| Введение. Основное содержание программы. |
| Выписка из ФГОС по учебной дисциплине |
| предмет является обязательной дисциплиной;
|
| относится к дисциплинам и курсам по выбору студента, устанавливаемым вузом общепрофессионального цикла.
|
| ОПД.В.03 Основы искусствознания – 64 часа
|
| Пояснительная записка
|
| Содержание курса охватывает обширный материал: по анализу и интерпретации произведений разных видов искусства (графики, живописи, скульптуры, фотографии, архитектуры, дизайна) в жанрово-родовой специфике.. В качестве материала для анализа и интерпретации предлагаются как классические произведения русского и зарубежного искусства прошлых эпох, так и произведения последних десятилетий.
Каждый раздел, посвященный интерпретации произведения того или иного вида искусства, содержит краткий теоретический комментарий к теме, вопросы и задания к анализируемому произведению, материал для размышлений и дискуссий, перечень творческих работ, список литературы (основной и дополнительный).
В ходе занятий оценивается способность студентов к созданию словесных интерпретаций произведений разных видов искусства, а также способность интерпретировать в разных жанровых системах художественные произведения. Особое внимание уделяется выработке навыков чтения композиции художественного произведения.
Неотъемлемой составляющей курса является система творческих работ.
|
| Цели и задачи дисциплины
|
| Цели дисциплины — формировать у студентов потребность в общении с искусством; развивать художественный вкус. Стимулируя диалогическое восприятие художественных произведений, курс призван способствовать органичному включению мира искусства во внутренний мир личности.
|
| Задачи дисциплины - активизировать процесс эмоционально-образного восприятия произведений искусства; способствовать овладению основами языка различных видов искусства; развить в процессе творческой деятельности интерпретационные умения учащихся по созданию словесной интерпретации произведений разных видов искусства; очертить границы творческой интерпретации произведения, раскрыть взаимосвязь анализа и интерпретации; раскрыть роль интерпретационных умений в художественном развитии студента;
|
| Требования к уровню освоения дисциплины |
| По окончании изучения дисциплины студент должен:
|
| знать | основные положения теории искусства
|
| уметь | интерпретировать художественное произведение с учетом его принадлежности к тому или иному виду искусства (графики, живописи, художественной фотографии, скульптуры, архитектуры, дизайна); различать научную, критическую и художественную интерпретации произведения;
|
| | работать в глобальной сети Internet. |
| владеть навыками
| создавать творческие интерпретации художественного произведения различных родов и жанров; анализировать и оценивать разные аспекты художественного произведения; анализировать собственные творческие работы и работы однокурсников; различать творческую интерпретацию произведения и волюнтаристское толкование художественного текста.
|
| Принципы отбора содержания и организации учебного материала |
| Отбор материала основан на принципе системности обучения и формирования картины мира. Темы, раскрываемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы показать теоретические и прикладные возможности дисциплины. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Программа курса «Основы искусствознания» заканчивается зачетом. Промежуточный контроль – реферат. В курсе предусматривается проведение лекций и практических занятий в музеях.
|
1. | Содержание дисциплины |
Тема 1. | Методика проведения уроков-бесед по изобразительному искусству
|
| Цели художественного образования в общеобразовательной школе.
Значение предмета «Изобразительного искусства» в развитии личности школьника.
Общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи изобразительного искусства, как учебного предмета.
Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами.
Виды занятий изобразительным искусством, их сущность и учебно-воспитательное содержание.
Структура урока-беседы
Драматургия урока-беседы по изобразительному искусству.
|
Тема 2. | Разработка содержания и конспектов уроков-бесед об изобразительном искусстве
|
| Знакомство с вариантами структур уроков-бесед в зависимости от содержания материалов бесед и особенностей класса. Закрепление навыков составления конспектов уроков изобразительного искусства. Разработка вариантов конспектов уроков-бесед об изобразительном искусстве.
|
Тема 3. | Аудиовизуальные технологии обучения
|
| Аудиовизуальные технологии обучения. Типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Типология учебных видеозаписей. Банк аудио-, видео-, компьютерных материалов. Дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий.
|
Тема 4. | Проектирование мультимедийного урока. Разработка мультимедийной презентации к уроку в программе PowerPoint
|
| Анализ возможностей программы PowerPoint в создании мультимедийного урока ИЗО. Проектирование и конструирование мультимедийного урока: разработка графического дизайна, макетирование слайдов, вставка звука, видео, гиперссылок и др. Разработка мультмедийной презентации к вводному уроку методической разработки учебной темы
|
2. | Основные понятия
|
| Интерпретация, композиция, язык искусства, образ, вид, род, жанр искусства, стиль. |
| Лабораторный практикум не предусмотрен.
|
3. | Семинарские занятия
|
Занятие 1
| Методика проведения уроков-бесед по изобразительному искусству
|
| План проведения семинарского занятия
|
| Цели художественного образования в общеобразовательной школе.
Значение предмета «Изобразительного искусства» в развитии личности школьника.
Общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи изобразительного искусства, как учебного предмета.
Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами.
Виды занятий изобразительным искусством, их сущность и учебно-воспитательное содержание.
Структура урока-беседы
Драматургия урока-беседы по изобразительному искусству.
|
| Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.
|
| Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студентов художественно-графических факультетов институтов. – М.: Агар, 2007
|
| Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2008
|
4. | Итоговый и промежуточный контроль |
| Перечень вопросов для итогового контроля |
| К зачету: |
| Искусство как специфическая форма человеческой деятельности.
|
| Искусство и другие виды общественной деятельности.
|
| Эстетика как наука о наиболее общих законах развития искусства и художественно-творческой деятельности человека в целом.
|
| Теория искусства, история искусства и художественная критика.
|
| Искусствоведение как наука, его место в системе других дисциплин и основные задачи.
|
| Происхождение искусств. Основные этапы истории искусства. Неизменность образной природы искусства.
|
| Искусство как отражение и преображение действительности. Искусство как познание и оценка. Объективное и субъективное в произведении искусства.
|
| Художник и общество. Наука и искусство. Взаимосвязь основных функций.
|
| Диалектическое взаимодействие содержание и формы в историко-художественном процессе.
|
| Содержание и форма в искусстве. Принцип различения.
|
| Мировоззрение и художественное творчество. Классическая природа мировоззрения.
|
| Понятие о методе. Проблема топологизации художественных явлений.
|
| Стиль как художественная закономерность, его носители, элементы, категории и факторы. Стиль как реализация метода. Исторические формы стиля.
|
| Основные типы художественных направлений в истории искусства.
|
| Проблемы искусствознания в работах классиков марксизма-ленинизма (историческая обусловленность искусства и его развития, принцип партийности, традиция и новаторство, отношение к культурному наследию).
|
| Концепции художественного развития.
|
|
|
3 | Промежуточный контроль |
| Перечень заданий для промежуточного контроля:
|
| Тематика рефератов по анализу произведений.
|
| Творчество Мирона Поликлета.
|
| Фидий. Статуи Афины. Зевс Олимпийский.
|
| Творчество Скопаса и Праксителя.
|
| Творчество Феофана Грека.
|
| Творчество Рублева.
|
| Творчество Дионисия.
|
| Творчество Джотто.
|
| Творчество Донателло.
|
| Творчество С. Боттичелли — крупнейшего флорентийского живописца конца XV в.
|
| Творчество Тициана.
|
| Творчество Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса, Иеронима Босха.
|
| Творчество М. А. да Караваджо.
|
| Творчество А. ван Дейка.
|
| Творчество Я. Иорданса.
|
| Творчество Ф. Снейдерса.
|
| Творчество Франса Хальса.
|
| Творчество Н. Пуссена.
|
| Творчество Ж. де Латура.
|
| Творчество В. Ленена.
|
| Творчество Ж. Калло.
|
| Творчество Ж. Л. Давида.
|
| Творчество Г. Курбе.
|
| Творчество К. Коро.
|
| Творчество Э. Делакруа.
|
|
|
5. | Учебно-методическое обеспечение дисциплины
|
| Рекомендуемая литература |
| Основная
|
| оформлять в виде нумерованного списка (Приводятся монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные за последние 5-6 лет и раскрывающие содержание всей дисциплины или ее раздела, 5-8 наименований)
|
| История образования и педагогической мысли. М., 2012.
|
| История художественной культуры. М., 2009.
|
| Мосина В.Р. Учебно-методический комплекс «Художник: история и типология» для направления 050100 – «Педагогичсекое образование». МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.
|
| Мосина В.Р. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История изобразительного искусства» для специальности 050602 – «Изобразительное искусство». МГГУ им. Мю.А. Шолохова, 2013.
|
| Соловьева И.Н. История рисуека. – М., 2011..
|
| Дополнительная
|
| оформлять в виде нумерованного списка (Приводятся монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные более 5-6 лет назад и раскрывающие дополнительные аспекты дисциплины или различные подходы к объекту исследования, непереизданные источники, словари, справочники и т.д., 8-10 наименований).
|
| Алпатов М.В. Описание и анализ памятников искусства. М., 1943.
|
| Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1985.
|
| Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М., 2007.
|
| Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2005.
|
| Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
|
| Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962.
|
| Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.
|
| Кождинов В. Виды искусства. М., 1960.
|
| Кузьмичев В. А. Обучение в Академии художеств. Спб, 1997.
|
| Михайлов М. В. Мастера эпохи Возрождения. М.. 1967.
|
| Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы
|
| http://www.globmuseum.info/ Сайт «Музеи мира»
|
| http://iskusstvu.ru/ Сайт об искусстве, истории искусства.
|
| http://www.museum.ru/ Сайт Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
|
| http://www.tretyakovgallery.ru/ Сайт Государственной Третьяковской галереи
|
| http://www.rusmuseum.ru/ Сайт Государственного Русского музея
|
| http://www.hermitagemuseum.org/ Сайт Государственного музея «Эрмитаж»
|
| http://site-about-art.in-global.net/ Сайт об искусстве
|
| http://www.hiero.ru/ Сайт визуального искусства
|
| http://www.mmoma.ru/ Московский музей современного искусства
|