И вновь звенит звонок» (1 – 11 класс) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: создать условия для овладения учащимися знаниями особенностей компьютерного моделирования и характерных особенностей... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Создание экспертной системы и проведение компьютерного эксперимента по распознанию минеральных удобрений | Проведение школьной олимпиады по слухоречевому развитию олимпиады.... Организация повышения профессионального мастерства педагогов школы. Посещение учебных модульных семинаров на базе мбоу дпо умц г.... |