Скачать 1.34 Mb.
|
1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100.62 «Социология» подготовки бакалавра изучающих дисциплину «Социологическая теория» Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныНастоящая дисциплина является базовой в системе профессионального социологического образования, структурирующей знания студентов о содержании важнейших концепций, определяющих векторы развития как классической, так и современной социологической теории, сформировавших ее современное когнитивное пространство. Основная цель дисциплины – познакомить студентов с трудами, задающими образцы анализа в социальной теории и создающими новые перспективы в исследовании современного общества. Общими целями освоения дисциплины «Социологическая теория» являются:
Структура данной дисциплины состоит из трех взаимосвязанных блоков: «Введение в социологию и история социологии» - читается на 1 курсе (1 – 4 модули) в объеме 35 лекций и35 семинаров; «Социологическая теория» - читается на 2 курсе (1-4 модули) в объеме 23 лекции и 27 семинаров; «Социология культуры» - читается на 3 курсе (1-2 модули) в объеме 16 лекций и 14 семинаров. Блок «Введение в социологию и история социологии» разделен на два тематических модуля. Модуль «Введение в социологию» является первой тематической частью блока «Введение в социологию и история социологии». Основной целью данного модуля лекционных и семинарских занятий является знакомство студентов-первокурсников с базовыми социологическими понятиями, подходами и методами. Дополнительными целями является представление социологии как области гуманитарного знания в такой форме, которая была бы простой и увлекательной для начинающих социологов. Модуль рассчитан на 6 лекций и 6 семинарских занятий. Модуль «История социологии» является второй тематической частью данного блока. Цель лекций и семинаров в рамках этого модуля - рассмотреть в духе исторической социологии знания историю социологических исследований, их связь с политикой и идеологиями своего времени, дать институциональный анализ науки и университетских систем разных стран, в которых проходит развитие социологии. Модуль рассчитан на 29 лекций и 30 семинарских занятия и продолжается весь учебный год. Блок «Социологическая теория» фокусируется на двух фундаментальных для современной социальной теории вопросов: - как возможно общество (какова природа социального) и - как возможно знание о социальном. Различные ответы на вопросы об условиях формирования, поддержания и реконфигурации/разрушении образцов социальной организации и способах, которые социология может предложить для анализа этих процессов, определяют логику курса и структуру изложения материала. Учебная задача блока - сформировать у студентов представление о социальной теории не только как об особом типе мышления, но и как о рабочем аппарате, предлагающем инструментарий для решения конкретных социологических задач. Блок «Социология культуры». Цель блока – познакомить студентов с подходами современной социологической теории, взятой в перспективе социологии культуры (или «культурной социологии»), способствовать развитию у студентов соответствующих аналитических навыков и умений, позволяющих применять данные подходы в собственных исследованиях. Блок также призван способствовать развитию у студентов вкуса к использованию антропологизированных подходов в современных социальных науках, уделяющих большее внимание своеобразию и уникальности конкретных культурных форм и соответствующих этих формам повседневных практик социальных акторов. Наряду с самими теоретическими подходами в данном блоке рассматриваются конкретные примеры их применения в ставших классическими и в современных исследованиях. Задачи и специфика блока. В мировоззренческом отношении в блоке делается упор на «культуралистский тренд» в социальных науках, предполагающий множественность культур, каждая из которых представляет собой совокупность институтов, анализ которых нередко затруднен на языке чужой культуры – откуда важность проблемы межкультурного перевода. В методологическом отношении блок опирается на подходы, разработанные в последние десятилетия XX века в рамках «прагматического поворота» в социальных науках, и акцент в нем делается на подходах, развивающих анализ социо-культурных практик и институтов – по ту сторону традиционных в социологии оппозиций «объяснение/понимание», «субъективное/объективное», «индивид/общество», «субъект/структура», «внутреннее (смысл)/внешнее (закон)». Данный принцип применяется как в синхроническом аспекте (социо-культурный анализ современных обществ), так и в диахроническом (в рамках исторической социологии культуры, с акцентом на историко-культурные феномены, важные для понимания генезиса и характера функционирования современных обществ). |