Скачать 0.92 Mb.
|
Государственное общеобразовательное учреждение «Центр образования» для детей-инвалидов Забайкальского края Принято Утверждаю методическим объединением учителей- Директор ГОУ «Центр предметников образования» для детей- №____ от __________ инвалидов Забайкальского края ____________С.В.Стремилов «____»_______2013г. Рабочая программа курса «Технология» 5-7 класс(II отделение) на 2013-2014 учебный год Составитель: Коновалова Л.Ф., учитель технологии высшей квалификационной категории Чита, 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предмет «Технология» является предметом Федерального компонента учебного плана общеобразовательного учреждения «Центра образования» для детей - инвалидов Забайкальского края, на реализацию которого отводится 136 часов, 4 часа в неделю в 5-7 классах и 68 часов по 2 часа в неделю в 8-10 классах. Основным предназначением образовательной области « Технология» является формирование трудовой и технологической культуры школьника, системы технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, их профессиональное самоопределение в условиях рынка труда. Образовательная область «Технология» является необходимым компонентом общего образования школьников, предоставляя им возможность применить на практике знания основ наук. Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Содержание программы строится с учетом возрастных, психофизических особенностей неслышащих учащихся и целей общетехнической подготовки. Личность неслышащего ребенка формируется своеобразно, прежде всего, из-за трудностей, которые он испытывает в общении с окружающими слышащими людьми. Нарушение слуха препятствует развитию способностей у неслышащих детей. Поэтому программный материал, в отличие от слышащих детей, строится таким образом, чтобы учащиеся понимали цель задания, могли выделить главное и второстепенное, объем практических работ подбирается с учетом психологических особенностей неслышащего ребенка. Недостаточно развитая речь неслышащего ребенка затрудняет передачу научных сведений языковыми средствами. Это обстоятельство обязывает строить учебный процесс так, чтобы трудовые задачи решались в основном в практическом плане. Отсюда последовала необходимость в создании модифицированной программы. Цели программы
С учетом возрастных, физических и физиологических особенностей неслышащих детей должны решаться следующие задачи: Задачи программы Задачи коррекционно-развивающего обучения: - активизация познавательной деятельности учащихся; -повышение уровня их умственного развития; - нормализация учебной деятельности; -коррекция недостатков эмоционально-личностного развития; -социально-трудовая адаптация.
Программа предусматривает коррекционную направленность обучения неслышащих детей. Эта работа проводится на основе умения неслышащего школьника воспринимать речевой материал слухо-зрительно и воспроизводить его. В программе предусмотрена работа над словесной речью, над терминологией по предмету в ее коммуникативной функции. Коррекционная работа по труду предусматривает обучение учащихся различать, опознавать, и воспринимать. Программа предусматривает развитие творческих способностей и технического мышления неслышащих детей в процессе их практической деятельности, развитие знаний и умений, полученных в начальных классах на ППО. Программа предусматривает воспитание трудолюбия, потребности в труде, ответственность и чувство коллективизма и взаимопомощи. Воспитание организуется в процессе их трудовой деятельности с использованием разъяснений и убеждений, бесед. Содержание и организационные формы обучения и воспитания разработаны на основе принципов, ориентирующих на развитие детей с нарушением слуха, в изменяющихся условиях общественной жизни. Принципы построения программы
Формирование у учащихся целостной картины мира. Формирование у детей с нарушением слуха доступных знаний, умений, навыков, последовательность изложения. Систематизация знаний в процессе повторения.
Учет возрастных особенностей учащихся с нарушением слуха в процессе привлечения их к научным знаниям. Содержание обучения детей с нарушением слуха значительно снижены с программой массовой школы.
Предполагает сознательное отношение к учебе сознательного усвоения ими знаний, умений, навыков при изучении других учебных предметов и в жизни, а также познавательную деятельность.
Наглядность в обучении выступает как важное средство познания окружающего мира. Использование наглядности, технических средств повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более интересным, а это особенно важно для детей с нарушением слуха.
создавать условия для активной, организованной работы всех учащихся и в тоже время индивидуально подходить к каждому ученику. Учитывая особенности учащихся с нарушением слуха (уровень воспитанности, уровень понимания знаний, отношения к ним, участия в них) осуществлять дифференцированный подход в обучении.
предполагается коррекция развития речи, а отсюда развитие слуха, познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой сфер учащихся с нарушением слуха.
Определение возможностей ученика с нарушением слуха, его способностей, обучаемости, разработке основ коррекционно-развивающих мероприятий и подходов, разработанные совместно с другими дисциплинами (медицинские, психологические и педагогические).
Данная программа должна помочь более целенаправленно и обоснованно строить учебную программу, сосредоточить усилия на решение важных проблем в отношении каждого ребенка, а это должно способствовать повышению эффективности учебной деятельности. Для вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, применяются различные формы и методы обучения, направленные на согласованную деятельность учителя и учащихся. Организация образовательного процесса. Формы: урок. Типы уроков:
Виды уроков:
Методы обучения: Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Средства реализации программы. Средства реализации программы проходят через методический материал: методические пособия, учебный и специальный материал, наглядный материал, инструкционно-технологические карты, таблицы и др. Содержание программы адекватно содержанию обучения неслышащих детей. Это позволяет использовать в обучении при соответствующей корректировке, доработке и адаптации методические пособия, учебную и специальную литературу, технико-технологическую документацию, учебно-методические компоненты, наглядные, дидактические и другие пособия, которые выпускаются для общеобразовательных школ, а также авторские разработки. Содержание программы. Содержание программы исходит из требований программного материала с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка на диагностической основе с учетом возрастных характеристик. В связи с тем, что школа не располагает необходимыми условиями для проведения практических работ по разделу «Кулинария», этот раздел изучается теоретически, практические занятия проходят на уроках СБО. Задачам трудового и эстетического воспитания посвящены разделы «Интерьер жилого дома» и «Рукоделие». При изучении их учащиеся знакомятся: - с творчеством народных умельцев своего города, края; -с материалами и инструментами, применяемыми в традиционных художественных ремеслах, со способами оформления интерьера кухни, столовой, жилой комнаты; - с ролью комнатных растений и способами их размещения в интерьере; -учатся вышивать несложные узоры, изготавливать изделия в технике лоскутной пластики, знакомятся с техникой бумагопластики - квиллинг, техникой канзаши, вышивка лентами, изготовлением сувениров. Работе на швейной машине в данной программе отводится значительно больше учебного времени, чем прежде, так как овладение навыками этой работы затруднительно для неслышащих детей. Для того чтобы навыки работы на швейной машине были более прочными, предусмотрена тема «Лоскутная пластика». Ее изучение предоставляет достаточно возможностей для практического овладения техникой выполнения стачных швов. Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками при изучении раздела «Элементы материаловедения», необходимы при конструкторской разработке моделей и изготовлении швейных изделий. На занятиях по конструированию учащиеся учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок и их условными обозначениями. На занятиях по моделированию учащиеся узнают о различных способах разработки моделей, видах отделки швейных изделий, творчески применяя знания, полученные ими на занятиях по рукоделию. При этом следует учитывать художественные особенности национальной одежды: колорит и рисунок тканей и отделок. Прежде чем приступить к изготовлению изделия, учащиеся выполняют практические работы на лоскутах ткани, отрабатывая технику выполнения швов и отдельных технологических операций. Как показывает многолетняя практика, введение тренировочных операций позволит обеспечить хорошее качество швейных изделий. Для практических работ приведен примерный перечень швейных изделий. Учитель может по желанию учащихся заменить предложенные изделия на любые другие, эквивалентные по сложности и необходимым для их выполнения технологическим операциям, например сумки, головные уборы, пояса и др. Практической работой могут считаться образцы пооперационной обработки и швейные изделия, как в натуральную величину, так и в масштабе 1:4. В конце программы приведен примерный перечень швейных изделий, из которого учитель может выбрать конкретное изделие для изготовления его учащимися. При выполнении практических работ учащиеся могут шить образцы пооперационной обработки и швейные изделия, как в натуральную величину, так и уменьшенные. Оборудование кабинета позволяет провести все практические работы. Самое серьезное внимание следует уделять соблюдению учащимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Учителю следует напоминать учащимся об этих правилах в начале изучения каждой новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ. При разработке данной программы осуществляется ее преемственность с ранее действующей программой, что позволяет в максимальной степени использовать имеющийся опыт преподавания трудового обучения, учебно-материальную базу мастерских, имеющиеся в них средства обучения и тенденцию их развития. Более глубокому освоению содержания программы будут способствовать конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие их в школьных, районных и городских олимпиадах по технологии. Результаты обучения Результаты обучения представлены в требованиях к уровню подготовки и содержат компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний, уметь – владение конкретными навыками практической деятельности, а также компонент, включающий знания и умения, ориентированные на решение разнообразных жизненных задач. Результаты обучения сформулированы в требованиях в обобщенном виде и являются инвариантными по отношению к направлению технологической подготовки учащихся. Ожидаемые результаты обучения по данной примерной программе в наиболее обобщенном виде могут быть сформулированы как овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями по преобразованию и использованию материалов, энергии, информации, необходимыми для создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными и эстетическими свойствами; умениями ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы; навыками самостоятельного планирования и ведения домашнего хозяйства; формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда. Программа реализуется по УМК под общей редакцией В.Д.Симоненко 1.Учебники для общеобразовательных учреждений «Технология» 5-9 классы. Москва, »Просвещение», 2002г. (автор В.Д. Симоненко) Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством Образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2012-2013 учебный год (приказ Министерства Образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012 г. № 379). |