Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста





Скачать 33.04 Kb.
НазваниеКоррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста
Дата публикации04.07.2013
Размер33.04 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Информатика > Исследование
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей

старшего дошкольного возраста.

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С. Выгодский и А.В. Запорожец: «только согласованное функционирование этих двух систем, их единства может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности». Об этом же писал профессор Невадского университета Кэрролл Изард: «Эмоции энергетизируют и организуют восприятие, мышление действие».

 Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Поэтому так актуальна и важна работа, направленная на развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы ребёнка.

Развитие эмоционально-волевой сферы, выполняющей функцию регуляции жизнедеятельности, учёные считают важнейшим аспектом формирования личности. Это сложный процесс, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия – наследственность, особенности его физического развития. В отечественной педагогической науке вопросы формирования эмоционально-волевой сферы исследуются в контексте гуманизации образования.

Коррекция эмоционально - волевой сферы детей старшего дошкольного возраста заключается в снятии агрессивности и тревожности, нормализации мышечного тонуса, преодолении лабильности (изменчивости) настроения, развитии коммуникативных навыков, умении общаться со сверстниками и взрослыми, умении работать в коллективе, тренировке выдержки, упорства, усидчивости, формировании адекватной реакции на одобрение и замечание, на свои успех и неудачу, а также на поражение и победы сверстников.

Для диагностики нарушений в эмоционально - волевой сфере детей старшего дошкольного возраста могут использоваться следующие методики:

  • Детский тест тревожности, разработанный американскими психологами Р. Тэммл, М. Дорки и В. Амен. Тест оценивает внутреннее отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у ребенка с окружающими людьми.

  • Цветовой тест отношений (ЦТО). Методика предназначена для изучения эмоционального отношения ребёнка к нравственным нормам.

  • Определение «Я – концепции» у детей 5-6 лет. Данная методика позволяет выявить индивидуальные представления испытуемых об обсуждаемых качествах и оценить меру адекватности их представления о себе.

  • Исследование самооценки. Тест «Лесенка».

  • Графическая методика «Кактус».Методика на определение эмоционального состояния ребёнка, наличия агрессивности, её направления и интенсивности.

  • Методика выявления детских страхов «Страхи в домиках».

  • «Моя семья». Тест предназначен для выявления особенностей внутрисемейных отношений.

  • Тест «Уровень агрессивности ребёнка».

Упражнения, направленные на коррекцию эмоционально - волевой сферы, решают задачи, связанные с тренировкой узнавания эмоций по внешним проявлениям: формированием у детей моральных представлений; коррекцию поведения через ролевые игры, инсценировки, игры - драматизации; снижением эмоционального напряжения; обучением приёмам расслабления с целью умения различать напряжение и расслабление мышц.

В качестве коррекционных упражнений могут использоваться:

  • на формирование навыка выражать негативные эмоции приемлемым способом: "Два барана", "Нехочуха", "Уходи злость, уходи".

  • на снижение мышечного и эмоционального напряжения: "Цветочек", "Солнечный зайчик", "Лисичка".

  • формирование уверенного поведения и повышения самооценки: "Кот и мышки", "Конкурс хвастунов".

Список использованных источников и литературы:

  1. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. "Учим детей общению" - Ярославль: Академия развития, 1996 г.;

  2. Минаева В.М. "Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры - М., "АРКТИ", 1999 г.

  3. Стрелкова Л,Л. "Уроки сказки" - 2 изд., М., Педагогика, 1990 г.

  4. Чистякова М.И. "Психогимнастика" - М., Просвещение, ВЛАДОС, 1995

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconЗакономерности развития эмоционально-волевой сферы в онтогенезе
Цель данной дисциплины: сформировать у студентов научные представления о психологической природе нарушений эмоционально-волевой сферы...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. 15 «Воспитание и обучение...
СД. 15 «Воспитание и обучение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconГ. В. Фадина Диагностика и коррекция задержки психического развития детей
Ф15 Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально – волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки)
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconРешение практических задач
Дисциплина «Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения»
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconЗакономерности развития детей с нарушениями эвс и поведения
Цель: сформировать у студентов знания о воспитании и обучении детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 7 «Психология детей с...
Рецензенты: ст преподаватель кафедры списп яшина Е. В., к п н., доцент ргсу лопинцева Л. А
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд 9 «Психология детей с...
Рецензенты: ст преподаватель кафедры списп яшина Е. В., директор мбоу цппрк г. Мурманска Усанова И. И
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconДоклад из опыта работы к муниципальным педагогическим чтениям музыкальных...
На протяжении многих лет наш детский сад работает в направлении изучения народного творчества, воспитания и приобщения детей дошкольного...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма развития эмоционально-волевой сферы детей
В ходе изучения различных эмоций, дети учатся управлять ими, преодолевают барьеры в общении, начинают лучше понимать других и себя,...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconУрок истории и трудового обучения в 7 классе. «Мужская и женская...
Икт, здоровьесберегающих технологий, которые активизируют познавательный интерес, способствуют развитию творческих способностей,...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: получение работы по специальности дошкольного образования, квалификация воспитатель детей дошкольного возраста с дополнительной...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста icon«Реализация здоровьесберегающих технологий посредством экологического...
Нижегородской области. Знакомство с системой всеобщего комплексного экологического образования начинается с дошкольного возраста...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconКонспект группового логопедического занятия по коррекции ффнр у детей...
В соответствии с образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, на основе анализа уровня развития детей, в целях...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования по направлению "Экологическое развитие детей старшего...
Коррекция эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста iconПоказатели и критерии эффективности деятельности
Доля обучающихся, включенных в развивающую работу, у которых наблюдается положительная динамика развития познавательной или эмоционально...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск