Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н.





НазваниеРабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н.
страница1/5
Дата публикации24.07.2014
Размер0.79 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > История > Рабочая программа
  1   2   3   4   5



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. В. Загладина, С. И. Козленко, Х. Т. Загладиной. Всемирная история. Данная рабочая программа является программой интегрированного курса для социально-гуманитарного класса и рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

Основные содержательные линии базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов истории – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их последовательное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих куров основывается на проблемно – хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами. Историческое образование на ступени среднего (полного) образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Курс направлен на профильную подготовку учащихся, ориентированных на изучение социально-гуманитарного цикла дисциплин.

Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в (полной) средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

В данную рабочую программу внесены некоторые изменения. Расширено изучение отечественной истории и сокращено количество часов на всеобщую историю, что продиктовано содержанием и структурой заданий ЕГЭ. Часть учащихся 11-х классов выбирают сдачу экзамена в форме ЕГЭ по истории, что требует более тщательной проработки вопросов отечественной истории XX в. Внесены коррективы в распределение часов на отдельные темы, что связано со сложностью усвоения и объемом отдельных тем.
Планируемый объем распределения учебного времени в 11 классе (Профильныйй уровень)





Объем учебного времени

Всеобщая история

История России

Резерв учебного времени

класс

4 часа в неделю

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе

Количество часов по авторской программе

Количество часов по рабочей программе




11 класс

136

55 ч.

45 ч.

Не менее 70 ч.

88 ч.

3 ч.


В учебной программе используется следующий УМК:

Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А.. История России XX – начало XXI века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М., 2012;

Алексашкина Л.Н. Всеобщая история XX – начало XXI века. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений (базовый и профильный уровни). М., 2011.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые в результате реализации рабочей программы:
1. Познавательные:

умение самостоятельно и осознанно организовывать свою познавательную деятельность в соответствии с заданной целью;

умение определять сущностные характеристики изучаемого объекта;

умение определять причинно-следственные связи и использовать их для анализа;

умение самостоятельно осуществлять отбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

умение самостоятельно создавать алгоритм познавательной деятельности для решения творческих и поисковых задач;

умение применять элементарные приёмы исследовательской деятельности;

умение создавать собственные модели объектов, процессов и явлений, проекты как результат исследовательской деятельности, в т.ч. с использованием информационных технологий.

2. Информационно-коммуникативные:

поиск необходимой информации по заданной теме с использованием источников различного типа;

извлечение необходимой информации из источников, определение первостепенной информации;

перевод информации из одной знаковой системы в другую, адекватную познавательной и коммуникативной ситуации;

умение развёрнуто обосновывать и аргументировать суждения;

умение свободной работы с текстом разных стилей, владение навыками редактирования текста, создания собственного текста;

использование информационных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

владение основными видами публичных выступлений.

3. Рефлексивные:

понимание ценности образования как средства развития культуры личности;

объективное оценивание своих учебных достижений, динамики развития своих личностных качеств;

владение навыками коллективной деятельности в части организации и участия в ней;

оценивание и коррекция собственного поведения в практической деятельности и повседневной жизни;

осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности;

умение отстаивать свою гражданскую позицию;

осуществление осознанного выбора путей продолжения образования.
Формы и методы, используемые при реализации программы: коллективная (урок, лекция, семинар, олимпиада, конференция, КТД, лабораторные занятия), групповая (спецкурс, спецпрактикум, групповое занятие, учебное исследование, проектирование), индивидуальная (консультации, исследовательская работа, собеседование, индивидуальные планы работы).
Задачи, решаемые в процессе реализации программы:
предметно-информационные: иметь знания об истории, современном состоянии и перспективах развития Среднего Урала; иметь представление об особенности социально-политической и социально-экономической жизни региона;

деятельностно-коммуникативные: занимать активную гражданскую позицию в социально-экономической, духовной жизни региона; владеть практическими навыками решения определённых проблем, связанных с позитивными изменениями в жизни населения своего города;

ценностно-ориентационные: быть готовым к оценке собственных возможностей в освоении будущей профессиональной дельности; принимать ценности другой группы, сообщества; уметь соотносить поставленные цели деятельности и результат, нести ответственность за результаты своей образовательной деятельности.
Изучение истории на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;

- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.


Используемые технологии, принципы, формы и методы работы:

Принцип психологической комфортности

Принцип научного обучения

Принцип личностно ориентированного обучения

Проблемный метод

Научный метод

Исследовательский метод

Герменевтический (понимание, интерпретация) метод

Метод психолого-диагностического анализа

Традиционные формы урока

Лекции, семинары, дискуссии, конференции, коллоквиумы.

Установка на успех

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Российская империя в начале XX в.(19 часов)

Особенности российской модернизации. Россия — аграрная страна. Цели и задачи индустриальной модернизации. Территория, население страны, ее экономические ресурсы. Демографические изменения. Миграционные процессы. Перемены в социально-экономической и политической структуре общества. Характеристика России как страны с догоняющей моделью развития, преобладанием значительной роли государства и государственного регулирования в экономической сфере в конце XIX в. Численность, социальное и правовое положение предпринимателей и рабочих. Денежная реформа. Проекты реформ 90-х гг. XIX в. С. Ю. Витте. Промышленное развитие. Монополизация, ее стадии, формы и виды, особенности. Монополизация банковской системы. Внутренняя и внешняя торговля. Промышленный подъем в 90-е гг. XIX в.: достижения и просчеты. Внешние вызовы российской модернизации.

Государство и общество в начале XX в. Итоги социокультурного развития России к началу XX в. Модернизация и верховная власть. Характеристика неограниченной монархии в России на рубеже XIX—XX вв. Личность Николая II. Структура государственной власти. Национально-конфессиональный состав населения Российской империи. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Образование политических партий в России: от периферии — к центру. Общественное движение в конце XIX в., его отличительные особенности. Официальная идеология. К. П. Победоносцев, М. Н. Катков, Д. А. Толстой. Земский либерализм. Либеральное народничество. «Субъективная социология» и «теория малых дел». В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниельсон и др. Идеология радикальной оппозиции. Социал-демократия. Большевики и меньшевики. В. И. Ленин, Л. Мартов, Г. В. Плеханов. «Легальный марксизм». П. Б. Струве. Возникновение организаций неонародников, их программы и тактика. В. М. Чернов. Эсеровский терроризм. Е. Ф. Азеф, И. П. Каляев, Б. В. Савинков. Нарастание противоречий между властью и обществом. В. К. Плеве и П. Д. Святополк-Мирский: политические идеалы и их воплощение. С. В. Зубатов. Предпосылки быстрого распространения революционного марксизма в России. Революционный и эволюционный пути решения назревших социально-экономических и политических проблем в России. Охранительный политический курс самодержавия.

Первый революционный разлом. 1905—1907 гг. Предпосылки и характер революции. Революционное движение: состав, цели, методы борьбы. Расстановка политических сил накануне революции. Рабочие выступления. Начало крестьянских выступлений. География и масштабы крестьянского движения. Образование Крестьянского союза. Выступления в армии и на флоте. П. П. Шмидт. Волнения в национальных окраинах. Возникновение первых Советов. Стачка и вооруженное восстание: основные методы пролетарской борьбы. Декабрьское вооруженное восстание в Москве: способы борьбы, лидеры, результаты и значение. Отношение партий к революции. Съезды РСДРП. Итоги и значение революционного кризиса. Диапазон колебаний правительственного курса. Оформление трех общественно-политических направлений.

Политические реформы. Первый опыт российского конституционализма и парламентаризма. Маневрирование царизма. Булыгинская дума. Манифест 17 октября 1905 г. Реформа исполнительной власти. Правительственный курс П. А. Столыпина. Реформа Государственного совета. Избирательное законодательство 1905 г. Начало формирования российской многопартийности. Оформление буржуазных партий. Монархические и черносотенные организации. «Союз русского народа». Формирование и деятельность Государственной думы. Политический состав, достижения и просчеты в стратегии и деятельности государственных дум всех созывов. Председатели Государственной думы. Оценка революции в современной публицистике и исторической науке.

Социально-экономические преобразования: замысел и результаты. Концепция реформ П. А. Столыпина. Политический портрет П. А. Столыпина. Противоречивость решения крестьянского вопроса. III Государственная дума: состав и результаты деятельности. Разрушение общины. Крестьянский поземельный банк. Переселенческая политика. Укрепление права частной собственности крестьян на землю. Развитие кооперации. Национальная политика. Социальная программа реформ. Реформа местного управления. Экономический подъем. Спад общественной активности. Дискуссии о результатах реформ.

Внешняя политика России в начале XX в. Модернизация целей и задач внешней политики. Дискуссия в правящих кругах о приоритетах внешней политики. Гаагские конференции. Русско-японская война: цели, основные сражения, военачальники, герои. Портсмутский мир, его условия и общественный резонанс. Обострение противоречий в Европе. Выбор союзников в Европе. Сближение России и Франции. Создание двух военных блоков в Европе. Подготовка к большой войне.

Россия в Первой мировой войне. Причины, цели и характер Первой мировой войны. Первая мировая война: перспективы и реалии для России. Военные операции на Восточном фронте: география, цена побед и просчетов. Мобилизационный ресурс экономики страны. Последствия военного бремени: инфляция, дефицит, продовольственные трудности. Кризис самодержавия. Оппозиция. Отношение политических партий к войне. Рост политической активности в стране. Формирование оппозиции в Государственной думе. Идея создания «правительства доверия». Прогрессивный блок и его политическая программа. Эволюция отношения общества к войне. Влияние войны на российское общество. Г. Е. Распутин и «распутинщина». Усиление недовольства режимом. Последствия войны для России. Усугубление раскола между властью и обществом. Нарастание общенационального кризиса.

Мир в начале XX в.(14 часов)

Научно-технический прогресс и достижения индустрии в начале XX века. Причины ускорения научно-технического прогресса. Достижения научной и технической мысли. Вклад ученых и инженеров России в ее развитие. Становление крупносерийного, конвейерного производства. Создание гигантов индустрии. Концентрация производства и централизация капитала, образование монополий в ведущих индустриальных странах. Роль государства в осуществлении модернизации экономики; национальная специфика. Социально-политические последствия модернизации. Рабочее и социал-демократическое движение.

Новый этап развития колониальных и зависимых стран. Перспективы модернизации общества в государствах континентальной Азии. Подъем революционного движения в Азии и Латинской Америке и колониальные державы. Россия противоречия незавершенной модернизации.

Международные отношения в индустриальную эпоху. Начало Первой мировой войны. Первая мировая война. Обострение противоречий в воюющих державах. Кризис 1918-1920 гг. в странах Европы и гражданская война в России.

Мир между двумя мировыми войнами (11 часов)

Развитие индустриальных стран в 1920-1930гг. Государства демократии – США, Англия и Франция. Последствия Первой мировой войны для стран Запада. США: от процветания к кризису. Меры государственного регулирования экономики. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Опыт выхода из кризиса Англии и Франции. Фашизм в Италии и Германии, милитаристское государство Япония.

Противоречия мира между двумя мировыми войнами. Возникновение очагов военной угрозы в Европе и Азии. Проблемы коллективной безопасности в Европе. Расширение фашистской угрозы и политика умиротворения агрессора. Мюнхенский сговор. Советско–германские отношения накануне Второй мировой войны.
Россия в годы революционных потрясений (13 часов)

Предпосылки и начало революции в России. Научные дискуссии о содержании термина «революция». Предпосылки революции: неизбежность или случайность? Социально-экономические перемены последнего десятилетия XIX в. Фактор Первой мировой войны. Рост антивоенных настроений. Разруха и обострение противоречий. Охранительный характер политики самодержавия в условиях затянувшейся войны. Начало революции. Слабость власти. Возникновение Совета и Временного комитета Государственной думы. Падение самодержавия. Николай II Александрович и Михаил Александрович Романовы. Россия — республика. М. В. Родзянко. Возникновение двоевластия. Временное правительство. Поиск диалога. Политические партии в новых условиях.

Новая расстановка политических сил. Стратегии революции. Попытки решения основных вопросов революции. Политические программы кадетов, эсеров, меньшевиков. Рост влияния большевиков. Приезд В. И. Ленина в Петроград. Политическая тактика большевиков. Политические кризисы. Изменение составов Временного правительства. Слабость демократических сил в стране. Политизированное общество. Большевизация столичных Советов. А. Ф. Керенский. Попытка военного переворота: Л. Г. Корнилов. Подготовка выборов в Учредительное собрание. Углубление общенационального кризиса в стране.

Формирование большевистской диктатуры. Приход большевиков к власти. Вооруженный захват власти в Петрограде. Утверждение власти большевиков. Первые декреты и социально-экономические преобразования. Образование высших органов власти Советской России. Временный альянс большевиков и левых эсеров. Комитет спасения Родины и революции, ВИКЖЕЛЬ. Разгон Учредительного собрания. Провозглашение Советской Республики. Я. М. Свердлов. Распространение революции по стране. Большевики и общество. Декреты о национализации. ВСНХ. Ф. Э. Дзержинский. Брестский мир и проблема мировой революции. Л. Д. Троцкий. Последствия мирного договора с Германией. Дискуссия о возможных вариантах окончания войны. События октября 1917 г. в оценках современников и историков.

Гражданская война. Причины Гражданской войны. Социальный состав, идеи и лозунги красных и белых. Продовольственная диктатура. Городские выступления. Мятеж чехословацкого корпуса и интервенция. «Единый военный лагерь» и антибольшевистские выступления в 1918 г. Становление однопартийной системы. Первая российская конституция. Создание Рабоче-крестьянской Красной Армии. Совет обороны. Террор. Жизнь в условиях насилия. Социально-политический кризис советской власти. Красный и белый террор. Расстрел царской семьи. «Военный коммунизм». Продразверстка. Национализация промышленности. Централизация управления. Аннулирование условий Брестского мира. Антибольшевистские силы в Гражданской войне. «Демократическая контрреволюция» и авторитарный режим. А.В. Колчак. Белое движение и интервенция.

М. В. Алексеев, А. И. Деникин, П. Н. Краснов, Н. Н. Юденич, П. Н. Врангель. Внутренняя и внешняя политика «белых правительств». Крестьянские движения. Н. И. Махно. Победа большевиков в Гражданской войне. В. И. Чапаев. Эмиграция Добровольческой армии.

Финал и итоги революции. Походы белой армии на Москву и Петроград. Белые и крестьянство. Гражданская война — школа новых красных командиров. М. В. Фрунзе, С. С. Каменев, М. Н. Тухачевский. Социально-политический кризис 1921 г. ГОЭЛРО. Антибольшевистские выступления. А. С. Антонов. Кронштадтский мятеж. Преследование церкви. Атеизм и антицерковная пропаганда. Репрессии служителей церкви. Патриарх Тихон. Итоги российской революции и Гражданской войны. Ужесточение советского режима.
Советское государство в 20-30-е гг.(15 часов)

Социально-экономическое развитие в период нэпа. Социально-экономические последствия Гражданской войны. Условия и причины перехода к нэпу. X съезд РКП(б) и его решения. Дискуссия в партии по проблемам нэпа, государственного регулирования. Нэп в сельском хозяйстве. Кооперация — мост между нэпом и социализмом. Многоукладность экономики. Нэп в промышленности. Приоритеты и трудности восстановления и развития промышленности. Развитие товарно-денежных отношений. Финансовая реформа. Рост благосостояния населения. Неразрешенность проблем модернизации как тупик нэпа. «Кризисы нэпа» и их последствия. Причины экономических кризисов. Общество в период нэпа. Оценка нэпа историками и современниками.

Политическое развитие в период нэпа. Власть в условиях нового курса. Противоречия нэпа. Внутрипартийная борьба. Приход к власти И. В. Сталина. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Изгнание из страны идеологических противников. Ликвидация партий меньшевиков, эсеров, анархистов. «Философский пароход». Этапы и результаты борьбы за власть в правящей партии. Г. Е. Зиновьев, Л. Б. Каменев. Образование СССР. Формы объединения республик. Дискуссия о формах союзного объединения. Оценка национальной проблемы в современной публицистике и исторической науке. Первая союзная Конституция. Бюрократизация аппарата, начало его обособления. Ленинское «Завещание». Слом нэпа и новая генеральная линия. Дискуссия в РКП(б) об альтернативах развития страны. Н. И. Бухарин, А. И. Рыков. Роль нэпа в восстановлении страны.

Россия в изгнании. Феномен русской эмиграции. Центры русского зарубежья. Судьбы старой интеллигенции. Военная и казачья эмиграция. Белая армия в изгнании. Российская наука, культура и образование в изгнании. Представители гуманитарных наук и их судьбы. Религиозные философы. Достижения представителей естественных и технических наук. Российское искусство и литература в эмиграции.

Политическая система СССР 30-х гг. Политические представления элиты. Смена идеологических установок. Укрепление монополии РКП(б). Становление административно-командной системы. Лозунг: «Обострение классовой борьбы». Феномен однопартийной системы. Рост партийных рядов. В. М. Молотов. Партия и Советы. Роль Политбюро в государственной системе. Усиление централизации и командно-административных методов в управлении страной. Укрепление режима личной власти Сталина. Массовые репрессии. Дело М. Н. Рютина. Убийство С. М. Кирова. Политические процессы 1936—1938 гг. Система исправительно-трудовых лагерей. Н. И. Ежов, Л. П. Берия. Общественные организации. «Приводные ремни» политики партии (пионерия, комсомол, профсоюзы и творческие союзы). Противоречивость роли и значения общественных организаций. Характеристика политической системы мобилизационного типа.

Экономика СССР в 30-е гг. Внеэкономическое принуждение. Трудности с поставками хлеба. Переход к «чрезвычайщине». Отказ от нэпа. Пятилетние планы как средство полного государственного контроля над экономикой. Индустриальный рывок. Политика «большого скачка». Цели, источники и результаты форсированного развития. Форсированная индустриализация. Дискуссия о вариантах модернизации производства в стране. Статья В. И. Ленина «Лучше меньше, да лучше». 1-й пятилетний план: декларация и реальность. Крупнейшие стройки 2-й пятилетки. Промышленное освоение восточных районов. Создание основ военно-промышленного комплекса. Коллективизация. Дискуссии о преобразованиях на селе. Противоречивость планов, заявлений и мер. Раскулачивание. Социальные и экономические последствия «сплошной коллективизации». Статья «Головокружение от успехов». Наука и техника. Вклад ученых в техническую реконструкцию и развитие хозяйства страны. Формирование новых кадров инженерно-технических работников. Повседневная жизнь. «Великий перелом» и общественная жизнь. Снижение жизненного уровня, правовой и социальной защищенности населения страны.

Социальная сфера СССР в 30-е гг. Социальная политика властей. Оформление административно-командной системы. Образ жизни трудящихся в 30-е гг. Рабочий класс. Идеологический диктат партии и идея гегемонии пролетариата. Разрушение рыночных отношений. Крестьянство. Выселение в Сибирь, Казахстан. Падение сельскохозяйственного производства. Голод в деревне в 1932—1933 гг. Прикрепление колхозников к земле. Экономические, социальные, культурные потери в деревне в ходе коллективизации. Ломка традиционного уклада жизни деревни. Разрушение мелкотоварного хозяйства. Цена и итоги коллективизации. Интеллигенция. Традиции и новации в российском общественном сознании. Борьба с массовой неграмотностью. Школьная реформа 30-х гг. Создание советской высшей школы. Рабфаки. Формирование советской интеллигенции. «Бывшие». Борьба с культурным наследием прошлого. Репрессии. Советский человек. Потребительский аскетизм. Энтузиазм. Движение новаторов и рекордсменов. А. Г. Стаханов. Социальная структура советского общества.

