Скачать 1.54 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ДИПЛОМНЫЕ РАБОТЫ Учебно-методическое пособие по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ (для студентов специальности 050720 «Физическая культура») МУРМАНСК 2011 УДК 378.091.313:796 ББК 75.1р30 Д 46 Печатается по решению Совета по научно-исследовательской работе и редакционно-издательской деятельности Мурманского государственного гуманитарного университета Рекомендовано учебно-методическим советом МГГУ к использованию в учебном процессе (протокол № 3 от 23.12.2010 г.) Ответственный редактор: С.А. Чайников, к.п.н., доцент, зав. кафедрой ТиМФВиС МГГУ Составители: Н.В. Алябьева, к.п.н., доцент кафедры ТиМФВиС МГГУ; Е.И. Голишникова, к.п.н., доцент кафедры СПИП МГГУ Рецензенты: В.В. Страхов, к.п.н., доцент кафедры ТиМФВиС МГГУ; Н.В. Ваганова, зам. директора Института международного права и экономики им. А.С. Грибоедова Дипломные работы: учебно-методическое пособие по подготовке, оформлению и защите выпускных квалификационных работ / отв.ред. С.А. Чайников. – Мурманск: МГГУ, 2011. – 102 с. В пособии рассматриваются требования к выпускным квалификационным работам студентов по специальности 050720 «Физическая культура». В нем даны рекомендации по выбору темы, планированию исследования, раскрываются основные методы научно-педагогических исследований в области физической культуры и спорта, приводятся наиболее распространенные методы математико-статистической обработки результатов, описывается методика написания и оформления рукописи дипломной работы, рассматривается порядок её защиты. Адресовано студентам и руководителям дипломных работ. Печатается в авторской редакции © Оформление. ФГБОУ ВПО «Мурманский государственный гуманитарный университет «, 2011 ВВЕДЕНИЕ Состояние здоровья и всестороннее физическое развитие учащихся образовательных учреждений в огромной мере зависят от научной и методической квалификации педагогов по физической культуре, от их творчества и способности решать проблемы обучения и воспитания подрастающего поколения. Многолетний опыт передовых вузов России показал, что наряду с совершенствованием учебного процесса весьма эффективным средством улучшения качества и повышения уровня подготовки специалистов стало широкое привлечение студентов к организации научно-исследовательской работы. Одним из этапов самостоятельной научно-исследовательской работы студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности является выполнение выпускных квалификационных (дипломных) работ. Выполнение дипломной работы направлено не только формирование творческих способностей студентов, расширение их кругозора, получение прочных и глубоких знаний по психолого-педагогическим и биологическим дисциплинам, но и развитие у будущих педагогов склонности к научно-исследовательской деятельности, овладение логикой и методами педагогического исследования. Студенты, приступающие к подготовке дипломной работы, обычно сталкиваются с рядом проблем, связанных с методикой ее написания, правилами оформления и процедурой защиты. Решению этих проблем и посвящается данное пособие, подготовленное на основе анализа большого объема научно-методической литературы, личного опыта авторов по руководству учебной и научно-исследовательской деятельностью студентов. В пособии содержатся методические рекомендации, дополняющие и развивающие сложившийся на факультете естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности МГГУ порядок подготовки и защиты дипломных работ. В них сформулированы основные требования, цели, задачи и формы выполнения дипломной работы, приведены рекомендации по выбору темы, этапам выполнения, объему, структуре, оформлению, статистической обработке результатов исследования, а также рецензированию и процедуре защиты выпускной квалификационной работы педагога по физической культуре с учетом положений Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Пособие может оказаться полезным студентам, работающим над дипломным исследованием, их научным руководителям, преподавателям и аспирантам. РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДИПЛОМНЫМ РАБОТАМ Подготовка и защита выпускной квалификационной работы в Мурманском государственном гуманитарном университете наряду с междисциплинарным государственным экзаменом является одним из видов итоговой государственной аттестации выпускника, позволяющей установить соответствие уровня и качества подготовки специалиста Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования. Цель выполнения дипломной работы - формирование у студентов научного мировоззрения, овладение методикой исследования, углубление теоретических знаний и практических умений в области физической культуры и спорта. Выпускные квалификационные работы выполняются на базе различных учреждений и организаций, спортивных сооружений, с различным контингентом занимающихся как в естественных, так и в лабораторных условиях. В дипломной работе должны быть отражены следующие требования: 1. Актуальность темы, соответствие её современному состоянию и перспективам развития физической культуры и спорта. Выпускные квалификационные работы по специальности «физическая культура» должны носить экспериментальный характер и решать актуальную задачу в области физического воспитания различных групп населения. Тематика дипломных работ формируется кафедрой теории и методики физического воспитания и спорта, рассматривается и утверждается Советом факультета естествознания, физической культуры и безопасности жизнедеятельности МГГУ. Студенту предоставляется право выбора темы дипломной работы. В тоже время он может предложить свою тему, обосновав целесообразность её разработки. 2. Самостоятельность выполнения исследования. Выпускная квалификационная работа является самостоятельной работой студентов. Её выполнение и защита демонстрируют практическую готовность студентов к решению конкретных задач в сфере будущей профессиональной деятельности. Выпускник не должен ограничиваться при написании дипломной работы реферированием литературных источников или описанием опыта работы. Он создаёт творческую работу на основе глубокого и всестороннего изучения теории и методики физического воспитания, практики, личного опыта, проведённых им наблюдений и экспериментов. Студент – автор дипломной работы несет ответственность за принятые в работе решения и достоверность представленных данных.
Привлечение всех студентов к написанию дипломного проекта на выпускном курсе - существенное достижение в плане совершенствования их профессиональной подготовки. По сравнению с курсовой работой, дипломная работа представляет следующую ступень в овладении студентом навыками и умениями проведения исследования. В ней совершенствуется аппарат исследования, выделяется проблема, решение которой существенно для теории и практики, углубляется цель и задачи, повышается в целом уровень разработки педагогического эксперимента. Студент-исследователь стремится к получению существенных результатов в развитии выбранной темы исследования. Дипломная работа должна быть отредактирована и тщательно вычитана. Оформление дипломной работы должно отвечать соответствующим требованиям ГОСТа к изложению текстов. Основные параметры дипломной работы: 1. Объем – не менее 50 страниц выровненного «по ширине» текста компьютерного набора (через 1,5 интервал). Приложения в общий объем не входят. 2. Оглавление – сложное, с выделением и формулировкой всех глав и параграфов. 3. Структура дипломной работы содержит:
Не рекомендуется при выполнении выпускной квалификационной работы использовать многочисленные методические пособия других вузов, встречающиеся на современном рынке учебной литературы. Несмотря на то, что подобные разработки учитывают требования действующих стандартов, правил и иных условий, регламентирующих порядок написания и оформления дипломной работы, и существенно облегчают труд студента, многие из них имеют либо общий характер, либо, наоборот, жестко привязаны к образовательным технологиям, используемым в этих образовательных учреждениях. РАЗДЕЛ 2. ПОДГОТОВКА ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ
Являясь заключительным этапом подготовки специалистов, выпускная квалификационная работа призвана подтвердить готовность студента видеть проблемы в области физической культуры и спорта, самостоятельно решать конкретные профессиональные практические и научные задачи с использованием современных методов исследования. В этой связи важная роль принадлежит правильному выбору темы выпускной квалификационной работы. В рамках избранной темы дипломная работа должна быть посвящена решению одного актуального, но сравнительно узкого теоретического или практического аспекта в области физической культуры и спорта. В ней должны отражаться основные сферы и направления будущей деятельности выпускников. Судить об актуальности темы можно по ее практическому применению. Признаками актуальности темы дипломной работы могут быть:
Тема выпускной квалификационной работы выбирается студентом из предлагаемого примерного перечня выпускных квалификационных работ (приложение 5). Однако это не исключает возможности утверждения инициативных тем, предлагаемых самими студентами (по согласованию с кафедрой ТиМФВиС МГГУ), если такие темы в большей мере соответствуют их профессиональным интересам. В этом случае студент должен обосновать целесообразность разработки предлагаемой темы и утвердить ее в установленном порядке, согласовав с научным руководителем и написав заявление. При выборе темы студент должен:
При определении темы дипломных работ студенту может помочь:
После выбора темы дипломной работы студент подает заявление на имя заведующего кафедрой ТиМФВиС с просьбой разрешить ее написание (приложение 1). Формулировка темы с указанием научного руководителя, консультанта и рецензента утверждается Советом факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности и приказом ректора МГГУ не позднее 10 октября текущего года. Приказы о корректировке и уточнении тем дипломных работ представляются деканатами не позднее, чем за месяц до защиты. 2.2. Этапы выполнения дипломной работы Процесс выполнения дипломной работы включает ряд взаимосвязанных этапов:
2.3. Определение объекта и предмета исследований Объектом педагогической науки, к которой относится и сфера физической культуры и спорта, являются учебно-воспитательный, учебно-организационный, управленческий и тренировочный процессы, деятельность. Основным объектом научно-педагогического исследования могут быть процессы, развивающиеся в детском саду, школе, ДЮСШ, вузе, физкультурно-оздоровительном комплексе и т.д. Однако объект исследования следует формулировать не безгранично широко, а так, чтобы можно было проследить круг объективной реальности. Этот круг должен включать в себя в качестве важнейшего элемента предмет, который характеризуется в непосредственной взаимосвязи с другими составными частями данного объекта и может быть однозначно понят лишь при сопоставлении его с другими сторонами этого объекта. Предметом педагогического исследования могут выступать прогнозирование, совершенствование и развитие учебно-воспитательного процесса и управления общеобразовательной, средне специальной и высшей школой; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения, воспитания, тренировки; характер психолого-педагогических требований и взаимодействий между педагогами и учащимися, тренерами и спортсменами; особенности и тенденции развития спортивно-педагогической науки и практики; педагогические взаимоотношения. Таким образом, как следует из сказанного, объектом выступает то, что исследуется, а предметом - то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет его тему. 2.4. Цель и задачи исследования Исходя из названия дипломной работы, ее объекта и предмета, можно приступить к определению цели и задач исследования. Цель исследования - это представление о результате, то есть о том, что должно быть достигнуто в итоге работы. Цель формулируется кратко и предельно точно, выражая то основное, что намеревается сделать автор, к какому конечному результату он стремится. Целью исследований в рамках дипломных работ студентов специальности 050720 «Физическая культура» может быть: совершенствование (апробация) методик и средств обучения и тренировки, форм и методов физического воспитания в различных образовательных учреждениях и возрастных группах; воспитание качеств личности; развитие физических качеств, разработка содержания обучения, путей и средств управления учебно-тренировочным и воспитательным процессом и т.д. Определив цель дипломной работы, формулируются задачи, которые необходимо решить в ходе исследовательской работы. Таких задач может быть 3-4. Так, например, одна из них может быть связана с изучением состояния вопроса, другая - с совершенствованием (апробацией) экспериментальной методики обучения или тренировки и третья - с выявлением эффективности применения ее на практике. Задачи следует формулировать четко и лаконично, используя глаголы («Изучить...», «Разработать...», «Выявить...», «Установить...», «Обосновать...», «Определить...» и т. п.). Ниже приводятся формулировки цели и задач исследования в дипломном исследовании по теме: «Пляжный волейбол как средство повышения физической подготовленности юношей старшего школьного возраста». Цель исследования: выявление эффективности влияния средств пляжного волейбола на повышение физической подготовленности юношей старшего школьного возраста, занимающихся классическим волейболом. Задачи исследования:
2.5. Выдвижение гипотезы дипломной работы Знание предмета исследования позволяет выдвинуть рабочую гипотезу. Гипотеза (от греч. hipothesis — основание, предположение) - научное предположение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования, подтверждения. Гипотеза как метод развития научного знания заключается в выдвижении предположения, экспериментальной проверке, которая или подтверждает гипотезу и она становится фактом, теорией, или опровергает, и тогда строится новая гипотеза и т. д. [4]. То, что всем очевидно и не требует доказательств, - не является гипотезой. Гипотеза и оценивается по тому, надо или не надо ее доказывать. В процессе проведения исследования гипотеза уточняется и дополняется. Источниками разработки гипотезы могут быть обобщение педагогического опыта, анализ существующих научных фактов и дальнейшее развитие научных теорий. Например, из проведенных отдельными авторами исследований и практического опыта известно, что младший школьный возраст (6-7 лет) благоприятен для развития координационных способностей. Педагогические воздействия, направленные на развитие этих способностей, дают наибольший эффект, если их целенаправленно применять именно в этом возрасте. Такое предположение может служить общей гипотезой при проведении исследований, связанных с разработкой методик для развития координационных способностей, однако этого будет недостаточно для определения рабочей гипотезы, так как не всегда существует необходимость в ее выделении вообще. В рабочей гипотезе целесообразно определить те положения, которые могут вызвать сомнения, нуждаются в доказательстве и защите. Поэтому рабочая гипотеза в отдельном случае может выглядеть следующим образом: «Предполагается, что применение стандартной тренировочной программы, основанной на принципах оздоровительной тренировки, позволит качественно повысить уровень координационных способностей детей 7 лет» - именно в этом случае проверяется эффективность разработанной исследователем методики. Гипотеза может быть индуктивной или дедуктивной. Индуктивная гипотеза исходит из самих фактов и наблюдений, накопленных ранее, определения связей и зависимостей между ними. Дедуктивная же гипотеза в своей основе уже должна иметь определенные теоретические положения и закономерности и ставить своей целью подтверждение их новыми фактами и наблюдениями. В теории и методике физического воспитания на этом этапе развития преобладают исследования с разработкой индуктивных гипотез. Объясняется это, во-первых, многолетним существованием в педагогической практике положений, которые себя оправдывают, но не имеют экспериментального обоснования; во-вторых, отсутствием количественных характеристик подобных общеизвестных положений (например, всем известно, что обучение гимнастическим упражнениям требует предъявления определенной наглядной информации, но какая информация и на каком этапе является наиболее эффективной - остается задачей исследования); в-третьих, большим разнообразием контингента исследуемых (возраст, пол, квалификация) и двигательных действий как предмета обучения, что требует уточнения тех или иных педагогических положений при обучении конкретных людей конкретным двигательным действиям и т. п. РАЗДЕЛ 3. ВЫБОР МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ |
Методические рекомендации по подготовке, оформлению и защите курсовых,... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические... | Учебно-методическое пособие к выполнению выпускных квалификационных работ Смирнова И. В., Кашенцева Н. П. Финансы и кредит: Учебно-методическое пособие к выполнению выпускных квалификационных работ. 2-е... | ||
Учебно-методический комплекс философия права Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические... | Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ Методические рекомендации по подготовке и защите курсовых и выпускных квалификационных работ/ Сост. А. Г. Корнилов, Л. Н. Трикула... | ||
Урок английского языка во 2 классе Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические... | Урок путешествие «По знаменитым местам мира» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические... | ||
Конспект урока по литературному чтению в 1-м классе (чтение) Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические... | Конспект внеклассного мероприятия по английскому языку во 2 а классе Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические... | ||
Методические указания по написанию, оформлению и защите письменных работ Методические рекомендации предназначены для студентов специальностей «Право и организация социального обеспечения», «Таможенное дело»,... | Конспект урока обучения грамоте. 1 класс. Тема: «Алфавит» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические... | ||
Методические указания по подготовке, оформлению и защите курсовых и дипломных работ Методическое пособие предназначено для студентов отделения журналистики, обучающихся по специализациям в области электронных сми... | Воспитательная система «Знакомство детей среднего и старшего возраста с родным краем» Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические... | ||
Конспект открытого мероприятия по немецкому языку «Праздник Алфавита» (для 2, 5 классов) Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические... | «Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов 1-5 курсов факультета социальных наук и включает в себя краткие методические... | ||
Методическое пособие подготовлено в соответствии с «Типовым положением... Оформление выпускных квалификационных работ : учебно-методическое пособие / Ю. А. Веряева, С. И. Жилин, А. В. Максимов. – Барнаул... | Методика подготовки и оформления рефератов, курсовых и выпускных... Методика подготовки и оформления рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Учебно-методическое пособие / В. А. Конышев.... |