Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей»





Скачать 65.62 Kb.
НазваниеДоклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей»
Дата публикации10.08.2014
Размер65.62 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Культура > Доклад
Доклад Сутягиной И.В. «Духовно-нравственное воспитание

в учреждениях дополнительного художественного образования детей» . Опубликован в сборнике научных статей по материалам Международной очно-заочной научно-практической конференция «Культура и искусство: традиции и современность».
Без памяти – нет истории,

Без истории – нет культуры,

Без культуры – нет духовности,

Без духовности – нет воспитания,

Без воспитания – нет человека,

Без человека – нет Народа!

В.И. Даль

Проблема духовного воспитания, бесспорно, является одной из главнейших в современной России. Сегодня мы живем в социуме с непростыми, нередко антигуманными, прагматичными нормами. Интеллектуальное развитие детей и молодежи в век инновационных технологий не представляет такой проблемы, какой является духовное становление подрастающего поколения.

Процесс духовно – нравственного воспитания в наше время требует четких позиций, сформулированных ценностных ориентиров, сочетающихся с реалиями именно сегодняшнего дня. О необходимости создания новых подходов в воспитании, обращения к духовности и милосердию отмечают многие педагоги, ученые, священнослужители. Улучшение внешних условий жизни, распространение научных знаний, изменение культурной среды сами по себе не в состоянии нравственно улучшить людей. Спасением может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры, т.е. духовно нравственное воспитание.

Значительные возможности для современного решения задач духовно – нравственного воспитания предоставляет система дополнительного художественного образования детей. Эта сфера в одном русле соединяет такие процессы как воспитание, обучении и творческое развитие личности ребенка.

Детские школы искусств, являясь первой ступенью профессионального образования в сфере культуры и искусства, представляют собой вид образовательного учреждения, деятельность которого направлена на развитие общехудожественных компетенций, творческих способностей, социального и профессионального самоопределения детей и юношества. Осуществляя образовательную функцию, детские школы искусств успешно выполняют еще одну важную функцию - это духовно –нравственное воспитание детей. Именно эта ответственная миссия является основополагающей в деятельности детских школ искусств. Ее преимущество состоит в том, что мир искусства становится для ребенка привычным пространством, настоящей питательной средой. Вовлеченные в общий творческий процесс обучающиеся не просто усваивают основы того или иного искусства , они живут в искусстве по его законам, впитывая умом и сердцем его непреходящие истины. «Как гимнастика выпрямляет тело, так искусство выпрямляет душу. Познавая ценности искусства, человек познает человеческое в человеке» -так говорил выдающийся русский педагог В. Сухомлинский

Непосредственная, реальная жизнь в искусстве, народное творчество, постижение основ музыки, театра, живописи и других видов искусства дают возможность обучающимся приобрести умение видеть мир во всем многообразии, суметь оценить себя и окружающих людей с духовно –нравственных позиций. Искусство, апеллирующее к общечеловеческим понятиям, способно направить процесс воспитания детей именно в русле духовности и нравственности. Искусство в целом, являясь специфической формой художественного отражения действительности, глубоко воздействует на чувства человека, благотворно сказывается на формировании личности, поэтому эффект воспитательной роли искусства представляется важнейшим критерием в с процессе формирования духовно –нравственных ценностей.

Занятия на основе классической, народной музыки, которая активно воздействует на внутренний мир человека, его эмоциональную сферу, способствуют духовному созреванию ребенка. Музыка является мощным фактором гуманизации личности, поскольку стимулирует развитие ее духовной сферы, целостнее формирование в соответствии с канонами прекрасного. Активно воздействуя на сознание ребенка и его эмоциональную сферу, музыкальное искусство является незаменимым средством духовного развития личности. Постигая красоту в музыке, ребенок учится ценить ее и в жизни, и в человеческих отношениях.

Знакомство обучающихся с образцами народного творчества, национально-культурными традициями посредством изучения народных песен, художественных промыслов, образцов устного народного творчества, исполнения произведений национальных композиторов является прекрасной основой для формирования чувства патриотизма, воспитания гражданственности, уважения к истории своего народа. Обращаясь к народной культуре, как источнику воспитания, преподаватели искусств обретают благодатную почву для формирования и развития у обучающихся различных качеств- интеллектуальных, нравственных, художественно - эстетических.

Р. Шуман в «Жизненных правилах для музыкантов» призывал молодёжь: «Прислушайся внимательно ко всем народным песням - это целая сокровищница прекраснейших мелодий, они откроют тебе глаза на характер различных народов». Национальная музыка как часть многоцветной мозаики современного звучащего мира помогает воспитанию детей в духе толерантности, уважению к музыкальному наследию разных народов.

Практический опыт показывает, что при интегрированном подходе, изучая народный и современный фольклор, духовную и классическую музыку, воспитанники проникаются ощущением ответственности, ценности своей жизни и жизни окружающих, научаются высокой нравственности и красоте человеческого общения.

О роли театрального искусства в духовно –нравственном воспитании детей известно давно, и этот аспект активно используется преподавателями театральных отделений. Работая над отрывками из литературно –художественных произведений, разучивая стихотворения и прозу, погружаясь в мир сказок, дети находятся в среде высокого искусства. В процессе занятий по актерскому мастерству, сценической речи, у обучающихся обогащается сфера духовных переживаний, происходит усвоение социальных норм поведения, развивается символическое мышление. Педагогам необходимо стремиться к тому, чтобы навыки, полученные в процессе театральной деятельности, ребята смогли использовать в повседневной жизни.

Постигая основы художественно – изобразительного творчества, ребенок, раскрывает красоту окружающего мира и имеет возможность задуматься над смыслом жизни и вечными ценностями – милосердием, прощением, любовью.

Занятия по художественно - изобразительному искусству, истории живописи, музыкальной литературе позволяют воспитанникам узнать о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности людей разных стран. Ребята учатся бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства других народов, уважительно воспринимать человека с отличным от своего мировоззрением. Эти занятия способствуют формированию духовного мира обучающихся, так как соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формируют понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания. Сегодняшние воспитанники учреждений дополнительного художественного образования принадлежат к разным национальностям, разным конфессиям. Религиозное многообразие, безусловно, оказывает влияние на психологический климат в детских коллективах, на характер взаимоотношений как между педагогами и учащимися, так и между самими учителями и учениками. Однако целенаправленная работа по взращиванию толерантности в каждом ученике дает хорошие результаты. В истории нашей детской школы искусств нет случаев межнациональной розни и вражды, дети дружны между собой и проявляют заботу друг о друге. И это зависти, в первую очередь, от преподавателей, их уровня поликультурности.

Воспитание детей и молодежи в настоящее время осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения. Поэтому возникает необходимость формирования у подрастающего поколения высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеет патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

В на сегодняшний день в учреждениях дополнительного художественного образования детей особое место с уделяется патриотическому воспитанию, как одному из ведущих направлений в процессе формирования высоких духовно – нравственных качеств личности. Патриотическое воспитание неотделимо от развития эмоциональной сферы, от формирования чувств, укрепления воли. Практика показывает, что в последние годы все ощутимее проявляется интерес обучающихся как к далёкому, так и к недавнему прошлому нашей страны. У воспитанников нашей школы искусств есть много поводов осознать себя с высоких гражданских позиций: вместе со взрослыми они активно участвуют в городских акциях «Мы –юные граждане», «День призывника», «Свеча памяти» и многих других проектах гражданской направленности. Участие обучающихся в таких мероприятиях, соприкосновение с героической тематикой, историей нашей страны, формирует у подрастающего поколения уважительное отношение к ветеранам, старшему поколению, развивает чувство гражданственности и патриотизма.

Таков далеко неполный перечень разнообразных практических форм духовно-нравственного воспитания детей в учреждениях дополнительного художественного образования, которые ставят своей основной педагогической задачей принцип: начальное профессиональное образование должно способствовать становлению у подрастающего поколения качества истинной культурности.

Я убеждена, что создавая единую образовательную и воспитательную среду на уроках и во внеурочной деятельности, решая вопросы духовно-нравственного и патриотического воспитания, все мы сможем сохранить духовное и физическое здоровье подрастающего поколения.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconГ. слободского
...
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconДуховно-нравственное воспитание в условиях сельской школы
Духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой...
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconРеферат Духовно-нравственное воспитание
Духовно – нравственное воспитание и его роль в формировании личности ребенка
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconДоклад «духовно-нравственное воспитание учащихся начальной школы...
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали...
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconОб утверждении муниципальной программы «Патриотическое и духовно-нравственное...
Утвердить прилагаемую муниципальную программу «Патриотическое и духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи на территории Чернушинского...
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель духовно- нравственное воспитание должно быть духовно-нравственное развитие человека в контексте его всестороннего развития
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconИспользование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном...
...
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconДуховно- нравственное развитие обучающихся на уроках орксэ
Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования....
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» icon«Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников»
Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое...
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconРеферат учителя гбоу сош №745 сергиенко наталии ивановны по теме:...
По теме: духовно-нравственное воспитание средствами декоративно-прикладного искусства
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconДоклад о состоянии и результатах деятельности областного государственного...
Областное государственное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconМетодическая разработка конспекта на межмуниципальный семинар «Духовно-нравственное...
Музей Екатеринославской школы (далее музей) организует свою работу в целях воспитания, развития, обучения и социализации детей и...
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconУрок в 5-м классе по курсам "Истоки" и "Русские умельцы" на тему "Ангелы в небе высоком живут"
Продолжить духовно-нравственное воспитание детей, на основе приобщения их к истокам русской культуры
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цели: Продолжить духовно нравственное воспитание детей на основе приобщения их к истокам русской культуры
Доклад Сутягиной И. В. «Духовно-нравственное воспитание в учреждениях дополнительного художественного образования детей» iconРусской Православной Церкви Администрация Томской области Духовно-нравственное...
Материалы 18-ых Духовно-исторических чтений в честь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск