Рабочая программа по предмету Искусство





НазваниеРабочая программа по предмету Искусство
страница1/8
Дата публикации06.07.2015
Размер0.7 Mb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6   7   8


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Пойковская средняя общеобразовательная школа №2»

«Рассмотрено»

На заседании МО

Протокол №______ «____»______________2014г.


«Согласовано»

Заместитель директора по НМР

Бородко Н.В.

«____»______________2014г.


«Утверждено»

Директор школы

Карпеева О.Ю.

«____»______________2014г.



Рабочая программа

по предмету

Искусство

9 класс
Рабочая учебная программа «Искусство» для 9 классов (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и программы

по мировой художественной культуре, автор Г.И. Данилова, М.: Дрофа, 2011г.
учителя изобразительного искусства

высшей квалификационной категории

Сорокиной Л.В.

гп. Пойковский



2014-2015 уч.год

Пояснительная записка
Рабочая программа по мировой художественной культуре создана на основе Федерального компонента государственного стандарта

общего образования, примерной программы Министерства общего образования РФ, программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Мировая художественная культура: Базовый уровень 10 кл., автор Г.И. Данилова, М.: Дрофа, 2011г.

Программа охватывает период от первобытного искусство до искусства XVII века. История цивилизации знает выдающихся культурно-исторических эпох, оставивших глубочайший след в развитии человечества. Искусство Древнего Египта, доколумбовой Америки, Византии, Античность и Средние века, Возрождение и Просвещение внесли бесценный вклад в сокровищницу мировой художественной культуры, определили дальнейшие пути ее развития.

В данной программе сочетаются два подхода: исторический и тематический. Это поможет учащимся научиться связывать ряд проблем и явлений искусства с конкретным историко-культурным контекстом, синтезировать знания, которые получены ими в разнообразных дисциплинах гуманитарного цикла (литература, языки, история, география…)

В программе представлены разделы по художественной культуре Западной Европы, России, Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима, Индии, Китая, Японии, стран Америки, позволяющие учащимся на конкретных примерах понять многообразие эстетических принципов и форм творческого выражения, которые во многом связаны с особенностями природы, культуры и цивилизации, с одной стороны, и исторического развития, с другой.

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение МХК в 9 классе

34 недели (итого 34 часа - 1 час в неделю).

Основная цель курса – формирование представлений о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры освоения художественного опыта прошлого и настоящего, воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития.

Задачи:

- выявить историческую логику развития художественного мышления через знакомство с выдающимися достижениями культуры;

- показать основные этапы и периоды становления систем художественно-образного видения мира в разные эпохи у различных народов

Земли;

- познакомить с классификацией искусств;

- помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни,

находить в них нравственную опору и духовно-нравственные ориентиры;

- способствовать воспитанию художественного вкуса. Развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов

массовой культуры;

- развивать способность к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;

- создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках;

- овладение умением анализировать и оценивать произведения искусства, высказывать о них собственное суждение.

Методы, формы обучения и режим занятий

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок. 
Наиболее приемлемой формой работы по программе «Искусство» являются урок-лекция с использованием презентации, урок - виртуальное путешествие, диспут, беседа, викторина, экскурсии. По согласованию с обучающимися могут быть использованы такие формы работы как доклад, сообщение, реферат, эссе. 
Методы обучения:

  • словесный;

  • наглядный;

  • репродуктивный;

  • исследовательский;

  • эвристический;

  • деятельностный;

  • метод проблемного изложения материала.


Логические связи данного предмета с остальными предметами учебного плана

При изучении отдельных тем программы большое значение имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, технологии, информатики.

Учебно-тематический план




п/п

Разделы


Всего часов

Теория

Практика

1.

Художественная культура древнейших цивилизаций.


5

4

1

2.

Художественная культура Античности.


7

5

2

    1. 3.

Художественная культура

Средневековья.

9

6


3

4.

Средневековая культура Востока.



5

4

1

5.

Художественная культура Возрождения.


8

6

2




Всего:

34

25

9


Содержание тем учебного курса

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ОТ ИСТОКОВ ДО XVII в.

I. Художественная культура древнейших цивилизаций (5часов)

1. Первые художники Земли. 1 час

Значение и периодизация первобытной культуры. Синкретический характер искусства первобытного человека. Понятие о «реализме».

Произведения изобразительного искусства. Техника выполнения живописных и графических изображений. Наиболее популярные сюжеты росписей. Экспрессия и динамика в изображении крупных животных. Сцены охоты, военные эпизоды и культовые церемонии. Особенности изображения человека. Композиция в пещере Ласко (Франция) - начало сюжетной живописи. «Сражающиеся лучники» (Альтамира, Испания) - динамизм сцены охоты человека на оленей, разнообразие поз и ракурсов. Произведения скульптуры. «Палеолитические Венеры» - обобщенные культовые образы хранительницы очага, символы плодородия. Керамическая пластика Триполья, символическое значение декоративных узоров.

Зарождение архитектуры. Ее связь с религиозными верованиями и представлениями человека. Мегалиты - первые сооружения архитектуры, их основные разновидности: дольмены, менгиры и кромлехи. Мегалитические сооружения на острове Пасхи (Чили), Стоунхендж (Великобритания).

Театр, музыка и танец. Пантомима как одна из ранних форм театрального искусства. Интонация - основной музыкальный элемент, сложившийся в недрах пантомимы. Подражание звукам окружающей природы как одна из причин возникновения музыкального творчества. Музыкальный комплекс из костей мамонта (село Мезин в Черниговской области на Украине). Предпосылки для возникновения танца. Воинственные и погребальные танцы, связанные с магическими ритуалами, танцы-заклинания. Охотничьи маскировки, охотничьи и тотемические пляски - основные виды театрального искусства.
2. Художественная культура Древней Передней Азии. 1 час

Мировое значение египетской цивилизации. Периодизация искусства Древнего Египта.

Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина - выдающиеся памятники мирового зодчества, одно из семи чудес света. История их возведения, свидетельства греческого историка Геродота. Назначение, внешний облик и внутреннее строение пирамид. Саркофаг - «жилище вечности» фараона (обобщение ранее изученного).

Скальные гробницы и храмы Среднего и Нового царства. Заупокойные храмы-святилища бога Амона-Ра. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, особенности их внешнего и внутреннего облика. Оформление фасада пилонами, высокими обелисками, статуями фараона, гипостильный зал, капители колонн, фресковые и рельефные изображения. Скальный храм царицы Хатшепсут, особенности его внешнего облика (широкие террасы, пологие пандусы, белая колоннада портиков). Аллея сфинксов и обелисков. Богатство и изысканность внутренней отделки храма.

Абу-Симбел - жемчужина египетского зодчества. Особенности оформления фасада, гипостильного зала, выражающие идею власти и прославления фараона Рамзеса II. История перемещения храма в XX в.

Архитектурные сооружения позднего времени. Храм бога Гора в Эдфу - выдающийся памятник египетского зодчества. Особенности внешнего и внутреннего облика святилища.
3. Архитектура Древнего Египта. 1 час

Скульптурные памятники Египта. Ритуальное назначение и связь с культом умерших. Стремление к портретному сходству - характерная особенность египетской пластики. Главные принципы скульптурного канона. Рельеф с изображением зодчего Хесиры - как один из примеров воплощения канона.

Сфинкс - знаменитый страж пирамид в долине Гиза. Сочетание элементов человеческой фигуры и животного. Особенности изображения фараона. Статуя фараона Аменемхета III, традиционность и каноничность позы, мастерская передача индивидуальных черт лица, игра светотени. Скульптурный портрет писца Каи - человека во власти фараона. Деревянная скульптура царского сановника Каапера («Сельского старосты»). Парный скульптурный портрет царевича Рахотепа и его жены Нофрет.

Рельефы и фрески. Их назначение, расположение регистрами, символическая раскраска - характерные особенности композиций. Наиболее популярные сюжеты: сцены из загробной жизни, бальзамирование и оплакивание умерших, обряды при погребении, торжественное подношение даров. Сцены из повседневной трудовой жизни египтян. Картины пиров и развлечений правителей. Пейзажи с животными и растениями.

Сокровища гробницы Тутанхамона. Открытие английского археолога Г. Картера Рельеф «Поклонение Атону», образ Аменхотепа IV. Скульптурный портрет царицы Нефертити - символ вечной красоты и обаяния. Предметы декоративно-прикладного искусства в гробнице Тутанхамона. Золотая маска фараона - прославленный шедевр мирового искусства.

Музыка Древнего Египта. Картины музыкальной жизни в настенных изображениях и поэтических произведениях. Барельефы и фресковые росписи с группами арфистов, флейтистов, танцоров и певцов. «Песнь арфиста» в переводе А. А. Ахматовой. Наиболее популярные музыкальные инструменты (арфы, флейты, систры и барабаны). Особая роль профессиональных музыкантов в жизни древнеегипетского общества.

4. Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта. 1 час

Значение и важнейшие достижения художественной культуры Междуречья. Возникновение письменности: от пиктографии к клинописи шумеров. Библиотека царя Ашшурбанипала - первое в мире систематизированное собрание книг. «Эпос о Гильгамеше» как выдающийся памятник мировой литературы (обобщение ранее изученного). Прославление силы и могущества человека - ведущая тема искусства.

Архитектура Междуречья. Зиккураты - важнейшие архитектурные сооружения, их внешний облик и назначение. Зиккурат в городе

Уре - выдающийся памятник мирового зодчества. Архитектурные сооружения Вавилона (ворота Иштар).

Изобразительное искусство. Рельефы с изображением батальных сцен. «Большая львиная охота», мастерство в передаче поведения человека и животных. Рельефы мемориального характера с изображением религиозных сюжетов или исторических событий. Победные стелы царя Нарам-Сина и Хаммурапи, особенности их композиционного решения, символическое звучание. Эпизоды из придворной жизни царя и его приближенных, торжественные процессии с подношениями даров. Мозаичный штандарт из Ура (сцены военных сражений и пира по случаю одержанной победы).

Скульптурные произведения. Адоранты - изображения людей, совершающих обряд почитания божества. Фигура управляющего Эбих-иля, голова богини Иштар - скульптурные шедевры Междуречья.

Музыкальное искусство. Особая роль храмовых музыкантов-жрецов в жизни общества. Основное назначение музыки - доставлять наслаждение богам и царям, утешать души верующих. Популярные музыкальные инструменты (арфа, барабан, тарелки, двойной гобой, продольные флейты). Арфа в виде головы быка - замечательное произведение искусства.
5. Художественная культура Мезоамерики. Тест. 1 час

Значение художественной культуры народов Центральной и Южной Америки, ее оригинальный и самобытный характер. Утверждение могущества и величия священного божества, культ предков, прославление военных побед, правителей и верховной знати - главные темы искусства.

Художественная культура классического периода. Важнейшие достижения культуры ацтеков: культовые центры, ступенчатые пирамиды, каменная скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, иероглифическая письменность, ритуальный календарь. Каменные головы - всемирно известные произведения скульптуры ацтеков, их культовый характер и мастерство исполнения. Период расцвета города Теотиукана (Центральная Америка). Пирамида Солнца как монументальное архитектурное сооружение.

Искусство ацтеков. Архитектура Теночтитлана (Мехико), дворцы ацтекских правителей и главный храм верховного бога войны. Монументальная скульптура и ее условный характер. Статуя Коатликуэ - богини земли и весеннего плодородия. Погребальные маски ацтеков, реализм в передаче лиц. Произведения мелкой пластики и ювелирного искусства.

Художественная культура майя. Достижения архитектуры: величественные пирамиды и дворцы. Пирамида Кукулькана в городе Чичен-Ица (Мексика), удивительное чувство пропорций и монументальность. Многообразие архитектурных форм: астрономические обсерватории, ритуальные площадки для игры в мяч, колоннады, лестницы, триумфальные арки и стелы. Характерные черты изобразительного искусства. Строгое следование канону. Памятники скульптуры, уникальные фресковые росписи, произведения декоративно-прикладного искусства, резьба по дереву, кости и перламутру (по выбору).

Искусство инков. Древнейшие легенды о возникновении империи инков. Пирамиды как место коллективных захоронений. Храм Солнца - выдающееся сооружение инкского периода. Техника возведения храма, его декоративное убранство, святилище божества. Достижения скульптуры. Рельеф на Вратах Солнца в Тиауанако. Произведения керамики и ювелирного искусства.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство» 8 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Искусство» 8 класс разработана на основе программы «Искусство. 8-9 классы» Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е....
Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа по учебному предмету «Искусство. Изобразительное искусство»
«О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 «А», «Б», «В», «Г» классы
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс разработана на основе программы «Изобразительное искусство и художественный...
Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 8 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа по предмету «Искусство (изо)»
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету Искусство iconИскусство (изобразительное искусство) по программе В. С. Кузина. 1 класс
Рабочая программа по предмету «Изобразительному искусству» в 1 классе разработана в соответствии
Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа основного общего образования по предмету Искусство...

Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа основного общего образования по предмету Искусство...

Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа по предмету «Искусство (изобразительное искусство)»
М: Просвещение, 2010 г в соответствии с требованием федерального компонента государственного образовательного стандарта
Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая учебная программа по предмету «Искусство»
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Серге­ева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа по предмету «искусство» (музыка и изо) изобразительное искусство
Программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской...
Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» в1 классе...
Учебника «Изобразительное искусство» В. С. Кузина, Э. И. Кубышкиной. М.: Дрофа, 2010 г
Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа по предмету «Искусство» 9 класс (2014 2015 уч год)
Разработана на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г. П. Сергеева, И. Э. Кашекова, Е. Д. Критская....
Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 7 класс
В основе программы обучения изобразительное искусство в 7 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...
Рабочая программа по предмету Искусство iconРабочая программа по предмету «Искусству (изо)» 6 класс
В основе программы обучения изобразительное искусство в 6 классе лежит программа В. С. Кузин, В. И. Сиротин изобразительное искусство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск