Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №45 г. Белгорода»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
____ И.С.Петреченко
Протокол № 1
от «29» августа 2013г.
| «Согласовано»
Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 г.Белгорода»
________В.М. Шамрай
«29» августа 2013г.
| «Утверждаю»
Директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 г.Белгорода»
_________ Л.И. Бугаева
Приказ № 301 от
«30» августа 2013 г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету « Литература » 9 класс
Базовый уровень 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И.Беленького (– М.: Мнемозина, 2009
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи организации учебной деятельности:
осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность;
освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах;
познакомиться с шедеврами мировой классики;
научиться анализировать и оценивать литературные произведения;
получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей;
развить и совершенствовать коммуникативные навыки обучающихся.
В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.
В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов. ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Из школьного компонента в 9 классе добавляется 32 часа. Всего 102 часа.
В связи с тем что учебные занятия выпадают на праздничные дни в мае месяце, прохождение программы обеспечивается за счёт уплотнения учебного материала.
В МБОУ «СОШ №45» на протяжении нескольких лет успешно проводился эксперимент по использованию краеведческого материала на уроках. В связи с этим рабочая программа содержит элементы краеведения.
Данный вариант рабочей программы обеспечен учебником для общеобразовательных школ «Литература. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях»/ под редакцией Г.И.Беленького - М.: «Мнемозина», 2013г.
Программой предусмотрено 102ч.
Формы организации учебного процесса: урок; семинар; лекция; фронтальные беседы; исследовательские работы
Требования к уровню подготовки учащихся
Основные учебные умения и навыки обучающихся:
использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
образную природу словесного искусства; содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
основные теоретико-литературные понятия.
В результате изучения литературы ученик должен уметь:
работать с книгой;
определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
владеть различными видами пересказа; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев; выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его смысловые части;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка; - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
В результате изучения литературы ученик должен знать основные теоретико-литературные понятия
Художественная литература как искусство слова.
Контекст: литературный контекст, биографический контекст, исторический контекст, культурологический контекст.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, художественное время и пространство (хронотоп), изображенный мир, интерьер, функции интерьера (обозначение места и времени действия, средство создания образа человека, форма присутствия автора, средство создания образа эпохи).
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха. Гипербола. Аллегория. Синтаксические фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, пропуск, инверсия, анафора, эпифора, градация, парцелляция, умолчание.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа/
Календарно- тематическое планирование
9 «В» класс
№ п/п
| Наименование раздела,
темы
| Кол-во
часов
| Дата
| Дата фактич
| Краеведение
| Домашнее задание
|
| Введение
| 1.
| Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Эпохи развития литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении
| 1
|
|
|
| С.3-11, подготовить сообщения о памятниках древнерусской литературы
|
|
| 2.
| Общая характеристика древнерусской литературы: истоки и начало, многообразие жанров. «Слово о полку Игореве» как памятник древнерусской литературы
| 1
|
|
|
| Стр. 11-25, составить план повествования о походе Игоря по «Слову…»
| 3.
| «Слово о полку Игореве». Открытие «Слова», время создания. Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция «Слова»
| 1
|
|
| «Слово о полку Игореве» и Белгородчина
| Нарисовать обложку к «Слову…», стр. 29 (индивидуальные задания по группам)
| 4.
| Нравственно-патриотическая идея «Слова…». Образ русской земли. Образы русских князей
| 1
|
|
|
| Выучить отрывок из
« Слова…» наизусть, подготовить проекты «Мотивы «Слова…» в позднейшей литературе и искусстве». Стр. 41-42, вопросы
| 5.
| «Золотое слово» Святослава. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Значение «Слова…» для русской культуры. Переводы и переложения произведения
| 1
|
|
|
| Домашнее сочинение по «Слову о полку Игореве»
|
|
| 6.
| Общая характеристика литературы XVIII века. Классицизм как литературное направление.
| 1
|
|
|
| Стр.43- 53, стр. 53, вопросы 1,2
| 7.
| М. В. Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор). Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения
| 1
|
|
|
| Стр.54-59, письменный ответ на вопрос «Заслуги Ломоносова»
| 8.
| «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»
| 1
|
|
|
| Стр. 54-61, вопр. 1- 3
| 9.
| И. Фонвизин. Жизнь и творчество (обзор). Комедия «Недоросль». Черты классицизма в комедии
| 1
|
|
|
| Стр. 65-67, индивидуальные задания, чтение комедии «Недоросль» по ролям
| 10.
| «Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонравия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, гражданского служения родине
| 1
|
|
|
|
Стр. 67-73, чтение комедии «Бригадир»
| 11.
| А. Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя
| 1
|
|
|
| Стр. 75-79, прочитать главы «Любань», «Медное», «Пешки», «София», «Едрово» из «Путешествия…»
| 12.
| «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Отражение в «Путешествии …» просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси
| 1
|
|
|
| Подготовить индивидуальные сообщения
« Современники и потомки об А.Н.Радищеве»
| 13.
|
| |