Решение заседания кафедры





Скачать 108.18 Kb.
НазваниеРешение заседания кафедры
Дата публикации15.11.2014
Размер108.18 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Культура > Решение

Министерство образования и науки РФ


Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный гуманитарный университет имени М. А. Шолохова"







Утверждаю




Зав.кафедрой

художественного образования









Геворгян Н.Р.










Решение заседания кафедры




Протокол № 1




«02» сентября 2013 года




Программа дисциплины

Формообразование



Специальность

050602

Изобразительное искусство










Составители:




Мосина Вал.Р., к.п.н., проф.









Москва

2013



Введение. Основное содержание программы.

1.1.

Выписка из ГОС по учебной дисциплине



предмет не является обязательной дисциплиной;



относится к дисциплинам факультативного цикла.



ФТД.03 Формообразование – 110 часов



Пояснительная записка



Дисциплина «Формообразование» является факультативной и необходима будущему специалисту для расширения практической деятельности по направлению. В процессе изучения дисциплины «Формообразование» студенты должны освоить сумму теоретических знаний и практических навыков, позволяющих подготовить художника ДПИ к самостоятельной профессиональной деятельности.

1.2.


Цели и задачи дисциплины



Цель дисциплины — раскрыть сущность, специфику формообразования; ознакомление студентов с основами архитектонического мышления, его способами, методами и видами, развитие практических навыков моделирования формы как статической, так и динамической, трансформирующейся, кинетической. Выбранные темы теоретических (лекционных) и практических занятий позволяют соединить в едином процессе обучения художественные, конструктивные, технологические, визуально-психологические, научные (симметрия, механика, геометрия), материаловедческие и практические знания и умения. Предлагаемые студентам к освоению те или иные технологии формообразования позволяют за одно трёхчасовое аудиторное занятие достичь конечного результата, решить ту или иную формальную задачу. В тоже время собранные и выставленные вместе модели и макеты, выполненные студентами по темам программы «Формообразование», составляют широкий спектр возможных решений, что имеет важный дидактический смысл. Перед студентами раскрывается вся глубина и разнообразие авторских решений той или иной формообразующей темы, способа или метода. Важным является наличие в темах и заданиях элемента парадоксальности, необычности, что активизирует внимание студентов, повышает их интерес к процессу обучения, приводит к раскрытию их творческих способностей, повышает результативность обучения.



Задачи дисциплины – раскрыть эстетико-психологическое воздействие формообразующих стратегий на формирование творческого мышления художника; владение методами творческого процесса дизайнеров; выполнение композиционных решений объектов формообразования; создание художественного образа.

1.3.

Требования к уровню освоения дисциплины



По окончании изучения дисциплины студент должен:


знать


  • знать приёмы и средства формообразования

  • признаки пространства;

  • различия и взаимодействия реального и изображённого пространства, изображённой и реальной формы;

  • понятие о трансформирующейся и кинетической форме;

  • понятие о конструктивной форме и конструктивной композиции;

  • понятие о коллаже и ассамбляже;

  • средства художественной выразительности (ритм, метр, фактура, текстура);

  • иметь представление о новых направлениях формообразования (инсталляция, перформанс).


уметь


  • применять полученные знания и навыки в проектировании и создании художественных композиций;

  • анализировать специфику того или иного проектного задания, применяя, сообразно ситуации, те или иные средства и технологии формообразования, сообразно масштабу поставленной задачи;

  • творчески подходить к решению художественных задач , опираясь на современные тенденции в области и формообразования ( стиль, школа, направление и т. п. ).



владеть навыками

разработки и выполнения дизайн-проектов; создания оригинального арт-проекта; проектирования , моделирования , макетирования; работы в глобальной сети Internet.

1.

Содержание дисциплины



Тема 1. Формобразование. История и современность



История пропедевтических курсов в развитии дизайнерского творчества (ВХУТЕМАС, БАУХАУЗ,МАРХИ,ВНИИТЭ). Роль и место формообразования в структуре художественного дизайнерского творчества и ДПИ.



Тема 2. Сетчатые конструкции и композиции



Образная мозаика (образные орнаменты); растровые системы (плотные линейчатые сетки и др.); применение в ДПИ.



Тема 3. Мобили (кинетические объекты)



Формообразующие приемы; виды формообразования и эффекты восприятия (динамические образы, кинетические объекты и др.); области применения.



Тема 4. Коллаж



Способы организации формы (комбинаторика, симметрия, трансформация структур, получение коллажей и самоколлажей путем комбинирования элементов исходной композиции; применение в ДПИ.



Тема 5. Пространственные структуры



Формообразующие приемы; конструкции, объекты с использованием тканых материалов (сложные формы драпировок потолков, перегородок и др.).



Тема 6. Светостереографика



Объекты со светоцветовыми рассеивающими средами из стекла, воды, полупрозрачных пленок и др.; использование в ДПИ.

2.


Основные понятия



Объем, точка, линия, поверхность, функция, материал, среда, форма, конструкция, композиция, структура, архитектоника



Лабораторный практикум не предусмотрен.



Семинарские занятия не предусмотрены



Курсовые работы не предусмотрены



Рефераты не предусмотрены

3.


Практические занятия






Занятие 1

Формообразование трансформацией плоскости




План проведения практического занятия




Складчатые структуры с направляющей поверхностью. Насечки -прямые и кривые. Композиция. Складчатые структуры с направляющей поверхностью.




Динамическая и кинетическая форма в дизайне» ВНИИТЭ. М.1989 г.

«Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне» ВНИИТЭ. М. 1990 г.

Колейчук. В. «Новые архитектурно-конструктивные структуры». Стройиздат. М. 1976 г.

Занятие 2

Сетчатые конструкции и композиции




План проведения практического занятия




Формообразование из эластичных сетей; Формообразование с изменением сетевых углов.




Динамическая и кинетическая форма в дизайне» ВНИИТЭ. М.1989 г.

«Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне» ВНИИТЭ. М. 1990 г.

Колейчук. В. «Новые архитектурно-конструктивные структуры». Стройиздат. М. 1976 г.

Занятие 3

Мобили (кинетические объекты).




План проведения практического занятия




Классические мобили; современные варианты мобилей;




Динамическая и кинетическая форма в дизайне» ВНИИТЭ. М.1989 г.

«Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне» ВНИИТЭ. М. 1990 г.

Колейчук. В. «Новые архитектурно-конструктивные структуры». Стройиздат. М. 1976 г.

Занятие 4

Коллаж как технология формообразования и способ художественного мышления.




План проведения практического занятия




Самоколлаж; Традиционный коллаж, масштабный и пространственный коллаж; Фотографитти, плетенки. Использование в ДПИ.




Динамическая и кинетическая форма в дизайне» ВНИИТЭ. М.1989 г.

«Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне» ВНИИТЭ. М. 1990 г.

Колейчук. В. «Новые архитектурно-конструктивные структуры». Стройиздат. М. 1976 г.

4.

Итоговый и промежуточный контроль


Перечень вопросов для итогового контроля



К зачёту:



  1. Плоскостная композиция – основные способы построения.

  2. Орнаментальная композиция – основные способы построения.

  3. Пропорция «Золотое сечение» - числовые и графические признаки.

  4. Модуль, модульные сетки.

  5. Объемно-пространственная композиция.

  6. Целостность, как взаимосвязь формы с пространством.

  7. Формообразование – определение.

  8. Характерные качества формообразования.

  9. Тектоника – определение.

  10. Объемно-пространственная структура – определение.

  11. Методы художественного конструирования.

  12. Пропорция и пропорцианирование.

  13. Масштаб и масштабирование.

  14. Взаимосвязь пропорции и масштаба.

  15. Нюанс и нюансировка.

  16. Ритм в объемно-пространственной композиции.

  17. Цвет в объемно-пространственной композиции.

  18. Тени и пластика.

  19. Контраст в объемно-пространственной композиции.

  20. Тела вращения – цилиндр.

  21. Тела вращения – конус.

  22. Макет шара.

  23. Технология макетирования.



К экзамену:


Экзамен не предусмотрен.


Промежуточный контроль



  • Перечень заданий для контрольных работ;


Не предусмотрены



  • Примерная тематика рефератов, коллоквиумов и т.д.


Не предусмотрены



  • Перечень домашних заданий;



Упражнения на конструирование, уравновешивание; проект объекта дизайна.

5.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины

3.4.

Рекомендуемая литература



Основная



оформлять в виде нумерованного списка

(Приводятся монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные за последние 5-6 лет и раскрывающие содержание всей дисциплины или ее раздела, 5-8 наименований)

Мосина В.Р., Суркова Н.Г. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Перспектива» для специальности 050602 «Изобразительное искусство». МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010.



Мосина В.Р., Куповский С.М. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Формообразование» для специальности 070801 «Декоративно-прикладное искусство». – 2010.



Дополнительная



оформлять в виде нумерованного списка

(Приводятся монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные более 5-6 лет назад и раскрывающие дополнительные аспекты дисциплины или различные подходы к объекту исследования, непереизданные источники, словари, справочники и т.д., 8-10 наименований).

«Визуальная культура, визуальное мышление в дизайне» ВНИИТЭ. М. 1990 г.

Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: издательство «Владос», 2004.

Борисова Т. И. Основы дизайна. М.: 2004

Динамическая и кинетическая форма в дизайне» ВНИИТЭ. М.1989 г.

Иттен Иоханес. Искусство формы (пер. с нем.). М.: издательство Д. Аронов, 2001 .

Колейчук. В. «Новые архитектурно-конструктивные структуры». Стройиздат. М. 1976 г.

Котляров А. С. Композиция изображения. М.: МГУП, 2001 .

Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М.: издательство «Владос», 2004.

Паранюшкин Р. В. Композиция. Серия «Школа изобразительных искусств», 2004.

Раушенбах Б. В. Геометрия картины, зрительное восприятие. С-Пб.: Азбука – Классика, 2002

Устин В.Б. Композиция в дизайне. М.: АСТ: Астрель, 2006.

Фокина Л.В. Орнамент. Ростов-на-Дону. Издательство «Феникс», 2005.



Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы



оформлять в виде нумерованного списка с указанием названия ресурса и его Интернет- адреса



http://www.cultpro.ru/cont.html



http://art-publish.ru/



http://www.twirpx.com/files/art/history/



http://artnow.ru/



http://site-about-art.in-global.net/




http://www.hiero.ru/






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 15
Охватывает период от а 0 до 18 месяцев
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30»
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры
Цель: формирование способности к созданию и организации деятельности рабочих команд
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «27»
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры протокол № от 2013 Учебно-методический...

Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «28»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «03»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Решение заседания кафедры iconРешение заседания кафедры Протокол №9 «29»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск