Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника,





Скачать 471.62 Kb.
НазваниеЛитература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника,
страница1/2
Дата публикации13.07.2014
Размер471.62 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Литература > Литература
  1   2



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно развитие нации в целом. Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика.
Степень адаптации:

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, авторской «Программы по литературе для 5-11 классов» под редакцией под ред. Г.И. Беленького, Москва, издательство МНЕМОЗИНА, 2009.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом для базового уровня. Программа адаптирована с учетом данного класса, изменения носят структурный характер, не затрагивают содержания образования, изменения в содержании затрагивают не более 30%.
Обоснование форм и методов преподавания:

Усиление практической направленности обучения русскому языку требует использование активных методов изучения литературы. Под активными методами обучения подразумеваются методы, основанные на коммуникационном общении. Суть метода заключается в изменении субъективно-объективных отношений: ученик из ведомого превращается в управляющего процессом познания, при этом активно действует природная любознательность учащегося, т.е. использование активных методов становятся элементом положительной мотивации учащихся. Все активные методы делятся на : индивидуальные, групповые и фронтальные. Использование традиционных методов при обучении русскому языку также необходимо, это следующие методы: исследовательский, лекционный, объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров

- выразительное чтение

- различные виды пересказа

-заучивание наизусть стихотворных текстов

- определение принадлежности литературного текста к тому или иному роду и жанру

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения, определение мотивов поступков героев и сущности конфликта

- устные и письменные интерпретации художественного произведения

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения

- самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусства и историей

- подготовка рефератов, докладов, исследовательских работ, написание сочинений

Основной формой обучения является урок, лекция и индивидуальное занятие.
Место данной программы в образовательной программе МАОУ СОШ№21:

Для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для изучения русского языка на базовом уровне, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Цели и задачи программы, в том числе по духовно-нравственному воспитанию:

Изучение литературы в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно-нравственной личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, уважения к литературе

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической обусловленности литературного процесса, читательских интересов, художественного вкуса, устной и письменной речи учащихся

- совершенствование умений анализа литературного произведения, определения и использования различных источников, включая книгу, поиск информации в библиотеке, в Интернете.
Обоснование выбора УМК с учетом преемственности:

1. Учебник «Литература 8 класс» под ред. Г.И. Беленького, М.:Мнемозина,2008

2. Программы образовательных учреждений «Литература 5-11 классы», под ред. Г.И. Беленького, Москва, издательство МНЕМОЗИНА, 2009
Данный класс продолжает обучение в 7 классе по данному УМК, так как в прошлом году учащиеся обучались по учебнику данного автора.

Требования к уровню подготовки выпускников 8 класса

Осваивая художественные произведения, указанные в программе, выпускники 8 класса должны знать и уметь применять на практике:

- понятия, связанные с общими свойствами литературы: художественный образ, роль художественного вымысла в литературе

- понятия, связанные со структурой и языком художественного произведения: тема, идея, композиция; средства изображения героев – портрет, речь, авторская характеристика героев; роль пейзажа и интерьера; изобразительные средства языка, особенности художественной речи, стихотворной речи

- понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения

-

В области читательской деятельности учащиеся должны:

- объяснять роль важнейших эпизодов

- характеризовать и оценивать главных героев произведения, сопоставлять героев разных произведений

- обнаруживать авторское отношение к изображаемому

- определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из родов и жанров

- выразительно читать изученные произведения и их фрагменты

- давать устный и письменный развернутый ответ на проблемный вопрос

- писать пересказы подробные, краткие, выборочные, с изменением лица рассказчика

- писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему

- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям
Учебно-тематический план


Наименование разделов/тем

Количество часов

Формы контроля




всего

теория

Практика р/р




Классное сочинение

2

-

2

ИК

Домашнее сочинение

3

-

3

ИК

ВН.ЧТ.

11

-

-

ТК

Р\Р

18

-

-

ТК

Введение

1

1

-

ТК

Устное народное творчество

8

7

1

ТК

Русская старина

5

4

1

ТК

Литература 19 века

27

25

2

ТК

Литература конца 19 - начала 20 века

9

9

-

ТК

Литература 20 века

13

12

1

ТК

Литература эпохи возрождения

9

9

-

ТК

Калининградские писатели

2

2

-

ТК



Содержание тем:
Образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова. Другие виды искусства.

Исторические песни как жанр устной народной поэзии. Выражение в них патриотических и освободительных стремлений народа. Художественное своеобразие (роль вымысла, ритмические особенности, повторы)

Лирические песни как жанр народной поэзии. Песенный стих, параллелизм, особенности лексики, повторы.

Стихи поэтов, ставшие народными песнями.

Житийный жанр в древнерусской литературе.

Сергий Радонежский – подвижник, духовный деятель, патриот, вдохновитель ратных дел Дмитрия Донского.

Протопоп Аввакум, его несгибаемость, непримиримость, убежденность, доходящая до фанатизма. Народность, сила и красочность языка. Житие Аввакума – первое автобиографическое произведение в русской литературе.

Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование характера и взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Изменения в характере героини. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

Мотивы вольной кавказской природы. Символические образы тюрьмы и узничества в лирике.

Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме.

Жизненная основа комедии. Страх перед ревизором как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. Хлестаков и хлестаковщина. Высказывания героев, ставшие афоризмами. «Ревизор» в театре и кино.

Драматические произведения, комедия, сатира и юмор в драматическом произведении.

Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. Драма рассказчика, обреченного на одиночество. Приемы психологической характеристики героев. Поэтическая атмосфера повести.

Писатель как поборник суровой правды жизни.

Антитеза как прием, помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении. Литературное произведение как художественное единство. Композиция произведения. Соотношение понятий композиции и сюжета произведения, антитеза.

Проблема смысла жизни и назначении человека в рассказе. Духовный перелом в жизни мальчиков, его причины.

Трагедия и самоотверженность «маленького человека».

Символико – аллегорический смысл «Песни о Соколе». Ее композиция, ритмика, интонационные особенности.

Одухотворенность природы, единство с ней человека. Философская глубина, афористичность лучших стихотворений поэта.

Проблема истинной человечности в рассказе «Телеграмма». Композиция рассказа. Емкость художественного слова. Жизненные факты, послужившие основой рассказа. Роль воображения в художественном творчестве.

История создания и композиция поэмы «Василий Теркин». Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека. Тема «большой» и «малой» родины. Народно – поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Авторский голос в поэме. Широкая популярность поэмы и ее героя в годы ВОВ и в наше время. Образ автора в художественном произведении. Традиции устного народного творчества в литературе.

Человек с «чудинкой» как характерный герой Шукшина. Трогательная и наивная тяга героя к знаниям. Юмор в рассказе. Сочный народный язык.

Патриотический характер лирики Рубцова. Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном».

Конфликт чистого сердца и предрассудков. Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувств юных героев, их преданность друг другу. Трагедия как жанр драматургии.

Душевное величие и наивная простота героя романа. Дон Кихот и Сан Панч о. Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ УЧАЩИХСЯ 7 КЛАССА ПО ЛИТЕРАТУРЕ.



  1. Оценка устных ответов.

«5» ставится, если ученик:1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение литературных понятий;2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;3) излагает материал последовательно и правильно сточки зрения норм литературного языка.

«4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание данной темы, но:1. излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2. не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3. излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно, неуверенно излагает материал.

Оценка сочинений по литературе

оценка

Содержание и речь

грамотность

«5»

  1. содержание полностью соответствует теме

  2. фактические ошибки отсутствуют

  3. содержание излагается последовательно

  4. работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точность словоупотребления

  5. достигнуто стилевое единство и выразительность речи

  6. в целом допускается в работе 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

  1. содержание работы в основном соответствует теме

  2. содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности

  3. имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей

  4. лексический и грамматический строй достаточно разнообразен

  5. стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью

  6. в целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов

Допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

  1. в работе допущены существенные отклонения от темы

  2. работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности

  3. допущены отдельные нарушения последовательности изложения

  4. беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление

  5. стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

  6. в целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются:4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1.работа не соответствует теме

2. допущено много фактических неточностей

3. нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления

4. крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления

5. нарушено стилевое единство текста

6. в целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов


Допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок



ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ, ПРОЕКТОВ


  1. Нравственные заветы Древней Руси

  2. Творчество М.В. Ломоносова

  3. Своеобразие языка «Песни о вещем Олеге»

  4. Истина как цель летописного повествования и как завет будущим поколениям

  5. Трагическое и гуманистическое в «Повестях Белкина»

  6. Образы гусляров в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

  7. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей – запорожцев в борьбе за освобождение родной земли

  8. Тема древнерусского «рыцарства»

  9. Фантастические рассказы Рея Бредбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле.

  10. Проблема истинной человечности в рассказах К.Г. Паустовского

  11. Утверждение жизнестойкости и оптимизма русского человека.

  12. Утверждение идеалов гуманности, чести и долга.

Перечень литературы:


  1. Энциклопедия мудрых мыслей. Автор: Игорь Янин, Калининград, ОАО «Янтарный сказ»,2005

  2. Мифологический словарь. Автор: Н. Попова, Калининград. Издательство «Янтарный сказ», 2004

  3. Пословицы русского языка. Автор: В.И. Даль, Москва. Издательство «Эксмо», 2005

  4. Толковый словарь русского языка. Автор: В.И. Даль, Москва. Издательство «Эксмо». 2002

  5. Русская литература. Большой учебный справочник. Москва. Издательство «Дрофа», 1999

  6. Большая энциклопедия афоризмов. РИПОЛ классик, Москва, 2005

  7. Энциклопедия литературы, Москва. Издательство «Олимпа-Пресс»,2002

  8. Секреты хорошей речи. Авторы: И.Б.Голуб, Д.Э.Розенталь, Москва «Международные отношения», 1993

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее...
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее...
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconЛитература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик...
Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004, №1089, с учетом рекомендаций примерной программы, в свою очередь выполненной на базе...
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconРабочая программа по литературе для 6 класса. Пояснительная записка...
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconПояснительная записка литература базовая учебная дисциплина, формирующая...
Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconРабочая программа по литературе в 7 классе на 2013-2014 учебный год
Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания...
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconЛитература Среднее
Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания...
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconЛитература Основное (общее) образование
Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания...
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его мировоззрения....
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconКраткая справка по итогам социологического исследования
Современное российское общество в последние десятилетия переживает духовный кризис, в связи с этим забота о нравственном развитии...
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В настоящее время, в доу отмечается большое число неблагополучных в психофизическом развитии детей, т е детей с различными отклонениями...
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Именно в этом возрасте происходит формирование важнейших новообразований в интеллектуальном, нравственном, эмоциональном развитии...
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconПояснительная записка Воспитание детей на вокальных традициях является...
Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников идут взаимосвязано и неразрывно, начиная с самых младших...
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconРабочая программа вокального кружка «Моя музыка»
Ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников...
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconРешение комиссии по проведению конкурса рефератов на тему: «Конституция...
«Конституция Российской Федерации: нравственные ориентиры справедливости для общества и государства»
Литература базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок (или большая его часть) проходит на высоком эмоциональном и интеллектуальном подъёме


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск