Программа «Этика и этикет»





Скачать 486.52 Kb.
НазваниеПрограмма «Этика и этикет»
страница1/4
Дата публикации18.12.2014
Размер486.52 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Культура > Программа
  1   2   3   4
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

центр дополнительного образования детей «Витязь».

«Утверждена»

Педсовет

Протокол №____

« »__________2010г.

Дополнительная образовательная программа

«Этика и этикет»

(срок реализации - 3 года, возраст обучающихся: 10-13 лет)

Составитель:

Тухбатуллина Н.И.

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦДОД «Витязь»

г. Зеленогорск, 2010г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность дополнительной образовательной программы «Этика и этикет» социально-педагогическая.
Этика (от греч. - «нрав, обычай») - это совокупность принципов и норм поведения, принятых в данной эпохе и в данной социальной среде. Основным предметом изучения этики является мораль.

Этикет (от франц. - «церемониал» - манера поведения) - это правила хорошего тона, нормы порядочности, правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.

В этике показана нравственная сторона поступка, его содержание, в этикете - эстетическая направленность, форма его проявления. Этикет (в современном его понимании) немыслим вне этики. Этические представления человека могут выражаться, в частности, в манерах, речи, одежде, стиле общения. Одним из важнейших факторов нравственного самосовершенствования личности является владение основами этики. Изучение теории морали способствует пробуждению морального сознания личности, развивает способность к самоконтролю и сознательному выбору нравственной позиции, формирует чувство собственного достоинства и личной ответственности человека, помогает формированию правильного понимания цели и смысла жизни.
Актуальность

Проблема нравственного развития личности всегда была одной из актуальных проблем воспитания и образования. И этот факт не случаен. На крутых поворотах истории, вместе с устоями старого общества рушился и этикет, создавались новые демократические формы общения между людьми. Отсутствие чётких нравственных ориентиров, снижение уровня духовной культуры - всё это реальность, которая окружает современных подростков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план.

Как же развивать в подростках нравственность, воспитанность, как сделать их добрее, если в настоящее время сложились весьма неблагоприятные условия, которые существенно осложняют воспитание подрастающего поколения? Это целый комплекс социальных факторов - безработица, низкий материальный уровень, высокий процент неполных семей, средства массовой информации.

Современное общество нуждается в возрождении и развитии нравственно-этической культуры. Не только образованным, но и интеллигентным должен быть наш современник.

Программа «Этика и этикет» направлена на формирование основ нравственности и этической культуры подростков. Основная задача - включение каждого обучающегося в последовательный процесс осознания, усвоения норм нравственной жизни людей, приобщения к этим нормам. Программа представляет собой непрерывную нить содержательно выверенной канвы диалога детей и педагога, при котором голос каждого значим и слышим.
Новизна

Программа «Этика и этикет» составлена на основе методических разработок «Этические диалоги с подростками» А.И. Шемшуриной, доктора педагогических наук. Программа адаптирована для обучающихся военно-патриотического отдела учреждения и носит прикладной характер.

Новизна программы заключается во введении в темы по общегражданским нормам этикета элементов воинского этикета, необходимых обучающимся при участии в социально-значимых городских акциях и военно-патриотических мероприятиях.

Сроки реализации

Программа рассчитана на 3 года обучения по 36 часов в год. Форма реализации программы - очная.

Особенности содержания программы

Программа «Этика и этикет» содержит обширный комплекс знаний о правилах хорошего тона: как следует знакомиться и приветствовать, как красиво вести беседу и делать комплименты, посылать приглашения, дарить и получать подарки, как правильно вести беседу по телефону, вести себя в общественных местах. Важное значение для воспитания подростков имеют темы, посвященные этикету в семье, отношение детей к родителям, проведение семейных торжеств. Программа знакомит обучающихся с понятием воинский этикет, ведь нет сомнения в том, что при защите Отечества во все времена солдатами двигала не только любовь к Родине, но и воспитание, среда, обычаи.

Программа «Этика и этикет» построена на логической взаимосвязи следующих структурных компонентов:

- этический курс теоретико-практических занятий, построенный на принципах диалогового взаимодействия педагога с обучающимися, о сущности и ценностных смыслах нравственной сферы жизнедеятельности человека.

- повседневная педагогически инструментированная методика «этического заряда», основанная на доброжелательности и уважении в отношениях с окружающими. Значение этического заряда заключается в организации доброжелательного климата взаимоотношений в детском коллективе.

- общеколлективная внеурочная деятельность с этической направленностью – организация разностороннего общения, взаимодействия обучающихся, в основе которого педагогом определена нравственная перспектива, предусмотрена возможность ситуации успеха каждому, созданы условия для этической рефлексии (участие в мероприятиях).

Такого рода деятельность направлена на познание подростком другого человека и самого себя: умение сравнивать, анализировать и обобщать поступки товарища и собственные, видеть их этическое содержание и оценивать их.

Содержание первого года обучения направлено на введение специальной терминологии, понятий внутренней и внешней культуры поведения человека. Столовые приборы, их назначение, поведению за столом, дома, в гостях, общественных местах. Умению строить взаимоотношения в семье, с близкими людьми, сверстниками.

Содержание второго года обучения направлено на изучение этических норм к окружающему миру - Родине, семье, людям, труду, природе. Познанию в процессе общения другого человека и самого себя. Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды.

Содержание третьего года обучения направлено на изучение речевого этикета: этикетные понятия и выражения, правила общения с учетом ситуации (с кем, где, когда). Деловой стиль в одежде, правила ведения делового разговора. Знакомство с основами воинского этикета, культура речи военнослужащих, внешний вид. Осмысление этических знаний по отношению к окружающим, умение принять самостоятельно правильные нравственные решения.

Содержание программы и ее методика усложняются в зависимости от года обучения, программа курса не стабильна, вариативна. Она может и должна корректироваться (по тематике и содержанию, формам занятий и их методике) в зависимости от задач воспитания, специфики взвода, возрастных особенностей отдельных обучающихся.

Предполагается, постепенное и последовательное углубление знаний, навыков и умений, обучающихся от элементарных правил поведения к осмыслению, осознанию и усвоению норм нравственности, определяемых ими, правил культуры поведения. Занятия строятся так, чтобы подростки изо дня в день утверждались в необходимости следовать нравственным нормам отношений, испытывали чувство удовлетворенности и самоуважения, видя нравственный результат своих усилий.

Педагогическая целесообразность

Знание нравственных норм - не врожденное знание, и подростковый возраст является благодатным для восприятия моральных знаний и формирования опыта нравственного поведения. Именно в подростковом возрасте идет интенсивное нравственное формирование личности, его сознания, овладение моральными нормами поведения, этической культуры. Подростковый возраст, на который рассчитана программа, характеризуется стремлением к самостоятельности, проявлению «чувства взрослости», неадекватности поступков относительно нравственных норм поведения. В этом возрасте возникает интерес к себе, к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности; потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.

Программа составлена с учетом этих возрастных особенностей. Занятия по этике и этикету становятся своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте подростков. Программа позволяет выстроить действенный воспитывающий диалог с подростками, пробуждающий желание самосовершенствоваться; развивает коммуникабельность и толерантность. Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, задуматься о нравственной ценности совершённого поступка, подводя каждого к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.

Занятия по программе «Этика и этикет» создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений.
Место реализации программы

Программа реализуется на базе МБОУ ДОД ЦДОД «Витязь» в кабинете этики, Военно-историческом музее, Музейно-выставочном центре г.Зеленогорска, библиотеке им. В.Маяковского, войсковой части № 3475.
Цель программы: развитие нравственной, социально адаптированной личности подростка, владеющей основами культуры поведения.

Задачи программы:

-познакомить детей с этикетной терминологией, развивать умение использовать «специальные слова» в повседневной жизни;

-формировать представления о нормах этического поведения;

-развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ

собственного поведения и поступков окружающих людей;

-развивать у подростков навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.
Условия приема в программу

В программу «Этика и этикет» принимаются обучающиеся военно-патриотического отдела.
Основными формами организации занятий по программе являются:

групповая, коллективная, индивидуальная.

Формы проведения занятий:

-круглый стол

-экскурсия

-беседа

-диспут

-открытый микрофон

-конкурс

-коллективное творческое дело

-ролевая игра

-элементы тренинга

-тестирование

-массовое мероприятие

-нетрадиционные

-видео-занятие.
Методы реализации учебной программы

При проведении занятий используются словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемно-поисковые, ассоциативно-сравнительные методы. Выбор методов зависит от цели занятия, условий, контингента обучающихся.
Ожидаемые результаты

-Высокая степень социализации и общественной активности подростков.

-Динамическое развитие эмоционального интеллекта как базы деятельной социализации личности.

-Развитие адаптационных качеств личности.

-Стремление к изучению и восприятию общепринятых нравственных норм и явлений, художественной и эстетической культуры.

-Способность к контролю своего психического состояния.

-Стремление к формированию собственного гармонического облика.
Программа работает на дальнейшую жизненную перспективу обучающихся: на всех этапах жизни у каждого выпускника возникает потребность и необходимость использования полученных этических знаний.

Уровень учебных достижений обучающихся в соответствии с программными целями определяется тестированием (приложение) в начале и в конце учебного года, а также промежуточным контролем (по разделам программы). Отношение к обучению, включая мотивацию и интерес к предмету, определяется с помощью анкеты "Полезны ли были для тебя уроки этикета?».
Учебно-тематический план

первого года обучения




Раздел

Количество часов

Формы проверки

теория

практика

всего




1

Введение


1

--

1

Опрос

2

Быть воспитанным - что это значит?

4

1

5

Опрос, работа по карточкам

3

Этика и этикет

9

3

12

Тесты, мини-конкурс

4

Умение думать о других

8

2

10

Работа по карточкам, загадки

5

До дружбы надо вырасти

6

1

7

«Защита» реферата

6

Итоговое занятие

--

1

1

Зачёт (творческий рассказ)




Итого

28

8

36




Содержание программы первого года обучения

1. Введение (1 ч)

Теоретическое занятие:

«Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет».

Принцип гуманизма, сущность которого – уважение и доброжелательное отношение к людям.

2. Быть воспитанным – что это значит? (5 ч)

Теоретические занятия:

Вежливость как основа воспитанности. Понятия – вежливость, деликатность, тактичность.

Разбор ситуаций, проявление или отсутствие такта, деликатности в поведении человека.

Внешняя и внутренняя воспитанность человека. Моральная и эстетическая оценка поступков. Наука этика, что она изучает. Сочетание внешнего и внутреннего в нравственной характеристике личности.

Какого ты рода – племени? Гражданином быть достойным. Этика поведения человека, как представителя своей страны. Поведение кадет – характеристика их воспитанности, лицо семьи, центра «Витязь».

Уважать человека. Точность, аккуратность, обязательность.(Точность, аккуратность как обязательный признак воспитанности).

Практическое занятие:

Мини-тренинг «Мои достоинства».

3.Этика и этикет (12 ч)

Теоретические занятия:

Этическая сущность этикета. Дать понятия «этика», «этикет». «Этикетка» поведения каждого человека. Этика как правила поведения и отношения к внешнему виду. Познакомить с правилами этикета и золотым правилом этики.

Застольный этикет. Столовая посуда, ее назначение. Правила пользования столовыми предметами. Сервировка стола (повседневная, праздничная). Правила поведения за столом. Демонстрация: DVD «Столовый этикет». Электронная презентация: «Праздничная сервировка стола». Расположение столовых приборов, сервировка стола повседневная, праздничная.

Дома и в гостях. Особенности требований этикета в домашней обстановке и в гостях, в наиболее типичных ситуациях.

В центре «Витязь» ты хозяин и гость. Применение требований этикета и этических правил в повседневной жизни центра. Практическая работа Разработка правил поведения «Заветы кадета».

Правила на каждый день. Путешествие по одному дню, с позиций норм и правил этики и этикета.

Практические занятия:

Сервировка стола (повседневная, праздничная).

Ситуативно-ролевые игры "Мы в гости, гости к нам...".

«Светское чаепитие».

4.Умение думать о других (10 ч)

Теоретические занятия:

Мы живем среди людей. Основные нормы этики в отношениях с окружающими.

Активность жизненной позиции человека. Сознательность. Единство слова и дела как повседневной нормы поведения;

Добротой себя измерь. Основа этики отношений с людьми – принцип уважения и доброго отношения к людям. Оценка себя и других в отношениях с окружающими с позиции этики.

Чью старость ты утешил? Этика отношений со старшими и младшими. Нравственные позиции этих отношений.

Раздели печаль и радость другого. Сложность и тонкость этических норм отношений с людьми. Об умении быть причастным, уметь видеть и понять состояние другого.

О матерях можно говорить бесконечно (М. Горький). Забота и внимание к матери, бережное отношение к ее здоровью - этическая норма поведения воспитанного человека.

Завтрашний характер - в сегодняшнем поступке. Осмысление этических знаний и норм поведения с позиции формирования характера.

Береги все живое. Этические нормы отношения человека к природе и всему живому.

Практические занятия:

Мини-тренинг «Сердце». Анализ педагогических ситуаций.

Письменная работа "Я в прошлом, настоящем и будущем"
5.До дружбы надо вырасти (7 ч)

Теоретические занятия:

Если радость на всех одна. Этическая сущность дружеских отношений.

Товарищ, друг. От чего бывает одиноко? Типичное и особенное в этике отношений. Этические нормы отношений в коллективе.

Чтобы быть понятым. Этические требования к личности в коллективе.

Дружили мальчик с девочкой. Проблема этики поведения и отношений между мальчиками и девочками.

Без друзей меня чуть-чуть. Нравственная самооценка как члена коллектива, товарища, друга.
6.Итоговое занятие (1ч)

Практическое занятие:

Творческий рассказ: «Какой я друг?» (анализ личностных качеств, значимость дружбы).

Заполнение анкеты (организация обратной связи).
Учебно-тематический план

второго года обучения




Раздел

Количество часов

Формы проверки

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

-

1

Опрос

2

Правила вежливого человека

4

1

5

Работа по карточкам

3

Этикет в твоей жизни

9

3

12

Конкурс, тесты

4

Добру откроется сердце

8

3

11

«Защита» электронных презентаций

5

Об умении понять другого

5

1

6

Кроссворд, словарный диктант

6

Итоговое занятие

-

1

1

Зачёт (семинар)




Итого

27

9

36




Содержание программы второго года обучения

1.Введение (1ч)

Теоретическое занятие

«При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою» В.А. Жуковский.

Осмысление личностных качеств с позиции нравственности.
2.Правила вежливого человека (5 ч)

Теоретические занятия:

Оглянись внимательно вокруг. Взаимоотношения с окружающими людьми. Общее этическое правило, умение его применять

Умение быть самим собой. Поведение человека в зависимости от ситуации и среды общения: дом, улица, школа, центр «Витязь», музей, кино, транспорт и т.п.

Гражданином быть обязан. Понятия «гражданин», «патриот». Связь понятий между собой. Социальный статус гражданина, его конституционные права и обязанности.

«Даже будни может труд сделать праздничными днями». Общественная работа, сознательное отношение к своим обязанностям, трудовой образ жизни.

Практические занятия:

Сюжетно-ролевые игры «Я и мои социальные роли».

3.Этикет в твоей жизни (12 ч)

Теоретические занятия:

Твой стиль поведения. Понятие стиль. Индивидуальный стиль. Стиль поведения воспитанного человека (одежда, жесты, слова).

Поймите меня правильно (этикет в культуре общения). Правила ведения беседы, ее организация и постановка вопросов, об умении слушать и слышать, понимать собеседника, необходимости уважать чужое мнение

Поиграем и подумаем. Определение значимых нравственных качеств подростков. Оценивание собственного и коллективного.

Когда какое слово молвить. Слово, его сила и власть, его возможности. Об умении пользоваться словом. О важности умения точно, исчерпывающе выражать, излагать, объяснять, формулировать свои мысли и чувства.

За общим столом. Поведение за общим столом дома, в гостях (в присутствии взрослых). Благородство манер, поступков, общения - основа воспитанного человека.

Практические занятия:

Фрагменты деловой игры «Профессия репортер». «Приглашение к столу». Мини - конкурс. Элементы тренинга «Как вести себя в конфликтных ситуациях».
4.Добру откроется сердце (11ч)

Теоретические занятия:

Доброта и доброжелательность. Доброта, милосердие, радость переживание за других людей - основа человеческого счастья. Жизненный принцип: «Будьте друг к другу добры, сострадательны».

«Поспешай делать добро». Общечеловеческие ценности. Умение видеть красоту в простом и обыденном, умение дарить тепло и доброту.

«Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой). На уроках идет речь о том, какое нравственное значение имеют мысли, слова, дела, поступки, стремления, желания, побуждения человека.

Родительский дом. Понятия "дом", "семья", "род", "предки", "потомки. Связь этих понятий, их святость, незыблемость, самоценность, их значение в судьбе человека.

Любите ваших матерей. Занятие-размышление о загадочности, величии и щедрости материнской любви, о загадках этого волшебного колодца, из которого вечно черпается самое бескорыстное чувство. Роль матери в создание уюта, тепла, счастья всех членов семьи.

О тех, кто сердце отдал людям. Понятие долг, честь. Люди долга. «Лишь тот богат, кто бескорыстен» Сердце отдай людям, а честь – сохрани... Притча «О рваном сердце».

Умей быть щедрым. Щедрость. Готовность отдавать людям то, чем дорожишь, отдавать охотно, не думая о награде, похвале или ответном даре, не заботясь о том, как человек распорядится твоим подарком.

Добрыми делами славен человек. Совестливость, добрая воля, сострадание, добрые дела, конкретная помощь людям, защита тех, кто в этом нуждается. Примеры детей о добрых людях, которых они встречали в жизни. Анализ детских впечатлений.
Практические занятия:

Рассказ «Моя семья, что она для меня значит…». Изготовление поделок. Рисунки «Моя мама самая…». Оформление выставки. Диспут «Достойный человек, каков он?».
5.Об умении понять другого (5 ч)

Теоретические занятия:

Присмотритесь друг к другу. Индивидуальность, уникальность каждого человека.

О дружбе мальчиков и девочек. Взаимоотношения между противоположным полом, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Анализ стихотворения «Мальчик с девочкой дружил». Автор С. Михалков

Об уступчивости. Умение встать на место другого. Чуткость и понимание. Представить и понять, что может чувствовать и думать человек. Чтение и анализ рассказа “Уступайте друг другу”

Один за всех, и все за одного. Потребность человека в дружбе; о том, что "дает" дружба и что "берет"; о правилах дружбы, правах и обязанностях в дружбе; о том, с кем можно дружить: как найти друга и быть им, в чем выражается дружба.
Практические занятия:

Составление кодекса дружбы (индивидуальная, коллективная деятельность).
6.Итоговое занятие (1 ч)

Семинар по пройденному курсу. Заполнение итоговой анкеты (организация обратной связи).
Учебно-тематический план

третьего года обучения




Раздел

Количество часов

Формы проверки

теория

практика

всего

1

Вводное занятие.

«Мы родились, чтобы оставить след”

1

-

1

Опрос

2

История этикета

6

2

8

Работа по карточкам, «защита» презентации, реферата

3

Традиции этикета

10

5

15

Конкурс, тесты

4

Без добрых дел нет доброго имени

9

2

11

Кроссворд, викторина

5

Итоговое занятие




1

1

Зачёт («свободный микрофон»)




Итого

26

10

36





Содержание программы третьего года обучения

1.Введение (1ч)

Теоретические занятия.

«Мы родились, чтобы оставить след».

Знакомство с историческими произведениями: "Поучение Владимира Мономаха" (Киевская Русь), "Юности честное зерцало" (Петровская эпоха), "Правила поведения, созданные для юношества" (Ян Амос Коменский). Этическая культура поколений
2.История этикета (8 ч)

Теоретические занятия:

Этикет от прошлого до наших дней. Этическая культура поколений. Связь поколений.

Этапы развития этикета, замена отживших норм поведения новыми, диктуемыми новыми условиями времени.

Практические занятия:

Этикет разных стран. Обучающиеся самостоятельно могут выбрать вид деятельности (составление презентации, написание реферата, устные сообщения), страну для изучения, с последующей «защитой» своей работы.

Современный этикет, его виды. Виды этикета: придворный, дипломатический, воинский и общегражданский. Общие правила этикета. Основы воинского этикета.
3.Традиции этикета (15 ч)

Теоретические занятия:

Основные требования этикета. Показатели культуры поведения человека в обществе. Вежливость. Тактичность. Обязательность. Скромность. Деликатность. Галантность. Корректность. Уважение.

Демонстрация видеороликов с последующим обсуждением: «На службе в Президентском полку», «Кадетские корпуса России».

Речь и этикет. Обращение к знакомому и незнакомому взрослому. Умение говорить и слушать других, монолог, диалог, дискуссия, беседа. Вежливая просьба, вежливый отказ. Правила разговора по телефону. Этикетные выражения в ситуации поздравления, преподнесения подарков, написания писем. Культура речи военнослужащих.

«И лицо и одежда…». Этикет в культуре внешности. Этикетные требования к внешнему виду, соответствие одежды и ситуации, мода, гигиена одежды. Соответствие внешнего облика и индивидуальных особенностей человека. Служебный этикет военнослужащих - требования к форменной одежде, правила приветствия,- культура поведения в общественных местах
Практические занятия:

Повседневная, деловая, праздничная одежда. Выполнение творческого задания в технике «коллаж».

Ролевые игры с позиции галантности, корректности, деликатности: «приглашение», «отказ», «телефонный разговор», «преподнесение подарка».

Практикум «Культура общения»

Мини-конкурс «Рыцарский турнир».

Экскурсия в музейно-выставочный центр (поведение в общественных местах)

Экскурсия в воинскую часть (воинские ритуалы)
4.Без добрых дел нет доброго имени (11ч)

Теоретические занятия:

Истоки доброты. Детство, отчий дом - начало больших добрых дел.

Торопись обрадовать. Доброта, человечность, чуткость, доброжелательность. «Свод законов доброты».

Чувство причастности. Причастность – одно из главных качеств личности. Причастность к состоянию другого человека. Умение глазами увидеть радость или беду другого человека, откликнуться на нее.

Практическое занятие:

Решение и анализ педагогических ситуаций, с точки зрения причастности.

О культуре чувств. Понятие высоких, нравственных чувств - долг, патриотизм, сострадание. Поступок человека как проявление его нравственного чувства с интересами других людей, законами природы. Формирование культуры чувств, в процессе общения с природой, в совместной деятельности.

Уголок Отчизны, отчий дом. Мой дом, город и край. Связь между семьей и народом, домом и Отечеством, связь между любовью к семье и к своему народу, любовь к дому и к Отчизне.

А каков же я? Осознание своих отношений с окружающим миром, осмысления себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека.

Практическое занятие:

Род. Родина. Родословная. Составление генеалогического древа (в сборе информации оказывают помощь родители). Вид деятельности определяется самостоятельно (презентация, рисунок, рассказ, таблица).
5.Итоговое занятие (1ч)

Практическое занятие:

«Урок благодарности». Заполнение итоговой анкеты. (Организация обратной связи).
Условия реализации программы

Для успешной реализации образовательной программы «Этика и этикет» необходимы следующие условия:

-Квалифицированное кадровое обеспечение: педагог должен иметь высшее педагогическое образование

-Наличие в достаточном количестве оборудования и инвентаря:

-учебного кабинета, оснащенного мебелью

-скатертей, салфеток

-столовых приборов- 2набора

-чайно-кофейного сервиза- 1шт.

-дидактического материала

-карандашей, листов ватмана

-бумаги писчей и для принтера

-фломастеров, маркеров

-телевизоров-1шт.

-видеомагнитофонов-1шт.

-видеокамер-1шт.

-компьютеров-1шт.

-DVD-плееров-1шт.

-принтеров-1шт.

-ксероксов-1шт.

-сканеров-1шт.

-мультимедийного проектора-1шт.

-экрана проекционного-1шт.

-цифрового фотоаппарата-1шт.

-магнитофона-1шт.

Видеофильмов, электронных материалов

1.Видеофильм «Застольный этикет».

2.«Шедевры русской живописи» (СD - диск).

3.Сборник картин «Современное российское искусство».
Список литературы для обучающихся:
1.Гражданином быть обязан. Учебное пособие. М.1999.

2.Большая книга по этикету. - Минск ХАРВЕСТ, 2000 .

3.Искусство сервировки. «АСТ-ПРЕСС-КНИГА» 2004.

4.Энциклопедия хороших манер. - ООО «Золотой век», 1997.

5.Энциклопедия этикета «МиМ-Экспресс», 1996.

6.Великие мысли великих людей. Антология афоризма в 3-х томах М., «РИПО КЛАССИК», 1998.

Периодических изданий:

Журнал «Воспитание школьников». Азбука нравственного воспитания, 2007, №№ 1, 2, 3, 4.

Журнал «Школьный психолог», 2004, №17, 2005, №10.

Учебное пособие «Верность воинскому долгу». - №4, М.2001.

Литература

  1. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 144 с. (Вместе с детьми).

  2. Григорьева Т.Г., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения. Хрестоматия–Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; 1997.

  3. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 1997.

  4. Инга Вольф. Современный этикет. – М.: “Кристина и Ко”, 1997.

  5. Корчинова О. В. Детский этикет. – Ростов на Дону «Феникс», 2002.

  6. Линн Бренен. Деловой этикет. М.: РИПОЛ Классик, 2008.

  7. Марьенко И.С. Нравственное становление личности школьника. - М.: Просвещение, 1985.

  8. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006. – 168 с.

  9. Насонкина С.А. Уроки этикета. – М.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2003.

  10. Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология, издание второе . - М., 1999.

  11. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей, М.: «Просвещение», 1986.

  12. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999.

  13. Попов Л.А. Этика. - М., 1998.

  14. Учебное пособие для учащихся ЗФМШ по курсу “Правила хорошего тона. Этикет” / Сост. Т.П.Старжевская. – М.: МИФИ, 1998.

  15. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя/ [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.: ил.

  16. Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-7 классов. В 2-х изданиях – М.: Школа-Пресс, 1998.

  17. Шемшурина А.И. «Основы этической культуры». - М.: Школа-Пресс, 1999.

  18. Энциклопедия гостеприимства, Феникс 2000.

  19. Энциклопедия этикета,»МиМ-Экспресс», 1996.

  20. Этикет от А до Я / Авт.-сост. Гусев И.Е. – Минск: Харвест, 1999.


ПРИЛОЖЕНИЯ
1.Планы – конспекты занятий-3шт

2.Вопросы для проверки знаний по разделам

3.Диагностика нравственной воспитанности

4.Итоговая анкета

5.Карточки

6.Тесты

7.Анкета-опрос

8.Вариант письменного задания

Конспект занятия №1

(для группы первого года обучения)
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Этика и этикет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета». Одно из значений слова «этика» – система норм нравственного поведения...
Программа «Этика и этикет» iconПрофессиональная этика и служебный этикет
Этика и деонтология в урологии (тренировочные тесты для студентов лечебно-профилактического и педиатрического факультетов)
Программа «Этика и этикет» icon«Профессиональная этика и этикет»

Программа «Этика и этикет» iconПрофессиональная этика и служебный этикет
По проведению внеклассного мероприятия с применением инновационных моделей обучения
Программа «Этика и этикет» iconМетодическое пособие содержит программу курса «Профессиональная этика и этикет»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Программа «Этика и этикет» iconУчебно-методический комплекс по модулю история этической мысли дпп....
Рассматриваются темы: «Этика Древней Индии и Древнего Китая», «Античная этика», «Религиозная этика», «Христианская этика средневековья»,...
Программа «Этика и этикет» iconРабочая учебная программа по дисциплине Профессиональная этика и этикет
Гос впо направления (специальности) 230500 Социально-культурный сервис и туризм, рег. №293 св/сп от 27 марта 2000
Программа «Этика и этикет» iconУчебно-методический комплекс этика и деловой этикет в гостиничном...
Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования
Программа «Этика и этикет» iconУчебной и научно-исследовательской работы студентов Этика и история...
Темы для рефератов и самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы студентов
Программа «Этика и этикет» iconТерминологический словарь по дисциплине «Профессиональная этика и...
Мбоу «Камско-Устьинского татарская средняя общеобразовательная школа» Камско-Устьинского муниципального района рт
Программа «Этика и этикет» iconРабочая программа по дисциплине «Юридическая этика» Тема 1 Введение...
Достижению этих целей во многом способствует изучение дисциплины «Юридическая этика»
Программа «Этика и этикет» iconСамостоятельная работа студентов: освоение теоретического материала,...
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины 22
Программа «Этика и этикет» iconДвокатская этика
Содержание Введение. 3 1 Адвокатская этика. Общие понятия и принципы. 4 2 Этические правила поведения адвоката с коллегами и клиентами....
Программа «Этика и этикет» iconПрофессиональная этика и этикет учебно-методический комплекс
«Экономика», магистерских программ «Экономическая теория и финансово-кредитные отношения», «Экономика фирмы и отраслевых рынков»,...
Программа «Этика и этикет» iconУрок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27
Вводный урок. Что такое этикет? с. 4
Программа «Этика и этикет» iconПояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск