Скачать 461.62 Kb.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XIX в.» 10 класс ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Статус документа Рабочая программа курса истории России для 10-х классов создана на основе следующих документов:
в соответствии с учебником, рекомендованным Министерством образования Российской Федерации: История России. 10 класс. Автор: Павленко Н.И., Андреев И. Л. М. : Просвещение, 2011 г. Основные цели и задачи курса истории Изучение истории в 10 классе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
При изучении данного курса истории России необходимо реализовать следующие задачи на пути достижения общих целей среднего(полного) образования:
Особенности методики преподавания предмета Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его общеобязательный статус Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса. Основные содержательные линии примерной программы базового уровня исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков. Система распределения учебного времени и учебного материала предполагает изучение курсов «История России» и «Всеобщая история» на ступени средней (полной) школы. Х класс – с древнейших времен до середины XIX века; XI класс – вторая половина XIX века – начало XXI века. Программа разработана с учетом возрастных особенностей подростков: ориентирована на активизацию реальной практической деятельности ребенка по познанию мира, самопознанию и самоопределению. Основное ее содержание составляет деятельностный компонент образования, поэтому не случайно около трети текста программы дано в квадратных скобках. Это значит, что данные вопросы рекомендуется изучать, делая акцент на самостоятельной работе учащихся, так как они не подлежат контрольной проверке. Такой подход позволит повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка. Содержание отечественной истории изложено в программе на основе хронологического принципов с учетом концентров в системе российского образования. В программе дан перечень примерных умений, осваиваемых учащимися при изучении каждого подраздела тем курса, составленный на основе требований Обязательного минимума содержания основных образовательных программ к уровню подготовки выпускников и в соответствии с содержанием данного подраздела. При этом освоение большинства умений происходит на протяжении многих уроков. Место предмета в базисном плане Рабочая программа рассчитана на 44 часа в 10 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю. Методы и формы обучения истории Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута). С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию. Проблемные уроки, дискуссии, круглые столы, презентации, брейн - ринги, КВН, лекции и др.; рабочая программа предусматривает использование различных современных технологий обучения (интерактивное обучение с использованием ИКТ), что способствует развитию коммуникативных навыков, развитию критического мышления, практические методы обучения, познавательные игры. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки:
Тематическое планирование:
Основное содержание курса Раздел I . От Древней Руси к Московскому царству (12 ч) Древнейшие корни восточных славян Контактные цивилизованные зоны Руси и отдельных ее регионов. Религия восточных славян в древности. Язычество древних славян, его особенности. Образование Древнерусского государства с центром в Киеве Разложение первобытнообщинных отношений у восточных славян. Появление княжеств у восточных славян в VIII—IX вв. Новгородская Русь, ее место в русской истории. Легендарное и реальное в «признании варягов». Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX — середине X в. Поход Олега на Константинополь в 907 г. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Зарождение раннефеодальных отношений в Киевской Руси. Развитие внутренней и внешней торговли. «Путь из варяг в греки». Русь — европейская держава Правление Святослава. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Междоусобица на Руси после смерти Владимира. Борис и Глеб — князья-мученики. Расцвет Руси при Ярославе Мудром. «Правда Ярославичей» — новый свод законов. Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Приход к власти Владимира Мономаха в 1113 г. Личность Мономаха. «Поучение детям» и «Устав». Русская культура в XI — первой трети XII в. «Повесть временных лет». Нестор. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Господин Великий Новгород. Географическое положение Новгорода. Новое нашествие кочевников. Битва на Калке. Русская культура в XII—XIII вв. Памятники церковно-учительной литературы. Раздел II. Россия в 17 -18 вв. (16 ч.) Развитие централизованного государства. Удельная Русь(вторая половина XIII—XV в.) «Батыево разорение». Александр Невский и Орда. Европа и Русь в период монголо-татарского нашествия. Наступления крестоносцев. Невская битва. Александр Ярославич Невский. Борьба с Тевтонским орденом. «Ледовое побоище Народные восстания. Собирание Руси. Политическое соперничество. Возвышение Москвы. Противостояние Орде. Золотая Орда. Битва на Куликовом поле (1380), ее отражение в летописи, повестях, сказаниях, миниатюрах, иностранных источниках. От «Мамаева побоища» к сражениям на Угре. Золотой Орды. Усиление Руси при Иване III. Присоединение земель. Разрыв с Ордой — сражения на реке Угре, освобождение от иноземного ига (1480). Русская культура XIV—XV вв. Великое княжество Литовское. Внешняя политика и войны. Возникновение государства Российского. Иван III — первый великий князь всея Руси. Теория «Москва третий Рим». Россия при Иване Грозном. Личность Елены Глинской — регентши русского трона. Иван IV Грозный (1530—1584) — первый царь всея Руси (с 1547 г.). Политика Избранной рады. Опричнина. Ливонская война. Измена Курбского. Набеги крымцев. «Засечная черта». Иван Грозный, его сторонники и противники. Опричные казни и погромы. «Кризис верхов». Гибель царевича Дмитрия в Угличе. Личность Годунова. Царь Шуйский и второй самозванец. Польско-шведская интервенция. Народный отпор интервентам. Первое ополчение. П. Ляпунов и его гибель. Второе ополчение. Минин и Пожарский. Освобождение Москвы. Культура и быт. Летописные своды, повести, сказания. Народы, позднее вошедшие в состав Российской империи, в конце XV — начале XVII в. Новые явления в сельском хозяйстве и промышленности. Появление мануфактур. Возрождение страны после Смуты. Царь Михаил Романов и патриарх Филарет. Предпетровская эпоха. Сельское хозяйство и промыслы. Мануфактура. Торговля. Царь Алексей Михайлович и его дети-преемники. «Великое посольство» Петра I в Западную Европу. Первые петровские реформы. Народные восстания XVII в. — «бунташное время». Власть и закон. Изменение роли и функций земских соборов, Боярской думы и приказов. Культура и быт. Народы, позднее вошедшие в состав Российской империи, в XVII в. |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XIX в», «Всеобщая история. С древнейших времён до конца xix»... | Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен... | ||
Рабочая программа по истории для 10 класса учителя истории и обществознания «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса «История России с древнейших... | Рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила «История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса... | ||
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» А. Н. Сахарова, А. Н. Боханова «История России с древнейших времён до конца XIX века» в 2-х частях | Программа по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века» РФ, Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по истории, учебника А. А. Данилов,Л. Г. Косулина «История России... | ||
Рабочая программа по истории россии с древнейших времен до конца... Государственного стандарта среднего (полного) образования по истории (базовый уровень) и базисного учебного плана. Она обеспечивает... | Календарно-тематическое планирование курса истории россии. История... Программа: Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Козленко С. И. «История России с древнейших времен до конца 19 в.» для 10 класса средних... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для изучения курса истории России с древнейших времен до конца XIX века на базовом уровне в его традиционном... | Сахаров А. Н. История России с древнейших времён до конца XVI века.... Л. Г. Косулина Планирование составлено на основе программы курса «История России с древнейших времён до конца XIX века.» : для 10... | ||
Рабочая программа учебного предмета «История» «История России с древнейших времен до середины XIX века» и «Всеобщая история с древнейших времен до середины XIX века» | Пояснительная записка к рабочей программе по истории Средних веков,... Программы для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История средних веков»; Курс... | ||
Рабочая программа по курсу новой истории составлена на 12 часов Ория России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории... | Рабочая программа составлена на основании следующего умк: Программы... Методические рекомендации по использованию учебников Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л. Н. и авторской программы к учебникам «Дрофы»,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Козленко С. И. «История России с древнейших времен до конца XIX века»; Загладин Н. В., Симония Н. А.... |