Скачать 171.11 Kb.
|
Содержание курса 1. Водное занятие. Основные понятия и термины музееведения. Цели и задачи курса «Музееведение». Основные понятия и термины в музейном деле. Становление и развитие государственно-общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений обучающихся в краеведческих музеях образовательных учреждений. 2. Практическое занятие. Ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов музейного дела. Составление словаря музейных терминов. 3. Что такое музей? Музееведение как научная дисциплина. Музееведение как научная дисциплина. Структура и метод музееведения. Место музееведения в системе наук. Музееведение и профильные фундаментальные науки. Ключевые понятия музееведения. Музейное дело и его функции. Социальные функции отечественных музеев. Музей как место сосредоточения памятников' истории и культуры, объективно свидетельствующих о процессах и явлениях в природе и общественной жизни. Роль музеев в образовании и воспитании (познавательный, пропагандистский, нравственно-воспитательный, эстетическо-воспитательный аспекты). Интернациональная миссия отечественных музеев. Участие в работе международных организаций — ЮНЕСКО (Организация Объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры); ИКОМ (Международный Совет музеев) и др. Основные источники изучения истории музейного дела в России — директивные документы, материалы деятельности различных обществ и организаций, материалы конференций и совещаний, специальные музееведческие издания различных исторических периодов. 4. Практическое занятие. Поиск в сети Интернет основных законодательных актов, регламентирующих деятельность музеев в России. 5. Роль музея в жизни человека. Основные функции музеев. Социальные функции. Функции документирования. Памятники природы, истории и культуры, объективных процессов и явлений в природе и общественной жизни, которые служат осуществлению этой функции. Функция образования и воспитания. Аспекты функции: познавательный, пропагандистский, нравственно-воспитательный, эстетико-воспитательный. Развитие социальных функций музея. 6. Практическое занятие. Определить социальные функции музеев города Саранска. 7. История музейного дела за рубежом. Коллекционирование (от Античности до конца XIX в.) Предпосылки возникновения музеев. Отношение к вещи в древности. Этимология слова «музей». Первые музеи Древней Греции (Феспийское святилище, Александрийский му-сейон). Частное коллекционирование в античном обществе. Систематическое коллекционирование памятников искусства и развитие музеев в эпоху Возрождения как результат развития искусств, удовлетворения эстетических потребностей (коллекции рода Медичей и других королевских фамилий). Возникновение первых естественноисторических музеев, «кунсткамер» и кабинетов в XVI — XVII вв. как хранилищ древностей. Крупнейшие музеи мира XVIII — XIX вв.: история, классификация, характеристика собраний. Создание художественных музеев. Организация и формирование национальных музеев. Роль всемирных выставок в развитии музейного дела в XIX в. — начале XX в. Развитие узкоспециализированных музеев (естественнонаучные, археологические, этнографические). 8. Практическое занятие. Проектная работа – реферат, презентация об одном из известных зарубежных музеев. 9. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец XVII – конец XIX в.) Этапы становления музеев на Руси. Традиции собирания и коллекционирования материальных ценностей. Древнерусские собрания в храмах и монастырях. Боярское коллекционирование. Оружейная палата Московского кремля — древнейший русский музей. Коллекции древнего оружия и памятников прикладного искусства. Мировое значение коллекций Оружейной палаты. Утверждение светского мировоззрения и создания системы научных знаний как основная причина появления систематических собраний и музеев. Обстоятельства создания первого русского музея. Петровская кунсткамера — ее основание как естественнонаучного музея. Роль Российской Академии наук в развитии кунсткамеры. Коллекции кунсткамеры. Материалы научных экспедиций и кругосветных путешествий в кунсткамере. Превращение кунсткамеры в первый русский научный музей. Военно-исторические собрания в Московском и Петербургском арсеналах в начале XVIII в. Основание первых учебных музеев во второй половине XVIII! в. «Музеум» Горного института в Петербурге. Минералогический, Зоологический («Кабинет естественной истории»), Ботанический («гербарий») музеи Московского университета. Возникновение художественных музеев. Императорский музей «Эрмитаж». История создания картинной галереи Эрмитажа и ее музейные коллекции — голландская, фламандская, итальянская и другие школы живописи. Строительство павильонов дворцового музея. Формирование коллекций музейного собрания Эрмитажа; скульптурных произведений, драгоценностей, разных камней, книжное собрание и др. Музей Академии художеств. Роль мецената И.И. Шувалова в деятельности Академии и музея. XVIII век — время формирования национального русского искусства. Формирование фондов академического собрания: коллекция западноевропейской живописи; коллекция произведений русского искусства; коллекция программных произведений; скульптурная коллекция; коллекция архитектурной графики и др. Музейное дело в XIX — начале XX вв. Развитие исторической науки и ее специальных дисциплин — археологии, этнографии, нумизматики, археографии. Музейное строительство в XIX в. Основание государственных музеев. Возникновение новых видов музеев. Первые в мире военно-мемориальные галереи. Галерея героев Отечественной войны 1812 г. в Эрмитаже и ее влияние на создание подобных галерей в других странах мира. Появление ведомственных музеев. Университетские музеи (Москва, Харьков, Киев, Казань и др.), их собирательская и научная деятельность. Участие в музейном строительстве видных ученых, передовых деятелей культуры и демократической общественности. Развитие отраслей исторической науки и проблема создания музеев в первой половине XIX в. Румянцевская музейная коллекция в Петербурге (собрание книг, рукописей, монет, памятников этнографии и др. — 1831 г.; с 1861 г. в составе Московского публичного музеума и Румянцевского музеума в Москве). Основание Третьяковской галереи (1856 г.). Исторический музей в Москве (1872 г.). Основание музея, строительство здания. Коллекция музея и его экспозиция, научная и издательская деятельность. Музеи в составе исторических обществ, открытых в Москве, Петербурге, Казани, Риге, Ревеле, Феодосии, Севастополе и других городах. Создание местных научных обществ и учреждений — отделения Русского географического общества в Иркутске, Омске, Хабаровске, Чите и др. Общество любителей естествознания в Екатеринбурге, Ярославле, Перми и др. Статистические комитеты во Владимире, Петрозаводске, Якутске, Ташкенте и др. Организация на их основе будущих местных краеведческих музеев. Влияние общественно-просветительского движения 60-70-х гг. XIX в. на развитие музеев. Научно-просветительские общества Москвы и Петербурга. Устройство всероссийских выставок. Открытие публичных музеев во второй половине XIX в. Создание на основе первой в России политехнической выставки Политехнического музея в Москве (1872 г.) Первый публичный музей изобразительного искусства в Саратове (1885 г.). Картинная галерея И.М. Цветаева в Москве (1912г., ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина). Императорский Русский музей (1895 г.). 10. Практическое занятие. Выполнение тестовых заданий по теме. 11. Развитие музейного дела в XX веке. Создание широкой музейной сети в начале XX в. Музеи при городских самоуправлениях и губернских земствах (Казань, Самара, Нижний Новгород, Кишинев, Полтава, Красноярск, Минусинск, Нерчинск и др.) Появление музеев в учебных округах и народных училищах. Педагогические музеи и музеи наглядных пособий при учебных округах, открытые в начале XX в. земствами и городскими самоуправлениями. Образовательно-просветительное значение местных музеев. Изменение содержания музейного дела после Октябрьской революции. Национализация музейных ценностей. Формирование сети государственных музеев. Развитие музейного дела в советской России Постановления партии и правительства в первые годы Советской власти, касающиеся музеев и культурных ценностей страны. В.И. Ленин о культурном наследии прошлого. Объявление всех художественных ценностей достоянием народа. Деятельность Наркомпроса. Всероссийская коллегия об обязанностях музеев в охране памятников искусства и старины. Национализация ценных коллекций дворцов и усадеб. Первые реставрационные работы. Участие передовой интеллигенции в организации советских музеев. Расширение сети музеев. Первые советские выставки. Характерная черта музейного строительства в 30-е годы — реэкспозиция. Развитие научной и культурно-просветительной работы. Постановления ЦК ВКП(б) (1931 — 1936) о перестройке учебного процесса, усилении в обучении принципа историзма, повышении наглядности, введении краеведческого материала, широком использовании экскурсионного метода. Совещание музейных работников в 1936г. Н.Н. Крупская о проблеме связи музея и школы. Создание краеведческих, исторических и историко-революционных музеев. Музеи в социалистическом строительстве. Политизация и идеологизация музейной деятельности. Постепенное свертывание краеведческой работы. Музейная деятельность в годы Великой Отечественной войны. Уничтожение немецко-фашистскими захватчиками памятников и музеев в годы войны. Эвакуация музеев. Реорганизация деятельности музеев. Комплектование военно-исторических музеев. Музеи в послевоенное время. Реэвакуация музейных коллекций. Восстановительные работы в музеях, переоборудование экспозиций. Открытие новых музеев. Широкий размах в создании народных музеев. Развитие музейного дела в период совершенствования социализма. Образовательно-воспитательное воздействие музеев. Музейное дело в СССР в условиях развитого социалистического общества (60 - 80-е годы) Задачи музеев на новом этапе развития социалистического государства. Постановление ЦК КПСС от 12 мая 1964 г. «О повышении роли музеев в коммунистическом воспитании трудящихся». Определение конкретных мер по улучшению деятельности музеев. Создание в музеях отделов истории советского обществ, укрепление связи музеев с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, учебными заведениями, творческими союзами, научными обществами. Расширение научно-просветительской работы музеев. Упорядочение сети музеев, уточнение их профиля. Установление порядка открытия новых музеев. Разработка и принятие новых положений о краеведческом музее (1964 г.); о литературном музее (1965 г.); о мемориальном музее (1967 г.); об историческом музее (1969). Постановление Совета Министров СССР от 2 июня 1965 г. «О музейном фонде Союза СССР» и Положение о Государственном музейном фонде Союза СССР как программа деятельности музеев по вопросам сохранения и использования культурных ценностей советского народа. Разработка и принятие основных документов по фондовой работе. Всесоюзные и Всероссийские смотры работы музеев. Выявление недостатков в работе музеев и определение конкретных мер по их устранению. Подведение итогов смотров. Значение смотров для обобщения опыта работы музеев. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологической, политико- воспитательной работы» (1979 г.). Партийная цензура и стандартизация музейных экспозиций. Культурно-просветительская функция как основная в деятельности музеев советского периода. Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране» (1969 г.) и «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионного дела в стране» (1980 г.) и задачи музеев в свете этих постановлений. Конституция СССР (1977 г.) и Закон СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (1978 г.). Их значение для дальнейшего совершенствовании охраны и повышения эффективности использования национального культурно-исторического достояния, для всемерной активизации научно-просветительской деятельности музеев. Дальнейшее развитие теоретических проблем советского музееведения. Дея- тельность современных музееведческих центров - отдела музееведения Научно-исследовательского института культуры Министерства культуры РСФСР, ла- боратории музееведения Центрального музея Революции, научно-методического отдела Государственного исторического музея. Организация работы по внедрению теоретических разработок в практику музейного дела. Постановление ЦК КПСС «Об улучшении идейно-воспитательной работы музеев» (1982 г.) — программа деятельности советских музеев в период развитого социализма: значение Постановления для активизации научной и просветительской деятельности музеев, для совершенствования управления музейным делом. Централизация музейной сети. Создание музейных объединений. Музеи в современный период. Реорганизация деятельности музеев Возрастание научной и исследовательской работы. Изменение принципов экспозиционной работы. Развитие детского музейного движения. Российские музеи как члены • международных музейных сообществ. Международный совет музеев (1СОМ). Структура и функции 1СОМ. 12. Практическое занятие. Подготовка проектной работы об одном из известных музеев России. 13. История музейного дела в мордовском крае 14. Практическое занятие. Подготовка проектной работы об одном из музеев г. Саранска 15. Музейная сеть и классификация музеев. Классификация музеев. Принципы деления музеев на группы. Различие музеев по юридическому статусу, масштабу деятельности, содержанию собраний, связь с определенными территориальными регионами, отраслями науки, производства, техники, художественного творчества и т. д. Государственные и общественные музеи. Музеи союзного, республиканского, местного значения, Ведомственная принадлежность музеев в зависимости от их профиля. Основные профильные группы музеев: исторические, краеведческие, естественнонаучные, литературные, палеонтологические, политехнические, педагогические, театральные, этнографические, художественные и др. Музеи комплексного профиля. Типы музеев. Музей под открытым небом. Музей-заповедник. Музей-усадьба. Мемориальный музей. Дом-музей. Музей-квартира. Головной музей и его роль в научно-методической работе всей отрасли, определенного территориального округа. Головной музей и его филиалы. Музейная сеть. Совокупность музеев, сложившаяся по территориальному принципу (в пределах республики, области, района), в русле ведомственной системы, по профилю. Категория музея. Пять категорий государственных музеев. Параметры определения значимости музея и его категории (место в государственной системе музеев, объем основного фонда, экспозиционная площадь, посещаемость и т. д.). 16. Практическое занятие. Выполнение тестовых заданий 17. Школьный краеведческий музей. Школьный краеведческий музей как специфическая образовательная среда развития, обучения, и воспитания. Профили школьных музеев. Особенности деятельности школьного краеведческого музея ( планы образовательной, экскурсионной, воспитательной, поисковой и научно-исследовательской работы). Отчет о деятельности школьного музея. 18. Практическое занятие. Участие в планировании деятельности школьного музея и составление отчета о выполнение плана работы. 19. Фонды музея. Работа с фондами. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет» «экспонат», «артефакт» и др. Музейные предметы как основа работы музея. Научная организация фондов музеев. Состав и структура музейных фондов. Пополнение фондов музея. Использование фондов для организации выставочной работы и проведения экскурсий. Учет фондов музея. Принципы организации фондовой работы в школьном краеведческом музее. 20. Практическое занятие. Составление учетной карточки экспоната школьного музея. 21. Музейная экспозиция и ее виды Методика музейной экспозиции. Экспозиционная работа в музее и ее организация: виды работы музея; научный характер экспозиционной работы; требования к экспозиции; комплексность построения; принцип историзма в построении экспозиции; единство содержания и формы; восприятие экспозиции зрителями; организация и планирование экспозиционной работы. Методика создания тематико-экспозиционного плана, разработка содержания будущей экспозиции. Знакомство с периодической печатью по данной теме, архивными и фондовыми материалами соответствующей тематики. Тематическая структура — план содержания и формы будущей экспозиции. Особенности тематической структуры плана в зависимости от профиля музея. Характеристика основных форм тематико-экспозиционных планов музеев разных типов и профилей. Разработка проекта художественно-архитектурного оформления экспозиции. Материалы проекта. Подбор оригинальных (подлинных) материалов и копий. Значение правильного подбора материала экспозиции. Подбор экспонатов. Роль оригинальных материалов в экспозиции, необходимость их преобладания над копиями в экспозициях музеев. Основные виды оригинального музейного материала и их особенности в зависимости от профиля музея: исторический, научный, мемориальный, художественный, краеведческий, и т.д. Копии в экспозициях, их роль и значение. Характеристика основных видов копий — объемных и плоских: объемные — макеты, муляжи, модели, исторические реконструкции, диафильмы, панорамы и т.д.; плоские — фотокопии подлинников, таблицы, схемы, диаграммы и т. д. Особенности их назначения, научная достоверность, художественное оформление. Пояснительный материал. Назначение и виды пояснительных материалов в экспозиции и их роль в правильном понимании экспозиции музея. Этикетаж и его роль в экспозиции. Поясняющие и ориентирующие этикетки в музейных экспозициях. Методика оформления этикеток для разных видов экспонатов. Размещение поясняющих материалов в экспозиции. Архитектурно-художественное решение экспозиций. Роль художественного оформления экспозиций. Основные правила оформления экспозиционных залов. Освещение в музее и его роль в оформлении экспозиции. Экспозиционная мебель и ее виды. Новые формы музейного оборудования. Методика оформления различных экспонатов. Монтаж музейных экспонатов. Методика Расположения различных экспонатов в экспозиции. Особенности размещения различных экспонатов в экспозиции. Особенности размещения различных видов экспонатов в экспозиции и их группировка. 22. Практическое занятие. Подготовка тематической экспозиции школьного музея. Выполнение тестовых заданий. 23. Поисково-исследовательская и научная деятельность музея Задачи научно-исследовательской работы музеев. Получение новых данных на основе изучения музейного собрания и всех видов музейной деятельности и их использование. Научное обеспечение работ по комплектованию, обработке, хранению и использованию музейных фондов. Роль научного исследования в проектировании экспозиций и выставок (разработка научной концепции, расширенной тематической структуры, тематико-экспозиционного плана, сценария и т. д.). Реализация результатов научных исследований в просветительной работе (экскурсиях, консультациях, лекциях, тематических вечерах, музейных праздниках, печатных изданиях и др.). Характер научных исследований. Исследования по профилю музея (исторические, литературоведческие, искусствоведческие, научно-технические и т. д.). Музееведческие исследования. Работы по теории, истории и методике музейного дела, музейному источниковедению, музеографии. Музееведение как научная дисциплина. Использование в музееведении общенаучных методов профильных дисциплин. Теория музейного дела. Система основных идей, дающая цельное представление о закономерностях развития и сущности музейной работы. Определение характера, задач и направлений музееведческих исследований. Роль теории в систематизации знаний и формировании методики музейной деятельности., История музейного дела. Изучение возникновения, развития и практики работы музеев, изучение музейной сети и организации музейного дела на разных этапах исторического развития. Музейное источниковедение, совпадение его методов с общим источниковедением. Объекты и цели исследования музейного источниковедения, Анализ источников различных типов, входящих в музейное, собрание (вещевые, письменные, изобразительные фото- и фонодокументы). Получение целостного представления о, музейном, предмете как источнике знаний. Подготовка предметов для разностороннего музейного использования. Музеография. Описание музеев, их экспозиции и коллекций. Подготовка спра- вочного материала о музейных собраниях (описи, справочники, путеводители, каталоги, проспекты и т. д.). Накопление и распространение информации о музейных собраниях как основная цель музеографии. Методика музейного дела. Обобщение, научное обоснование и унификация типовых приемов, используемых в различных сферах музейной деятельности. Подразделение музейной методики на общие методические принципы и рекомендации практического характера. Основные частные-методики музейного дела (по построению экспозиции, по фондовой и научно-просветительной работе). Система планирования и отчетности научной работы. Долгосрочное (свыше 5 лет), годовое и квартальное планирование научной работы музея, его научных подразделений и сотрудников. Справки-отчеты за различные по продолжительности сроки, отчеты за год, квартал. Основные позиции планирования и отчетности по видам музейной работы (организационная, разработка научных тем, экспозиционно-выставочная, фондовая, научно-просветительная и др.). Планы-карты научных сотрудников как форма индивидуального планирования и отчетности. Обсуждение результатов на научных совещаниях отделов музея, а также городских, районных, областных, всероссийских и международных конференциях. Отражение результатов в специальных методических разработках по различным разделам музееведения, в научных докладах и сообщениях, диссертациях, статьях, каталогах, монографиях и других видах изданий. 24. Практическое занятие. Выполнение индивидуального поисково-исследовательского задания. 25. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее. 26. Практическое занятие. Составление паспорта выставки после посещения музея. 27. Культурно-образовательная деятельность музея. Культурно-образовательная деятельность музея и ее основные формы. Цели, задачи и специфика культурно-образовательной деятельности музея. Основные требования: высокий теоретический и методический уровень, актуальность и занимательность, учет возраста и интересов участников опора на экспозицию. Определяющая роль экскурсии в работе музея. История зарождения экскурсионной практики. Плановость в организации экскурсионной работы в современных музеях. Виды экскурсий: обзорная, тематическая, учебная и т.д. Характеристика различных видов экскурсий, их особенности в зависимости от профиля музея. Особенности экскурсионной работы в зависимости от контингента посетителей. Работа со школьниками в музее как основа для углубления знаний, полученных на уроках. Методика подготовки экскурсий. Знакомство с исторической, специальной и художественной литературой по нужному вопросу. Знакомство с архивными и фондовыми материалами, экспонатами экспозиции музея. Выбор маршрута экскурсии. План экскурсионного показа экспозиции музея и его формы. Создание методического плана-конспекта всей экскурсии, формы и виды методических пособий в экскурсионной работе музея. Методика проведения экскурсии, форма проведения экскурсии. Речь экскурсовода. Свободное владение материалом. Тон рассказа. Характеристика экспозиционного материала. 28. Практическое занятие. Составление плана экскурсий для школьного музея. 29. Научно-исследовательская и поисковая деятельность в работе школьного музея. Поисково-собирательская деятельность в работе школьного музея. Задачи поисковой работы, связь с тематикой школьного музея. Формы поисково-собирательской деятельности учащихся (краеведческие походы, экспедиции, работа в библиотеке, государственном музее, архиве, встречи с участниками исторических событий и запись воспоминаний, документирование артефактов, поиск и сбор экспонатов). Этапы подготовки научно-исследовательской работы. Требования к научному оформлению результатов поисковой деятельности. Виды оформления работы: доклад, реферат, статья. Цитирование и ссылки. Культура научного исследования. 30. Практическое занятие. Составление программы поисково-собирательской деятельности и ее проведение. 31. Контрольная работа по курсу Музееведение. 1.Определение музееведения. Ключевые понятия. Музейное дело и его функции. Классификация музеев. 2.История музейного дела. Основные концепции истории возникновения музеев. 3.Первые крупнейшие музеи мира (обзор) 4.Предпосылки возникновения музейного дела в России. Этапы становления музеев на Руси. 5.Оружейная палата Московского Кремля: от Древлехранилища до Государственного музея. 6 Личные собрания Петра 1 и его соратников. Петровская Кунсткамера – Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Великого. 7.Дворцовые собрания и дворцовые музеи первой половины Х1Х вв. 8.Музей Академии художеств. 9..Императорский музей «Эрмитаж»: история и судьбы 10.Частное коллекционирование и музеи меценатов России ХУШ-Х1Х вв. 11.Румянцевский музей. 12.Третьяковская галерея. 13.Музейное дело в России в Х1Х-нач. ХХ вв.: основание государственных музеев, ведомственные музеи, местные научные общества. 14.Всероссийские выставки. 15.Открытие публичных музеев. 16.Императорский Русский музей. 17.Исторический музей в Москве (ГИМ). 18.Становление и развитие музеев местного края. 19..Первые музеи мордовского края 21.Музейная сеть и социальные функции музеев. 22.Классификация музеев: ведущие музеи профильных групп 23.Комплектование фондов музеев: направление, каталогизация. 24.Учет и хранение в фондах музея. 25.Экспозиционная работа: ТЭП, принципы и методы построения экспозиции 26.Выставочная деятельность в музеях: стратегия и организация выставки. 27.Экскурсионная работа: методика разработки и проведения экскурсии. 28. Научно-просветительная работа. Музей как научно-исследовательский центр. 29. Культурно-образовательная деятельность музеев. 30. Законодательная основа деятельности музеев и охраны памятников истории и культуры |
Рабочая программа учебного курса «История» Пояснительная записка к рабочей программе по Всеобщей истории с древнейших времен до конца XIX в., Истории России с древнейших времен... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по курсу «История России с древнейших времён до конца XIX в», «Всеобщая история. С древнейших времён до конца xix»... | ||
Рабочая программа учебного курса по истории для 10 класса Составила «История», а также программ курса «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса... | Рабочая программа по истории для 10 класса учителя истории и обществознания «Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в.» для 10 класса, курса «История России с древнейших... | ||
Программа курса «История России с древнейших времён до конца XIX века» А. Н. Сахарова, А. Н. Боханова «История России с древнейших времён до конца XIX века» в 2-х частях | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для изучения курса истории России с древнейших времен до конца XIX века на базовом уровне в его традиционном... | ||
Составитель и технический редактор: Тимофеева С. И Библиографический список «История инженерного дела» отражает основные этапы развития техники в России и за рубежом, рассказывает... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Программа предназначена для студентов, обучающихся на кафедре «Истории, искусствоведения и музейного дела» Тюменской государственной... | ||
Рабочая программа составлена на основании следующего умк: Программы... Методические рекомендации по использованию учебников Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Козленко С. И. «История России с древнейших времен до конца XIX века»; Загладин Н. В., Симония Н. А.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по использованию учебников Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методические рекомендации по использованию учебников Загладин Н. В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Учебники: Н. В. Загладин, Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс … «Русское слово».... | История образования деревни Алдарак Повествование о жизни жителей Алдарака конца XIX середины XX веков. С. 8-10 | ||
Тип урока Загладин Н. В., Симония Н. А. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. М.: Русское слово, 2009 | История зарубежной литературы ХХ века Литература конца XIX- начала ХХ в. Позитивистские течения: реализм, натурализм. Франция: Мопассан, Золя |