«От Зауральского валенка к художественному войлоку»





Скачать 110.48 Kb.
Название«От Зауральского валенка к художественному войлоку»
Дата публикации29.06.2013
Размер110.48 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > История > Документы


Отечество - 2012

Министерство образования и науки Российской Федерации

Правительство Курганской области

Главное управление образования Курганской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного Образования детей "Детско-юношеский центр"
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся "Отечество"

Номинация "Этнография"

«От Зауральского валенка к художественному войлоку»

Подготовила: Коротенко Дарья Викторовна учащаяся 8 класса

Основное место учебы: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Гимназия №31»

Адрес образовательного учреждения: 640000, г. Курган, ул. Пичугина, 36.

Домашний адрес: 640000, г. Курган, ул. Пролетарская, д. 57, кв. 42.

Контактный телефон: 352-2 - 23-27-76

E-mail: dvk1998@mail.ru

Руководитель: Васильева Ольга Борисовна

Должность и место работы: учитель технологии МБОУ "Гимназия № 31"

Адрес места работы: 640000, г. Курган, ул. Пичугина, 36.

Контактный телефон: 9225747836

E-mail: vasilyeva@dnevnik.ru

Курган, 2012 год

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2

1. История валяния . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

2. История валяния валенок в России . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

3. Валяные изделия в Зауралье . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

4. Каргапольский пимокатный цех - действующее предприятие . . . . 6

5. Секреты изготовления валенок . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

6. Художественные изделия из войлока . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

7. Заключение. Новая жизнь традиций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Список источников и использованной литературы . . . . . . . . . . . . . 10

ПРИЛОЖЕНИЯ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Введение

Валяние из шерсти - модный вид рукоделия. С каждым днем поклонников этого занятия становится все больше, и не только у нас в России. На западе этот вид творчества называется фелтинг, от английского felt - войлок. Это особая техника рукоделия, в процессе которой из непряденой шерсти создаются изделия: предметы одежды, обуви, аксессуары, декоративные панно, игрушки и другое.

Около двух лет я занимаюсь валянием шерсти, этим самым волшебным и экологичным видом творчества. Пытаюсь создавать авторские вещи: броши, колье, бусы и серьги, заколки для волос, шарфы, одежду и даже сумки. Поэтому для меня очень важно познакомиться с историей этого вида рукоделия, попытаться узнать секреты мастеров прошлого, чтобы развиваться дальше. Цель проекта: Проследить исторические корни валяния из шерсти и использовать полученную информацию в своих дальнейших работах.

Задачи: 1. Исследовать историю техники валяния, свойства шерсти;

2. Проследить историю изготовления валенок в России и Зауралье;

3. Посетить Каргапольский пимокатный цех;

4. Познакомиться с технологией изготовления валенок;

5. Использовать полученные знания в своих работах в технике валяния из шерсти.

Актуальность моей работы очевидна. Каждый человек на протяжении своей жизни нуждается в красивых, теплых вещах, наполненных любовью, сделанных с душой и своими руками. Именно такими и являются валяные вещи. Свое исследование я начинаю с подбора литературы и изучения полученных материалов. Затем, планируется поездка в р.п. Каргаполье, в действующий пимокатный цех, поиск документов в областном архиве.

  1. История валяния

Валяние самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. Приложение 1. Рис.1. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани.

Войлок – некогда этот материал был единственным видом текстиля для многих народов, особенно кочевых. Им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы и подушки, чулки, головные уборы, плащи — вот не полный перечень изделий из войлока. Сегодня один из самых старых, традиционных материалов вновь приобретает актуальность. Войлок, изготовленный по старинным технологиям, и на современных машинах находит применение при изготовлении обуви и шитья одежды, а не только как утеплитель. Его принято изготавливать из овечьей шерсти, хотя применяют также и козью, верблюжью и даже собачью шерсть.

Классическая техника валяния руками подразумевает наличие нескольких факторов: шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу. Существует, также, красивая легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в помещении остался валяный ковер.

Существует два типа валяния шерсти – сухой (фельцевание) и влажный.
При сухом валянии шерсть неоднократно пробивается при помощи специальной иглы с зазубринами до состояния «сваливания». В ходе этого процесса шерстяные волокна спутываются, образуя плотный и однородный материал.

При большом увеличении можно увидеть, что волокна шерсти имеют чешуйчатую поверхность, благодаря чему они удерживаются в сваляном изделии достаточно крепко. Еще у волокон животного происхождения есть такая особенность, как увеличение длинны при присутствии влаги и его «сокращение» при высыхании. Такая способность волокон также важна для процесса валяния.

  1. История валяния валенок в России

Одним из символов русского культурного наследия являются валенки. Первое упоминание о «войлочных сапогах» встречается в древнейшем произведении «Слово о полку Игореве». Когда обувь из шерсти попала на Русь, это был еще не привычный нам валенок. Вся нижняя часть, защищающая стопу, была цельновалянной, а голенище из сукна, пришивалось отдельно. Историки утверждают, что Петр 1 зимой после купания в проруби требовал сапоги из войлока. Рис.2. А российская императрица Анна Иоанновна разрешала надевать шерстяные сапожки придворным дамам к парадному платью. Рис.3. Войлочные сапоги можно увидеть на картине художника Б.Ф. Иогансона изобразившего Никиту Демидова. Основатель уральских заводов обут в белые валенки. Рис.4. Не смотря на то, что валенки впервые появились в Сибири, родиной валенок принято считать г. Мышкин Ярославской губернии, мастера которого первыми стали валять валенки целиком с голенищем, и произошло это 200 лет назад.

Кустарное ручное производство имело низкую производительность, но приносило доход, потому, что стоили такие валенки на рынке достаточно дорого, приобрести такую обувь в то время могли исключительно состоятельные граждане. Такой доходный вид ремесла требовал и строгого соблюдения секретов валяния, и долгое время сохранял кустарный вид. Только в начале 19 в. появляются первые промышленные предприятия, освоившие выпуск валенок. Неоценима заслуга валенок в годы Великой Отечественной войны. На многих фотографиях и рисунках, запечатлевших военную хронику, солдаты обуты в добротные валенки. Рис.5 фрагмент картины Т.И. Марченко "Разгром и пленение немецко-фашистских войск под Сталинградом".

  1. Валяные изделия в Зауралье

Валенки, катанки в Зауралье более привычно назывались пимами, а мастера-изготовители соответственно – пимокатами. Информация об этом ремесле крестьян в конце 19 в. содержится в «Сведениях о ветеринарно-санитарном состоянии Тобольской губернии». Такие сведения собирались ветеринарными врачами при обследовании в уездах заведений, обрабатывавших сырые животные продукты и овечью шерсть. Пимокатные заведения относились к кустарному ремеслу, поскольку в них применялся только ручной труд. Чаще всего трудился сам хозяин мастерской с кем-нибудь из родственников. Иногда привлекались наемные работники со стороны.

В статье "Кустарная перепись 1894/95 года в Пермской губернии и общие вопросы "кустарной" промышленности" В. И. Ленин писал о крайне тяжелых условиях работы кустарей: "...Гигиенические условия пимокатного промысла крайне неудовлетворительны... невыносимая жара, масса пыли, удушливая атмосфера. И это в жилых избах кустарей! Естественным результатом является то, что кустари выдерживают не более 15 лет работы". В сентябре 1920 года организован Укустпром- отдел контролирующий работу кустарных предприятий. Так в сводке отдела за февраль 1921 года значится: пимокатных мастерских -15, число рабочих -208, изготовлено пимов -1594 пары.

Сегодня предприятий, выпускающих этот национальный вид обуви, не так много. Мы побывали на фабрике в р.п. Каргаполье, где удалось сохранить старинное ремесло, и выяснили, что "настоящий русский валенок - это только шерсть, вода и труд".

  1. Каргапольский пимокатный цех - действующее предприятие

На сегодняшний день это небольшое частное предприятие. Приложение 2. Рис.9. Основным видом деятельности является производство обуви. Здесь до сих пор валяют старинным способом, используя ручной труд. В месяц выпускают 500 пар валенок разных размеров от 15 до 33. Эти валенки слывут самыми мягкими в стране. 26 декабря 2011 Первый канал центрального телевидения в передаче "Хочу знать" с Михаилом Ширвиндтом показал заметку "Зауральский валенок" где рассказывалось о предприятии и дана высокая оценка качеству продукции. Каргапольские валенки пользуются большим спросом, несмотря на цену. Цена валенок среднего размера 1200 рублей.

Но так было не всегда, просматривая подшивку газет в областном архиве, я наткнулась на статью Каргапольской районной газеты "Знамя коммуны" за 1960 год. В ней говорится, что при Промкомбинате (куда входил пимокатный цех) создана комиссия по качеству. Председатель комиссии А. Киприянов сообщает: "плохо обстоит дело с качеством валенок… все дело в плохом качестве колодок. Они были узкие, поэтому валенки, посаженные на них, не имеют вида… Мастера получают за пару закатанных валенок независимо от их качества".

Все начинается с того, что на фабрику привозят овечью шерсть. Рис.10. Цех работает на местном сырье. Различают "весеннюю" и "осеннюю" шерсть, но для производства валенок нужна и одна и другая. Овечью шерсть группируют еще и по жесткости есть: грубая, полугрубая, тонкая. Чаще всего для производства валенок используют полугрубую шерсть.

  1. Секреты изготовления валенок

Процесс начинается с пункта приема сырья. Повсюду натуральная шерсть, и с непривычки острый овечий запах перехватывает дыхание. Рис.11. Чтобы изготовить самый маленький валенок, требуется не менее полукилограмма сырья, на большой уйдет более двух килограмм. Весь процесс занимает около пяти суток.

Вот она, огромная шерстобитная машина рис.12 , ее большие и маленькие валы усыпаны множеством иголок рис.13, которые разбивают шерсть, расчесывают ее, очищают от мусора и превращают в легкое пушистое полотно. Рис.14. Затем, это полотно скатывают в рулон и слегка уплотняют рис.15 с помощью деревянных барабанов катальной машины. Рис.16. Из полученного войлока нужно сначала сделать полувалок.

За дело принимаются основальщицы. Рис.17. Шерстяными пластинами, они обертывают лекала и вручную разглаживают неровности. Обязательно нужно обращать внимание на стопу валенка, в котором полотно должно быть толще по сравнению с голенищем. Вручную создают подошвенную и носочную части валенка, называется этот процесс - заростка головки. Рис.18.

Готовые основы увлажняют и располагают между барабанами катальной машины, которые вращаясь сильно их сжимают. Внешне полувалок напоминает носок большого размера. Рис.19. Далее его замачивают в воде с добавлением серной кислоты. Процесс идет в ванне целые сутки. Это необходимо для обезжиривания и лучшего сваливания шерсти.

Затем изделие обрабатывают в молотовых машинах в горячей воде.Рис.20. Эта процедура приводит к уплотнению будущего валенка и уменьшению его в размерах. После того, как основы отбили со всех сторон, их растягивают на специальной машине рис.21, отжимают от лишней влаги.

Далее идет процесс придания валенку нужной формы. Он насаживается на деревянную колодку рис.22 и сушится в сушильной камере в течение суток. Рис.23.

На заключительном этапе производства шлифуют наружную поверхность валенка на абразивном круге рис.24, убирая с поверхности мелкие ворсинки. Подбирают каждому валенку идентичную пару и обрезают на станке голенища, делая их одинаковой длины. Рис.25. Определяется и подписывается размер пары. Рис.26. Все - валенки готовы, их уносят на склад, где они будут ожидать своего покупателя. Рис.27.

Обувь из натуральной овечьей шерсти имеет способность разнашиваться по ширине, а по длине, наоборот дает усадку, необходимо это учитывать. При выборе нужного размера существует определённая формула. Нужно взять за основу ваш размер обуви и вычесть из него тринадцать. Например, ваша повседневная обувь 40 размера, в этом случае, вам подойдут валенки 27 размера. Такая обувь не делится, на левую, и правую. Она принимает форму стопы хозяина через некоторое время.

Делаю вывод: валенки, такие, какими мы их знаем, были не всегда, они, как и все гениальные изобретения, прошли свой процесс преобразования, и то что мы видим сегодня, это результат многолетнего опыта и практики многих поколений мастеров своего дела. Рис.28.

  1. Художественные изделия из войлока

Я занимаюсь войлоком уже 2 года и результаты этих трудов можно увидеть в Приложении 3. Все это, естественно, нельзя даже сравнить с тем, что делают настоящее художники-мастера. По моему мнению, войлок художественной выделки, выполненный настоящим мастером - это искусство в текстиле! Начав искать сведения об этом способе рукоделия, я увидела работы в сети интернет, познакомилась с мастер-классами, книгами по валянию. Работы мастеров настолько вдохновляющие, что увидев их, хочется творить. Рис.8.

Прежде чем приступить к валянию, я обязательно рисую эскиз, размышляю, как можно воплотить идею в жизнь, продумываю технологию изготовления и сборки изделия. Необходимо представить, как ведет себя шерсть, в разных вариантах, можно поэкспериментировать, сделать несколько образцов. Таким образом, нащупывается путь и можно приступать к созданию новой вещи.

Моя любимая тема цветы, это могут быть броши рис.29, заколки для волос или декор к другим изделиям. Маки, лилии, колокольчики, пионы и ромашки-все чем богата природа. Очень нравится войлочная бижутерия, бусы, колье, серьги. Вот "рябиновые" бусы и разные фантазийные. Рис30. На мой взгляд, их лучше делать для конкретного человека или случая. Колье "Космос" выполнено в 2011 году, когда страна отмечала 50-летие первого полета человека в космос. Рис.31.

Шерсть использую разную, нравится шерсть натуральных цветов, не крашеная и ярких разнообразных расцветок. Шерсть она вообще как краски. Для украшения интерьера к празднику выполнена новогодняя елка. Рис.32. Теплые мягкие шарфы тоже подойдут для суровой зимы. Рис.33. А это, детские домашние туфли, выполнены в восточном стиле, с загнутыми вверх носами. Рис.34. И в заключении, комплект жилет и сумка "Маки", я постаралась передать красоту и щедрость зауральской природы. Рис.35.

Заключение. Новая жизнь традиций

Проведенное мной исследование показало, что традиционный народный промысел продолжает жить, развивается и получил новую жизнь в изделиях художественного войлока.

Современные валенки, рис.6 являются отличным полем для дизайнерской фантазии , могут не только отличаться по цвету, но и удивлять своей формой. Например, изготавливают женские валенки на каблучке. Сейчас валенки украшают мехом, пайетками, росписью, кружевами, фигурной вырезкой, делая эту обувь не только удобной и полезной, но и необыкновенно стильной. Рис.7. Кроме того, появилось понятие сувенирные валенки, очень маленькие, ими можно украсить новогоднюю елку или интерьер квартиры. Так народное ремесло последнее десятилетие возрождается в модной индустрии. Цель проекта достигнута, мы проследили исторические корни валяния из шерсти и можем использовать полученную информацию в дальнейших работах.

Список источников и использованной литературы

  1. Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. М.: АСТ-Прсс, 2012.

  2. Кокарева И.А. Живописный войлок. Техники. Приемы. Изделия. М.: АСТ- Пресс , 2011

  3. Шинковская К.А. Вещицы из войлока. М.: АСТ-Пресс , 2008.

  4. Art-valenok.ru © Все о русских валенках г. Москва.

  5. Ленин В.И. Поли. собр. соч., т. 2, с. 329.

  6. Толстых Н. Историк-краевед ( Варгаши). Новый мир. 2008. 12 янв..

  7. Буровик К. А. Родословная вещей / К. А. Буровик. — 2-е изд., перераб. — М. : Знание, 1991. — 232 с. : ил.

  8. Осипов Д. Русские валенки / Д. Осипов.  Наука и жизнь. 2007. N 12.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconСодержание программы (35 часов) Введение. Краса и гордость Южного Урала (2 час)
Комплексное географическое районирование Челябинского Южного Урала. Природные и историко-культурные особенности Южно-зауральского,...
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconКакое впечатление оно оказывает на ваши чувства и настроение?
Принадлежность к культурно-исторической эпохе, художественному сти­лю, направлению
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconКравченко А. И. Культурология: хрестоматия для высшей школы
Мотивы обращения к художественному творчеству участников творческих коллективов 100
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconУрок литературы в 11 классе Тема урока «Громада» любви Марины Цветаевой»
Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Координационный Совет по детскому художественному творчеству при спб Союзе художников
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Стимулировать эмоционально-эстетическое восприятие поэзии, личностное отношение к художественному тексту
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconКонспект итогового занятия по художественному творчеству в подготовительной группе «Почемучка»
Интегрированного урока русского языка и искусства «незабудковая гжель. Подготовка к сочинению с элементами описания действия»
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конспект занятие по художественному труду во второй младшей группе: "Зайка меняет шубку"
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconПрактикум по художественному труду и конструированию Методические рекомендации по выполнению
Краевое государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)...
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconКонспект непосредственно образовательной деятельности по художественному...
Использование народного орнамента в воспитательно-образовательной работе детского сада
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconКонспект совместной деятельности по художественному творчеству (аппликация-мозаика):...
А60 Тематические дни и недели в детском саду: Планирова­ние и конспекты. — М.: Тц сфера, 2005. — 160 с. (Програм­ма развития)
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Из специально изданных сборников каждый исполнитель может выбрать произведение, соответствующее его общему уровню, художественному...
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconКонспект занятия по художественному движению для детей с ограниченными возможностями здоровья
Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник. Величины, характеризующие колебательные системы
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обучающая – Сформировать знания по художественному оформлению мебели, научить учащихся текстильному оформлению мебели
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconКалендарный план основных мероприятий Алтайского краевого учебно-методического...
...
«От Зауральского валенка к художественному войлоку» iconПримерная программа для детских хореографических школ и хореографических...
Одобрена Научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры РФ


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск