Скачать 329.45 Kb.
|
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Кировский лицей» УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО Директор МКОУ «Кировский лицей» Зам. директора по учебно- _________________ Г. И. Ильина воспитательной работе 02.09.2013 г. _________________ Е. В. Папорова 29.08.2013 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе в 11 (базовый уровень) на 2013-2014 учебный год г. Киров 2013 Рабочая программа учебного предмета «Литература– 11» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1. Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. ЧАСТЬ II. СРЕДНЕЕ (ПОЛНОЕ) ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ. Стандарт основного общего образования по литературе» (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004); 2. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года, №1312 и изменений федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации (от 09.03.2004 года, №1312) от 20.08.2008 г., №241; от 03.06.2011 г., №1994; 3. Программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 класс», М., Просвещение, 2006 4. Учебника В. Я. Коровиной «Литература 10 класс», М.: «Просвещение», 2010. Рабочая программа рассмотрена и принята на заседании методического объединения учителей русского языка и литературы, иностранного языка, общественных дисциплин протокол № 1 от « 27 » августа 2013 года Содержание Стр.
Рабочая программа учебного предмета «Литература – 11» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от 5.03.2004г. № 1089. Стандарт опубликован в издании "Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование. Стандарт среднего (полного) общего образования по русскому языку. (Москва, Министерство образования Российской Федерации, 2004); Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 года, №1312 и изменений федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации (от 09.03.2004 года, №1312) от 20.08.2008 г., №241; от 03.06.2011 г., №1994; Программы под редакцией В. Я. Коровиной «Литература 5-11 класс», М., Просвещение, 2006 и учебника В. Я. Коровиной «Литература 10 класс», М.: «Просвещение», 2010. Цель литературного образования - способствовать духовному становлению личности, формированию её нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному владению речью. Эта цель определяет характер конкретных задач, которые решаются на уроках литературы: -формирование представления о художественной литературе как искусстве слова и её месте в культуре страны и народа; -осознание своеобразия и богатства литературы как искусства; -освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных задач произведения; -овладение знаниями и умениями, которые помогут глубокой и доказательной оценке художественных произведений и их выбору для самостоятельного чтения; -воспитание культуры речи и чтения: формирование потребности в чтении; -совершенствование устной и письменной речи. Методические особенности изучения курса литературы в 11 классе. В 11 классе ученик знакомится с курсом на историко-литературной основе. У учащихся появляется потребность в широких обобщениях, в целостном осмыслении жизни и исторических судеб народа и человечества, роли и значения искусства, творческих путей писателей, их вклада в отечественную и мировую культуру. Они достигают такого уровня интеллектуального и нравственного развития, когда возможно и необходимо решение сложных моральных вопросов, формирование оценочных позиций, исторического подхода к явлениям художественной культуры. Углубляется понимание литературы как источника ничем не заменимых эмоционально-эстетических переживаний, оказывающих огромное влияние на личность читателя. Структура курса даёт возможность получить первоначальные знания по истории литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса, воссоздаёт историко-литературный процесс на протяжении 20-го столетия в сложном переплетении направлений и течений. Обилие материала предполагает увеличение роли обзорных тем. Изучение разрозненных ветвей русской литературы даёт широкую и полную картину литературы эпохи. Знакомство со многими новыми авторами и произведениями подготовлено программой всех предшествующих классов. Программа последовательно обращает внимание на вопросы теории литературы. Однако это не предполагает систематического изучения вопросов теории, а указывает лишь на то, что возможно и желательно обратить внимание на конкретный теоретический вопрос при чтении и изучении произведения. Накопление теоретических сведений осуществляется постепенно. Так, на базе усвоенных ранее направлений происходит ввод новых: символизма, акмеизма, футуризма, а также формирование понятий модернизм и постмодернизм. Углубляются и обобщаются те сведения, которые были получены при изучении литературы 19 века (историко-литературный процесс, стиль писателя, литературная критика и др.). Концептуальное обоснование курса. Через все этапы литературного образования проходят важнейшие линии деятельности учащихся: чтение, восприятие, анализ и интерпретация литературного произведения; освоение историко- и теоретико-литературных знаний; работа по развитию речи, стимулирующие творчество и самостоятельность учащихся. В связи с этим преподавание курса литературы в 11 классе базируется на основных содержательных линиях литературного образования: 1)Круг чтения (освоение содержания текста) в 11 классе составляют выдающиеся произведения писателей 20 века; произведения отечественной литературы 50-90 годов 20 века, в том числе и русского зарубежья, и произведения начала 21 века. Эти произведения изучаются с различной степенью глубины: чтение и текстуальное изучение, чтение и общий обзор произведения, ознакомление с произведением. 2)Теория литературы служит инструментом для освоения текста. Знания о литературе включают сведения о жизненном и творческом пути писателей; сведения о творческой истории этапных произведений; оценки изученных произведений в русской критике; сведения о литературных направлениях, о родах и жанрах литературы и т.д. 3)Читательская и литературно-творческая деятельность учащихся (развитие речи) предполагает умение характеризовать и оценивать героев произведения; определять основную проблематику и позицию автора; писать сочинения проблемного характера по литературным произведениям; составлять планы, конспекты, рефераты; писать очерки, рецензии и т.д. Поурочное календарное планирование в данной программе опирается на перечисленные содержательные линии литературного образования. Методы и формы обучения Программа предполагает, наряду с изучением монографических тем (творчество Бунина, Куприна, Горького, Маяковского, Булгакова, Шолохова), использование блоковой подачи материала («Поэзия Серебряного века», «Великая Отечественная война в литературе», «Литература 50-90 годов»). Это позволяет выработать у учащихся не одномерное, а объёмное, объективное представление о развитии литературы. В целях активизации познавательной деятельности учащихся в основу курса положен коммуникативный и проблемно-поисковый методы, а также такие формы обучения, как лекции, семинары, конференции, практикумы, зачёты, ролевые игры, концерты, путешествия. В результате освоения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен уметь: • воспроизводить содержание литературного произведения; • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); • анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; • раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; • связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; • выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации; • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; • выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; • составлять планы и тезисы статей на литературные темы; • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы; • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. В результате освоения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен знать: • образную природу словесного искусства; • содержание изученных литературных произведений; • основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции; • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; • основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений; • основные теоретико-литературные понятия. Согласно учебного плана МКОУ "Кировский лицей" на 2013-2014 учебный год на изучение учебного предмета « Литература – 11» отведено 102 часа в год. Программа рассчитана на 3 часа в неделю, 34 рабочие недели, в том числе: - Сочинений: 5; - Зачётных работ – 1.
Введение. Судьба России в 20 веке. Основные направления, темы и проблемы русской литературы 20 века. Тема исторической памяти, национального самосознания. Литература начало 20 века. Развитие художественных и идейно – нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала 20 века. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп. Писатели-реалисты начала 20 века. Творчество И.А. Бунина Очерк жизни и творчества. Глубоко национальная поэзия. Острое чувство кризиса в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Образ России в прозе И.А. Бунина. Рассказы Бунина о любви. Поэзия И.А. Бунина. Творчество Куприна А.И. Куприн. Жизнь и творчество. «Гранатовый браслет» Романтическое изображение любви. Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. А.М. Горький Жизнь и творчество А.М. Горького. Романтизм Горького. Композиция романтических рассказов. Рассказ «Старуха Изергиль». «На дне». Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение. Система персонажей. Серебряный век русской поэзии Символизм «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. «Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. В. Я. Брюсов Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. К. Д. Бальмонт Слово о поэте. Стихотворения. Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Андрей Белый (Б. Н. Бугаев) Слово о поэте. Стихотворения. Влияние Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение (сборник «Золото в лазури»). Акмеизм Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Н. С. Гумилев Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Романтический герой лирики Гумилева. Футуризм. Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (Игорь Северянин и др.), кубофутуристы ( В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.) Игорь Северянин (И. В. Лотарев) Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны». Поиски новых поэтических форм. А. А. Блок Жизнь и творчество (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане». Литературные и философские пристрастия юного поэта. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и её восприятие современниками. Новокрестьянская поэзия (Обзор) Н. А. Клюев Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рождество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвящённый от народа…» Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии. С. А. Есенин Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!...», «Не бродить, не мять в кустах багряных…». Всепроникающий лиризм – специфика поэзии У Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Есенин и имажинизм. Литература 20-х годов XX века Обзор с монографическим изучением одного-двух произведений. Общая характеристика литературного процесса. Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (А. Блок, 3. Гиппиус, А. Белый, В. Ходасевич, И. Бунин, Д. Мережковский, А. Ахматова, М. Цветаева, О, Мандельштам и др.). |
Рабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»... | Рабочая программа по литературе 5-9 классы базовый уровень Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Российской Федерацией к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных... | ||
Рабочая программа по литературе на 2013 2014 учебный год Ступень... Программа общеобразовательных учреждений «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) 2010 год | Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2013 2014 учебный год Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (2004г.), Федерального базисного учебного плана, программы по... | ||
Рабочая программа для 10 класса по литературе на основе учебника-... В. И. Сахарова, С. А. Зинина и составлено в соответствии с программой и «Обязательным минимумом содержания основного общего образования... | Рабочая программа по литературе в 11 классе на 2013-2014 учебный год Использована Программа по литературе 5-11 класс (базовый уровень) В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В. И. Коровина, И. С. Збарского,... | ||
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2013/2014 учебный год В основу содержания и структуры скорректированного (3 ч в неделю) календарно-тематического планирования по литературе в 9 классе... | Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной | ||
Рабочая программа По русскому языку 6 класс 2 ступень, базовый уровень... | Рабочая программа По русскому языку7 класс 2 ступень, базовый уровень... | ||
Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год Рабочая программа предназначена для изучения литературы на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того, что... | Рабочая учебная программа по биологии на 2013-2014 учебный год Разработано на основе примерной Программы для общеобразовательных учреждений: Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. / авторы... | ||
Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013... Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе... | Рабочая программа по мхк для 10 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа по мировой художественной культуре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Рабочая программа по немецкому языку (базовый уровень) 10 класс Региональный базисный учебный план для государственных и муниципальных учреждений Новосибирской области, реализующих программ общего... | Рабочая программа по химии, 8 класс, базовый уровень сергеевой оксаны сергеевны Данная рабочая программа по химии предназначена для учащихся 8 класса, (базовый уровень) муниципального бюджетного образовательного... |