СССР и идеи «мировой революции». Становление отношений между СССР и зарубежными странами. Коминтерн. Принципы, задачи и основные направления внешней политики. СССР и национально-освободительное движение. Идея мировой революции и национально-освободительное движение. Контакты с Западом. Первые договоры о мире и сотрудничестве. Инициативы по разоружению и их противоречивость. Рапалло и «полоса признаний». Г. В. Чичерин, М. М. Литвинов. Выход из дипломатической изоляции. Отношения с Востоком.

Приход нацистов к власти и проблемы международной безопасности. Нарастание угрозы войны. Женевская конференция 1932 г. Система коллективной безопасности. Новая тактика Коминтерна. Мюнхенский кризис. Политика умиротворения агрессора. Международный резонанс. Военные столкновения СССР с Японией у озера Хасан, в районе реки Халхин-Гол. Антикоминтерновский пакт. Драма 1939 г. Ненадежные партнеры. Англо-франко-советские переговоры. Изменение внешней политики СССР в начале Второй мировой войны (1939 — начало 1941 г.). Сближение с Германией. «Пакт Молотова — Риббентропа». Секретный протокол пакта. Историки и современники о нравственно-правовых аспектах пакта. Дискуссионные вопросы советско-германских отношений в 1939—1940 гг.
СССР в годы Великой Отечественной войны и послевоенное десятилетие (15 часов)

Место Великой Отечественной войны в истории России. Начало Второй мировой войны. Дискуссии по вопросу о Великой Отечественной войне. Причины Второй мировой войны. Политика европейских государств и ее последствия. Начало Второй мировой войны. Соотношение сил противников. Участие СССР в войне против Польши. Договор о дружбе и границах. «Странная война». Советско-финляндская война. Исключение СССР из Лиги Наций. Результаты советско-финляндской войны. Присоединение стран Прибалтики и Бессарабии к СССР. Репрессивный курс в отношении населения присоединенных республик. Рост советско-германских противоречий. XVIII съезд ВКП(б) о задачах перехода к коммунизму. 3-й пятилетний план и трудности его выполнения. Меры по укреплению обороноспособности СССР: введение всеобщей воинской повинности, укрепление трудовой дисциплины, создание второй промышленной базы за Уралом, реформа Вооруженных сил накануне войны. Причины неготовности СССР к отражению агрессии. Ослабление Вооруженных сил в результате массовых репрессий. Политика Сталина и его окружения в оценке военно-стратегической обстановки накануне войны; теория «легкой победы». Российские и зарубежные историки и современники о готовности СССР к войне. Мифы о подготовке превентивной войны против СССР.

От нападения Германии на СССР до взятия Берлина (военные действия на советско-германском фронте). Начало войны. Причины Великой Отечественной войны. Периодизация Великой Отечественной войны. План «Барбаросса». «Блицкриг». Направления ударов вермахта. Организация обороны. Поражения и победы в первые дни войны. Блокада Ленинграда. Тыл — фронту. Поражение немцев под Москвой. В фашистском тылу. Партизанское движение. Неудачи и новые испытания 1942 г. Сталинградская битва. Начало коренного перелома в ходе войны. Курское сражение. Форсирование Днепра. Переход стратегической инициативы к Советской армии. Выход Советской армии на границу СССР. Открытие второго фронта. Освобождение стран Восточной Европы. Военные операции по освобождению Европы. Разгром Германии. Берлинская операция. Безоговорочная капитуляция фашистской Германии. Разгром Японии. Завершение Второй мировой войны. Советские полководцы. Сталин и Генеральный штаб в годы войны. Победа военной стратегии Советского Союза в лицах. Героизм советских людей. Дети и война. Гимн ратному и гражданскому подвигу советского общества. Подвиг советских инженеров и конструкторов.

Дипломатия и внешняя политика в годы войны. Экономика победы. Создание антигитлеровской коалиции. Планы и просчеты европейской дипломатии. Ленд-лиз. Сотрудничество и противоречия «большой тройки». Тегеран, Ялта, Потсдам. Роль и значение конференций коалиции в истории Второй мировой войны. Основные вопросы и решения конференций. Советские дипломаты. Эвакуация промышленности. «Все для фронта, все для победы!» Возрождение военно-экономической мощи. Источники перестройки промышленности на военные нужды. Руководители оборонной промышленности. Диктатура, энтузиазм и творчество масс.

Война и общество. Власть и народ. Гражданский патриотизм. Массовый подвиг советского народа. Города-герои. Жизнь на фронте. Суровые будни советских танкистов, артиллеристов, летчиков и моряков. Жизнь в тылу. Гражданский и трудовой подвиг граждан. Движение многостаночников. «Вся надежда на тебя, Красный воин!» Ленинградцы-блокадники: дневник Тани Савичевой. ГУЛАГ — фронту! Советская экономика в годы войны. Жизнь в плену и в оккупации. Приказ наркома обороны «Ни шагу назад!». Партизанское и подпольное движение. Многонациональная страна в борьбе с фашизмом. Документальные свидетельства о единении советского народа в борьбе против агрессора. Советский коллаборационизм. Сталинская национальная политика. Депортация и репрессии по отношению к автономной республике немцев Поволжья, населению Крыма и Северного Кавказа. Цена победы. Итоги и уроки Великой Отечественной войны.

Переход от войны к долгожданному миру. Последствия войны и восстановление разрушенной экономики. 4-й пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР. Альтернативы развития страны. Поиски путей ускоренного развития. Продолжение политики индустриализации. Наращивание военно-промышленного потенциала. Усиление диспропорции советской экономики. Трудности ускоренного восстановления страны. СССР становится сверхдержавой. СССР — гарант мира. Народ-победитель и правящая элита. Концентрация власти в руках И. В. Сталина. «Пора несбыточных надежд». Культура послевоенного периода. Борьба партийно-бюрократической элиты против творческих поисков в науке, литературе, искусстве. Создание министерства высшего и среднего образования. Новые отрасли науки и научные направления. И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, Е. О. Патон и др. Дискуссия о космополитизме и формализме. «Лысенковщина». Постановления ЦК ВКП(б) о журналах «Звезда» и «Ленинград». Критические настроения. Новая волна репрессий. Послевоенный ГУЛАГ и его обитатели. Смерть И. В. Сталина. Политический кризис после смерти Великого «вождя народов».
Мир во время Второй мировой войны и после нее (10 часов)

Начало Второй мировой войны. СССР в первый период Великой Отечественной войны. Битва под Москвой и ее историческое значение. Создание антифашистской коалиции. Битва под Сталинградом. Курская дуга. Коренной перелом в ходе Второй мировой войны. Проблема второго фронта и действия Союзников. Партизанское движение в СССР. Освобождение Европы. Война на Тихом океане и роль СССР в победе над Японией. Итоги Второй мировой войны. Значение создания ООН.

Послевоенная реконструкция и становление социально – ориентированной рыночной экономики в Западной Европе. «Великое общество» 1960-х гг. в США. Японская модель развития. Социально – экономические проблемы развитых стран начала 1970 гг. СССР от реформ к «застою». Обострение противоречий в Восточной Европе. Установление военного паритета между СССР и США. Развитие процесса разрядки напряженности в Европе. Обострение советско-американских отношений  в начале 1980гг.
СССР в 50 -80-е гг. (12 часов)

«Наследники» Сталина и «хрущевская оттепель». Борьба за влияние в высших эшелонах власти (1953—1955). Претенденты на роль лидера (Н. С. Хрущев, Г. М. Маленков, Л. П. Берия) и возможные пути развития страны. Провозглашение курса на восстановление ленинских норм в партии, политике и общественной жизни. Преждевременность программы Г. М. Маленкова. Реорганизация органов контроля. Избрание Н. С. Хрущева Первым секретарем ЦК КПСС. Начало реабилитации жертв репрессий и конец ГУЛАГа. XX съезд партии. «Секретный доклад» Н. С. Хрущева. Десталинизация. Либерализация жизни общества. «Оттепель» и новое состояние общественной и культурной жизни в стране. Разработка и принятие третьей Программы КПСС. Создание технократической утопии «светлого будущего». Нарастание противоречивости в развитии страны, общества, в культуре. Советский индустриальный и военный потенциал 50-х — начала 60-х гг. Создание ракетно-ядерного оружия в СССР. Реорганизация органов власти и управления, причины неудач экономических преобразований. Основные черты научно-технической революции и ее проявления в СССР. Наукограды. Начало массового жилищного строительства. Аграрная политика. Освоение целинных и залежных земель. Меры по улучшению жизни на селе. Агрогорода. Противоречия в общественно-политической жизни и социальной политике. Внешняя политика СССР в 50—60-е гг. Взаимоотношения СССР с социалистическими странами. Отставка Н. С. Хрущева. Л. И. Брежнев. Оценка историками политического курса Н. С. Хрущева.

От попытки реформ — к застою. Экономика и общественно-политическая жизнь страны второй половины 60-х — начала 80-х гг. СССР во второй половине 60-х гг. Реформы 1965 г. и их свертывание. Политический консерватизм. А. Н. Косыгин и его роль в экономических преобразованиях страны. Зарождение правозащитного движения. Этапы становления и основные достижения правозащитного и диссидентского движения. А. Д. Сахаров. Рост индустриального и научно-технического потенциала, развитие культуры. Политика стабилизации. Достижения и потери 8-й пятилетки. Советская страна в конце 60-х — первой половине 70-х гг. Свертывание процесса реабилитации жертв сталинского режима. Ресталинизация. XXIV съезд КПСС и Программа мира. События в Чехословакии и новый этап диссидентского движения. Экономика и социальная жизнь. Стройки века. Нефтедоллары. Новые социальные сдвиги в стране. Новый виток НТР и его последствия. Урбанизация и ее последствия. Характерные черты повседневной жизни, науки и культуры. Возникновение в литературе нового явления — «писателей-деревенщиков». Нарастание кризисных явлений в конце 70-х — начале 80-х гг. Теория и практика развитого социализма. «Золотой век» правящей элиты. Конституция 1977 г. — апофеоз идеологии «развитого социализма». «Серый кардинал» партии — М. А. Суслов. Борьба с инакомыслием. Назревание духовного кризиса общества, крушение идеалов. Негативные явления в жизни общества. Противоречия в развитии страны: достижения и провалы. Вырождение деревни. Нарастание кризисных явлений в экономике. Стагнация. Зигзаги застоя. Осложнение внешнеполитического положения и усиление внутриполитической напряженности. «Доктрина Брежнева». Повседневная жизнь. Непреходящие духовные и культурные ценности. Приход к власти Ю. В. Андропова и последние попытки преодоления кризиса системы. «Маятник надежды». Борьба с коррупцией и нарушениями трудовой дисциплины. Особенности внешнеполитического курса СССР в 1980-х гг. А. А. Громыко. Приход к власти К. У. Черненко. Новый виток ресталинизации. Политическое безвременье. Советское общество накануне перемен. Осознание необходимости реформирования административно-командной системы.

Происхождение «холодной войны». Раскол Европы. Разногласия между союзниками. Противоречивость представлений союзников о будущем Европы. Начало «холодной войны». Дискуссия о причинах и характере «холодной войны». Фултонская речь У. Черчилля. Первые послевоенные конфликты. Усиление конфронтации за счет противостояния блоков. Корейская война. Участие СССР в глобальных и локальных конфликтах 50-х — начала 60-х гг. XX в.

Кризис «холодной войны» (50—60-е гг. XX в.). Разрядка (70-е гг. XX в.). «Первая разрядка». Циклы политики периода «холодной войны» и гонки вооружений. Основные направления и приоритеты внешней политики СССР в 50-е гг. XX в. Новое обострение международной обстановки. События в Венгрии. Новый этап в отношениях с Албанией, Китаем, Югославией. Конфликт на Ближнем Востоке. Карибский кризис. Визит Н. С. Хрущева в США. Новое обострение вокруг Берлина. Вторжение в Чехословакию. Начало разрядки. «Новая восточная политика» ФРГ. Хельсинкский Заключительный акт. Соперничество сверхдержав в «третьем мире». Ухудшение советско-китайских отношений. Война в Афганистане. «Холодная война» в лицах.
Наша страна в середине 80-х – 90-е гг. (14 часов)

Начало перестройки в СССР. Истоки и причины перестройки. М. С. Горбачев — идеолог и творец перестройки. Кризис сверхдержавы. Выбор стратегии реформ. Острота авторитарной модернизации. Политика «ускорения»: идеи, практика, итоги. XXVII съезд КПСС: курс на перестройку. Экономические реформы. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета. Создание условий для развития предпринимательства и рыночной экономики. Эволюция взглядов руководства страны на концепцию перестройки. Политическая борьба в 1987—1988 гг. Политика гласности, политического плюрализма по-советски. Отсутствие единства в выборе направления реформ. Механизм торможения реформ. Усиление позиций консерваторов: «Не могу поступиться принципами». XIX партконференция. Ухудшение социально-экономической ситуации в стране. Падение авторитета власти. Обновление правящей партийной элиты. Проект конституционной реформы. Возникновение первых общественно-политических организаций. Неформальное движение и первые массовые выступления оппозиции. Подъем национальных движений. Нарастание сепаратистских настроений.

Распад коммунистической системы и Советского Союза. Внешняя политика периода перестройки. Подъем гражданских движений. Либерализация политической власти. Введение института президентства в СССР. Разделение партийных и государственных органов. Дискуссия о характере социально-политических перемен в конце 80-х гг. XX в. Многопартийность. Особенности возрождения многопартийности. Становление гражданского общества в России. Ликвидация руководящей роли КПСС в жизни общества. Кризис межнациональных отношений и ослабление СССР. Обострение националистических настроений в республиках. «Парад суверенитетов». Начало распада системы социализма. Распад СССР. Б. Н. Ельцин — Президент России. Подготовка подписания нового Союзного договора. Августовский путч 1991 г.: идеи и реальность. Пути выхода из кризиса. Ново-Огаревский процесс. Образование СНГ. Уход М. С. Горбачева в отставку. «Новое мышление» во внешней политике. Конец гонки вооружений. Долгий путь к восстановлению сотрудничества со странами Запада. Дискуссия об особенностях внешней политики СССР в годы перестройки. Современные историки, политологи о сценариях выхода из кризиса, характере Ново-Огаревских событий.

Национальная политика и межнациональные отношения в России и СССР в XX в. (до 1991 г.). Национальный вопрос в России в начале XX в. Национальная политика Советского государства. Начало «национального строительства». Дискуссия о принципах образования единого государства. Формирование предпосылок распада СССР. Неравномерность развития союзных республик.

Развитие народов Украины, Белоруссии, Прибалтики, Закавказья и Средней Азии в XX в. Украина в дореволюционное время. Центральная рада Украины. Украина в советское время. Белоруссия до 1917 г. Белоруссия в 1917 г. Советская Белоруссия. Народы Прибалтики в составе Российской империи. Балтия в 1917—1940 гг. Республики Прибалтики в составе СССР. Закавказье до 1917 г. Закавказье в 1917—1922 гг. Закавказье в годы советской власти. Средняя Азия до 1917 г. Средняя Азия в 1917—1922 гг. Средняя Азия в составе СССР.

Преобразования 90-х гг. XX в. Радикальная экономическая реформа: «шок» и «терапия». Экономическая реформа Е. Т. Гайдара: цели, методы, итоги. Либерализация цен: цели и последствия. Приватизация: методы и результаты. Е. Т. Гайдар: идеи и реальность. Развитие процессов социальной стратификации. Дискуссия о целесообразности «шоковой терапии» для России. Социально-экономическое положение в середине 90-х гг. Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Экономическая нестабильность в стране. Рост внешнего долга. Дефолт и его последствия.

Политическое развитие России в 90-е гг. XX в. Обострение политической борьбы и Конституция 1993 г. Новый экономический курс премьера правительства В. С. Черномырдина. Попытка импичмента президенту. Референдум о доверии президенту и Верховному Совету. Конституционное совещание. Роспуск Верховного Совета. Политический кризис. Военное противостояние ветвей власти и его результаты и последствия. Принятие новой Конституции РФ. Федеративный договор 1992 г. Президент, правительство и парламент в середине и второй половине 90-х гг. Выборы в Государственную Думу. Нестабильность политического курса. Поиск путей преодоления кризиса. «Молодой реформатор» премьер-министр С. В. Кириенко. Е. М. Примаков. В. В. Путин — Президент России. М. М. Касьянов. Война в Чечне. Нарастание террористического экстремизма на Кавказе. Этапы чеченской войны, основные события и последствия для россиян.

Россия на грани веков. Внешняя политика. Векторы реального и перспективного сотрудничества СНГ. Направления, приоритеты и тенденции внешней политики. Роль России в формировании современной международно-правовой системы. Российская Федерация в ООН. Перспективы и трудности вступления РФ в Совет Европы. Россия и НАТО. Противоречивость современного мира. Россия на пороге XXI в. Политический курс Президента В. В. Путина. Совершенствование правовой базы реформ. Изменение социально-экономической ситуации в стране. Достижения и трудности.

Основные итоги развития России с древнейших времен до наших дней. Значение изучения истории. Опасность фальсификации прошлого России в современных условиях. Фальсификация новейшей истории – угроза национальной безопасности страны.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема

Кол-во часов

Контрольные мероприятия

1.

Российская империя в начале XX в.

8




2.

Мир в начале XX в.

9

1-зачет

3.

Россия в годы революционных потрясений

8




4.

Советское государство в 20-30-е гг.

10

1 - тестирование в форме ЕГЭ

5.

Мир в период Второй мировой войны и после нее

11

1 – контрольная работа

6.

СССР в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период

7




7.

Наша страна во второй половине XX – начале XXI вв.

13

1- зачет




Резерв

2







Итого

68

4


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа по экономике составлена на основе Федерального...
Общего образования и примерной программы среднего(полного) общего образования по экономике на профильном уровне
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа по истории составлена на основе Федерального компонента...
Общего образования и примерной программы среднего(полного) общего образования на базовом уровне по истории
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа по истории для 10 11 классов составлена на основе...
Примерной учебной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по истории
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconВнеурочной деятельности учащихся «Экологический кружок»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государ­ственного...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории (базовый уровень)и авторской программы А. А. Данилов и Л. Г....
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа по геометрии в 10 классе. (Модифицированная)
Государственного стандарта среднего (полного) общего образования на профильном уровне, примерной программы среднего (полного) общего...
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа по географии для 10 класса составлена на основе...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень, авторской программы по географии. 6-10 кл....
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. icon«Рассмотрено» на заседании педагогического совета школы Протокол № от 2012г. «Согласовано»
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на...
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа профильного курса «Информатика и икт» составлена...
Стандарта среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям, примерной программы среднего (полного)...
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа по истории для 11 класса составлена на основе федерального...
Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа по истории для 10 класса составлена на основе Государственного...
Государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования, федеральной...
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа по истории создана на основе примерной программы...
Место работы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №16№ города Рязани
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа учебного курса «История» (базовый уровень) Уровень образования: 10-11 классы
Рабочая программа по истории для 10 – 11 классов разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне, рассчитана...
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа по истории для 10-11 классов (базовый уровень) Срок реализации 2 года
Рабочая программа по истории для 10 – 11 классов разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования...
Рабочая программа по Истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на профильном уровне, авторской Н. iconРабочая программа по всеобщей истории для 10 класса составлена на...
Федерального государственного стандарта общего образования, федеральной Примерной программы среднего (полного) общего образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск