Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения





НазваниеПрограмма духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения
страница1/18
Дата публикации10.06.2015
Размер3.11 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > История > Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО

ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №31

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»

Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования, Концепции, программ и методических разработок УМК «Перспектива», «Школа России» и опыта реализации воспитательной работы муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов».

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования направлена на воспитание в каждом школьнике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов обучающихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями обучающихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.

Развитие социального партнерства с учреждениями дополнительного образования создает условия для построения широкого образовательного пространства через реализацию совместных образовательных и воспитательных программ и проектов.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» создает условия для реализа­ции программы духовно-нравственного развития и воспита­ния обучающихся, обеспечивая их приобщение к ценностям семьи, своей этнической группы, общечеловеческим ценностям в контексте формиро­вания у них идентичности гражданина России и направляя образовательный процесс на воспитание обучающихся в духе люб­ви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие творчес­ких способностей и формирование основ социально ответственного поведения обучающихся в обществе и в семье.

Педагогическая организация процесса духовно-нравствен­ного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования предусматривает согласование усилий многих социальных субъектов: образова­тельного учреждения, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных объединений, включая детско-юношеские движения и организации.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приори­тетов и реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Ведущая роль в создании социально открытого, нравственного уклада школьной жизни принадлежит педагогическому коллективу образовательного учреждения.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования содержит восемь разделов.

В первом разделе определены цель и задачи духовно-нрав­ственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования, сформулирован современ­ный воспитательный идеал, на достижение которого должны быть направлены совместные усилия образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Во втором разделе определены основные направления ду­ховно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни;

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

  • воспитание ценностного отношения к природе, окружа­ющей среде (экологическое воспитание);

  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание).

В каждом направлении раскрыта соответствующая систе­ма базовых ценностей.

В третьем разделе формулируются принципы и раскрыва­ются особенности организации содержания духовно-нрав­ственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования, определяется концептуаль­ная основа уклада жизни образовательного учреждения.

Четвертый раздел раскрывает основное содержание духов­но-нравственного воспитания и развития обучающихся по каждому из направлений организации воспитания в началь­ной школе. Содержание представлено в виде важнейших содержательных компонентов воспитания, обучения и разви­тия обучающихся, их коммуникативной, информационной, проектной, социальной деятельности.

В пятом разделе по каждому из основных направлений ду­ховно-нравственного воспитания и развития приведены виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования.

В шестом разделе определены условия совместной дея­тельности образовательного учреждения с семьями обучаю­щихся, с общественными институтами по духовно-нравствен­ному воспитанию и развитию обучающихся на ступени начального общего образования.

В седьмом, заключительном разделе по каждому из основ­ных направлений духовно-нравственного воспита­ния и развития обучающихся на ступени начального общего образования определены планируемые результаты и диагностический инструментарий.

Цель и задачи

духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся

на ступени начального общего образования
Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Общей целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Целью духовно-нравственного развития и воспитания обу­чающихся на ступени начального общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №31 с углубленным изучением отдельных предметов» явля­ется социально-педагогическая поддержка становления и раз­вития нравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культур­ных традициях многонационального народа Российской Фе­дерации.

Задачи:

  1. Формирование способности к духовному развитию, реа­лизации творческого потенциала в учебно-игровой, предмет­но-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм.

  2. Формирование основ нравственного самосознания лич­ности – способности фор­мулировать собственные нравственные обязательства, осу­ществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.

  3. Формирование основ российской гражданской идентич­ности.

  4. Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним; знакомство обучающихся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

Задачи духовно-нравственного воспитания и развития обу­чающихся на ступени начального общего образования дифференцируются по направлениям: личностная культура, социальная (гражданская) культура, семейная культура (Приложение 1).
Основные направления и ценностные основы

духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся

на ступени начального общего образования
Общие задачи духовно-нравственного воспита­ния и развития обучающихся на ступени начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых, бу­дучи тесно связанным с другими, раскрывает одну из важных сторон духовно-нравственного развития личности гражданина Российской Федерации.

Каждое из направлений духовно-нравственного воспитания и развития основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать усвоение их обучающимися на ступени начального общего образования.

Организация духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования осуществляется по следующим направлениям:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека (ценности: любовь к своей стране, своему народу, своему краю; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; закон и правопорядок; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, государственным инсти­тутам и общественным организациям);

  • воспитание нравственных чувств и этического сознания (ценности:  нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение к родителям; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мо­раль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, пред­ставление о вере, духовной культуре и светской этике);

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни (ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость и аккуратность);

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, формирование основ безопасности жизнедеятельности (ценности: жизнь; здоровье; здоровый образ жизни; полезные и вредные привычки; физическая культура; спорт; режим дня);

  • экологическое воспитание – воспитание ценностного отношения к природе, окружа­ющей среде (ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание);

  • эстетическое воспитание – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве).

Все направления духовно-нравственного вос­питания и развития важны, дополняют друг друга и обеспечивают разви­тие личности на основе отечественных духовных, нравствен­ных и культурных традиций.

Ценностные установки духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на этапе начального общего образования согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие общечеловеческие ценности:

  • патриотизм (любовь к своей стране, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

  • социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

  • гражданственность (правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода совести и вероисповедания);

  • семья (любовь и верность; здоровье; почитание родителей; забота о старших и младших; забота о продолжении рода);

  • труд и творчество (творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость);

  • наука (познание; истина; научная картина мира; экологическое сознание);

  • традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях, ценности традиционных российских религий принимаются обучающимися в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);

  • искусство и литература (красота; гармония; духовный (внутренний) мир человека; нравственный выбор; смысл жизни; эстетическое развитие);

  • природа (жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля);

  • человечество (мир во всем мире; многообразие культур и народов; прогресс человечества; международное сотрудничество).

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения обучающихся в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.
Принципы и особенности организации содержания

духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся

на ступени начального общего образования
Принцип ориентации на идеал

Идеал – высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьно­го коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственно­го представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраня­ются в традициях и служат основными ориентирами челове­ческой жизни, духовно-нравственного и социального разви­тия личности.

В содержании программы духовно-нравствен­ного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования должны быть актуализированы определенные идеалы, храня­щиеся в истории нашей страны, в культурах народов Российской Федерации, в том числе в религиозных культурах, в культурных традици­ях народов мира.

Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, обеспечивают возможность согласования деятель­ности различных субъектов воспитания и социализации.

Аксиологический принцип

Ценности определяют основ­ное содержание духовно-нравственного воспита­ния и развития обучающихся на ступени начального общего образования. Любое содержание обу­чения, общения, творческой и практической деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определенной ценности.

Педа­гогическая организация нравственного уклада школьной жиз­ни начинается с определения той системы ценностей, кото­рая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучаю­щимися осуществляется в процессе их духовно-нравственно­го развития.

Принцип следования нравственному примеру

Следова­ние примеру – ведущий метод нравственного воспитания. Пример – возможная модель выстраивания отношений ребенка с другими людьми и с самим собой, образец ценно­стного выбора, совершенного значимым другим. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нрав­ственный опыт ребенка, побудить его к внутреннему диало­гу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реаль­ную возможность следования идеалу в жизни. В примерах де­монстрируется устремленность людей к вершинам духа, пер­сонифицируются, наполняются конкретным жизненным со­держанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации)

Иденти­фикация – устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное вос­приятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте вы­ражена ориентация на персонифицированные идеалы – яр­кие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе че­ловека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Принцип диалогического общения

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение обучающихся начальных классов со сверстниками, родителями (законными представителями), учителями и другими значимы­ми взрослыми.

Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогичес­кой основе. Диалог исходит из признания и безусловного ува­жения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправно­го межсубъектного общения.

Выработка личностью собствен­ной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребенка со значимым взрослым.

Принцип полисубъектности воспитания

В современных условиях процесс воспитания и развития личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Млад­ший школьник включен в различные виды социальной, ин­формационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые цен­ности и мировоззренческие установки. Деятельность различ­ных субъектов духовно-нравственного воспитания, развития и социализации при ведущей роли образовательного учрежде­ния должна быть по возможности согласована на основе це­ли, задач и ценностей программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального об­щего образования.

Принцип системно-деятельностной организации вос­питания

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов дея­тельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного воспитания и развития осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из цен­ностей, педагогически определяемая как вопрос, превращает­ся в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? Ми­лосердие? Закон? Понимание – это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Для решения воспитательных задач обучающиеся вместе с педагогами и ро­дителями, иными субъектами воспитания и социализации об­ращаются к содержанию

  • общеобразовательных дисциплин;

  • произведений искусства;

  • периодической литературы, публикаций, радио- и теле­передач;

  • духовной культуры и фольклора народов Российской Федерации;

  • истории, традиций и современной жизни своей страны, своего края, своей семьи;

  • жизненного опыта своих родителей (законных предста­вителей) и прародителей;

  • общественно полезной и личностно значимой деятель­ности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;

  • других источников информации и научного знания.

Таким образом, содержание разных видов учебной, семей­ной, общественно значимой деятельности интегрируется во­круг сформулированной в виде вопроса-задачи ценности. В свою очередь, ценности последовательно раскрываются в содержании образовательного процесса и всего уклада школьной жизни. Ценности не локализованы в содержании отдель­ного учебного предмета, формы или вида образовательной де­ятельности. Они пронизывают все содержание образования, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятель­ность обучающихся. Система идеалов и ценностей создает смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад фор­мален. Придают ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагоги.

Обучающиеся на первой ступени начального общего образования, как правило, испытывают большое доверие к учителю. Для них слова учителя, поступки, ценности и оценки имеют нравственное значение. Именно педагог не только словами, но и всем своим поведением, своей личностью формирует устойчивые представления младших школьников о справедливости, человечности, нравственности, об отношениях между людьми. Характер отношений между педагогом и детьми во многом определяет качество духовно-нравственного развития и вос­питания последних.

Родители (законные представители), так же как и педагоги, подают ребенку первый пример нравственности. Пример име­ет огромное значение в духовно-нравственном воспитании и развитии личности.

Необходимо обеспечивать наполнение всего уклада жизни обучающихся множеством примеров нравственного поведения, которые широко представлены в отечественной и миро­вой истории, истории и культуре традиционных религий, ис­тории и духовно-нравственной культуре народов Российской Федерации, литературе и различных видах искусства, сказках, легендах и мифах. В содержании каждого из основных на­правлений духовно-нравственного развития и воспитания должны быть широко представлены примеры духовной, нрав­ственной, ответственной жизни как из прошлого, так и из настоящего.

Наполнение уклада школьной жизни нравственными при­мерами активно противодействует тем образцам циничного, аморального, откровенно разрушительного поведения, кото­рые в большом количестве и привлекательной форме обру­шивают на детское сознание компьютерные игры, телевиде­ние и другие источники информации.

Уклад школьной жизни моделирует пространство культу­ры с абсолютным приоритетом традиционных нравственных начал. Учитель через уклад школьной жизни вводит обучающихся в мир высокой культуры. Но принять ту или иную ценность школьники должны самостоятельно, через собственную деятельность. Поэто­му педагогическая поддержка нравственного самоопределения младших школьников есть одно из условий его духовно-нравственного развития. В процессе нравственного самоопределе­ния пробуждается самое главное в человеке – совесть, его нравственное самосознание.

Духовно-нравственное развитие и воспитание должны преодолевать изоляцию детства, обеспечивать полноценное социальное созревание младших школьников. Необходимо формировать и стимулировать стремление обучающихся включить­ся в посильное решение проблем школьного коллектива, сво­ей семьи, города, микрорайона, находить возможности для совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.

Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающих­ся, содержание их деятельности должны раскрывать перед ними их возможное будущее. В условиях изоляции мира детства и виртуальной зрелости детей их собственное будущее превратилось в реальную проблему: они его недо­статочно осознают, потому что мало действуют, нередко «за­стревают» в пространстве собственных переживаний, ком­пьютерных игр, телевидения, индустрии развлечений, проживают чужую жизнь, умаляя при этом свою собственную.

Важным условием духовно-нравственного воспитания и развития, полно­ценного социального созревания является соблюдение равно­весия между самоценностью детства и своевременной со­циализацией. Первое раскрывает для человека его внутрен­ний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соеди­нение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение моральных норм, поддержи­вающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой – бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.
Содержание, виды и формы учебной деятельности в рамках духовно-нравственного воспитания и развития

обучающихся на ступени начального общего образования
УМК «Школа России», УМК «Перспектива»
Направление 1.

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека


Раздел 1.

Политическое устройство, Конституция, государственные символы и праздники,

права и свободы граждан Российской Федерации

Предмет «Окружающий мир»

Класс

Тема

Содержание

1

«Наша Родина – Россия»

  1. Формирование первоначальных представлений о России как нашей Родине, крупнейшем государстве мира.

  2. Знакомство с понятиями «государство», «страна», «столица», «Государственный флаг», «Государственный герб», «Государственный гимн».

  3. Президент – глава Российской Федерации.

2

«Путешествие по Москве»

  1. Формирование первоначальных представлений о Москве – столице России – как центре многонационального государства.

  2. Москва – крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр России.

  3. Знакомство с выдающимися историческими и культурными достопримечательностями Москвы: архитектурными ансамблями, музеями, театрами.

2

«Город на Неве»

  1. Знакомство с историей основания Санкт-Петербурга – крупнейшего морского и речного города-порта России, первой столицы Российского государства.

  2. Знакомство с выдающимися историческими и культурными достопримечательностями Санкт-Петербурга: архитектурными ансамблями, музеями, театрами.

2

«Московский Кремль»

  1. Знакомство с историей Московского Кремля как центра Москвы, столицы России.

  2. Формирование первоначальных представлений об основных объектах архитектурного ансамбля Московского Кремля: Соборная площадь, Успенский собор, Благовещенский собор, Архангельский собор, Грановитая палата, Колокольня Ивана Великого, Теремный дворец, Арсенал, Большой Кремлевский дворец, Оружейная палата, Царь-пушка, Царь-колокол.

3

«Золотое кольцо России»

  1. Знакомство с достопримечательностями старинных городов, входящих в Золотое кольцо России: Сергиев Посад, Углич, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Ярославль, Кострома.

  2. Формирование первоначальных представлений об уникальных памятниках истории и культуры Московской, Ярославской, Костромской, Владимирской и Ивановской областей России.

  3. Формирование навыков работы с физической картой России.

3

«Наши ближайшие соседи»

  1. Знакомство с государствами-соседями России.

  2. Знакомство с понятиями «Государственные границы», «сухопутные границы», «водные границы», «политическая карта России», «политическая карта мира».

  3. Формирование навыков работы с политическими картами России и мира.

4

«Основной закон России и права человека»

  1. Формирование первоначальных представлений о политическом устройстве Российской Федерации, институтах государственной власти: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации.

  2. Формирование первоначальных представлений о Конституции как основном законе Российской Федерации.

  3. Формирование первоначальных представлений о правах и свободах граждан Российской Федерации.

  4. Формирование первоначальных представлений о «Всеобщей Декларации прав человека».

  5. Знакомство с понятиями «федерация», «республика», «закон», «декларация».

4

«Дети имеют право на особую защиту и помощь»

  1. Знакомство с Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка.

  2. Знакомство с понятием «конвенция».

  3. Знакомство с отдельными статьями Конвенции о правах ребенка: статья 1, статья 2, статья 3, статья 4, статья 6, статья 9, статья 28, статья 29, статья 31.

4

«Мы – граждане России»

  1. Знакомство с понятиями «гражданин», «депутат», «мэр», «губернатор», «голосование», «выборы».

  2. Формирование первоначальных представлений о деятельности Президента как главы государства, функциях Федерального Собрания и Правительства России.

4

«Славные символы России»

  1. Знакомство с современными государственными символами Российской Федерации, Омской области и города Омска.

  2. Знакомство с историей флага, герба и гимна России.

  3. Знакомство с понятиями «символ», «герб», «гимн», «геральдика».

  4. Формирование первоначальных представлений о значении элементов и цветов Государственного флага и Государственного герба Российской Федерации.

4

«Такие разные праздники»

  1. Формирование первоначальных представлений об истории, содержании и значении государственных праздников Российской Федерации.

  2. Знакомство с историей календаря в России.

Предмет «Литературное чтение»

1

«К. Д. Ушинский. «Наше Отечество»

  1. Знакомство с рассказом К. Д. Ушинского «Наше Отечество».

  2. Подробный пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Наше Отечество».

  3. Формирование первоначальных представлений о России как нашей Родине, месте, где жили наши предки.

  4. Воспитание бережного и уважительного отношения к своей стране, ее истории, жителям, природе и культуре средствами литературного произведения.

3

«М. М. Пришвин. «Моя Родина»

  1. Знакомство с рассказом М. М. Пришвина «Моя Родина».

  2. Выразительное чтение рассказа М. М. Пришвина «Моя Родина».

  3. Формирование первоначальных представлений о России как нашей Родине, месте, где жили наши предки.

  4. Воспитание бережного и уважительного отношения к своей стране, ее истории, жителям, природе и культуре средствами литературного произведения.

Предмет «Музыка»

1

«Здравствуй, Родина моя!»

  1. Знакомство с музыкальными произведениями о России: «С чего начинается Родина» (В. Е. Баснер, М. Л. Матусовский), «Наш край» (Д. Б. Кабалевский, А. И. Пришелец).

  2. Формирование первоначальных представлений о России как нашей Родине, месте, где жили наши предки.

  3. Воспитание бережного и уважительного отношения к своей стране, ее истории, жителям, природе и культуре средствами музыкальных произведений.

2

«Гимн России»

  1. Знакомство с Государственным гимном Российской Федерации (А. В. Александров, С. В. Михалков).

  2. Знакомство с историей гимна России.

  3. Воспитание уважительного отношения к государственным символам Российской Федерации средствами музыкальных произведений.

2

«Моя Россия!»

  1. Знакомство с музыкальными произведениями о России: «Родина моя», (Р. И. Рождественский, Д. Ф. Тухманов), «Утренняя песня» (И. О. Дунаевский, М. Л. Матусовский), «Журавленок» (Э. С. Колмановский, И. Д. Шаферан).

  2. Формирование первоначальных представлений о России как многонациональном государстве.

  3. Воспитание уважительного отношения к народам, населяющим территорию Российской Федерации средствами музыкальных произведений.

3

«Виват, Россия!»

  1. Знакомство с музыкальными произведениями о памятных и героических страницах истории нашей страны: «Песня о Родине» (Д. Д. Шостакович, Е. А. Долматовский), «В защиту мира» (В. А. Белый, И. Л. Френкель).

  2. Знакомство с памятными и героическими страницами истории нашей страны.

  3. Знакомство с календарем памятных дат Российской Федерации.

  4. Воспитание уважительного отношения к истории России, чувства благодарности к людям, внесшим свой вклад в становление и развитие нашей страны: правителям, общественным деятелям, военачальникам, ученым, спортсменам, деятелям искусства и культуры средствами музыкальных произведений.

Раздел 2.

Важнейшие события и знаменательные даты в истории России

Предмет «Окружающий мир»

4

«Во времена Древней Руси»

  1. Формирование первоначальных представлений о Древней Руси и основании Русского государства – Руси (862 год).

  2. Знакомство с родословным древом первых русских князей: Рюрик, Олег Вещий, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир Святославич Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах.

  3. Формирование первоначальных представлений о верованиях древних славян – язычестве.

  4. Князь Владимир Красное Солнышко (Святой) – креститель Руси.

  5. Формирование навыков работы с историческими картами.

4

«Страна городов»

  1. Формирование первоначальных представлений о русских городах X – XI веков.

  2. Формирование первоначальных представлений о кремле как укрепленном центре древнерусских городов.

  3. Знакомство с понятиями «ремесленники», «торговцы», «посадники», «бояре», «вече».

  4. Знакомство с архитектурными памятниками Древнего Киева и Древнего Новгорода.

  5. Формирование навыков работы с историческими картами.

4

«Из книжной сокровищницы Древней Руси»

  1. Формирование первоначальных представлений об истории возникновения кириллицы – славянской азбуки.

  2. Знакомство с историей появления славянской письменности.

  3. Формирование первоначальных представлений о возникновении письменности, разнообразии материалов для письма: глиняные таблички, восковые дощечки, папирус, пергамент, береста.

  4. Создатели славянской азбуки – византийские монахи Кирилл и Мефодий.

  5. Знакомство с понятием «летопись».

  6. Памятник славянской письменности – «Повесть временных лет» монаха Нестора.

  7. Формирование первоначальных представлений о создании рукописных книг.

4

«Трудные времена на Русской земле»

  1. Знакомство с героическими страницами истории нашей страны: Невская битва (1240 год), Ледовое побоище (1242 год).

  2. Формирование первоначальных представлений о завоевательных походах монголо-татар, создании государства Золотая Орда, установлении на Руси монголо-татарского ига.

  3. Знакомство с жизнью и ратными подвигами князя Александра Ярославича Невского.

  4. День воинской славы России: День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (18 апреля).

  5. Формирование навыков работы с историческими картами.

4

«Русь расправляет крылья»

  1. Формирование первоначальных представлений о Московском княжестве как о политическом центре борьбы с монголо-татарским игом, центре развития ремесел и религиозной жизни.

  2. Знакомство с деятельностью князя Ивана Калиты по укреплению Москвы и расширению границ Московского княжества.

  3. Знакомство с преданием о Сергии Радонежском.

  4. Знакомство с легендой о шапке Мономаха.

4

«Куликовская битва»

  1. Знакомство с героическими страницами истории нашей страны: Куликовская битва (1380 год).

  2. Знакомство с жизнью и ратными подвигами князя Дмитрия Ивановича Донского.

  3. Знакомство с легендой о битве Пересвета и Челубея.

  4. День воинской славы России: День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (21 сентября).

  5. Формирование навыков работы с историческими картами.

4

«Иван III»

  1. Знакомство с героическими страницами истории нашей страны: Стояние на Угре (1480 год).

  2. Формирование первоначальных представлений о возвышении Москвы при правлении князя Ивана III.

  3. Формирование навыков работы с историческими картами.

4

«Мастера печатных дел»

  1. Формирование первоначальных представлений о книгопечатании на Руси.

  2. Знакомство с деятельностью Ивана Федорова – русского первопечатника.

  3. Знакомство с первыми печатными книгами, изданными на Руси в XVII веке: «Апостол», «Учительское евангелие», «Острожская библия».

4

«Патриоты России»

  1. Формирование первоначальных представлений о начале XVII века как о времени «лихолетья».

  2. Знакомство с понятием «ополчение».

  3. Знакомство с героическими страницами истории нашей страны: ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского в битве за Москву (1612 год), покорение Сибири Ермаком (1582 год).

  4. Формирование навыков работы с историческими картами.

4

«Петр Великий»

  1. Формирование первоначальных представлений о времени правления Петра I как «эпохе великих преобразований» в России (1696 – 1725 годы).

  2. Знакомство с историей основания Санкт-Петербурга как первой европейской столицы России, имеющей выход к морю.

  3. Знакомство с героическими страницами истории нашей страны: Полтавская битва (1709 год), Гангутское сражение (1714 год).

  4. День воинской славы России: День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (10 июля).

  5. День воинской славы России: День победы в Гангутском сражении – первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (9 августа).

  6. Формирование навыков работы с историческими картами.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития младших школьников образовательного учреждения №785
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
За основу формирования духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младших классов взята «Концепция духовно-нравственного...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconПрограмма духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
«Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconПояснительная записка 3 Программа духовно-нравственного развития...
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования 7
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconРабочая программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся...
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она определяет содержание и организацию образовательного...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нормативно-правовой и документальной основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconПрограмма духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся...
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования гоу сош №566 разработана...
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconПояснительная записка Основная образовательная программа начального...
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconУтверждено утверждено
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся на ступени начального общего образования муниципального образовательного учреждения iconРабочая программа по русскому языку 2
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск