Скачать 77.03 Kb.
|
Конспект урока по ИВТ в 9 классе «Кодирование текстовой информации» Цель урока: 1)углубить знания учащихся о кодировании текстовой информации, в частности, кириллицы; 2) познакомить учащихся с набором текста на русском языке и вставки таблицы в Блокноте с помощью таблиц кодов; 3) развивать умение применять полученные знания в практической работе на компьютере, не забывая правила техники безопасности; 4) воспитывать интерес к информатике и ИКТ. Задачи:
Основные этапы урока:
Ход урока1. Повторение пройденного материала Информатика – это одна из самых молодых научных дисциплин. Она появилась около 60 лет назад. Вопрос: «Что такое информатика»? «Информация?» Информатика – это наука об информации, способах ее представления, обработки и передачи. Информация окружает нас. (Слайд 1) Вопрос: «В какой форме может быть представлена информация?» Она может быть представлена в разной форме: с помощью текстов, чисел, графических образов, звуков. Можно сказать, что информация закодирована с помощью разных языков, и наша задача научиться декодировать информацию, то есть переводить на понятный нам язык. Код – система условных знаков для представления информации. Кодирование – это операция преобразования символов или группы символов одного кода в символы или группы символов другого кода. (Слайд 2) С XIX века это слово обозначало еще книгу, в которой словам естественного языка сопоставлены группы цифр или букв. Существует большое количество кодов и систем кодирования. Но все их по способу представления можно разделить на три группы: кодирование с помощью символов, цифр и букв. Перед вами закодированное словосочетание. (Слайд 3) Обсудите в группе и скажите, как бы Вы декодировали его, что Вам для этого необходимо?
Результат декодирования этого словосочетания выглядит так
На основе представленных словосочетаний определите код, в соответствии с которым было осуществлено кодирование. Правило следующее: каждая буква исходного текста заменяется третьей после нее буквой в алфавите. Алфавит написан по кругу. (Слайд 3) (Шифр Цезаря, шифр Виженера). Декодируйте слова, представленные на ваших листочках. (Приложение 2) Из полученных слов получилась фраза «волшебные слова щепетильная скопа». (Слайд 3) В 1977 году три математика Ривест, Шамил и Эдельман зашифровали эту бессмысленную фразу. Математики использовали комбинацию из 129 цифр. Когда математики закодировали бессмысленную фразу, они предполагали, что ее смогут расшифровать через триллион лет, а она была декодирована уже через 17 лет. Ведь над ее декодированием работали 600 ученых и 1600 компьютеров. Можно сказать, что любая тайна всегда становится явной! Использование при кодировании цифр встречается достаточно часто. Особую актуальность использование цифр при кодировании приобретает в случае представления информации в компьютере. (Слайд 4) Компьютер – это электронное устройство, поэтому оно способно точно реагировать только на два состояния – 1 (сигнал есть) и 0 (сигнала нет). При кодировании в компьютере используется двоичный код. Тема нашего занятия ?– «Кодирование и обработка текстовой информации». 2. Изучение нового материала Кодирование и декодирование текстовой информации Более 60% информации, представленной в компьютере, является текстовой информацией. Поэтому я предлагаю разобраться, каким образом представлена в компьютере текстовая информация. В компьютерном алфавите 256 символов. Сюда входят заглавные и прописные буквы латинского и русского алфавитов, знаки препинания, печатные и непечатные символы, а так же комбинации клавиш. Для создания 256 комбинаций необходимо 8 ячеек, содержащих 1 или 0. Поэтому каждому символу компьютерного алфавита в памяти компьютера отводится регистр – 8 ячеек. Вопрос: «Вспомните формулу, связывающую между собой количество возможных информационных сообщений и количество информации, которое несет полученное сообщение?» По формуле, связывающей количество сообщений N и количество информации I, можно вычислить, какое количество информации необходимо, чтобы закодировать каждый знак: N = 2 I 256 = 2 I 2 8 I = 8 бит = 1 байт Кодирование заключается в том, что каждому символу ставится в соответствие уникальный десятичный код от 0 до 255 или соответствующий ему двоичный код от 00000000 до 11111111. Таким образом, человек различает символы по их начертанию, а компьютер – по их коду. Чтобы информация на всех компьютерах читалась одинаково, создали различные таблицы кодов. В СССР – это КОИ7 и КОИ8,
в Америке – ASCII (American Standard Code for Information Interchange), Для кодирования информации в Windows используют таблицу ANSI. (Слайд 10) Эта таблица состоит из двух частей: с 1 по 128 – это латинский алфавит и общие символы, с 128 по 256 – это символы национального языка. Рассмотрим национальную часть таблицы ANSI. (Слайд11) (Приложение 3) Каждый символ имеет свой десятичный и двоичный коды. Десятичный код обозначен в ячейке. А двоичный код буквы состоит из 2 частей: кодовой комбинации номера строки и кодовой комбинации номера столбца. В результате получается 8 разрядный код буквы, который занимает в памяти компьютера 1 байт информации. (Слайд 11) Если же нам дан 8 разрядный код, то первые 4 ячейки содержат номер строки, а вторые 4 ячейки – номер столбца. На их пересечении находится буква с этим кодом. (Слайд 11) При вводе в компьютер текстовой информации происходит ее двоичное кодирование, изображение символа преобразуется в его двоичный код. Пользователь нажимает на клавиатуре клавишу с символом, и в компьютер поступает определенная последовательность из восьми электрических импульсов (двоичный код символа). Код символа хранится в оперативной памяти компьютера, где занимает одну ячейку. В процессе вывода символа на экран компьютера производится обратный процесс – декодирование, т.е. преобразование кода символа в его изображение. (Слайд 12) "Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю". Я предлагаю вам сейчас вспомнить, что Вы сегодня увидели, делали и поняли? 3. Закрепление материала А теперь давайте закрепим пройденный материал. Я предлагаю Вам выполнить два задания: I. Устно: Вопросы и задания: 1. Декодируйте следующие тексты, заданные десятичным кодом: а) 087 111 114 100; (Word) б) 068 079 083; (DOS) 2. . Как будет выглядеть слово «диск», записанное в кодировке CP1251, в других кодировках? ( КОИ8-Р: ДХЯЙ ; CP866: фшёъ; Mac: диск ; ISO: фшёъ) 3. Во сколько раз уменьшится информационный объем страницы текста при его преобразовании из кодировки Unicode (таблица кодировки содержит 65536 символов) в кодировку Windows CP1251(таблица кодировки содержит 256 символов)? (В 2 раза) 4. Каков информационный объем текста, содержащего слово ИНФОРМАТИКА, в 8-ми битной кодировке? в 16-битной кодировке? (11 байтов, 22 байта) 5. В текстовом режиме экран обычно разбивается на 25 строк по 80 символов в строке. Определите объем текстовой информации, занимающей весь экран монитора. (25 х 80 = 2000 байт) II. ТЕСТ . Перед началом выполнения заданий на компьютере вспомним, каким должно быть расстояние от экрана монитора до глаз. (60-70 см.). Как избежать вредного влияния от монитора? (Экран монитора должен быть чистым. Нельзя прикасаться к нему пальцами). 4. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке, тест. Задание на дом. «Вычислительная наука имеет не большее отношение к компьютерам, чем астрономия — к телескопам», что лишний раз подчеркивает, что информатика – в первую очередь – учит нас работать с информацией: представлять, передавать, хранить и обрабатывать ее. (Слайд 12) А компьютер – это средство, с помощью которого данный процесс происходит гораздо быстрее и эффективнее. Если Вы заинтересовались проблемой кодирования информации, то можно прочитать ряд художественных произведений, в которых были затронуты вопросы кодирования и декодирования информации. (Слайд 13)
Фотоматериалы с урока |
Урока: Кодирование текстовой информации первый урок по теме «Кодирование информации» Место работы: муниципальное общеобразовательное учреждение «Тарасковская средняя общеобразовательная школа» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема урока: Кодирование текстовой информации. (Второй урок по теме «Кодирование информации») | ||
Конспект урока по информатике в 6 классе. Тема урока: Единицы измерения... Сформировать навыки структурирования текстовой информации с помощью маркированных списков | Конспект по теме: «Кодирование текстовой, графической и звуковой информации» Цели урока: Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук [ы], учить наблюдать за позиционной сменой согласных звуков: твердые... | ||
Урок на тему: Кодирование звуковой информации Учитель: Здравствуйте, мы с вами уже изучили представление текстовой, числовой и графической информации в компьютере. А какие еще... | Урок информатики в 5 классе №1 Тема: «Путешествие по миру, или кодирование информации» Образовательная – расширить представление учащихся о кодировании информации; закрепить понятия: код, кодирование, декодирование,... | ||
Конспект открытого урока во 2б классе Учитель: Танская Л. Е. Тема : Двойные согласные Тематическое планирование составлено на основе обязательного минимума содержания образования по ивт, представляет собой один из возможных... | План урока Тема урока Образовательные: способствовать ознакомлению учащихся со способами представления и организации текстов в компьютерной памяти; ознакомлению... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... На прошлых уроках мы говорили о кодирование числовой и текстовой информации в памяти компьютера. Сегодня мы обсудим способы компьютерного... | 6 класс Урок 7 Кодирование текстовой информации. Практическая работа... Самостоятельная работа по переводу чисел из десятичной системы счисления в двоичную и наоборот | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок планируется провести в 8 классе общеобразовательной школы, 1 год обучения информатики. По плану изучения темы Раздел... | Урок 25-26. Кодирование текстовой информации Произвести сложение, вычитание, умножение и деление чисел 0,1×22 и 0,1×2-2 в формате с плавающей запятой. ([2], стр. 64, №2. 57) | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Кодирование информации с помощью знаковых систем. Практическая работа № «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью... | Урок игра. Цели: 1 Образовательная: провести обобщающее повторение... Зунов, полученных в учащимися после изучения тем «Кодирование числовой информации», «Кодирование символьной информации», «Кодирование... | ||
Кодирование информации Кодирование информации это представление информации в той или иной стандартной форме | Конспект урока Тема урока: «Кодирование и обработка звуковой информации» Цели: образовательная обеспечить формирование и использование учащимися знаний о кодировании звуковой информации с помощью компьютера,... |