Скачать 1.21 Mb.
|
Утверждена решением Совета Заинского муниципального района от 31.03.2010г. № 375 Программа развития системы национального образования и воспитания Заинского муниципального района Республики Татарстан на 2010-2015 гг. Структура программы
3. Информационно-статистический модуль. 4. Информационно-исследовательский модуль. 5. Концептуально-мотивационный модуль. 6.Организационно-деятельностный модуль. 6.1. Развития муниципальной системы национального образования и
6.2.Развитие системы национального образования и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. 6.3. Развитие системы национального образования и воспитания в начальной школе. 6.4. Развитие системы национального образования и воспитания в основной школе. 6.5.Развитие системы национального образования и воспитания в средней школе. 6.6. Развитие воспитательного аспекта системы национального образования и воспитания.
8.Развитие системы ресурсов. 8.1.Развитие взаимодействия системы национального образования и воспитания с социумом (с другими ведомствами и общественными организациями района). 9. Возможные факторы риска при реализации программы. 10. Модель муниципальной системы национального образования и воспитания. 1.Паспорт программы развития системы национального образования и воспитания
2. Пояснительная записка Стратегической целью государственной политики в области реализации национально- регионального компонента, является повышение доступности качественного национального образования соответствующего требованиям инновационного развития, современным потребностям общества и каждого гражданина. В современных условиях национальное образование является открытой, гибкой социально-педагогической системой, способной адаптироваться к социальным заказам учащихся, родителей, сообщества и предложить специальные образовательные услуги, способствующие жизненному и национальному самоопределению учащихся. Настоящая программа представляет собой один из подходов к стратегическому развитию муниципальной системы национального образования и отражает многолетний опыт деятельности. Данная программа определила не только тему исследования, но и философию национальной образовательной политики и принципиальные позиции, которые легли в основу данного документа.
3. Информационно-статистический модуль Во исполнение Закона РТ «О государственных языках народов Республики Татарстан и других языках в Республике Татарстан» и Государственной программы Республики Татарстан по сохранению, изучению и развитию государственных языков Республики Татарстан на 2004-2013гг. в образовательных учреждениях Заинского муниципального района с 2006 по 2009 годы проводилась целенаправленная работа по развитию национальной системы образования. Основными результатами деятельности стали развитие национального образования на родном языке, увеличение количества обучающихся на родном языке в русскоязычных школах, обновление содержания образования, внедрение новых технологий, совершенствование преподавания татарского языка и литературы, расширение и укрепление межрегиональных связей, знакомство с традициями, обычаями народов, населяющих Республику Татарстан. Охват обучением учащихся на родном языке по сравнению с 2006 годом возрос на 4% и составляет 43% (2008/2009 уч.год) Позитивные изменения произошли и в кадровом обеспечении национального образования и воспитания. По сравнению с 2006 учебным годом увеличилось количество педагогов, получивших высшее образование на 2 учителя (2008/2009 уч.год- 2 учителя не имеют высшее образование). В школах города и района работают 106 учителей татарского языка и литературы. Из них имеют высшую квалификационную категорию -16, первую -84, вторую -6. За успехи в обучении и воспитании детей учителя татарского языка и литературы отмечены наградами: -«Отличник народного просвещения» - 4 ч.; -«Почетный работник общего образования РФ» -3ч.; -«За заслуги в образовании РТ» -7ч.; Победителями Всероссийского конкурса «Приоритетный национальный проект «Образование» стали 4 учителя татарского языка и литературы. В 7 общеобразовательных учреждениях города сохранены должности заместителей директоров по учебной работе по вопросам национального образования и воспитания. За последние три года 85% учителей татарского языка и литературы прошли курсовую переподготовку при ИРО РТ и ИНПО г. Набережные Челны. Опытные учителя Заинского муниципального района выступили перед коллегами из различных школ республики с обобщенным материалом из собственного опыта работы. Заметно укрепилось материально – техническое обеспечение учебного процесса образовательных учреждений. Количество кабинетов татарского языка и литературы достигло 61. Приоритетным направлением в развитии национального образования является повышение эффективности преподавания татарского языка и литературы.
Активизировалась работа по формированию у учащихся устойчивого позитивного интереса к предмету через исследовательскую и проектную деятельности. Реализация задачи повышения качества знаний учащихся по родным и государственным языкам осуществлялась через применение информационных технологий, альтернативных программ. 80 учителей татарского языка и литературы города и района включились в работу по применению коммуникативной технологии (автор Р.З. Хайдарова), технологии развивающего обучения (авторы Р.З.Рахимов, А.Г.Яхин). Учителя татарского языка и литературы двух школ (СОШ №1, Ал. Слободская СОШ) с 2005/2006 учебного года включились в экспериментальную работу по реализации технологии концентрированного обучения по татарскому языку и литературе русскоязычных учащихся. В общеобразовательных учреждениях города и района сложилась определенная система работы по воспитанию учащихся на национальных традициях. Опыт работы педагогического коллектива Татарской гимназии по внедрению народной педагогики в учебно – воспитательном процессе обобщен и опубликован в научных статьях кандидата педагогических наук Р.А. Сахиповой. В учреждениях дополнительного образования города функционируют кружки для изучения и углубления знаний по татарскому языку и литературе, национально – прикладному искусству, культурологическому и краеведческому направлениям. Ежегодно проводятся фестивали фольклорных ансамблей, праздники поэзии, встречи с поэтами и писателями. Наметилась активизация работы по изучению, обобщению и распространению педагогического опыта учителей, выпущены сборники, «Ачык дәрес һәм чаралар» (1,2 части), 2005год; «Тәҗрибәләр, эзләнүләр...», 2007год. Опыт работы освещается в журналах «Мәгариф», «Фән һәм мәктәп», на страницах газеты «Зәй офыклары», «Новый Зай», «Ачык дәрес». Но вместе с тем, для дальнейшего развития национального образования и воспитания, для освоения практической разговорной речи всеми учащимися в образовательных учреждениях города и района необходимо разрешить ряд проблем: - усиление практической направленности преподавания татарского языка и литературы на основе использования интенсивных методов обучения; -доукомплектование учреждений образования высококвалифицированными кадрами – специалистами по татарскому языку и литературе. 4. Информационно-исследовательский модуль Актуальность исследования. Краткое обоснование необходимости развития системы национального образования и воспитания Как у всякого организма, нацеленного на выживание, эволюция педагогических систем ─ процесс длительный. В то же время изменения в среде духовной и национальной культуры происходят гораздо быстрее, что в свою очередь требует постоянной корректировки содержания национального образования, а также способов деятельности и педагогических технологий, форм организации образовательного процесса. Возникает противоречие между педагогическими системами и системами национального образования и воспитания. В этой связи пошаговые, частичные изменения национальной системы образования не достигают необходимого результата, так как не могут изменить сути. Для достижения требуемого эффекта по изменению системы национального образования и воспитания (развитию) необходимы структурные качественные сдвиги. Развитие системы национального образования и воспитания определяется двумя группами факторов: потребностями общества в изменении системы образования и возможностями самой системы национального образования, ее готовностью к изменениям. Концепции модернизации отечественного образования на период до 2015 года, означают процесс смены образовательной философии. Существующая долгие годы «ЗУН» ― политика результата образования» включала теоретическое обоснование, определение номенклатуры, иерархии знаний, умений и навыков, методик их формирования, контроля и оценки. Эта философия принималась педагогическим сообществом как основополагающая. В настоящее время в качестве общего определения результата выступило понятие «компетенция/компетентность». Это означает формирование новой парадигмы результата системы национального образования. Компетенции относятся к деятельности, компетентность характеризует субъекта деятельности. Компетентность не противостоит знаниям, умениям, способностям и личностным качествам. При определенных условиях знания, умения, способности и личностные качества могут рассматриваться с позиций компетентности. Сказанное позволяет охарактеризовать ключевые компетенции как наиболее общие (универсальные) способности и умения, позволяющие человеку понимать ситуацию и достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях современного общества. Ключевые компетенции приобретаются в образовательном процессе и в самостоятельной социальной жизни как результат их успешного применения для решения учебных и жизненных задач и проблем. Проблемное поле, формируемое представителями общественности многообразно: от состояния здоровья учащихся до содержания национального образования и эффективности классно-урочной системы в целом. Решать эти проблемы чисто ведомственным путем становится все более затруднительно. В условиях, когда монополия образовательных учреждений на правильное знание, нормы поведения, нравственные ориентиры закончилась ─ миссия образования может состоять в «занятии» управленческой позиции по отношению к социуму для обеспечения условий становления в России и Татарстане гражданского общества. Гражданское общество ─ это самоорганизующаяся система, которая конституируется многообразными сообществами, в процессе самоопределения, культурной идентификации, соорганизации. Качество института образования ─ есть системное соответствие (сообразность) между запросами личности, предъявляемым к институту образования ─ с одной стороны; требованиям общества ─ с другой стороны и возможностями государства ─ с третьей стороны. Проведенные исследования показывают растущее рассогласование. Все вышесказанное позволило нам выявить следующие противоречия в теории и практике педагогического прогнозирования развития муниципальной системы национального образования в новых экономических условиях:
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему и тему исследования. |