Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы»





Скачать 56.95 Kb.
НазваниеТема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы»
Дата публикации01.09.2014
Размер56.95 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
МОУ «Благодаровская СОШ»

Открытый урок

(русский язык 5 класс)
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы».


Разработала и провела: А.В.Макеева, учитель русского языка и литературы.

2010г.
Краткая аннотация к уроку.

Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы». 

Тип урока комбинированный.

На уроке осуществляется обобщение материала об изученных словах, развивается логическое мышление и умение видеть и употреблять в речи синонимы, антонимы, слова в переносном значении.

Ученики учатся использовать в речи слова в переносном значении; опознают в речи синонимы, антонимы; закрепляют правописание сложных существительных. Букв И-Ы после Ц, О-У после шипящих, букв Ы-И после приставок в корне; повторяют строение официально-делового стиля речи. Содержание урока способствует воспитанию любви к родному языку, воспитание бережного отношения к языку.

На уроке учитель использует нетрадиционную форму проведения (путешествие).
Цель урока: 
Обучающая: научить использовать в речи слова в переносном значении; опознавать в речи синонимы, антонимы; закрепить правописание сложных существительных, Букв И-Ы после Ц, О-У после шипящих, букв Ы-И после приставок в корне; повторить строение официально-делового стиля речи; Развивающая: обобщить материал об изученных словах, развивать логическое мышление, развивать умение видеть и употреблять в речи синонимы, антонимы, слова в переносном значении;

Воспитывающая: воспитание любви к родному языку, воспитание бережного отношения к языку.
Тип урока: 

урок закрепления знаний.
Краткое описание:

Данная разработка урока поможет в нетрадиционной форме ( путешествие) провести второй из 4-х уроков в системе "Употребление имен существительных в речи" .  

Ход урока

 

1. Организационный момент

 Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по стране Морфологии. Цель нашего визита - это остров имени Существительного. Побываем в порту фразеологизмов, посмотрим как живут слова на горе переносных значений. Но прежде, чем дать гудок к отплытию, нужно получить "входной билет" - назвать существительное, определить род.

 Например: стол - мужской род. Я получаю входной билет и становлюсь капитаном.

2. Даю старт путешествию и прошу в "бортовом журнале" ( тетрадь) сделать запись числа и вида работы.

  Совершая обход на корабле, заглянем в каюту "Игра"

  Прошу в тетради записать код правильных ответов.

"Подбери пару"

1.предыстория         1.цирк

2.пол-лимона            2.прикрепление

3.прерывание            3.желудь

4.цыпленок                4.сверхинтерес

5.пригород                 5.кинофестиваль

6.крыжовник              6.преступник

Ответ: 1-4, 2-5, 3-6, 4-1, 5-2, 6-3

 В "бортовом журнале" запишем слова, в которых допустили ошибки.

 3.    Ходим-ходим мы по морю

        Гавань здесь и гавань там,

        Вот заходим в порт "Антоним"

        О чем же слово скажет нам?

 - что это за порт? Дайте определение слову "Антоним", какие это слова в русском языке? Назовите братьев ( Синоним и Омоним).

 Работа в тетрадях ( при возникновении трудностей воспользуемся компасом - "Словарик синонимов " в конце учебника)

   горе-счастье-радость

  ложь-правда-истина

зло-доброта-вежливость

        старик-пенсионер

 4.    Пока мы с вами в гостях были к нашему теплоходу бутылка прибилась, не боитесь посмотреть что в ней?

     "Внимание! Внимание!

  Пассажиры теплохода!

Убедительно вас прошу: Если у вас закружица галова от щастья или вы збились с ног, разыскивая нужный курс, извистите Кощея Бесмертного. Ваша баба Яга."

   Вот задача. давайте еще раз посмотрим на это сообщение. Все ли в нем правильно?  Исправьте ошибки. Определите стиль речи. Для этого воспользуйтесь нашей подсказкой: к кому? С чем? Кто?( фронтальная работа с классом).

Встретились мне в этой просьбе непонятные слова: кружится голова от счастья, сбились с ног - Как называются такие слова? Что такое переносное значение слов? Приведите примеры.

 золотые руки - золотое кольцо

человек идет - дождь идет

Какой раздел науки о языке изучает устойчивые сочетания слов?

   "Да и нет не говорить: ставить точку в тетрадь"

1. Бить баклуши - переносное значение

2.ни рыба ни мясо - фразеологизм

3.ум за разум заходит - фразеологизм

4.подошва горы -переносное значение

5.дождь уснул - фразеологизм

6.лапшу на уши вешать - переносное значение

7.обвести вокруг пальца - переносное значение

8.язык пламени- фразеологизм

9.сидть сложа руки - фразеологизм

10.забормотали травы - переносное значение

 

5.  Обратимся к нашему компасу. Страница 55  упражнение 139.

Запишем предложение

Они растут, как грибы после дождя. Найдем слова в переносном значении или фразеологизмы.

  "Возьмите на заметку"

    Море разбушевалось

    Тишины просит....

6.  Давайте отдохнем немного и вспомним какой части речи посвящено наше путешествие?

О чем спрашивало нас море?

- употребление слов  в переносном значении

-группа слов антонимов, синонимов

-правописание существительных

-для чего в нашей речи мы употребляем имена существительные в пеносном значении, синонимы, антонимы?

  Ответ: Для создания образной и выразительной речи нами употребляются слова в переносном значении, антонимы, омонимы, фразеологизмы и синонимы.

7. Пришла радиограмма:

Помогите, спасите

Не могу отгадать,

Опишите скорее,

Я не буду долго ждать.

.........Я игрушки не грыз,

С одеялом не играл,

И газеты я не рвал.

И не прятался в буфет

И не ел я там конфет,

И не я разлил потом

Эту чашку с молоком.

Нет, не я и ругаетесь вы зря.

 - о ком идет речь? (котенок)

Опишите его с помощью существительных.

           Ответ: глазки как пуговки, коготочки как бритвочка, нос картошкой, ушки домиком, губки бантиком.

  Дома вы запишите эти выражения в тетрадь и выполните рисунок карандашами.

8. Давайте подведем итог урока. У кого на билетиках есть слова : всего, множество, русском, языке, есть, для, слов, в, хороших. Остальные ребята помогите им выстроиться так, чтобы получилось высказывание о русском языке замечательного писателя К.Паустовского.

Ответ: Для всего в русском языке есть великое множество хороших слов.

   Домашнее задание: упражнение 129. параграф 17.

    9.Отметки за работу на уроке: Пассажиры самые активные... Пассажиров самых ленивых среди нас не оказалось.

Всем спасибо за урок.  

Макеева Алёна Владимировна участник муниципального этапа областного конкурса профессионального мастерства работников системы образования Оренбургской области «Учитель Оренбуржья - 2011»

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconУрок-театр: морская школа. Тема: омонимы, синонимы, антонимы
Перед выступлением дети по группам проводят аналогичное выступление для себя. Цифровой ресурс используется здесь как иллюстрация...
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconТема урока : «Синонимы, антонимы и омонимы»
Цели урока: Повторить термины «Синоним, антоним и омоним». Изучить частичные омонимы: омофоны, омоформы и омографы
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconТехнологическая карта конструирования урока с использованием эор и цор
Решаемые учебные проблемы: чем синонимы отличаются от антонимов; можно ли, используя антонимы объяснить неизвестное слово; какую...
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconУрок русского языка Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Лексика»
Развивать умения находить в тексте и подбирать синонимы, антонимы, слова, употребленные в переносном значении
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconУрок русского языка в 3 классе тема: синонимы
«синоним», его назначением; учить находить и выделять синонимы в группе слов, подбирать синонимы, редактировать текст, используя...
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconЛексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексический...
Метадическая разработка интегрированного урока с использованием возможностей интерактивной доски
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconУрок обобщения изученного по теме «Лексика»
Повторить основные понятия лексики: однозначные и многозначные слова; синонимы и антонимы, омонимы
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Роль имен существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Урок 59
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconУрока Тема урока Количество часов
Умение выделять ключевые фразы в тексте, объяснять орфограммы, подбирать синонимы
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconТема урока : Имена существительные собственные и нарицательные
Предметные результаты : Познакомить с понятиями «имена существительные собственные и нарицательные», формировать умение их различать,...
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Имя прилагательное». Оказывается, имена прилагательные бывают близкие по смыслу, это синонимы и противоположные антонимы. А какие...
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconКонспект урока русского языка во 2 классе с использованием икт (...
Русский язык: Учеб для 2 кл нач шк. В 2 ч. Ч. 2/ С. В. Иванов- м.: Вентана- граф, 2008
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconТемы вашего учебного проекта
Синонимы и антонимы" в 5 классе на уроках русского языка, который предполагает углубление знаний детей при изучении этой темы, при...
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconСемантически тождественные синонимы-существительные в лексикографическом аспекте
В целом работа по программе в 2012 г направлена на создание технологической интеграционной платформы (телекоммуникационного кластера)...
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconУрок по русскому языку в 5 классе учителя мкоу «Екатерининская сош»...
Цели и задачи учителя: создать условия для достижения образовательных результатов
Тема урока: «Существительные, их синонимы и антонимы» iconАвтор: Тимошенко Лариса Николаевна, мбоу «Романовская сош» Предмет
Данный урок содержит здоровьесберегающие технологии. Урок построен в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск