| Введение. Основное содержание программы. |
| Выписка из ФГОС по учебной дисциплине |
| предмет является обязательной дисциплиной;
|
| относится к дисциплинам и курсам по выбору студента, устанавливаемым вузом (общепрофессиональный цикл).
|
| ОПД.В.02 Психология творчества – 48 часов
|
| Пояснительная записка
|
| Главная задача данного курса – дать студенту такое понимание художественно творческого процесса, чтобы он определил для себя критерии настоящего художественного творчества, открыл в себе способность заниматься творчеством. Потому, что художественное творчество - это основа духовного развития. Это то, что позволяет стать творческой личностью.
Художественное творчество – это создание новых эстетических ценностей, вещей и художественных образов, которые радуют своей красотой и порождают эстетические и духовные переживания. Прибавляем к “художественному творчеству” слово “психология” и получается психология художественного творчества – психология создания новых эстетических и духовных ценностей. Данный курс отличает больше анализа художественного в творчестве как возможной модели творческой деятельности в более широком смысле. Психология художественного творчества изучает психологические подходы художественного творчества, постигает характер художника, включение его в творческий процесс, психологические закономерности, которые происходили и происходят внутри художника. Предмет психологии художественного творчества – это психологическое содержание художественного произведения.
|
| Цели и задачи дисциплины
|
| Цели дисциплины — формировать у студентов потребность в общении с искусством; развивать художественный вкус. Стимулируя диалогическое восприятие художественных произведений, курс призван способствовать органичному включению мира искусства во внутренний мир личности.
|
| Задачи дисциплины - активизировать процесс эмоционально-образного восприятия произведений искусства; способствовать овладению основами языка различных видов искусства; развить в процессе творческой деятельности интерпретационные умения учащихся по созданию словесной интерпретации произведений разных видов искусства; очертить границы творческой интерпретации произведения, раскрыть взаимосвязь анализа и интерпретации; раскрыть роль интерпретационных умений в художественном развитии студента;
|
| Требования к уровню освоения дисциплины |
| По окончании изучения дисциплины студент должен:
|
| знать | интерпретировать художественное произведение с учетом его принадлежности к тому или иному виду искусства (графики, живописи, художественной фотографии, скульптуры, архитектуры, дизайна); различать научную, критическую и художественную интерпретации произведения;
|
| уметь | работать в глобальной сети Internet. |
| | создавать творческие интерпретации художественного произведения различных родов и жанров; анализировать и оценивать разные аспекты художественного произведения; анализировать собственные творческие работы и работы однокурсников; различать творческую интерпретацию произведения и волюнтаристское толкование художественного текста.
|
| владеть навыками
| интерпретировать художественное произведение с учетом его принадлежности к тому или иному виду искусства (графики, живописи, художественной фотографии, скульптуры, архитектуры, дизайна); различать научную, критическую и художественную интерпретации произведения;
|
| Принципы отбора содержания и организации учебного материала |
| Отбор материала основан на принципе системности обучения и формирования картины мира. Темы, раскрываемые в курсе, отбираются таким образом, чтобы показать теоретические и прикладные возможности дисциплины. Дисциплина изучается на лекционных и практических занятиях, а также в процессе самостоятельной работы студентов. Программа курса «Психология творчества» заканчивается зачетом. Промежуточный контроль – реферат. В курсе предусматривается проведение лекций и практических занятий в музеях.
|
1. | Содержание дисциплины |
Тема 1. | Психология художественного творчества.
|
| Становление психологии искусства. Природа художественного восприятия. Личность художника как предмет психологического анализа.
|
Тема 2. | Творческое сознание художника.
|
| Метаморфозы творческого Я художника. Рождение произведения. Феномен художественной рефлексии. Художник и его двойник. Художник и нарциссизм. Художник и артистизм.
|
Тема 3. | Культурно-психологические стимулы художественного творчества
|
| Исторические типы мироощущения и формы художественного видения. Стиль как духовно-психологический горизонт исторической эпохи. Драматизм в искусстве как претворение исторических состояний сознания.
|
Тема 4. | Художник и социальная психология
|
| Биография художника как проблема социальной психологии. Сословная психология и эволюция статуса художника. Смысл творчества в интерпретации художника ХХ века.
|
2. | Основные понятия
|
| Интерпретация, композиция, язык искусства, образ, вид, род, талант, художник, личность, архетип, магия, миф. |
| Лабораторный практикум не предусмотрен.
|
3. | Семинарские занятия
|
Занятие 1
| Творческое сознание художника.
|
| План проведения семинарского занятия
|
| Метаморфозы творческого Я художника. Рождение произведения. Феномен художественной рефлексии. Художник и его двойник. Художник и нарциссизм. Художник и артистизм.
|
| Кривцун О.А. Психология искусства. – М., 2009.
|
| Гройсман А.Л., Основы психологии художественного творчества, М., Когито-центр, 2003.
|
| Мейлах Б.С. Художественное творчество. - Л., 1983
|
| Марков М.Е. Искусство как процесс. - М., 1987.
|
4. | Итоговый и промежуточный контроль |
| Перечень вопросов для итогового контроля |
| К зачету: |
| Чем отличается предмет психологии художественного творчества от психологии искусства?
|
| Какие основные подходы художественного творчества вы знаете?
|
| В чём существенная разница между психоаналитическим и диалектико-материалистическим подходом художественного творчества?
|
| В чём заключается психоаналитический подход художественного творчества?
|
| В чём заключается диалектико-материалистический подход художественного творчества?
|
| В чём заключается психодраматический подход художественного творчества?
|
| Сформулируйте закон эстетической реакции по Выготскому?
|
| Кто автор и основоположник психодрамы? Психология художественного творчества и психология искусства идентичны.
|
| Какие черты творческой личности вы можете назвать?
|
| Автором какой модели подходов художественного творчества был Я. Л. Морено?
|
| Какие техники психодрамы вы знаете?
|
| В чём заключается техника диалога?
|
| Что такое дублирование и множественное дублирование в психодраме?
|
| В чём заключается техника “зеркало”?
|
| Назовите основные функциональные аспекты психодрамы?
|
| Какова роль стресса в артистической деятельности?
|
| В чём заключается художественное развитие личности от интеллектуального развития личности?
|
| Какие способы выявления творческих способностей существуют?
|
| Назовите основные подходы создания художественного образа?
|
| В чём основное отличие рационального и интуитивного в творческом процессе?
|
| Назовите основные психологические характеристики личности художника?
|
| С каким архетипом больше связан духовно-смысловой подход художественного творчества?
|
|
|
3 | Промежуточный контроль |
| Перечень заданий для промежуточного контроля:
|
| Тематика рефератов по анализу произведений.
|
| Творчество Мирона Поликлета.
|
| Фидий. Статуи Афины. Зевс Олимпийский.
|
| Творчество Скопаса и Праксителя.
|
| Творчество Феофана Грека.
|
| Творчество Рублева.
|
| Творчество Дионисия.
|
| Творчество Джотто.
|
| Творчество Донателло.
|
| Творчество С. Боттичелли — крупнейшего флорентийского живописца конца XV в.
|
| Творчество Тициана.
|
| Творчество Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха.
|
| Творчество М. А. да Караваджо.
|
| Творчество А. ван Дейка.
|
| Творчество Я. Иорданса.
|
| Творчество Ф. Снейдерса.
|
| Творчество Франса Хальса.
|
| Творчество Н. Пуссена.
|
| Творчество Ж. де Латура.
|
| Творчество В. Ленена.
|
| Творчество Ж. Калло.
|
| Творчество Ж. Л. Давида.
|
| Творчество Г. Курбе.
|
| Творчество К. Коро.
|
| Творчество Э. Делакруа.
|
|
|
5. | Учебно-методическое обеспечение дисциплины
|
| Рекомендуемая литература |
| Основная
|
| оформлять в виде нумерованного списка (Приводятся монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные за последние 5-6 лет и раскрывающие содержание всей дисциплины или ее раздела, 5-8 наименований)
|
| Гройсман А.Л., Основы психологии художественного творчества, М., Когито-центр, 2009.
|
| Кривцун О.А. Психология искусства. – М., 2009.
|
| Мосина В.Р. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Анализ и интерпретация произведений искусства» по направлению «Художественное образование». - 2011.
|
| Мосина Вал.Р. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология творчества» для специальности «Изобразительное искусство». МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.
|
| Мосина Вал.Р. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы визуальной культуры» для направления «Педагогическое образование (магистратура). МГГУ им. М.А. Шолохова, 2012.
|
| Дополнительная
|
| оформлять в виде нумерованного списка (Приводятся монографии, учебники и учебные пособия, опубликованные более 5-6 лет назад и раскрывающие дополнительные аспекты дисциплины или различные подходы к объекту исследования, непереизданные источники, словари, справочники и т.д., 8-10 наименований).
|
| Алпатов М.В. Описание и анализ памятников искусства. М., 1943.
|
| Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1985.
|
| Вельфлин Г. Основные понятия истории искусства. М., 2007.
|
| Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 2005.
|
| Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968.
|
| Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М., 1962.
|
| Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.
|
| Кождинов В. Виды искусства. М., 1960.
|
| Марков М.Е. Искусство как процесс. - М., 1987.
|
| Мейлах Б.С. Художественное творчество. - Л., 1983
|
| Михайлов М. В. Мастера эпохи Возрождения. М.. 1967.
|
| Ссылки на базы данных, сайты, справочные системы, электронные словари и сетевые ресурсы
|
| http://www.globmuseum.info/ Сайт «Музеи мира»
|
| http://iskusstvu.ru/ Сайт об искусстве, истории искусства.
|
| http://www.museum.ru/ Сайт Музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина
|
| http://www.tretyakovgallery.ru/ Сайт Государственной Третьяковской галереи
|
| http://www.rusmuseum.ru/ Сайт Государственного Русского музея
|
| http://www.hermitagemuseum.org/ Сайт Государственного музея «Эрмитаж»
|
| http://site-about-art.in-global.net/ Сайт об искусстве
|
| http://www.hiero.ru/ Сайт визуального искусства
|
| http://www.mmoma.ru/ Московский музей современного искусства
|