Рассмотрена





Скачать 162.3 Kb.
НазваниеРассмотрена
Дата публикации17.09.2014
Размер162.3 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Литература > Программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

средняя общеобразовательная школа №2

(МБОУ СОШ №2)

РАССМОТРЕНА

протокол заседания ПЦК _______

от 29.08.2013 № 01

Председатель ПЦК

_________ В.Я.Табакаева


СОГЛАСОВАНА

Зам.директора по УВР

________Т.С. Макаренко.

29.08.2013

УТВЕРЖДЕНА

решением Педагогического совета

от 30.08.2013 № 75/1-ОД
Директор ______________О.И.Онтина



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По ________________________литературе____________________________

(указать предмет, курс, модуль)

Ступень обучения ___основное общее образование______________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование)

Класс __________________________________________

Количество часов ___68__ Уровень ____базовый____________

(базовый, профильный)

Учитель Чепикова Людмила Борисовна, учитель первой квалификационной категории

(Ф.И.О.,квалификационная категория)

Программа разработана на основе авторской программы В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2009.

(указать примерную (авторскую) программу/программы, издательство, год издания- при наличии)

2013-2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Основа содержания обучения данному предмету

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе

  • базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312.

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1089;

  • программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2010г.

  • учебного плана МБОУ СОШ №2 на 20013– 2014 учебный год.

В целом программа ориентирована на «Концепцию модернизации российского образования», принятую Правительством РФ, признающую приоритетной духовно-нравственную ценность литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой народ, язык, культуру и уважающего традиции и культуру других народов. Главная отличительная особенность программы в том, изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

  1. Цели и задачи обучения

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

- формировать способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей национальной и мировой художественной культуры;

- готовить к самостоятельному общению с произведением искусства, к диалогу с автором через текст;

- помочь овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; продолжить развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей;

- расширить через предмет литературы представления о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся;

Цель литературного образования определяет его задачи:

  • Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

  • Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.

  • Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.

  • Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.

  • Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.

  • Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.

  • Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

  • Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.



  1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы определяется кругом интересов учащихся, общеэстетической ценностью художественного произведения, образовательными стандартами по литературе.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 6 классе это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

- соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

- эмоциональная ценность произведения;

- опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

Также при отборе текстов учитывался один из следующих критериев:

- национальная педагогическая традиция обращения к произведению;

- способность произведения апеллировать к жизненному опыту учащихся;

- психологические и интеллектуальные возможности, интересы и проблемы учащихся определенной возрастной группы.

Настоящая программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения (внеклассного) учащихся. Рекомендации для домашнего чтения даются в учебниках. Главная особенность самостоятельного чтения заключается в том, что учащиеся читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего чтения предлагаются произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объем чтения остается за учащимися. В данной программе предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения .

  1. Место предмета в учебном плане

Настоящая рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом работы школы на 20012-2013 учебный год.

  1. Учебно – методический комплект

Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 6 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2008.

Данный УМК соответствует Федеральному перечню учебников, утвержденному приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 13.12.2007г. №349.

Тематическое распределение количества ЧАСОВ

Содержание

Авторское кол-во часов.

Кол-во часов

Введение

1

1

Устное народное творчество

3



3

Из древнерусской литературы.

2

2

Из литературы XVIII века.

2

2

Из литературы XIX века.

30

30

Из литературы XX века.

20

20

Из зарубежной литературы.

8+1

8 +1

Итоговый урок

1

1

ИТОГО

68

68

Основное содержание обучения

Введение.

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Прототип. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора, их народная мудрость. Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок.

Древнерусская литература

Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях.

Литература 19 века

Русские басни. И.И.Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия

И.А.Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни». Роль власти и народа в достижении общественного блага. «Ларчик». Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. «Осел и Соловей». Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Тема дружбы в стихотворении «И.И.Пущину». «Чувства добрые» в лирике. Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека. Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания художественных образов.

Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции повести. Пародия на романтические темы и мотивы в повести «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Конфликт Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Романтическая история любви В.Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения.

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. Антитеза как основной композиционный прием в стихотворениях «Утес», «Листок», «На севере диком…». Особенности выражения темы одиночества.

Н.В.Гоголь. «Старосветские помещики»

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора .Роль картин природы в рассказе . Портреты героев как средство изображения их характеров.

Ф.И.Тютчев. Слово о поэте. «Листья». Особенности изображения природы в лирике . «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении.

А.А.Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». «Опять незримые усилья…». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви». «Учись у них – у дуба, у березы…». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. Своеобразие композиции стихотворения : эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций.

Н.С.Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Бесправие народа. Авторское отношение к героям повести Особенности языка.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П.Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». Художественные средства, передающие состояние природы и человека в пейзажной лирике. Е.А.Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист…», «Чудный град…». А.К.Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Развитие понятия о лирике.

А.П.Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное– вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П.Платонова.

А.С.Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги . Авторская позиция в произведении.

М.М.Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были. Особенности композиции и смысл названия сказки-были.

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Слово о поэтах-фронтовиках. К.М.Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…». Н.К.Рыленков. «Бой шел всю ночь…». Д.С.Самойлов. «Сороковые» и др. Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне.

А.А.Лиханов. «Последние холода». Дети и война.

В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирской деревни в послевоенные годы. Самобытность героев рассказа. Нравственные проблемы рассказа. Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. «Ангел-хранитель» (из повести «Последний поклон»). Автобиографическое произведение писателя о детских годах. Семья как главная опора в жизни человека. Бабушка Катерина Петровна – ангел-хранитель дома. Идея доброты, взаимопомощи, жизни для других. Юмор в рассказе.

В.Г.Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в рассказе трудностей военного времени. Нравственные проблемы рассказа. Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика.

Н.М.Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей» , «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике.

Ф.Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

Родная природа в русской поэзии XX века. А.А.Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов.

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств.

А.А.Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…»

В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина.

К.Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…».Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации.

Г.Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой Родине, верность традициям народа. Великая роль книги.

Зарубежная литература

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе.

Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда о Арионе». Отличие мифа от сказки.

М.Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы.

Ф.Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка». Проблема благородства, достоинства.

П.Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении.

М.Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении.

А. де Сент- Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. Маленький принц, его друзья и враги. Мечта о естественных отношениях между людьми. Вечные истины в сказке. Понятие о притче.

Обязательный минимум диагностического инструментария



Тема

Вид работы

Сроки проведения

1.

Русский фольклор. Подготовка к сочинению.

Урок развития речи

1 четверть,

сентябрь

2.

Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».

Урок развития речи

1 четверть,

октябрь

3.

Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

Урок развития речи

1четверть,

октябрь


4.

Тестирование по творчеству А.С.Пушкина.

Урок контроля

1четверть,

октябрь

5.

Подготовка к домашнему сочинению по лирике А.А.Фета и Ф.И.Тютчева.

Урок развития речи

2 четверть,

декабрь

6.

Контрольная работа

Урок контроля

2 четверть,

декабрь

7.

Подготовка к домашнему сочинению «Изображение лучших качеств русского народа в стихотворении Некрасова и сказе Лескова.

Урок развития речи

3 четверть,

январь

8.

Классное сочинение «Человек и природа в сказке – были «Кладовая солнца»

Урок контроля

3 четверть,

февраль


9.

Подготовка к домашнему сочинению «Роль речевых характеристик в создании образов героев рассказа Астафьева «Конь с розовой гривой».

Урок развития речи

3 четверть,

март

10.

Контрольная работа




3 четверть,

март

11.

Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики

Урок развития речи

4 четверть,

апрель

12.

Итоговая контрольная работа

Урок контроля

4 четверть,

май

Требования к подготовке учащихся

6 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • - видеть нравственную и эстетическую ценность художественного произведения;

  • - воспринимать на смысловом и эмоциональном уровне произведения различного уровня сложности;

  • - воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое, с учетом его специфики; давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

  • - использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

  • - понимать связь изученного произведения со временем его написания;

  • - выразительно читать художественные произведения (с листа и наизусть);

  • - грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров,

  • - выполнять письменные работы, писать сочинения ;

  • - работать со справочным материалом книги, различными источниками информации.


Список рекомендуемой учебно-методической литературы

  1. Каторова А. М. Литература в 6 классе. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1992. - 70 с.

  2. Курдюмова Т. Ф. Литература: 6 кл.: Метод. рекомендации для учителя. - М.: Дрофа, 2000. - 189 с.

  3. Кутузов А. Г. и др. Как войти в мир литературы: 6 кл.: Метод. рекомендации для учителя / А. Г. Кутузов, А. Г. Гутов, Л. В. Колосс - М.: Дрофа, 1997. - 90 с.

  4. Новлянская 3. Н., Кудина Г. Н. Литература как предмет эстетического цикла: Метод. пособие: 6 кл. - М.: ИНТОР, 1997. - 368 с.

  5. По новым программам: 6 кл.: Сб. ст. в помощь учителю лит. — Череповец: Изд-во Череповец, гос. пед. ин-та, 1996. - 136 с.

  6. Полухина В. П. Методические рекомендации к учебной хрестоматии «Литература. 6 класс». - 2-е изд. -М.: Просвещение, 1994. - 95 с.

  7. Турьянская Б. И. Материалы к урокам литературы в 5, 6 и 7 классах. - М.: Рус. слово, 1996. - 250 с.

  8. Уроки литературы в 6 классе: Из опыта работы учителей Твер. обл.: Сб. / Твер. обл. ин-т усовершенств. учителей, Каб. лит.; Сост. Н. В. Беляева. - Тверь: ТОИУУ, 1999. - 89 с.

Средства обучения:

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

  1. Персональный компьютер

  2. Принтер

  3. Колонки

  4. Мультимедийный проектор

Раздаточный дидактический материал

  1. Самостоятельные работы по темам

  2. Контрольные работы по темам

Плакаты

1 Иллюстрации к биографиям и произведениям писателей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассмотрена iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрена на заседании мо рассмотрена на педагогическом Утверждаю: директор лицея
Рассмотрена iconТемы вашего учебного проекта
В данном проекте рассмотрена история компании bmw, история создания первого массового автомобиля, место автомобильной компании в...
Рассмотрена iconКраткое содержание проекта в данном проекте рассмотрена тема: «Штриховое кодирование»
В данном проекте рассмотрена тема: «Штриховое кодирование», привидены сведения о значении штрих-кодов, их классификация, приминение,...
Рассмотрена iconПрограмма вступительного испытания по русскому языку Архангельск...
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социальных дисциплин Протокол №5 от «20»02 2014г
Рассмотрена iconРассмотрена

Рассмотрена iconПрограмма рассмотрена «утверждаю»

Рассмотрена iconПрограмма рассмотрена «Утверждаю»

Рассмотрена iconПрограмма рассмотрена на заседании методического совета моудод цртдиЮ "Советский" Протокол №3
Программа рассмотрена на заседании методического совета моудод цртдиЮ "Советский"
Рассмотрена iconКол-во часов
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании методического объединения учителей
Рассмотрена iconПрограмма рассмотрена
Директор Центра творческого развития и гуманитарного образования «На Васильевском»
Рассмотрена iconРассмотрена
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена iconРассмотрена
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена iconРассмотрена
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена iconРассмотрена
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена iconРассмотрена
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена iconРассмотрена
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Камышевская средняя общеобразовательная школа


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск