Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть»





Скачать 142.29 Kb.
НазваниеУчебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть»
Дата публикации07.10.2014
Размер142.29 Kb.
ТипУчебник
100-bal.ru > Культура > Учебник
Основы духовно-нравственной культуры народов России. Модуль «Светская этика»

Конспект для учащихся 4 класса по учебнику Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлёва

Тема: «Долг и совесть» (составлено учителем Казаковой А.Ю.)

Дидактическая задача: формирование нравственных позиций учащихся в том числе позиции честного, грамотного гражданина своей страны.

Задачи на урок:

  1. Личностные:

- воспитывать навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные диалоги, сюжетные инсценировки;

- воспитывать стремление совершать добрые дела;

- формировать умение поступать согласно чувству долга и совести;

- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы. Понимать и принимать чужую точку зрения.

  1. Метапредметные:

- познавательные: извлекать информацию из разных источников, ориентироваться в выборе своих действий в общественно значимых ситуациях.

- регулятивные: развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы; учиться отвечать за свой выбор, свои решения.

- коммуникативные: формировать у учащихся культуру общения (слушать и понимать других; доказывать и отстаивать свою точку зрения; умение работать в команде).

3. Предметные:

- анализировать понятия долг и совесть, взаимосвязь этих понятий в жизни;

- учить объяснять, что такое долг и совесть и зачем они необходимы людям

4. Оборудование: маркеры, бумага для выполнения продуктивных заданий.

Структура урока (серия учебных ситуаций)

Ход урока

Формируемые УУД

  1. Проверка домашнего задания

- Учитель предлагает закончить фразы и пишет их на доске:

Жизнь дана ………….. дела (на добрые)

Доброе слово и …….. (кошке приятно)

Не хвались серебром, а хвались…….. (добром)

Плохо тому, кто……… никому (добра не творит)

…….. плачет от зависти, а …. от радости (злой, добрый)

- Приведите примеры ситуаций из жизни, которые подтверждают эти пословицы.

- Заслушиваются ответы детей, также устраивается выставка детских игрушек («Добрый сюрприз для доброго человека», «Добрый сюрприз для недоброго человека»


Познавательные УУД:

  1. Анализировать и объяснять понятия долг и совесть, добро, зло

  2. Извлекать информацию из разных источников.

  3. Строить речевое высказывание.

  4. Делать самостоятельные выводы на основе анализа объектов

Регулятивные УУД:

  1. Принимать и сохранять учебную задачу.

  2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД:

  1. Слушать и понимать других.

2.Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договаривать о правилах общения и поведения

Личностные

Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

  1. Организационный момент. Мотивация.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит увлекательная работа. Мы объясним, проанализируем важнейшие понятия, постараемся осознать, что значит быть полноправным гражданином своей страны, что значит поступать по совести.




  1. Актуализация знаний.

Учитель предлагает ряд понятий и ряд определений в виде таблицы:


Мораль




Учение о нравственности и морали, правильном и достойном поведении.

Нравственность




Правила поведения, одобренные людьми и объясняющие, какие поступки считаются добрыми, а какие злыми.

Культура




Добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали.

Этика





Всё полезное и красивое, что создано людьми, а не природой.

Долг








– Какие понятия из этого списка вам знакомы? Соедините линиями каждое понятие с его определением.

– Какое понятие осталось без определения? (Долг.)

– Можете ли вы дать ему своё определение?

– В каких источниках можно уточнить, что значат эти понятия? (В словарях, справочниках, Интернете.)

– Встречались ли вы с этими понятиями в жизни? Когда, при каких обстоятельствах?
Учитель читает стихотворение. Однажды предрассветною порой ТРИ мудреца склонились надо мной, И я спросила их, поднявши веки: - Что главное, скажите в человеке? -Конечно, разум- первый мне ответил. (прикрепляю карточку со словом «разум» на доску) С ним каждый путь и правилен и светел. -Благодарю, что просветил меня. Я поклонилась, голову склоня. Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку) Который нужно с гордостью пройти, Чтобы достойно подойти к концу. Я поклонилась в пояс мудрецу. Да нет, не то, заволновался третий Послушайте, что строго он ответил: (пауза)… Как вы думаете, что считал главным в человеке третий мудрец?
Работа в группах.

Учащиеся записывают на полоске бумаги самые главные (по их мнению) качества и прикрепляют полоску к доске. Читаем качества, которые посчитали главными, анализируем, сравниваем, находим совпадения. Интересно у кого они совпали? Свертывание информации: убираем карточки с одинаковыми качествами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом, на доске остается 5-6 качеств, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца:

Да нет, не то, заволновался третий.

Дослушайте, что строго он ответил!)

Невелика моя об этом повесть,

Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку)

- Три мудреца считают одним из главных качеств: разум, воля, совесть.





  1. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.



  1. Поиск решения проблемы, открытие новых знаний.

– Прочитайте название параграфа. («Долг и совесть».)
Работа с текстом на с. 20 до чтения.

– Рассмотрите картинку на с. 20. Как вы думаете, каким образом мальчик на картинке связан с долгом и совестью? (Непонятно, мальчик в хорошем настроении, играет в футбол, при чём тут долг и совесть?)

-Для начала, предлагаю вам проанализировать школьную ситуацию.

Четвероклассники готовились к уроку-спектаклю по сказкам А.С.Пушкина. Дети разбились на творческие группы, выбрали сказку для постановки, раздали роли и организовали репетиции. До урока осталось два дня. Ребята одной из творческих групп ждали на репетицию своего нового одноклассника Дандара, но его все не было. А Дандар в это время сидел в раздевалке, раздумывая идти или нет ему в класс, уж очень хотелось погонять мяч во дворе. Он не знал, как быть: с одной стороны одноклассники ждут его на репетицию, а с другой стороны, на улице отличная погода, и доносятся голоса мальчишек. Наконец Дандар встал и решительно зашагал в класс, где уже началась репетиция.

- Привет! – сказал он ребятам.

- Извините, что опоздал. Честно признаюсь, хотел удрать на футбол, но понял, что это неправильно!

- А чего ж не ушел, учительница что ли заметила и пристыдила? – ответил Антошка.

- Да никто меня не заметил. Мне словно что-то изнутри подсказало, что так будет нехорошо, неправильно!

- Здорово, когда такой подсказчик есть! – заметил Антошка

- Вы догадались, кто это подсказчик? (совесть).

- Какие сомнения мучили Дандара? (пойти на репетицию или играть с ребятами в футбол)

- Что удивило Антошку? (Что Дандар сам вернулся в класс).

- Какой вопрос может возникнуть в этой ситуации? (Как правильно поступить, что нужно делать, чтобы слышать «голос» совести?)

- Сравните проблемный вопрос, сформулированный вами, с автором на стр. 75

«Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?»

- Какие вопросы мы поставим перед собой, что хотим узнать? (составления плана урока)
Таблица.

Вопрос

Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Что такое долг и совесть?










2. Нужна ли человеку совесть?










3. Что значит поступать по совести?










Каким бывает «зов долга»?










Что такое долг и совесть?

Нужна ли она человеку?

Что значит поступать по совести?

Каким бывает «зов долга»?

Карточки с вопросами вывешиваем на доску?
- Я предлагаю вашему вниманию определения, о каком понятии идет речь?

  • Денежный

  • Служебный

  • Профессиональный

  • Гражданский

  • Моральный

- Верно, все эти определения относятся к понятию «долг»

- Что означает слово «долг?» (то, что берешь, но обязательно должен отдать).

- Определения понятия долга в словаре учебника («Долг - обязанности, которые необходимо выполнить вне зависимости от своих желаний»).

- Подберите однокоренные слова к слову долг: одолжить, должник и т.д.

Работа с тестом учебника «По зову долга» до чтения.

- Чему удивились? (у долга есть голос).

- Какой это голос, где он звучит? (звучит внутри человека, это мысли человека).

- Работа с текстом после чтения.

- О ком можно сказать, что он поступает по зову долга?

- Когда можно использовать понятие «моральный долг»

- Что помогло Дандару выбрать правильный поступок? («Зов» долга)

- Работа с иллюстрацией стр. 21.

- Какой вид долга иллюстрирует эта жизненная ситуация? (моральный долг). Какие еще иллюстрации из жизни можно было бы нарисовать? Приведите примеры.

Что такое совесть? Попробуйте дать определение.

1. Моделирование понятия “совесть”.

Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Афоризмы:

Совесть — лучшая нравоучительная книга из всех, которыми мы обладаем, в нее следует чаще всего заглядывать.

Паскаль Блез

Закон, живущий в нас, называется совестью. Совесть есть, собственно, применение наших поступков к этому закону.

Кант И.

Совесть — это наш внутренний судья, безошибочно свидетельствующий о том, насколько наши поступки заслуживают уважения или порицания наших близких.

Гольбах П.

Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце.

Пушкин А. С.

Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

С. Моэм

Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

Ребята работают в паре. Выполняют задание, на доске возникает следующая запись:

Совесть-это

2. Работа со словарем.

Обратимся к словарю В.Н. Даля. «Совесть - внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру».

Совесть - это один из способов, которым душа учит человека поступать правильно; это идущее из сердца сильное воздействие души на человека (крик души).

Совесть - мощный голос сердца в защиту другого и сила, разрушающая эгоизм.

– Как вы видите, это определение соотносимо с теми, которые предлагают нам Паскаль, Кант, Пушкин и др.

  1. Заглянем в историю слова «совесть». Это слово состоит из двух частей: приставки со - что значит - вместе, корня - весть, что значит, знать, ведать. Совесть - это совместное знание человека со своим внутренним миром.

  2. Подберите однокоренные слова. (Совестливый, добросовестный)

Совестливый – поступающий по совести;

добросовестный – честный, правдивый;

Работа с текстом «Когда мучает совесть?» (до чтения)

- Вы слышали это выражение?

- Что происходит с человеком, когда его мучает совесть?

Комментированное чтение текста и диалог с автором.

Работа после прочтения текста.

- Какой же есть советчик внутри нас, который помогает понять, как поступить правильно? (совесть)

- С каким чувством автор связывает совесть? (со стыдом)

Работа с толковым словарем.

- Найдите значение слова стыд.

Стыд - это тяжёлое, подавленное чувство человека, реакция на осуждение. Чувство сильного смущения от сознания предосудительности проступка.

- Какие слова можно подобрать к слову стыд? (позор, сопереживание)

- Подберите однокоренные слова. (стыдливый, постыдный, стыдливость)

Работа с текстом учебника.

- Как вы думаете, слова «стыд» и «совесть» близкие по своему значению?

- А есть ли в их значении какое-то различие?

Составление таблицы. Работа в паре.

Совесть

Стыд

Стыд перед самим собой.

Переживание позора перед людьми.

(Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

- Вернемся к вопросу нашего урока: «Что помогает человеку поступать хорошо, правильно?»

- (Долг и совесть)



6.Выражение решения проблемы.

- Вспомним главный вопрос урока.

- Сформулируйте свой вывод.

- Сравните свой вывод с выводом автора учебника



7.Творческое применение знаний.

- Нужна ли людям совесть в современном мире? Не легче ли жить без нее?

1. Работа с притчами в группах?

(прочитайте, в чем заключается смысл притчи, в чем мораль?)

Совесть без муки (притча для детей и взрослых)

Нашел совестливый человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!

Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.

Притча о совести.

Я беден и слаб, — сказал как-то учитель своим ученикам, — но вы молоды. Я учу вас, и ваш долг — найти деньги, на которые мог бы жить ваш старый учитель.

— Что делать нам? — спросили ученики. — Ведь жители этого города очень скупы, и напрасно будет просить у них помощи!

— Дети мои, — сказал учитель, — есть способ добыть деньги без лишних просьб, просто взяв их. Не будет для нас грехом украсть, ибо мы заслуживаем денег больше других. Но, увы, я слишком стар и слаб, чтобы стать вором!

— Мы молоды, — ответили ученики, — мы справимся! Нет ничего, что бы мы не совершили ради тебя, учитель! Скажи же, как нам поступать, а мы будем повиноваться тебе.

— Вы сильны, — ответил учитель, — для вас ничего не стоит отнять кошель у богатея. Поступите так: выберите укромное место, где вас никто не увидит, потом схватите прохожего и отберите деньги, но не причиняйте ему вреда.

— Отправимся прямо сейчас! — загалдели ученики. Только один из них, опустив глаза, хранил молчание. Учитель взглянул на юношу и сказал:

— Другие мои ученики исполнены отваги и горят желанием помочь, а тебе нипочем страдания учителя.

— Прости, учитель! — ответил юноша. — Но твое предложение невыполнимо! Вот причина моего молчания.

— Почему невыполнимо?

— Да ведь нет такого места, где никто не увидит, — ответил ученик. — Даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим.

От этих слов лицо учителя просияло, и он обнял своего ученика.

- Ребята, почему просияло лицо учителя и он обнял своего ученика, ведь ученик не согласился выполнить его предложение?

- А как вы понимаете смысл этих слов «даже когда я совсем один, я сам вижу. Да я лучше с нищенской сумкой пойду подаяние просить, чем позволю самому себе увидеть себя крадущим»? (услышит голос совести).

Обсуждение в группах. «Зачем человеку нужна совесть?», «Какая совесть бывает чистая?» (когда человек совершает хороший поступок).

2. Работа в группах: «Муки совести в судьбе известных литературных героев» (сказки А.С. Пушкина, произведения В. Драгунского). Обсуждение.

3. Работа в группах: «Долг в жизни людей разных профессий и ребят школьников» (С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», А. Гайдар «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика»



8. Итог урока. Рефлексия.

- Как вы считаете, проблема, над которой мы работали, важна для нас и для современного общества? Почему?

Вернемся к таблице «Знаю-хочу узнать - узнал»

Закончи предложения:

Сегодня я узнал…..

Мне было интересно….

Было трудно….

Я выполнял задания…

Я понял, что….

Я научился….

Я смог…..

Я попробую….

Урок дал мне для жизни…

Мне хочется….

- На совестливых людях держится мир, порядок, дружба. В заключение нашего урока я бы хотела прочитать стихотворение «Совесть»

Совесть

В каждой душе есть Правды Совесть,
Она все мысли и дела хранит.
Что совершили мы в порыве злости -
Она напомнит, сильно заболит.

Как поступили мы великодушно,
И сердцем чистым сделали Добро -
Она напомнит, когда очень нужно,
Когда на сердце грустно и светло.

И счастлив тот, кто Совести боится,
Кто обличением Правды дорожит,
Ведь от неё не спрятаться, не скрыться,
Мы поступаем, как она велит.



9. Домашнее задание.

По выбору:

  1. Составить каталог литературных произведений по теме урока;

  2. Найти пословицы и поговорки по теме урока.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconТема: Совесть. Долг
Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации, выстраивая алгоритм рассуждения на основе понятий обществоведческого...
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» icon«Совесть – внутренний судья человека»
...
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Современна ли совесть?» (По сказке Салтыкова – Щедрина «Пропала совесть»)
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconУрока: к концу урока учащиеся смогут
Узнают: термины и понятия темы – нравственные ценности и категории, добро и зло, стыд и совесть, долг и ответственность, милосердие,...
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconУчебник на стр. 334 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов...
Цель : сформировать представление уч-ся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей...
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: Сформировать преставление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения...
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный...
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconПрограмма соответствует «Обязательному минимуму содержания основных образовательных программ»
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для 5–11 классов авторов Р. Н. Бунеев, Е. В....
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока «Правописание приставок и предлогов» по учебнику Р. Н. Бунеева, 3 класс
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconРабочая карта урока
Эпиграф к уроку: «Социальный долг человека-быть интеллигентным. Это долг и перед самим собой. Это долг личного счастья и ауры доброжелательности...
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема:«Партизанское движение в годы Отечественной войны 1812 г.»в 8 классе по учебнику Данилова А. А
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconГосударственный долг РФ
Внешний долг России
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconУрок истории в 9 классе. Тема урока: "Духовная жизнь страны: "Период оттепели"
Разработан учителем истории моу сош с. Баловнево Данковского района Липецкой области Е. В. Рыжковой по учебнику А. А. Данилова, Л....
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconУчебного курса для 4класса
Программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования...
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы основного общего образования по истории и авторских программ под редакцией В. А. Ведюшкина к учебнику «История...
Учебнику Р. Н. Бунеева, Д. Д. Данилова, И. И. Кремлёва Тема: «Долг и совесть» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
По учебнику н. Я. Дмитриева «окружающий мир» и р. Н. Бунеев и е. В. Бунеева «русский язык»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск