Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27





НазваниеУрок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27
страница1/5
Дата публикации16.09.2013
Размер0.59 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Математика > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

городского округа город Буй

Костромской области.

Конспекты уроков этики

5 класс

Разработала: Князева Оксана Николаевна


2007 год


Содержание

1. Содержание……………………………………………………………………..с.2

2. Пояснительная записка………………………………………………………..с. 3

3. урок 1. Вводный урок. Что такое этикет?........................................................с. 4

4. урок 2. Что такое вежливость?..........................................................................с. 9

5. урок 3. Что такое вежливость?.........................................................................с. 11

6. урок 4. Правила приветствия…………………………………………………с. 13

7. урок 5. Правила знакомства и представления………………………………..с.16

8. урок 6. Просьба и приказ……………………………………………………...с. 18

9. урок 7. Комплименты………………………………………………………….с. 21

10. урок 8. Лестные и льстивые слова…………………………………………..с. 23

11. урок 9. Обобщающий урок по теме «Речевой этикет»…………………….с. 25

12. урок 10. Поздравление и пожелание………………………………………...с.27

13. урок 11. Столовый этикет. Столовое белье. Виды салфеток……………...с. 29

14. урок 12. Искусство складывания салфеток…………………………………с. 31

15. урок 13. Накрытие чайного (кофейного) стола…………………………….с. 32

16. урок 14. Поведение за чайным столом……………………………………...с. 33

17. урок 15. Общие правила столового этикета………………………………...с. 35

18. урок 16. Гостевой этикет. Правила для гостей……………………………...с.38

19. урок 17. Правила поведения для хозяев…………………………………….с. 40

20. урок 18. Правила поведения в магазине…………………………………….с. 42

21. урок 19. Поведение на улице…………………………………………………с.44

22. урок 20. Правила поведения во время игры………………………………....с.46

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Без знания понятий и норм нравственности невозможны общение людей и их взаимоотношения, а также любая общественная и осознанная деятельность. Поэтому со всей очевидностью встают вопросы непрерывного и систематического сообщения детям нравственных знаний или, другими словами, обеспечения им базового нравственного образования в общей системе общеобразовательной подготовки школьников.

Этика как наука о нравственной жизни человека предполагает глубинное осмысление сущности вопросов бытия, столь важных для становления личности подростков. С этой целью занятия организуются как важный и серьезный диалог, в процессе которого ученик может «увидеть», «открыть» мир своего «Я», определить путь к нравственному взрослению, осмыслению самого себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека.

Между тем введение уроков этики в школе связано с целым рядом трудностей (одна из них – научно-методическая неразработанность проблемы).

В 1997 году в Костроме была издана программа «Этическая грамматика». Работая по данной программе несколько лет, я поняла, что в нее необходимо внести изменения. Первая причина – это то, что система нравственных знаний должна быть сгруппирована во взаимосвязанные содержательные линии, каждая из которых находит свое воплощение в разных формах на соответствующих этапах школьного обучения. Еще одна причина – это отсутствие специальной литературы по некоторым темам. Новая программа для меня более удобна, т. к.:

1. В ней есть логические связи между темами и уроками.

2. Накоплен немалый материал по этим темам.

3. По данной программе составлены экзаменационные билеты за 9 класс.

4. В программу включены актуальные для учащихся вопросы.

Опыт включения этики в практику современной школы показывает, что учителя не только понимают необходимость специально организуемого этического воспитания школьников, стремятся следовать каким-либо рекомендациям и программам, но и пытаются самостоятельно составлять этические программы, использовать их в работе с детьми. Таким образом, система воспитания этической культуры школьников с введением курса этических занятий совершенствуется. И уже от учителя зависит, насколько эффективен будет результат педагогических усилий.
Программа рассчитана на 5 лет, 34 часа в год, 1 час в неделю.


Урок 1.
Тема: Вводный урок. Что такое этикет?
Цель:

  • познакомить учащихся с понятиями «этикет», «этикетная ситуация».


Ход урока:

1. Орг. момент (знакомство, требования к ведению тетради по этикету).

2. – Сегодня вы познакомитесь с новым учебным предметом. Мы будем изучать этикет. В этой науке много всяких премудростей. Мы научимся вести себя в театре, в кино, в музее, в кафе. Научимся не ссориться с друзьями, делать приятное своим родным и близким людям, научимся беречь свое время. Когда мы изучим все эти премудрости, поймем и запомним их, нас можно будет назвать счастливыми людьми. Ведь не только детям, но и очень многим взрослым хочется, чтобы все их друзья, соседи и даже вовсе незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто не делал им замечаний. Весь секрет в том, что к воспитанному, доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Только такого человека все любят и уважают. И у него есть добрые и верные друзья, с которыми ему никогда не бывает скучно.

– Какими качествами должен обладать человек, чтобы его считали воспитанным?

( по ответам учащихся составляется таблица, дети ведут записи в тетрадях)

Признаки воспитанного человека.

Чистый Добрый



Я



Культурный Вежливый
Опрятный Уважает людей


(дома учащиеся вместо буквы «Я» могут приклеить свою фотографию, нарисовать свой портрет)

Воспитанность – это умение щадить, беречь и уважать окружающих и соблюдать нормы поведения

Воспитанный человек всегда соблюдает нормы этикета.

Этикет – это правила поведения в обществе.

Сейчас я прочитаю отрывок из книги Г.П. Шилаевой и О.М. Журавлевой «Новые правила поведения для воспитанных детей». А вы должны назвать норму этикета, которую нарушают ребята.

1) - Игрушек много у меня,-

Я их не убираю,

Хотя они уже два дня

Всем проходить мешают!

И что же вышло? – Сам упал,

И было очень больно!

С тех пор я убираться стал –

И все теперь довольны.

+ Всегда следи за порядком в своей комнате.

2) – Я уже совсем большой –

Сам решил одеться.

Но когда я подошел

В зеркало смотреться,

То увидел, что не так

Мама одевала.

На руке один башмак,

А перчаток мало.

Сколько ног имею? Две!

А носок всего один!

И штаны на голове –

Вот какой у мамы сын!

Чтоб не стали все смеяться,

Лучше все скорей сниму!!!

Но пора уж научиться

Одеваться самому.

+ Учись правильно одеваться.

3) – Знать обязаны детишки,

Что не надо портить книжки:

В них не стоит рисовать

И листочки вырывать!

Все странички в них важны,

Книжки вы беречь должны.

А закончили читать –

Книжку надо в шкаф убрать.

Книжек много есть вокруг,

Каждая – прекрасный друг!

+ Никогда не порти книги.

4) – На себя не проливай

Суп горячий или чай.

Осторожней будь, когда

Горяча твоя еда.

Ешь спокойно, не вертись,

Над тарелкой не крутись.

+ Сиди за столом спокойно.

– Мы должны помнить о том, что с воспитанными людьми всегда приятно иметь дело. А если человек не воспитан?

Сейчас я прочитаю вам сказку Т. А. Шорыгиной «Федя и волшебный ключик». В тексте будут звучать вопросы, на которые вы должны дать ответы.


Федя и волшебный ключик.

Утром Федя как обычно капризничал и ворчал: «Чай пить не буду! Он совсем остыл и к тому же не сладкий!»

– Не надоело тебе ворчать? – вздохнула мама. – Одевайся поскорее, а то я опоздаю на работу, а ты – в детский сад.

– Не пойду я сегодня в детский сад! – угрюмо сказал Федя.

Мальчик не хотел говорить маме, что вчера поссорился с Колей.

– Но почему? Может быть, ты заболел? – встревожилась мама.

– Ничего я не заболел, просто неохота мне в детский сад идти. Вот и все.

– Может, кто-то тебя там обидел?

– Да никто меня не обижал, - хмуро бросил Федя.

– Тогда хватит капризничать, поскорей надевай куртку, шапку, завязывай шарф и побежали!

Делать нечего! Пришлось Феде послушаться маму, одеться и идти в детский сад.

  • Почему Федя не хотел идти в детский сад?

Не успел Федя повесить куртку в шкафчик, как к нему подлетела Верочка. Тряхнув короткой кудрявой челкой, она затараторила:

– Доброе утро, Федя! Надеюсь, ты не забыл, что мы с тобой сегодня дежурные! Быстрей переобувайся и пошли помогать Зинаиде Ивановне столики для завтрака накрывать.

– Не забыл, не забыл, - хмуро ответил Федя, даже не поздоровавшись с Верочкой. – Какая болтливая, вертлявая девчонка, - подумал он, когда Верочка танцующей походкой убежала в игровую комнату, и нехотя пошел следом за ней.

  • Как вы думаете, легко ли общаться и дружить с Федей? Почему?

Нельзя сказать, что Федя был ленивым мальчиком, но дежурить ему не хотелось. Особенно портило настроение то, что пока он дежурит, другие ребята весело играют в разные увлекательные игры.

Войдя в игровую комнату, Федя сразу заметил, что там появились новые игрушки: большой подъемный кран, микроавтобус, грузовик и красный бульдозер.

Ребята уже играли с ними: все вместе строили высокий дом из разноцветных кубиков.

Федя подошел поближе.

– Федя! – послышался голос Зинаиды Ивановны. – Давай поздороваемся.

  • Всегда ли вы, заходя в помещение, здороваетесь с теми, кто там находится?

– Здравствуйте, Зинаида Ивановна! Здравствуйте, ребята! – выдавил из себя Федя.

  • Можно ли назвать Федю вежливым и доброжелательным?

– Здравствуй, Федя! – весело отозвалась Зинаида Ивановна. – Помоги-ка нам стол накрыть, скоро завтракать сядем.

Феде очень хотелось поиграть с новыми игрушками, но спорить с Зинаидой Ивановной он не стал.

После завтрака ребята с воспитательницей пошли на прогулку.

Дима спросил:

– Будем снежную крепость строить?

– Будем, - согласились ребята.

Федя строил крепость вместе со всеми, катал большие снежные комья.

Крепость вышла на славу: прочная, высокая, с башнями и маленьким оконцем.

– Я буду командиром крепости! – крикнул Федя.

– Почему ты? – удивился Коля.

– Потому что я самый большой ком прикатил! Да и папа у меня военный. Я все команды знаю! – гордо ответил Федя.

Ребята немного посовещались, и Коля сказал:

– Командиром крепости будет Дима!

– Да! Да! Дима! – хором подтвердили ребята.

– Это еще почему? – удивился Федя.

– Дима справедливый и добрый, - ответил коля.

А Денис добавил:

– Дима никогда не ворчит, никого не обзывает, все поровну делит.

  • А кого выбрали бы вы – Федю или Диму? Почему?

– Тогда я вообще с вами играть не буду! – обиделся Федя и отошел в сторону.

Вечером он вернулся из детского сада грустным. Как-то не складывались у Феди отношения с ребятами, а почему – мальчик не понимал.

  • А вы знаете, почему?

В субботу папа взял Федю в гараж.

Папа стал чинить машину, а сына попросил навести порядок в коробке с винтиками, гайками и разными мелкими деталями.

Федя начал разбирать коробку и вдруг заметил в ней что-то яркое и блестящее. Он пригляделся и вытащил маленький ключик.

– Папа, смотри, что я нашел! Золотой ключик! От чего этот ключик, ты не знаешь?

Папа взял ключик, повертел его в руках и пожал плечами:

– Не знаю, сынок! Я этого ключика раньше не видел.

Федя полюбовался ключиком и положил его в карман джинсов.

Мальчик даже не догадывался, что золотой ключик был волшебным!

Когда в понедельник Федя пришел в детский сад, то первым, кого он встретил, был Коля. Федя хотел незаметно проскочить мимо, не поздоровавшись с Колей, но вдруг его губы сложились в приветливую улыбку, и он весело сказал:

– Доброе утро, Коля! Я рад тебя видеть!

– Доброе утро, «дядя» Федор, - пошутил Коля.

Но Федя совсем не обиделся.

На прогулке Федя предложил поиграть в поезд. Он поставил несколько санок друг за другом, связал их, усадил в санки девочек и сказал:

– Санки – это вагоны, вы будете пассажирами, а я – электровозом.

Федя загудел, изображая электровоз, и повез «вагоны» по заснеженной тропинке. Девочкам игра понравилась!

– Здесь остановка, - сказал Федя возле ледяной горки. – Немного покатаемся с горки, потом поезд снова отправится в путь.

Федя придумывал новые и новые игры, и ребята всю прогулку не отходили от него.

  • Почему ребята во время прогулки не отходили от Феди?

– Зинаида Ивановна, - вежливо обратился Федя к воспитательнице, - можно я помогу Вам: проверю, все ли совочки, лопаты, ведерки мы собрали. А то занесет их снегом, потом и не найдешь!

– Ну, помоги, Федюня! – удивленно и ласково сказала Зинаида Ивановна.

Честно говоря, Федя и сам себя не узнавал: ему хотелось всем помогать, говорить хорошие слова. Мальчик ни с кем не поссорился, как бывало раньше.

Федя, конечно, не догадывался, что ему помогает волшебный ключик!

Скоро у Феди появилось множество друзей, а его лучшим другом стал Дима.

Весной Федя переоделся в шорты, а волшебный ключик так и остался в кармашке его старых джинсов. Но Федя и без ключика оставался доброжелательным, вежливым и веселым. Никто уже и не помнил, каким ворчливым и обидчивым он был.

Вот такая история!

Хотите верьте, хотите нет!
3. Итог урока.

– Какие новые понятия вы сегодня узнали?

4. Дом. задание: написать в тетради известные вам вежливые слова.

Урок 2.
Тема: Что такое вежливость?

Цели:

  • Познакомить учащихся с понятием «вежливость».

  • Развивать у учащихся способность отличать хорошие поступки от плохих.

  • Вырабатывать навыки поведения в разных этикетных ситуациях.


Ход урока.

1. Проверка дом. задания.

– Что такое этикет?

– Для чего люди изучают этикет?

– Какими качествами должен обладать воспитанный человек?

– Какие вежливые слова вы вспомнили дома?
2. – Скажите, как называют человека, который всегда относится к другому внимательно, сердечно, по-доброму? Он какой?

+ Такого человека называют вежливым.

(в тетрадях)

Вежливость – это уважительное отношение к другим людям.

«Вежа» - древнерус. «знаток», тот, кто знает правила приличия.

– Сейчас мы определим, какие вы знатоки вежливости.

Игра «Вежливо – невежливо»

Ситуацию нужно оценить хлопками. Если вежливо – 2, невежливо – 1.

  • Поздороваться при встрече.

  • Толкнуть и не извиниться.

  • Помочь поднять упавшую вещь.

  • Не встать, обращаясь к учителю.

  • Взять билеты в автобусе.

  • Не уступить место в транспорте.

  • Не заметить недовольство мамы.

  • Брать без очереди что-то в магазине.

  • Подать пальто.

  • Грубить старшим.

  • Помочь бабушке пройти на другую сторону улицы.

Игра «Вежливые слова»

(вставить их хором)

Однажды Вова поехал в театр, в трамвае он сел около окна и с интересом стал рассматривать улицу. Вдруг трамвай остановился, и вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь,…». Женщина очень вежливо поблагодарила Вову: «…». Неожиданно трамвай резко затормозил, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «….»

– А сейчас послушайте стихотворение С. Маршака и ответьте на вопрос: о каких вежливых поступках идет речь?


Ежели вы вежливы.

Ежели вы вежливы и к совести не глухи,

Вы место без протеста уступите старухе.

Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,

В троллейбус вы поможете взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы, поможете вы маме,

И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.

И ежели вы вежливы, то в разговоре с тетей,

И с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьете.

И ежели вы вежливы, тому, кто послабее

Вы будете защитником, пред сильным не робея.

Знал одного ребенка я, гулял он с важной нянею,

Она давала тонкое ребенку воспитание.

Был вежлив этот мальчик и, право, очень мил.

Отняв у младших мячик, он их благодарил. «Спасибо», - говорил.

Нет, ежели вы вежливы, то вы благодарите,

Но мячика у мальчика без спросу не берите!
– О вежливости мы судим не только по поступкам, но и по речи человека.

3. (в тетради)



Вежливый человек.

  • Тот, кто хочет и умеет считаться с другими.

  • Тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна.

  • Тот, кто вежлив и со старшими, и с младшими.

  • Тот, кто всегда один и тот же.

Вежливый человек – это воспитанный человек.

Д. С. Лихачев.




4. Дом. задание: учить записи.

По желанию: придумать «Вежливую сказку» о поведении в школе или на улице.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconЭтические нормы речевой культуры. Особенности национального речевого этикета
Текст задачи: Раскройте понятие речевой этикет. Докажите, что русский речевой этикет имеет национальную специфику. Выделите ключевые...
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconУрок английского языка в 5 классе по фгос
Приветствует учеников. Эмоциональное вхождение в урок. Good morning! I’m glad to see you. And you? Пожелание успехов
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconУрок русского языка в 11 классе Тема: «Речевой этикет делового общения....
Тема: «Речевой этикет делового общения. Официально-деловой стиль. Деловое письмо»
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconУрок русского языка по учебнику «Русский язык. 1 класс»
Тема: Речевой этикет: выражение просьбы в различных ситуациях общения. Отработка порядка действий при списывании
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconРабочая программа по факультативному курсу «Речевой этикет»
«Речевой этикет» разработана на основе авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: (автор-составитель...
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 icon«Этикет»
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для...
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconУрок – последний урок в теме. Учебный предмет
Урок входит в тематический блок "Россия первой четверти XVIII века", проводимый урок – последний урок в теме
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Современный рынок труда. 28 урок. Пути получения профессии. 29 урок. Навыки самопрезентации. 30 урок. Стратегия выбора профессии....
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconУрок конкурс 10. Интегрированный урок >11. Межпредметный урок 12....
Изменение временных рамок, оптимальный временной вариант –1,5 астрономических часа. (Нерегламентированный урок)
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconУрок по теме «Культура питания столовый этикет»
Вступительное слово учителя о необходимости знаний по культуре питания и столовому этикету
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок – урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, учащихся по теме «Использование свойств функции при решении...
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconУрок по теме «Латинская Америка». Урок обобщающего повторения по теме «Страны Латинской Америки»
Чтобы активизировать работу на уроках обобщающего повторения использую игру-состязание. Благодаря игровой форме урок проходит интересно,...
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconУрок в 11 классе по теме: «От японского парадокса к российскому экономическому процветанию»
Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый речь правильная, соответствующая нормам современного литературного...
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Обосновывается ли место данного урока в теме, разделе, курсе, его тип (вводный урок, урок изучения, урок закрепления изученного ранее...
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconУрок самый первый урок в разделе «Вышивка шелковыми лентами» исодержит...
Давление твёрдых тел, жидкостей и газов. Номер урока в теме №1 (и не обязательно)
Урок по теме «Речевой этикет» с. 25 12. урок 10. Поздравление и пожелание с. 27 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок в 5 классе по теме «Умножение и деление десятичных дробей». (интегрированный урок по теме «Здоровье и физкультура»). Урок разработала...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск