| Введение. Основное содержание программы. |
1.1. | Выписка из ГОС по учебной дисциплине |
| предмет не является обязательной дисциплиной;
|
| относится к дисциплинам факультативного цикла.
|
| ФТД.03 Формообразование – 110 часов
|
| Пояснительная записка
|
| Дисциплина «Формообразование» является факультативной и необходима будущему специалисту для расширения практической деятельности по направлению. В процессе изучения дисциплины «Формообразование» студенты должны освоить сумму теоретических знаний и практических навыков, позволяющих подготовить художника ДПИ к самостоятельной профессиональной деятельности.
|
1.2. | Цели и задачи дисциплины
|
| Цель дисциплины — раскрыть сущность, специфику формообразования; ознакомление студентов с основами архитектонического мышления, его способами, методами и видами, развитие практических навыков моделирования формы как статической, так и динамической, трансформирующейся, кинетической. Выбранные темы теоретических (лекционных) и практических занятий позволяют соединить в едином процессе обучения художественные, конструктивные, технологические, визуально-психологические, научные (симметрия, механика, геометрия), материаловедческие и практические знания и умения. Предлагаемые студентам к освоению те или иные технологии формообразования позволяют за одно трёхчасовое аудиторное занятие достичь конечного результата, решить ту или иную формальную задачу. В тоже время собранные и выставленные вместе модели и макеты, выполненные студентами по темам программы «Формообразование», составляют широкий спектр возможных решений, что имеет важный дидактический смысл. Перед студентами раскрывается вся глубина и разнообразие авторских решений той или иной формообразующей темы, способа или метода. Важным является наличие в темах и заданиях элемента парадоксальности, необычности, что активизирует внимание студентов, повышает их интерес к процессу обучения, приводит к раскрытию их творческих способностей, повышает результативность обучения.
|
| Задачи дисциплины – раскрыть эстетико-психологическое воздействие формообразующих стратегий на формирование творческого мышления художника; владение методами творческого процесса дизайнеров; выполнение композиционных решений объектов формообразования; создание художественного образа.
|
1.3. | Требования к уровню освоения дисциплины |
| По окончании изучения дисциплины студент должен:
|
| знать | знать приёмы и средства формообразования
признаки пространства;
различия и взаимодействия реального и изображённого пространства, изображённой и реальной формы;
понятие о трансформирующейся и кинетической форме;
понятие о конструктивной форме и конструктивной композиции;
понятие о коллаже и ассамбляже;
средства художественной выразительности (ритм, метр, фактура, текстура);
иметь представление о новых направлениях формообразования (инсталляция, перформанс).
|
| уметь | применять полученные знания и навыки в проектировании и создании художественных композиций;
анализировать специфику того или иного проектного задания, применяя, сообразно ситуации, те или иные средства и технологии формообразования, сообразно масштабу поставленной задачи;
творчески подходить к решению художественных задач , опираясь на современные тенденции в области и формообразования ( стиль, школа, направление и т. п. ).
|
| владеть навыками
| разработки и выполнения дизайн-проектов; создания оригинального арт-проекта; проектирования , моделирования , макетирования; работы в глобальной сети Internet.
|
1. | Содержание дисциплины |
| Тема 1. Формобразование. История и современность
|
| История пропедевтических курсов в развитии дизайнерского творчества (ВХУТЕМАС, БАУХАУЗ,МАРХИ,ВНИИТЭ). Роль и место формообразования в структуре художественного дизайнерского творчества и ДПИ.
|
| Тема 2. Сетчатые конструкции и композиции
|
| Образная мозаика (образные орнаменты); растровые системы (плотные линейчатые сетки и др.); применение в ДПИ.
|
| Тема 3. Мобили (кинетические объекты)
|
| Формообразующие приемы; виды формообразования и эффекты восприятия (динамические образы, кинетические объекты и др.); области применения.
|
| Тема 4. Коллаж
|
| Способы организации формы (комбинаторика, симметрия, трансформация структур, получение коллажей и самоколлажей путем комбинирования элементов исходной композиции; применение в ДПИ.
|
| Тема 5. Пространственные структуры
|
| Формообразующие приемы; конструкции, объекты с использованием тканых материалов (сложные формы драпировок потолков, перегородок и др.).
|
| Тема 6. Светостереографика
|
| Объекты со светоцветовыми рассеивающими средами из стекла, воды, полупрозрачных пленок и др.; использование в ДПИ.
|
2. | Основные понятия
|
| Объем, точка, линия, поверхность, функция, материал, среда, форма, конструкция, композиция, структура, архитектоника
|
| Лабораторный практикум не предусмотрен.
|
| Семинарские занятия не предусмотрены
|
| Курсовые работы не предусмотрены
|
| Рефераты не предусмотрены
|
3. | Практические занятия
|
|
|
Занятие 1
| Формообразование трансформацией плоскости
|
| План проведения практического занятия
|
| Складчатые структуры с направляющей поверхностью. Насечки -прямые и кривые. Композиция. Складчатые структуры с направляющей поверхностью.
|
| Динамическая и кинетическая форма в дизайне» ВНИИТЭ. М.1989 г.
«Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне» ВНИИТЭ. М. 1990 г.
Колейчук. В. «Новые архитектурно-конструктивные структуры». Стройиздат. М. 1976 г.
|
Занятие 2
| Сетчатые конструкции и композиции
|
| План проведения практического занятия
|
| Формообразование из эластичных сетей; Формообразование с изменением сетевых углов.
|
| Динамическая и кинетическая форма в дизайне» ВНИИТЭ. М.1989 г.
«Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне» ВНИИТЭ. М. 1990 г.
Колейчук. В. «Новые архитектурно-конструктивные структуры». Стройиздат. М. 1976 г.
|
Занятие 3
| Мобили (кинетические объекты).
|
| План проведения практического занятия
|
| Классические мобили; современные варианты мобилей;
|
| Динамическая и кинетическая форма в дизайне» ВНИИТЭ. М.1989 г.
«Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне» ВНИИТЭ. М. 1990 г.
Колейчук. В. «Новые архитектурно-конструктивные структуры». Стройиздат. М. 1976 г.
|
Занятие 4
| Коллаж как технология формообразования и способ художественного мышления.
|
| План проведения практического занятия
|
| Самоколлаж; Традиционный коллаж, масштабный и пространственный коллаж; Фотографитти, плетенки. Использование в ДПИ.
|
| Динамическая и кинетическая форма в дизайне» ВНИИТЭ. М.1989 г.
«Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне» ВНИИТЭ. М. 1990 г.
Колейчук. В. «Новые архитектурно-конструктивные структуры». Стройиздат. М. 1976 г.
|
4. | Итоговый и промежуточный контроль |
| Перечень вопросов для итогового контроля |
| К зачёту:
|
| Плоскостная композиция – основные способы построения.
Орнаментальная композиция – основные способы построения.
Пропорция «Золотое сечение» - числовые и графические признаки.
Модуль, модульные сетки.
Объемно-пространственная композиция.
Целостность, как взаимосвязь формы с пространством.
Формообразование – определение.
Характерные качества формообразования.
Тектоника – определение.
Объемно-пространственная структура – определение.
Методы художественного конструирования.
Пропорция и пропорцианирование.
Масштаб и масштабирование.
Взаимосвязь пропорции и масштаба.
Нюанс и нюансировка.
Ритм в объемно-пространственной композиции.
Цвет в объемно-пространственной композиции.
Тени и пластика.
Контраст в объемно-пространственной композиции.
Тела вращения – цилиндр.
Тела вращения – конус.
Макет шара.
Технология макетирования.
|
| К экзамену:
|
| Экзамен не предусмотрен. |
| Промежуточный контроль |
| Перечень заданий для контрольных работ;
|
| Не предусмотрены |
| Примерная тематика рефератов, коллоквиумов и т.д.
|
| Не предусмотрены |
| Перечень домашних заданий;
|
| Упражнения на конструирование, уравновешивание; проект объекта дизайна.
|
5. | Учебно-методическое обеспечение дисциплины
|
3.4. | Рекомендуемая литература |
| Основная
|
| оформлять в виде нумерованного списка
(Приводятся монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные за последние 5-6 лет и раскрывающие содержание всей дисциплины или ее раздела, 5-8 наименований)
|
| Мосина В.Р., Суркова Н.Г. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Перспектива» для специальности 050602 «Изобразительное искусство». МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.
|
|
|
| Мосина В.Р., Куповский С.М. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Формообразование» для специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство». – 2010. |
| Дополнительная
|
| оформлять в виде нумерованного списка
(Приводятся монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные более 5-6 лет назад и раскрывающие дополнительные аспекты дисциплины или различные подходы к объекту исследования, непереизданные источники, словари, справочники и т.д., 8-10 наименований).
|
| «Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне» ВНИИТЭ. М. 1990 г.
|
| Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: издательство «Владос», 2004.
|
| Борисова Т. И. Основы дизайна. М.: 2004
|
| Динамическая и кинетическая форма в дизайне» ВНИИТЭ. М.1989 г.
|
| Иттен Иоханес. Искусство формы (пер. с нем.). М.: издательство Д. Аронов, 2001 .
|
| Колейчук. В. «Новые архитектурно-конструктивные структуры». Стройиздат. М. 1976 г.
|
| Котляров А. С. Композиция изображения. М.: МГУП, 2001 .
|
| Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: издательство «Владос», 2004.
|
| Паранюшкин Р. В. Композиция. Серия «Школа изобразительных искусств», 2004.
|
| Раушенбах Б. В. Геометрия картины, зрительное восприятие. С-Пб.: Азбука – Классика, 2002
|
| Устин В.Б. Композиция в дизайне. М.: АСТ: Астрель, 2006.
|
| Фокина Л.В. Орнамент. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2005.
|
| Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы
|
| оформлять в виде нумерованного списка с указанием названия ресурса и его Интернет- адреса
|
| http://www.cultpro.ru/cont.html
|
| http://art-publish.ru/
|
| http://www.twirpx.com/files/art/history/
|
| http://artnow.ru/
|
| http://site-about-art.in-global.net/
|
| http://www.hiero.ru/
|