Визитная карточка проекта
Автор проекта
|
| Фамилия, имя, отчество
| Стерхова Юлия Валентиновна
|
| Город, область
| Удмуртия, Якшур-Бодьинский район
|
| Номер, название школы
| МОУ Якшур-Бодьинская сельская гимназия
|
| Описание проекта
|
|
| Название темы вашего учебного проекта
|
| Огни большого города
|
| Краткое содержание проекта
|
| Проект «Огни большого города» предназначен для учащихся 9 класса общеобразовательной школы. В рамках проекта учащиеся знакомятся с биографией Н.В. Гоголя, историей создания повести «Невский проспект»; анализируют образ Невского проспекта в одноименной повести; анализируют, сравнивают различные интерпретации этого образа литературоведами; делают вывод о том, почему именно таким предстает перед нами Санкт-Петербург в повести «Невский проспект». Для ознакомления с результатами своей работы ребята готовят презентацию, публикуют wiki-статью.
В результате работы над проектом у ребят увеличивается интерес к чтению, литературе как школьному предмету, поскольку произведение перекликается с жизнью современного подростка; достигается более глубокое и осознанное освоение учебного материала. Работа в группах способствует развитию коммуникативной компетенции. Проведение исследования и творческие задания способствуют созданию ситуации успеха для каждого ученика, поскольку все имеют возможность себя проявить.
|
| Предмет(ы)
|
| Литература
|
| Класс(-ы)
|
| 9 класс
|
| Приблизительная продолжительность проекта
|
| 2 недели, 2 урока и 4 факультативных занятия
|
| Основа проекта
|
| Образовательные стандарты
|
| Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития;
воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать своё мнение, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного;
развитие способности понимать литературные художественные произведения;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;
формирование умений воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588
|
| Планируемые результаты обучения
|
| После завершения проекта учащиеся приобретут следующие умения:
Личностные:
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия России, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
умение устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить и делать выводы;
смысловое чтение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
Предметные:
воспитание квалифицированного читателя, способного аргументировать своё мнение, участвовать в обсуждении прочитанного;
развитие способности понимать литературные художественные произведения;
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа художественного текста.
|
| Вопросы, направляющие проект
|
| Основополагающий вопрос
| Как обстоятельства жизни меняют наш взгляд на мир?
|
| Проблемные вопросы учебной темы
| 1. Связано ли негативное отношение Н.В. Гоголя к Санкт-Петербургу с событиями его жизни?
2. Каким перед нами предстает Невский проспект в повести
Н.В. Гоголя "Невский проспект"?
3. Как повесть "Невский проспект" соотносится с мифом о Петербурге?
|
| Учебные вопросы
| 1. Чего ждал Н.В. Гоголь от жизни в Петербурге?
2. Как на самом деле складывалась его жизнь в столице?
3. Как складывается жизнь героев повести "Невский проспект"?
4. Какие художественные средства использует Н.В. Гоголь при создании образа Невского проспекта в одноименной повести?
5. В чем заключается обманчивость Петербурга?
6. Что представляет собой миф о Петербурге?
7. Как на образ Петербурга в русской культуре повлияла история строительства города?
|
| План оценивания
|
|
| График оценивания
|
| До работы над проектом
| Ученики работают над проектом и выполняют задания
| После завершения работы над проектом
|
| Стартовая презента-ция, мозговой штурм, критерии оценивания итоговой работы
| Мозговой штурм, промежуточная рефлексия, таблица продвижения, оценка индивидуального вклада
| Рефлексия, оценивание итоговой работы, самооценивание ученика
|
| Описание методов оценивания
|
| На первом уроке с ребятами проводится такая форма работы, как подбор ассоциаций к слову «Петербург». Это позволяет приблизить учебную тему к жизни учащихся и создать нужный эмоциональный настрой. В ходе дальнейшего мозгового штурма, основанного на вопросах, предлагаемых учителем (стартовая презентация), и сравнения фрагментов из поэмы «Медный всадник» А.С. Пушкина и повести «Невский проспект», учащиеся приходят к осознанию проблемы, которой будет посвящен проект: по каким причинам Н.В. Гоголь негативно относился к Санкт-Петербургу?
В течение всей работы над проектом (факультативные занятия) используется таблица продвижения исследования, в завершение дается оценка индивидуального вклада в исследование. В ходе консультаций с учителем проводятся мозговой штурм, рефлексия.
После завершения работы проводится оценивание продуктов исследования на основе предоставленных учителем критериев, рефлексия на основе «подсказок», мониторинг личностных качеств.
|
| Сведения о проекте
|
| Необходимые начальные знания, умения, навыки
|
| Владение начальными навыками анализа литературного произведения.
Знание основных литературоведческих терминов, понимание отличия художе-ственного текста от документального.
Умение выделять ключевую информацию.
Начальные умения работы на компьютере, в Интернет.
|
| Учебные мероприятия
|
| 1 этап, информационный (1 занятие):
1) определение темы исследования;
2) формирование группы;
3) постановка проблемы и определение путей ее решения.
2 этап, исследовательский (3 занятия):
1) формулирование целей исследования;
2) определение плана дальнейших действий;
3) распределение обязанностей в группе;
4) поиск информации, ее анализ и обобщение;
5) консультации с учителем;
6) формулирование выводов по проблеме.
3 этап, обобщающий (2 занятия):
определение формы представления результатов исследования;
разработка продукта;
распределение обязанностей в группе;
3) представление результатов исследования; их оценивание ребятами;
4) рефлексия работы над проектом.
|
| Материалы для дифференцированного обучения
|
| Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)
| Индивидуальные консультации, пошаговые инструкции, определение его роли контролера за сроками выполнения заданий
|
| Ученик, для которого язык преподавания не родной
| Словарь терминов, ключевые слова, инструкции, индивидуальные консультации
|
| Одаренный ученик
| Оформление результатов для школьного сайта
|
| Материалы и ресурсы, необходимые для проекта
|
| Технологии — оборудование (отметьте нужные пункты)
|
| Компьютер(ы), принтер, проекционная система, подключение в Интернет
|
| Технологии — программное обеспечение (отметьте нужные пункты)
|
| Программы обработки изображений, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы
|
| Материалы на печатной основе
| Золотусский И.П. По следам Гоголя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.-276с.
Гоголь Н.В. Воспоминания. Письма. Дневники. – 3-е изд. – М.:Аграф, 1991. – 356с.
|
| Другие принадлежности
|
|
| Интернет-ресурсы
| Русофил [Электронный ресурс] / Федьков К. – Электрон. дан. – М., 2004. – Режим доступа: http://www.russofile.ru/info/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Николай Васильевич Гоголь [Электронный ресурс]/Режим доступа: http://gogol-nv.ru/ , свободный. – Загл с экрана. – Яз. рус.
|
| Другие ресурсы
|
|
| |