ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Мурманский государственный педагогический университет»
(МГПУ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ СД.Ф.1 история физической культуры и спорта
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
050720 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» ОЧНАЯ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Утверждено на заседании кафедры ФКСиБЖД
факультета ЕФКиБЖД
(протокол № 4 от 27 декабря 2012 г.)
Зав. кафедрой
_________________________О.Г.Киевская
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины 1.1. Авторы программы: канд. пед. наук, доцент Рябченко Г.С.,
ст. преподаватель кафедры ФВ Ерохова Н.В. 1.2. Рецензенты: канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой ТиМФВиС
МГПУ Чайников С.А.,
доцент кафедры педагогики МОИПКРО
Бондаренко И.Г. 1.3. Пояснительная записка: Цели
- получение студентом знаний об общих закономерностях возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на различных этапах существования человеческого общества;
изучение причин и механизмов происхождения физической культуры и спорта, закономерностей и специфических принципов их развития.
Задачи
изучить историю основных зарубежных систем физического воспитания и спорта;
изучить историю отечественных систем физического воспитания и спорта;
изучить историю международного спортивного движения;
формировать положительные личностные качества студентов, необходимые им в будущей педагогической деятельности;
воспитывать у студентов чувство патриотизма и интернациолизма;
расширять общий профессиональный кругозор будущих работников физической культуры и спорта, формировать у них уверенность в общественной значимости, выбранной специальности;
овладеть системой знаний в области физической культуры, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики как части духовной культуры;
выработать у студентов представление об исторических закономерностях возникновения физического воспитания и умения на современном этапе объяснить те или иные проблемы физической культуры;
понимать социальную роль предмета в развитии личности и формирование профессиональных навыков для осуществления педагогической деятельности.
Место курса в общей системе подготовки специалиста
Предмет «история физической культуры и спорта» входит в число ведущих дисциплин предметной подготовки специалистов по физической культуре. Требования к уровню освоения содержания дисциплины
1. Студент должен знать:
термины и понятия по физической культуре и спорту в рамках изучаемой дисциплины;
основные этапы развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания;
историю развития основных форм международного спортивного движения;
становление и развитие физической культуры в общеобразовательной школе дореволюционной России, СССР и РФ;
эстетические, нравственные и духовные ценности основных систем физического воспитания и международного спортивного движения;
основные методы научного исследования ИФКиС;
научно-прикладные основы использования физической культуры в различные периоды жизни человека
2. Студент должен уметь:
организовать процесс олимпийского образования школьников в соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию;
определить формы и методы включения олимпийского образования школьников в общую систему воспитательной работы в школе;
составить вопросы по ИФКиС к экзаменационным билетам школьников выпускных классов;
подобрать вопросы по ИФКиС для школьников всех возрастов при проведении физкультурно-спортивных викторин, «Веселых стартов», «классных часов» и т.п.;
доходчиво для школьников объяснить происхождение тех или иных физических упражнений (видов спорта);
использовать материал ИФКиС для формирования у детей потребности к физкультурно-спортивной деятельности;
организовать и провести: беседу, консультацию с учащимися и родителями, конкурс-игру по типу «Что, где, когда?»;
на практике в процессе педагогической деятельности применять полученные знания;
самостоятельно изучать и реферировать литературные источники при подготовке учебной документации, доклады и сообщений;
правильно и доступно излагать свою мысль, интерпретировать те или иные сведения в области ИФКиС.
Ссылки на авторов и программы, которые использовались
в подготовке:
Все о спорте. Справочник. С. 1, 2, 3. – М.: ФиС, 1978.
Гизюк А.И., Подковыров В.Ю. Беседы о боевом искусстве. – М., Прометей, 1991.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта в России (Х1Х – начало ХХ в.в.). Учебное пособие. М.: МПУ, 1982.
Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. Учебное пособие. М.: Академия, 2001.
Железняк Ю.Л. Система физического воспитания: Метод. разработка по курсу «Теория и методика физического воспитания». М.:, 1993.
Кун Л.Всеобщая история физической культуры и спорта./ Под общ.ред. В.В. Столбова) – М.: Радуга, 1982
Куличенко Н.Ф. История физической культуры и спорта: Учебное пособие для студентов пед. вузов. – Оренбург, 1997.
Оливова В. Люди и игры (У истоков современного спорта). – М.: ФиС, 1985.
Олимпийская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1980.
Очерки по истории физической культуры. – М.: ФиС. 1938; 1948; 1949; 1950; 1957.
Пономарев В.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М.: ФиС. 1970.
Родиченко В.с. Российский спорт: выбор пути. Исследовательский центр «Фэйр Плэйр». М.; 1993.
Романов А.О. Международное спортивное движение. – М.: ФиС, 1973.
Романов Н.Н. Трудные пути к Олимпу. – М.: ФиС, 1987.
Столбов В.И. История физической культуры. М.: Просвещение, 1980.
Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта, 2000.
Черпецкий Ю.М. История олимпийского движения.: Учеб. пособие. Челябинский гос. пед. институт. Челябинск, 1991.
Федеральный закон. О физической культуре и спорте в Российской Федерации. – Российская газета. – 1999. – 6 мая.
1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО ДПП.Ф.01 История физической культуры и спорта (86 часов).
Физическая культура и спорт в жизни общества и личности. Становление и развитие отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спортивной подготовки. История международного спортивного движения.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина)
№
п/п
| Шифр и наименование специальности
| Курс
| Семестр
| Виды учебной работы в часах
| Вид итогового контроля (форма отчетности)
| Трудоемкость
| Всего
| ЛК
| ПР/
СМ
| ЛБ
| Сам.
раб.
| 1.
| 050720 «Физическая культура» (дневное обучение)
|
1
| 1
|
102
|
52
| 28
|
24
| -
|
50
| реферат
экзамен
| 2.
| 050720 «Физическая культура» (заочное обучение)
| 1
1
| 1
2
| 102
| 8
| 6
|
2
| -
| 94
| реферат
экзамен
|
1.6. Содержание дисциплины 1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени
Примечания:
Вариант 1 для специальности 050720 «физическая культура» (дневное обучение);
Вариант 2 для специальности 050720 «физическая культура» (заочное обучение);
Вариант 3 для специальности 03090000 «Дошкольная педагогика и психологи дополнительной специальностью «Физическая культура».
№
п/п
| Наименование раздела,
темы
| Количество часов
| Вариант 1
| Вариант 2
| Вариант 3
| Всего ауд
| ЛК
| ПР
| ЛБ
| Сам
Раб.
| Всего ауд
| ЛК
| ПР
| ЛБ
| Сам
раб.
| Всего ауд
| ЛК
| ПР
| ЛБ
| Сам
раб.
| 1.
| Всеобщая история ФК и спорта
| 24
| 14
| 10
| -
| 16
| 6
| 6
| -
| -
| 12
| 10
| 8
| 2
| -
| 10
| 1.1.
| Введение. Физическая культура в древнем мире
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 2
| 2
| -
| -
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| 2
|
| 1.2.
| Физическая культура в средние века
| 6
| 4
| 2
| -
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| 3
| 2
| 1
| 1
| -
| 2
|
| 1.3.
| Создание и развитие систем физической культуры в странах Востока.
| 4
| 2
| 2
| -
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| 3
| 2
| 1
| 1
| -
| 2
|
| 1.4.
| Физическая культура и спорт в период новой истории
| 10
| 6
| 4
| -
| 8
| 2
| 2
| -
| -
| 4
| 4
| 4
| -
| -
| 4
|
| 1.4.1
| Физическая культура и спорт с середины XVII до II – ой половины XIXв.
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 1
| 1
| -
| -
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| 2
|
| 1.4.2
| Зарубежные системы физической культуры и спорта в странах в период с XVIII в. п
до настоящего времени
| 6
| 4
| 2
| -
| 4
| 1
| 1
| -
| -
| 2
| 2
| 2
| -
| -
| 2
|
| 2.
| Физическая культура и спорта в дореволюционной России, СССР и РФ
| 20
| 10
| 10
|
| 16
| 1
| -
| 1
| -
| 16
| 8
| 2
| 6
| -
| 20
|
| 2.1.
| Физическая культура и спорта в России с древнейших времен до 2-ой пол. XIX в.
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| 1
| -
| 1
| -
| 2
| 2
| 0,5
| 1
| -
| 4
|
| 2.2.
| Физическая культура и спорт в России со 2-ой пол. XIX в. – начало XX в.в.
| 4
| 2
| 2
| -
| 2
| -
| -
| -
| -
| 2
| 2
| 0,5
| 1
| -
| 4
|
| 2.3.
| Становление и развитие советской системы физического воспитания и спорта
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| -
| -
| -
| -
| 2
| 2
| 0,5
| 1
| -
| 4
|
| 2.4.
| Становление и развитие физической культуры в общеобразовательной школе
| 4
| 2
| 2
| -
| 2
| -
| -
| -
| -
| 2
| 1
| 0,5
| 1
| -
| 4
|
| 2.5.
| Физическая культура и спорт в Российской Федерации
| 4
| 2
| 2
| -
| 4
| -
| -
| -
| -
| 8
| 1
| -
| 2
| -
| 4
|
| 3.
| Международное спортивное движение
| 8
| 4
| 4
| -
| 18
| 1
| -
| 1
| -
| 66
| 4
| 2
| 2
| -
| 22
|
| 3.1.
| Международное спортивное движение по отдельным видам спорта
| 2
| 1
| 1
| -
| 6
| 1
| -
| 1
| -
| 18
| 1
| 0.5
| 0,5
| -
| 5
|
| 3.2
| Международное олимпийское движение
| 4
| 2
| 2
| -
| 8
| -
| -
| -
| -
| 18
| 1
| 0,5
| 0,5
| -
| 5
|
| 3.3
| Международное рабочее спортивное движение
| 2
| 1
| 1
| -
| 2
| -
| -
| -
| -
| 16
| 1
| 0,5
| 0,5
| -
| 6
|
| 3.4
| Международное спортивное
движение студентов, в области массовой и оздоровительной физической культуры, его современные проблемы
| 2
| 1
| 1
| -
| 4
| -
| -
| -
| -
| 14
| 1
| 0,5
| 0,5
| -
| 6
|
| |