Решение заседания кафедры





Скачать 131.19 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры
Дата публикации19.10.2014
Размер131.19 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Культура > Решение

Министерство образования и науки РФ


Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"







Утверждаю




Зав.кафедрой

художественного образования









Геворгян Н.Р.










Решение заседания кафедры




Протокол № 1




«02» сентября 2013 года




Программа дисциплины

Методика проведения бесед об искусстве



Специальность

050602

Изобразительное искусство










Составители:




Мосина В.Р., к.п.н., проф.










Москва

2013



Введение. Основное содержание программы.


Выписка из ФГОС по учебной дисциплине



предмет является обязательной дисциплиной;



относится к дисциплинам и курсам по выбору студента, устанавливаемым вузом общепрофессионального цикла.



ОПД.В.03 Основы искусствознания – 64 часа



Пояснительная записка



Содержание курса охватывает обширный материал: по анализу и интерпретации произведений разных видов искусства (графики, живописи, скульптуры, фотографии, архитектуры, дизайна) в жанрово-родовой специфике.. В качестве материала для анализа и интерпретации предлагаются как классические произведения русского и зарубежного искусства прошлых эпох, так и произведения последних десятилетий.

Каждый раздел, посвященный интерпретации произведения того или иного вида искусства, содержит краткий теоретический комментарий к теме, вопросы и задания к анализируемому произведению, материал для размышлений и дискуссий, перечень творческих работ, список литературы (основной и дополнительный).

В ходе занятий оценивается способность студентов к созданию словесных интерпретаций произведений разных видов искусства, а также способность интерпретировать в разных жанровых системах художественные произведения. Особое внимание уделяется выработке навыков чтения композиции художественного произведения.

Неотъемлемой составляющей курса является система творческих работ.



Цели и задачи дисциплины



Цели дисциплиныформировать у студентов потребность в общении с искусством; развивать художественный вкус. Стимулируя диалогическое восприятие художественных произведений, курс призван способствовать органичному включению мира искусства во внутренний мир личности.



Задачи дисциплины - активизировать процесс эмоционально-образного восприятия произведений искусства; способствовать овладению основами языка различных видов искусства; развить в процессе творческой деятельности интерпретационные умения учащихся по созданию словесной интерпретации произведений разных видов искусства; очертить границы творческой интерпретации произведения, раскрыть взаимосвязь анализа и интерпретации; раскрыть роль интерпретационных умений в художественном развитии студента;


Требования к уровню освоения дисциплины



По окончании изучения дисциплины студент должен:


знать


основные положения теории искусства


уметь


интерпретировать художественное произведение с учетом его принадлежности к тому или иному виду искусства (графики, живописи, художественной фотографии, скульптуры, архитектуры, дизайна); различать научную, критическую и художественную интерпретации произведения;


работать в глобальной сети Internet.



владеть навыками

создавать творческие интерпретации художественного произведения различных родов и жанров; анализировать и оценивать разные аспекты художественного произведения; анализировать собственные творческие работы и работы однокурсников; различать творческую интерпретацию произведения и волюнтаристское толкование художественного текста.


Принципы отбора содержания и организации учебного материала


Отбор материала основан на принципе системности обучения и формирования картины мира. Темы, раскрываемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы показать теоретические и прикладные возможности дисциплины.


Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Программа курса «Основы искусствознания» заканчивается зачетом. Промежуточный контроль – реферат. В курсе предусматривается проведение лекций и практических занятий в музеях.

1.

Содержание дисциплины

Тема 1.


Методика проведения уроков-бесед по изобразительному искусству



  • Цели художественного образования в общеобразовательной школе.

  • Значение предмета «Изобразительного искусства» в развитии личности школьника.

  • Общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи изобразительного искусства, как учебного предмета.

  • Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами.

  • Виды занятий изобразительным искусством, их сущность и учебно-воспитательное содержание.

  • Структура урока-беседы

  • Драматургия урока-беседы по изобразительному искусству.

Тема 2.


Разработка содержания и конспектов уроков-бесед об изобразительном искусстве



Знакомство с вариантами структур уроков-бесед в зависимости от содержания материалов бесед и особенностей класса. Закрепление навыков составления конспектов уроков изобразительного искусства. Разработка вариантов конспектов уроков-бесед об изобразительном искусстве.

Тема 3.


Аудиовизуальные технологии  обучения



Аудиовизуальные технологии обучения. Типология аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий. Типология учебных видеозаписей. Банк аудио-, видео-, компьютерных материалов. Дидактические принципы построения аудио-, видео-, компьютерных учебных пособий.

Тема 4.


Проектирование мультимедийного урока. Разработка мультимедийной презентации к уроку в программе PowerPoint



Анализ возможностей программы PowerPoint в создании мультимедийного урока ИЗО. Проектирование и конструирование мультимедийного урока: разработка графического дизайна, макетирование слайдов, вставка звука, видео, гиперссылок и др. Разработка мультмедийной презентации к вводному уроку методической разработки учебной темы

2.


Основные понятия


Интерпретация, композиция, язык искусства, образ, вид, род, жанр искусства, стиль.



Лабораторный практикум не предусмотрен.

3.


Семинарские занятия

Занятие 1

Методика проведения уроков-бесед по изобразительному искусству




План проведения семинарского занятия




  • Цели художественного образования в общеобразовательной школе.

  • Значение предмета «Изобразительного искусства» в развитии личности школьника.

  • Общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи изобразительного искусства, как учебного предмета.

  • Связь обучения изобразительному искусству с другими предметами.

  • Виды занятий изобразительным искусством, их сущность и учебно-воспитательное содержание.

  • Структура урока-беседы

  • Драматургия урока-беседы по изобразительному искусству.




Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. – М.: НИИ школьных технологий, 2006.




Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. Учебник для студентов художественно-графических факультетов институтов. – М.: Агар, 2007




Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М.: Академия, 2008

4.

Итоговый и промежуточный контроль


Перечень вопросов для итогового контроля


К зачету:


Искусство как специфическая форма человеческой деятельности.

Искусство и другие виды общественной деятельности.

Эстетика как наука о наиболее общих законах развития искусства и художественно-творческой деятельности человека в целом.

Теория искусства, история искусства и художественная критика.

Искусствоведение как наука, его место в системе других дисциплин и основные задачи.

Происхождение искусств. Основные этапы истории искусства. Неизменность образной природы искусства.

Искусство как отражение и преображение действительности. Искусство как познание и оценка. Объективное и субъективное в произведении искусства.

Художник и общество. Наука и искусство. Взаимосвязь основных функций.

Диалектическое взаимодействие содержание и формы в историко-художественном процессе.

Содержание и форма в искусстве. Принцип различения.

Мировоззрение и художественное творчество. Классическая природа мировоззрения.

Понятие о методе. Проблема топологизации художественных явлений.

Стиль как художественная закономерность, его носители, элементы, категории и факторы. Стиль как реализация метода. Исторические формы стиля.

Основные типы художественных направлений в истории искусства.

Проблемы искусствознания в работах классиков марксизма-ленинизма (историческая обусловленность искусства и его развития, принцип партийности, традиция и новаторство, отношение к культурному наследию).

Концепции художественного развития.



3

Промежуточный контроль



Перечень заданий для промежуточного контроля:



Тематика рефератов по анализу произведений.

Творчество Мирона Поликлета.

Фидий. Статуи Афины. Зевс Олимпийский.

Творчество Скопаса и Праксителя.

Творчество Феофана Грека.

Творчество Рублева.

Творчество Дионисия.

Творчество Джотто.

Творчество Донателло.

Творчество С. Боттичелли — крупнейшего флорентийского живописца конца XV в.

Творчество Тициана.

Творчество Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса, Иеронима Босха.

Творчество М. А. да Караваджо.

Творчество А. ван Дейка.

Творчество Я. Иорданса.

Творчество Ф. Снейдерса.

Творчество Франса Хальса.

Творчество Н. Пуссена.

Творчество Ж. де Латура.

Творчество В. Ленена.

Творчество Ж. Калло.

Творчество Ж. Л. Давида.

Творчество Г. Курбе.

Творчество К. Коро.

Творчество Э. Делакруа.





5.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Рекомендуемая литература



Основная



оформлять в виде нумерованного списка (Приводятся монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные за последние 5-6 лет и раскрывающие содержание всей дисциплины или ее раздела, 5-8 наименований)

История образования и педагогической мысли. М., 2012.

История художественной культуры. М., 2009.

Мосина В.Р. Учебно-методический комплекс «Художник: история и типология» для направления 050100 – «Педагогичсекое образование». МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.

Мосина В.Р. Учебно-методический комплекс по дисциплине «История изобразительного искусства» для специальности 050602 – «Изобразительное искусство». МГГУ им. Мю.А. Шолохова, 2013.

Соловьева И.Н. История рисуека. – М., 2011..



Дополнительная



оформлять в виде нумерованного списка (Приводятся монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные более 5-6 лет назад и раскрывающие дополнительные аспекты дисциплины или различные подходы к объекту исследования, непереизданные источники, словари, справочники и т.д., 8-10 наименований).

Алпатов М.В. Описание и анализ памятников искусства. М., 1943.

Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1985.

Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М., 2007.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2005.

Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.

Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962.

Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.

Кождинов В. Виды искусства. М., 1960.

Кузьмичев В. А. Обучение в Академии художеств. Спб, 1997.

Михайлов М. В. Мастера эпохи Возрождения. М.. 1967.



Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы



http://www.globmuseum.info/ Сайт «Музеи мира»



http://iskusstvu.ru/ Сайт об искусстве, истории искусства.



http://www.museum.ru/ Сайт Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина



http://www.tretyakovgallery.ru/ Сайт Государственной Третьяковской галереи



http://www.rusmuseum.ru/ Сайт Государственного Русского музея



http://www.hermitagemuseum.org/ Сайт Государственного музея «Эрмитаж»



http://site-about-art.in-global.net/ Сайт об искусстве



http://www.hiero.ru/ Сайт визуального искусства



http://www.mmoma.ru/ Московский музей современного искусства




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск