Части речи в русском языке (3 класс)





Скачать 66.04 Kb.
НазваниеЧасти речи в русском языке (3 класс)
Дата публикации10.09.2014
Размер66.04 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Тема урока. Части речи в русском языке (3 класс).

Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина.

Цель:

1. систематизировать знания учащихся о частях речи, дать общее представление о том, на основе каких признаков слова объединяются в части речи, формировать умение осознанно распознавать слова, относящиеся к различным частям речи;

2. развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, речь, способствовать формированию навыков грамотного каллиграфического письма;

3. воспитывать интерес к изучению родного языка, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.

Оборудование:

  1. презентация Power Point «Части речи», компьютер, проектор

  2. тесты

Ход урока:

1. Организационный момент. Настройка на урок.

– Еще раз поприветствуйте наших гостей, улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо.

2 Словарная работа.

Прочитайте слова, значение какого слова вам непонятно, подберите однокоренные слова. Составьте предложения с этими словами. Правописание этих слов надо запомнить.

Калитка, огород, медленно. Калитка- дверка в заборе, в воротах.

- Запишите эти слова. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

3. Беседа о многообразии слов.

Знаете ли вы, сколько слов в русском языке? А во всех языках вместе взятых?

Сергей Иванович Ожегов Словарь русского языка- 57 тысяч слов

Владимир Иванович Даль Толковый словарь живого великорусского языка - 200 тысяч слов

Информация из Интернета -131 257 слов.

Представьте себе огромный мешок, из которого, из которого высыпались слова. Что делать? Конечно наводить порядок. А как? Надо их как-то сгруппировать. Но можно ли положить на одну «полку» слова хлеб и плакать, на другую у и красивый? Будет ли порядок?

4. Постановка проблемы. Как же классифицировать слова? Что значит классифицировать? ( Разделить по группам, разрядам, классам). Помните мы делили в 1 классе звуки на гласные и согласные. Мы находили что-то общее. Значит нам надо найти условие, по которому можно разбить слова на группы.

Сообщение целей. Сегодня на уроке мы научимся делить слова на группы, узнаем название этих групп и выведем закон языка. Все это вы сделаете сами с моей помощью.

5. Поиск решения. Наблюдение над словами в предложении.

Наблюдение над словами в предложении. Слайд

- Прочитайте первую строчку. Определите, на какой вопрос отвечает пропущенное слово. Какие слова можно вставить вместо точек?

….веселые дети

Бегут …. дети.

Бегут весёлые ….

Какие слова можно вставить вместо точек (Бегут, смеются, играют, поют…)

На доске появляется запись:

Что делают? Бегут, смеются, играют, поют, танцуют…

Что общее у этих слов? (Они отвечают на вопрос (что делают?) И обозначают действие предметов.

- Запишите первое предложение.

Закончи схему, поставь вопросы.

(что делают?) (какие?) (что?)

- Прочитайте вторую строчку. Определите, на какой вопрос отвечает пропущенное слово. Какие слова можно вставить вместо точек? - Что общего у всех слов?

Какие слова можно вставить вместо точек (веселые, красивые, милые спортивные, жизнерадостные).

Что общее у этих слов? (Они отвечают на вопрос какие?) И обозначают признак предмета.

На доске появляется запись:

Какие? Весёлые, озорные, счастливые…

- Запишите второе предложение.

- Закончите схему.

(что делают?), (какие?), (кто?)







- Прочитайте третью строчку. Определите, на какой вопрос отвечает пропущенное слово. Какие слова можно вставить вместо точек?







Какие слова можно вставить вместо точек ( Звери, дети, лошади, слоны, ученики. ).

Что общее у этих слов? (Они отвечают на вопрос кто?) И обозначают предмет.

На доске появляется запись:

(Кто?) Дети, ребята, малыши…

- Что общего у всех слов?

- Запишите третье предложение.

- Закончите схему.

(что делают?)

(какие?)

(кто?)

- Ребята, почему у трёх разных предложений одна и та же схема? Потому что первое слово отвечает на вопрос что делают? и обозначает действие предмета, второе слово отвечает на вопрос какой? и обозначает признак предмета , а третье слово отвечает на вопрос какой? и обозначает предмет. А теперь назовите условие по которому можно разделить слова на группы.

Какой вывод мы можем сделать? Дети по группам делают вывод.

Слайд Вывод: В русском языке слова делятся на большие группы в зависимости оттого, что они обозначают и на какие вопросы отвечают.

6. Сообщение темы и цели урока.

- Эти группы слов называются частями речи. Тему нашего урока вы можете назвать сами. Части речи..

Откройте книги и прочитайте название раздела.

7. Наблюдение над частями речи.

Упражнение 206.Запись слов группами в начальной форме. Прочитайте текст. Устно поставьте вопрос к каждому слову. Выпишите группами слова, которые отвечают на один и тот же вопрос.(По группам)

Однажды дала объявленье Улитка:

“Сдаётся квартира с отдельной калиткой.
Покой, тишина, огород…”
(В. Инбер)

кто? что?

что сделала? что сделает?

какая?

когда?

объявленье

дала

отдельная

однажды

улитка

сдаётся (дать)







квартира










калитка










покой










тишина (тишь)










огород (огороды)










 - Какая группа самая большая? Какие слова в ней отвечают на вопрос кто? , а какие на вопрос что?

- Обозначьте в словах все известные орфограммы.

8. Развитие речи.

- Прочитайте столбики слов

рассвет

наступает

медленно







листья

не шелестят

на







деревья













птицы

не поют

ещё







капли

прозрачные

сверкают

на




роса













трава













солнце

алое

покажется

скоро

из-за

лес













 - Ребята, по какому признаку я разбила слова на группы?

- Как вы думаете, почему слов в 1-м и 3-м столбиках больше всего?

- Составьте из этих слов предложения, а из предложений текст.

- Озаглавьте текст, запишите.

(часть детей работает самостоятельно, а часть – с учителем)

Рассвет.

Медленно наступает рассвет. Не шелестят листья на деревьях. Ещё не поют птицы. Сверкают прозрачные капли росы на траве. Скоро покажется из-за леса алое солнце.

9.Работа с определением и схемой. Слайд.

- Прочитайте определение на стр.145. Как вы понимаете, что деление слов на части речи – это закон языка?

- Рассмотрите схему. На какие две большие группы делятся части речи?

- Какие части речи называют самостоятельными? Служебными?

- Прочитайте названия частей речи и вопросы, на которые они отвечают. Приведите примеры слов.

10.Первичное закрепление.

Слайд. Как сгруппировать слова.

11. Итог урока.

- Вспомните тему нашего урока. Какую цель мы ставили перед собой? Чему учились на уроке?

- Что общего у слов одной части речи?

- Какие части речи вы знаете?

. 12. Тест.  - Проверим, обменявшись листочками.

13. Домашнее задние. Слайд. Написать письмо Деду Морозу, используя в нем слова разных частей речи.

Слайд. Спасибо за урок



Проверка теста. Выставление оценок. «5»- 0 ошибок

«4»- 1-2 ошибки

«3»-3-4 ошибки

- Как думаете, что будем изучать на следующих уроках?

13.Домашнее задание.

Физминутка:

сложите ладошки лодочкой

закройте глаза

подумайте о чем-нибудь хорошем, добром

соберите в ладошки всю доброту, ласку, всё самое хорошее

откройте глаза

подарите то, что вы собрали, соседу, а он подарит вам

вам приятно получить от другого человека всё самое хорошее? Я хочу, чтобы вы дарили друг другу только радость!


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Части речи в русском языке (3 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Морфология». Этот раздел, как вы уже знаете, изучает части речи русского языка. Давайте вспомним, какие части речи существуют в...
Части речи в русском языке (3 класс) iconУрок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге"
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от...
Части речи в русском языке (3 класс) iconИсследовательская работа по теме «Заимствование англицизмов в русском языке» (филологическая)
Цель работы: рассмотреть отношение людей к появлению в русском языке слов, заимствованных из английского, а так же выяснение, в правильном...
Части речи в русском языке (3 класс) iconСтатьи и фио авторов на русском языке
В целях повышения эффективности обучения аспирантов руководством лаборатории было принято решение о создании базы реферативных материалов...
Части речи в русском языке (3 класс) iconКонспект открытого урока по английскому языку Дата: Время: Класс:...
Повторение слов. На альбомном листе нарисован робот и даны карточки со словами «Части тела». Я говорю слово на русском, учащиеся...
Части речи в русском языке (3 класс) iconОбъемом до двух печатных листов для докторской и одного листа для...
...
Части речи в русском языке (3 класс) iconУрока: изучение нового материала Тема: «Служебные части речи»
Цель: Формирование умения распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных
Части речи в русском языке (3 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Знать основные функции языка в обществе, о русском языке как национальном языке русского народа, государственном языке РФ и языке...
Части речи в русском языке (3 класс) iconИ. И. Балдухаева Методические рекомендации по изучению дисциплины
Дисциплина включает основные понятия культуры речи, учит навыкам бытового и делового общения, расширяет представление о русском языке...
Части речи в русском языке (3 класс) iconИсследование русского языка (на русском языке) 5-11 класс) Тема:...
Виды речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение и письмо, перевод с иностранного языка на родной, с родного на иностранный)....
Части речи в русском языке (3 класс) iconТема урока: «Самостоятельные и служебные части речи»
Планируемые результаты: обучающиеся закрепляют умение распознавать части речи, отличать самостоятельные части речи от служебных;...
Части речи в русском языке (3 класс) iconСлово "наречие" существовало уже в древнерусском языке
Что оно означает? В слове можно выделить корень "реч-". В древнерусском языке слово "речь" имело различные значения, одно из которых...
Части речи в русском языке (3 класс) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Мы закончили изучать сложную, но в то же время очень интересную часть речи- наречие. Наречие в русском языке- весьма «коварная» часть...
Части речи в русском языке (3 класс) iconТематическое планирование Класс
Знакомство с высказываниями поэтов и писателей о русском языке; развитие патриотического чувства к родному языку
Части речи в русском языке (3 класс) iconТематическое планирование Русский язык. 9 класс
...
Части речи в русском языке (3 класс) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Активные процессы в современном...
Л. А. Вараксин, Л. К. Павлова. Активные процессы в современном русском языке. Учебно-методический комплекс для студентов 3 курса...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск