Ю.В.Малыш,
заместитель директора по ВВВР МБОУ НШ-ДС №43
Слайд №1
Уважаемые коллеги!
Представляю Вам опыт работы нашего ОУ по реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания.
Данная Программа получила положительную рецензию «Института стратегических исследований в образовании» Российской академии образования (г.Москва), поскольку наше учреждение на протяжении двух лет является проектной площадкой данного института. Слайд № 2 Программа направлена на формирование у обучающегося активной деятельностной позиции, организацию нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик.
Внеклассная деятельность определена в соответствии уже со сложившейся системой воспитания обучающихся в нашем учреждении, реализацией мероприятий различных социальных проектов, направленных на формирование нравственно-этических качеств личности младшего школьника. Осмыслив социальный заказ как необходимость создания условий для социальной адаптации и успешности каждого, был проведён анализ внешних и внутренних факторов деятельности (использовалась технология SWOT–анализа), который выявил сильные стороны образовательного процесса и проблемы, требующие преобразований. Мы уверены в эффективной возможности перехода к государственно-общественному управлению на основе использования проектного подхода. Проекты и программы, реализуемые в нашем ОУ, представлены на слайде. Слайд № 3
Название
| Участие
| Проект «Кабинет № 1»
(автор – Запольская Е.Л.)
| Городской конкурс идей и социальных проектов «Наша новая школа в Сургуте» Диплом призера конкурса, II место, грант – 120 тыс.руб., (2011г.).
| Проект «Растишка»
(авторы – Запольская Е.Л., Савенко Л.В.)
| Участник городского конкурса «Наша новая школа в Сургуте», 2010г.
| Социальный проект «Дело по душе»
(автор – Аскеров Э., науч.рук. – Е.Л.Запольская, Ю.А.Мирзаева)
| Городской конкурс юных исследователей «Шаг в будущее – Юниор»,
Диплом призера, 3 место (2011г)
| Проект «Завтра рождается сегодня» (авторы-Запольская Е.Л., Бирюкова А.А., Савенко Л.В.Ъ
| Благодарность Оргкомитета Всероссийского конкурса проектов, 2011г.
| Проект «Достижени-Я»
(авторы – Запольская Е.Л., Токарева Т.И., Бирюкова А.А.)
| Победитель конкурсного отбора на соискание премии Главы города Сургута в сфере образования, грант- 75тыс.руб, (2009г.)
| Проект «Мастерская обыкновенных чудес и чудесных талантов», (автор – Запольская Е.Л.)
| Окружной конкурс программ по становлению школы как социокультурного центра, 1 место, грант – 416 тыс.руб., (2012г.)
| Проект «Перекресток семи дорог»
(авторы – Малыш Ю.В., Запольская Е.Л.)
| Окружной конкурс проектов по профилактике дорожного движения
1 место, грант – 85 тыс.руб., (2012г.).
| Программа «Ключик к толерантности»
(автор–Запольская Е.Л.)
| Окружной конкурс «Диалог культур», Призер, 3 место(2012г.)
| Проект «Маленькая страна «Чудетство»
(автор – Савенко Л.В.)
| Городской конкурс детских объединений, 1 место, грант – 50 тыс.руб., (2012г.)
| Программа «Подвижные игры народов России и мира на уроках физической культуры» (авторы – Фокина О.С., Токарева Т.И., Басманова Е.Г.)
| Прошла внешнюю экспертизу и имеет рецензию Почетного работника высшего профессионального образования, доктора педагогических наук, профессора, главного научного сотрудника СурГПУ, члена-корреспондента МАНПО Р.Х.Шаймарданова
| Программа «Успешное воспитание» (авторы – Истомина М.И., Савенко Л.В., Запольская Е.Л.)
| Первый Всероссийский конкурс авторских программ и учебно-методических материалов, Диплом победителя, 1 место, (2010г.)
|
Одним из направлений программы ДНВ является формирование у обучающихся ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни. Слайд № 4
Программа
«Подвижные игры народов России и мира на уроках физической культуры» Школьная физическая культура пока слабо ориентирована на ребенка как на личность. Программа «Подвижные игры народов России и мира на уроках физической культуры» реализовывается на уроках физической культуры за счёт одного часа (3-й недельный час физической культуры). Особенность занятий по курсу «Подвижные игры народов России и мира на уроках физической культуры» заключается в том, что занятия проводятся на свежем воздухе.
Программа «Подвижные игры народов России и мира на уроках физической культуры» реализует на практике Концепцию духовно-нравственного воспитания на интегративной основе, способствует принятию культуры и духовных традиций многонационального народа России и мира, решая одновременно задачу сохранения и укрепления здоровья младших школьников.
Вся программа условно имеет линейную структуру и разделена на 3 связанных между собой блока. Слайд № 5 1 блок – «Русские народные подвижные игры»
2 блок – «Подвижные игры народов Российской Федерации»
3 блок – «Подвижные игры народов мира» Для включения в игровую практику в 1 блоке «Русские народные подвижные игры» подобраны подвижные игры, которые включают в себя:
элементы русского фольклора (считалки, заклички, стихотворные рифмовки, потешки, певалки). Используются такие формы организации как: беседы, викторины, урок-подарок «Игра для друга», конкурс «Лучший водящий» и др. Для выбора водящего используются считалки, стихотворные рифмовки для организации игры. Слайд № 6 Второй содержательный блок «Подвижные игры народов Российской Федерации» объединяет материал об играх различных народов России. На втором этапе дети знакомятся с подвижными играми народов Российской Федерации. Россия - многонациональная страна. В качестве основных критериев модерации игр является массовость игры, а также отражение национальных особенностей (речи, быта, занятия населения, элементов фольклора). В начале проводятся беседы о расположении территориального образования, особенностях климата, занятий населения.
В этот блок включены бурятские народные игры, игры народов коми, мордовские, удмуртские, чувашские, якутские народные игры.
Формы организации занятий: конкурс «Чья игра самая …(массовая, веселая, подвижная…)», фестиваль «Играю я, играют друзья», урок-сюрприз «Игра для друзей» и др.
На третьем этапе дети знакомятся с подвижными играми народов мира. Включение данного раздела в программу обусловлено необходимостью формирования у обучающихся понимания того, что каждый человек вправе считать себя «человеком мира», способным принимать культуру другого народа, относится с уважением к носителям данной культуры.
В этот блок включены игры стран Азии, Кавказа, стран американского континента (игры народов, населяющих Аргентину, Бразилию, Канаду, США), игры стран Европейских и Африканских государств. Формы организации уроков: конкурс «Самая колоритная игра», фестиваль «Играю я, играют друзья», урок-игра «Калейдоскоп национальных игр», нетрадиционные занятия (урок-подарок, урок – сюрприз, урок-путешествие).
Слайд № 7
Во внеурочной деятельности расширение знаний об игровых традициях различных народов происходит через включение подвижных игр в различные мероприятия в рамках детского общественного объединения. Слайд № 8
«Школьная библиотека – инновационная площадка образовательно-воспитательной деятельности новой школы».
Проект «Кабинет №1» Следующий проект, который хочу представить –проект «Кабинет№1». Проект реализовывается через раздел программы ДНВ «Я и мир знаний» и направлен на воспитание ценностного отношения к знаниям (интеллектуальное воспитание).
В школьных библиотеках работают два подразделения – абонемент и читальный зал. Одним из основных показателей успешной работы Библиотеки - Кабинета №1 - является увеличение роста количества обучающихся, посещающих Библиотеку:
Общее количество читающих учащихся 2-4 классов составляет 432 человека (82 % обучающихся).
К примеру, с целью повышения статуса книги и продвижения чтения среди подрастающего поколения 2011 год в ОУ был объявлен «Годом Читательских удовольствий».
Слайд № 9
Наиболее яркими организационными формами работы явились:
городской Турнир «Сказочный сундучок» для воспитанников подготовительных групп муниципальных образовательных учреждений начальных школ – детских садов;
городской Турнир «Каникулы со сказкой» для обучающихся начальных школ – детских садов;
в течение года были проведены разноплановые библиотечные мероприятия - библиотечные уроки, викторины, литературно-музыкальные композиции, выставки, беседы, конкурсы чтецов с использованием наглядных, аудио-видео материалов, презентационной техники;
в конце года подведены итоги Конкурса «Лучший читатель года»;
по итогам учебного года были награждены педагоги, которые стали лидерами и заняли почетные места в номинации «Активный пользователь библиотечным фондом учебно-наглядных пособий»;
с целью повышения образовательного уровня обучающихся заключено соглашение о сотрудничестве между ОУ и Центральной детской библиотекой. В рамках этого Соглашения был разработан план совместных мероприятий. Организовано посещение цикла занятий по информационной грамотности для обучающихся ОУ на базе Центральной детской библиотеки.
Для посещения библиотеки был организован подвоз для 2 групп обучающихся 4-ых классов. Ребята посетили 8 занятий, в ходе которых познакомились с понятиями «мультимедийное издание», «оптический диск», многообразием мультимедийных изданий, историей появления сети Интернет. Познакомились с поисковыми системами Яndex, Rambler, Google, основными правила поиска, дополнительными сервисами поисковых систем (новости, E-mail, каталоги сайтов, блоги) Слайд №10 За время реализации проекта повысилась качественная успеваемость обучающихся, рост количества призеров и победителей конкурсов, олимпиад, викторин, в т.ч. дистанционных;
Информация об участии обучающихся в дистанционных конкурсах,
олимпиадах, проектах
| 2009-2010
| 2010-2011
| 2011-2012
| Количество участников
| 466
| 486
| 507
| Общее количество победителей
| 8
| 14 (2,8%)
| 16
| Общее количество призеров
| 15
| 19 (4%)
| 23
| Общее количество дипломантов
| 10
| 75 (15%)
| -
| Общее количество Лауреатов
| 4
| 1
| 26
|
- с внедрением новых информационных технологий в работу библиотеки активизировалась читательская активность среди учащихся; Количество читателей среди обучающихся
Учебный год
| 2009-2010
| 2010-2011
| 2011-2012
| 1 полугодие 2012-2013
| Общее кол-во читателей из учащихся (без 1 классов)
| 275 чел.
| 312 чел.
| 410чел.
| 432чел.
|
-положительный фактор - приобщение воспитанников, обучающихся к посещению библиотеки, книге, пользованию фондом;
-библиотека является информационным и культурным центром, отвечающим требованиям современного образовательного процесса. Слайд №11
Проект «Мастерская обыкновенных чудес и чудесных талантов». (Школа – социокультурный центр) По данным Государственного комитета по статистике, в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре в настоящее время проживают представители более 120 национальностей. Представители 98 национальностей проживают в городе Сургуте. Слайд № 12 С целью эффективной реализацией инновационного проекта «Мастерская обыкновенных чудес и чудесных талантов» (приобщения детей младшего школьного возраста к духовно-нравственным традициям разных народностей, а также для установления творческих контактов, укрепления культурных связей, создания условий для сохранения и развития культурных традиций; популяризации национального традиционного культурного наследия народов) заключены соглашения о партнерстве (слайд), разработан план совместных мероприятий ОУ с
культурно-просветительским обществом «Українська родина»;
башкирским национально-культурным центром «Курай»;
Национально-Культурным Центром «Арарат»;
Муниципальным бюджетным учреждение культуры «Сургутский художественный музей»;
Муниципальным бюджетным учреждением историко-культурный центр «Старый Сургут»
Слайд № 13 Так, к примеру, в октябре в рамках соглашения с культурно-просветительским обществом «Українська родина» были организованы посещения мастерской художника-скульптора Николая Ивановича Янчака. Знакомиться и познавать украинскую культуру обучающиеся начали с мастерской скульптора Николая Ивановича Янчака, поскольку он член украинской диаспоры, знаменитый художник и скульптор. В ходе экскурсии Николай Иванович увлеченно рассказывал о своей работе скульптора. Ребята могли потрогать своими руками макеты из гипса и дерева, бронзовые статуэтки, рассмотреть эскизы будущих малых и больших скульптурных монументов. В газете «Новый город» вышла статья «Трогательное искусство», в которой корреспондент Людмила Захарова рассказала об экскурсии наших детей в мастерскую скульптора.
На День учителя в качестве подарка нашим учителям башкирский национально-культурный центр «Курай» подарил выступление эстрадно-фольклорного ансамбля «Шатлык».
В читальном зале библиотеки проведен библиотечный урок «Встреча героев армянских и русских сказок».
В рамках Соглашения с художественным музеем на базе учреждения проходят занятия художественного музея: проведено уже 35 занятий; Слайд № 14 Кроме того, в течение года запланированы различные мероприятия:
Праздник «Рушника»;
Посещение выставки национальных костюмов «Берегиня»;
Посещение музея «Український рушник»;
Лекция-беседа «Народные песни, пляски, игры, обычаи, традиции. Башкирское устное творчество» (Курай);
запланирован КВН между обучающимися башкирской воскресной школы и учащимися МБОУ НШ-ДС № 43;
в мае на базе нашего ОУ провести Фестиваль «Мост дружбы», на который будут приглашены наши партеры - представители национально-культурных центров.
Слайд № 15 Комната-музей культуры и быта народов России Деятельность по духовно-нравственному воспитанию организована в рамках реализации программы «Социокультурные истоки» (автор - профессор, член-корреспондент РАЕН И.А.Кузьмин), и программы «Воспитание на социокультурном опыте», реализуемой в рамках внеклассной работы с обучающимися и родителями, через совместные праздники, практикумы, деловые игры. В 3-их классах курс «Социокультурные истоки» изучается в рамках учебного плана. Хочется отметить, что в этом году в одном из школьных отделений нашего ОУ начала функционировать комната-музей культуры и быта народов России, где собраны уникальные предметы народного быта.
Комната-музей расположена на 1 этаже школьного отделения. В комнате-музее воспроизведена обстановка жилища, внутреннего убранства комнаты с домашней утварью и предметами быта. Среди них костюмы, украшения, подушки, посуда, прялка, уникальные экспонаты – самовар, ему 150 лет, утюг, которому 100 лет, лапти, сундук и много другое.
Для обучающихся 1-4-х классов проводятся экскурсии, в ходе которых происходит обучение и воспитание детей на традициях народной культуры.
Мы надеемся, что создание и функционирования на базе нашего ОУ комнаты-музея культуры и быта народов России привлечет внимание обучающихся и родительскую общественность к своей истории, традициям, культуре.
Функционирование на базе ОУ такой комнаты-музея даст уникальную возможность вести воспитательную деятельность опираясь на народные обычаи и традиции, способствуя возрождению семейных форм домашнего воспитания и образования.
Планируется проведение на базе комнаты-музея таких внеклассных мероприятий как «А, ну-ка, бабушки!», «Дедушка и я – веселые мастера», проведение обрядовых праздников, уроков и внеклассных мероприятий по тематике обрядов, культуре русского человека и т.п. И в заключении, подводя итоги своего выступления – хочется сказать, начальная школа – детский сад №43 проходит путь своего становления, путь формирования традиций и методов работы. Являясь единственным учреждением начального общего образования в четырех микрорайонах, школа идёт в ногу со временем и старается аккумулировать в себе самый лучший и передовой опыт педагогической работы. А значит, здесь формируется та атмосфера, в которой ребёнок может полноценно развиваться духовно, физически, культурно. Слайд № 16 Благодарю за внимание! |