Скачать 0.75 Mb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгорода»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» учителя русского языка и литературы 5 класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год Пояснительная записка. Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта в соответствии с авторской программой М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского «Русский язык 5-9 классы для общеобразовательных учреждений», рекомендованной Министерством образования и науки РФ. , М: Просвещение, 2010г. Данный вариант программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ: «Русский язык. 5 класс»- М.: Просвещение, 2009 г. Авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова, Л. Т. Григорян, И. И. Кулибаба, Н. В. Ладыженская. При составлении данной рабочей программы использованы методические рекомендации к изучению основных разделов курса V класса. (Русский язык. Методические рекомендации. 5 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/[Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов и др.]. – М.: Просвещение.2012, а также контрольно-измерительные материалы для осуществления систематического индивидуального и группового контроля знаний при проверке домашних заданий и закреплении полученных знаний на уроках. (Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 5 класс./Сост.Н.В. Егорова.- М.: ВАКО, 2013). Рабочая программа соответствует Программе основного общего образования по русскому языку, рассчитанной на 204 часа. Данная программа составлена на 210 часов (из расчёта 6 уроков в неделю, 1 час за счет школьного компонента). Количество часов на изучение темы «Глагол» сокращено с 36 часов до 31 часа. Добавлено на повторение изученного в I-IV классах – 4 часа, лексики – 3 часа, на повторение и систематизацию изученного – 4часа. В связи с тем, что учебные занятия приходятся на праздничные дни в мае, уплотнено повторение в конце года. В МБОУ «СОШ№45» на протяжении нескольких лет успешно проводился эксперимент по использованию краеведческого материала на уроках. В связи с этим рабочая программа содержит элементы краеведения. Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; норму оценок; контрольно-измерительные материалы; перечень учебно-методического обеспечения. Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы лежит принцип единства. Материал подается в двух аспектах: языковом и речеведческом Программой предусмотрено проведение: -уроков развития речи - 36; - контрольных работ - 12 (6 диктантов, 2 сочинения, 2 изложения, 2 теста) Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать ), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей. Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Основные цели обучения в 5-ом классе: - воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку; - совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях; - формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты. Данные цели обусловливают решение следующих задач: - развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо; - формирование общеучебных умений и навыков; - формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи. Основная цель программы: учебный предмет «Русский язык» в 5 классе имеет познавательно – практическую направленность, т.е. даёт учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Специальная цель: формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся. Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка. Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
Принцип построения - концентрический Специфика предмета: Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Технологии, методики:
Требования к уровню подготовки учащихся Учащиеся должны знать определение основных изученных в 5-ом классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил. Речевая деятельность: аудирование: - понимать основное содержание небольшого по объёму научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; чтение: - владеть техникой чтения; - выделять в тексте главную и второстепенную информацию; - разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; - отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; - извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; - правильно расставлять логические ударения, паузы; говорение: - доказательно отвечать на вопросы учителя; - подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи; - создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; письмо: - создавать письменное высказывание разных типов речи; - составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; - делить текст на абзацы; - писать небольшие по объёму тексты; - пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; - исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении. Синтаксис и пунктуация: - выделять словосочетания в предложении; - определять главное и зависимое слово в словосочетании; - составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; - выделять основы предложений; - конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; - характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; - составлять простые и сложные предложения изученных видов; - опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами; - находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью; - устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях; - самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило. Орфография: - находить орфограммы в морфемах; - группировать слова по видам орфограмм; - владеть приёмами применения изученных правил орфографии; - самостоятельно подбирать слова на изученные правила. Фонетика и орфоэпия: - выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; - различать ударные и безударные слоги, не смешивать звуки и буквы; - использовать элементы транскрипции для обозначения, анализируемого звука; - работать с орфоэпическим словарём. Лексикология: - объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); - пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов; - распределять слова на тематические группы; - употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; - различать прямое и переносное значение слов; - отличать омонимы от многозначных слов; - подбирать синонимы и антонимы; - выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово; - использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора. Морфемика: - выделять морфемы на основе смыслового анализа слова; - подбирать однокоренные слова с учётом значения слова; - учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; - пользоваться словарём морфемного строения слов; - объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах. Графика: - правильно произносить названия букв русского алфавита; - свободно пользоваться алфавитом в работе со словарями; - проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова. Морфология: - различать части речи; - правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов; - уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т. п.; - правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи. Основная особенность курса русского языка по данной программе – его ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребенка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать ), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико – орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей. Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка. Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
Принцип построения - концентрический Специфика предмета: Русский язык является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы. Технологии, методики:
Календарно-тематическое планирование
|
Департамент научно-технологической политики и образования Утверждено решением Ученого совета Академии 27. 09. 2004 г. (протокол №1), с изменениями в соответствии с решением Ученого совета... | Протокол № Ильина О. С. Привалов Н. Т Протокол № от мбоу «Татарско Кандызская сош» /Халиуллин И. Ш | ||
Протокол № от 2011 г Зам дир по увр с. П. Хлопушина от 2012г. № протокол № | Согласовано утверждено и введено Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | ||
Протокол от «28» 08. 2012г. №1 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии (протокол от 20 г. № ) | Протокол №1 от «25» августа 2011 г Обсуждена на заседании кафедры экономики производства 27 января 2009, протокол №9 | ||
Протокол заседания от «30» августа 2011г. №01 Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии протокол от 2012 г. № | Приказ №94. 4 от 03. 09. 2012 И. В. Москаленко Протокол № от Протокол Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Протокол №3 от21. 03. 2012г. Принято на педагогическом Совете Протокол №5 от Программы отдельных учебных предметов, курсов на ступени основного общего образования по фгос | Протокол№1 Протокол №1 Приказом школы № Программа предназначена для учащихся 8 класса, изучающие предмет «немецкий язык» седьмой год и разработана на основе | ||
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа «Деловой этикет и протокол» Охватывают материал по страноведению англоязычных стран, речевому этикету и правилам написания делового письма | Протокол от 31. 08. 2011г. №1 согласована протокол заседания управляющего... До революции село Вязовое являлось крупным волостным центром Грайворонского уезда Курской губернии. Здесь до 1917 года действовали... | ||
Программа по дпи, разработана на основе базисного учебного плана... Мо протокол № педагогического совета школот 20 г протокол № от 20 | Протокол №1 от 29. 08. 2012г от 31. 08. 2012г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета педагогики и психологии(протокол от «29»марта 2012 г. №8) | ||
Протокол №1 от 31. 08. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) | Протокол №3 от 01. 03. 2012 г Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета экономики и управления (протокол от 2012 г. № ) |