Скачать 3.76 Mb.
|
Департамент образования города Москвы Южное окружное управление образования Государственное образовательное учреждение Центр образования № 936 Сетевое взаимодействие: Модель Ресурсного центра профильного обучения Результаты экспериментальной деятельности в рамках ГЭП второго уровня «Разработка различных форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих профильное обучение» Москва 2009 Сборник «Сетевое взаимодействие: Модель Ресурсного центра профильного обучения» продолжает серию сборников, посвященных опыту организационного и методического сопровождения инновационной деятельности образовательных учреждений в рамках ГЭП второго уровня «Разработка различных форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений, реализующих профильное обучение». При отборе материалов серии использован многолетний опыт авторов по управлению инновационными процессами в образовательном учреждении, по разработке и внедрению инновационных программ, созданию дидактических и методических материалов по теме экспериментальной и инновационной деятельности. Руководители и педагоги образовательных учреждений, опыт которых обобщен в данной серии, являются участниками и лауреатами конкурсов инновационных программ «Лучшая школа Москвы», «Строим школу будущего», Приоритетный национальный проект «Образование». Материалы сборника могут быть использованы в практике работы руководителей образовательных учреждений, специалистов методических служб и управлений образования, учителей, реализующих профильное обучение». Авторы составители: А.А. Королев, директор ГОУ ЦО №936, заслуженный учитель школы Российской Федерации; Л.Я. Граблева, заместитель директора ГОУ ЦО №936, кандидат педагогических наук; В.С. Красикова, заместитель директора ГОУ ЦО №936; Л.А. Котова, заместитель директора ГОУ ЦО №936; Л.Б. Сотникова, заместитель директора ГОУ ЦО №936; учителя ГОУ ЦО №936. Научный руководитель: Е.В. Воронина, кандидат социологических наук, главный специалист отдела стратегии развития образовательных учреждений и международных связей Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Научный консультант: Е.В. Неганова, кандидат педагогических наук, начальник отдела стратегии развития образовательных учреждений и международных связей Южного окружного управления образования Департамента образования города Москвы. Содержание сборника: I раздел «Управленческие аспекты инновационной деятельности Центра образования № 936 по организации сетевого взаимодействия школ, реализующих профильное обучение» 1. Некоторые формы сетевого взаимодействия и характеристика инновационной сети Ресурсного центра № 936. Королев А.А., директор ЦО № 936 . 7 2. Внутришкольная система оценки качества знаний учащихся. Котова Л.А., зам. директора по УВР. 14 3. Использование технологии портфолио учащегося в системе внутришкольной оценки качества образования. Красикова В.С., зам. директора по УВП. 18 4. Разноуровневый мониторинг качества знаний, умений и навыков учащихся в условиях внешней и внутренней дифференциации. Граблева Л.Я., к.п.н, зам. директора по научно-методической работе. 24 5. Организационно – методические условия проведения творческих конкурсов в системе предпрофильной подготовки. Творческий литературный конкурс «Проба пера» (4-11 класс). Сотникова Л.Б., зам. директора по УВР в ГК. 31 II раздел Формы внутришкольной и внутрисетевой системы повышения квалификации педагогических кадров на базе РЦ. 1. Научно - методические основы использования образовательных технологий в качестве содержания внутришкольной и внутрисетевой системы повышения квалификации педагогических кадров. Граблева Л.Я., к.п.н, зам. директора по научно-методической работе. 33 2. Развернутые планы уроков учителей ГОУ ЦО № 936 в различных образовательных технологиях. Мусаткина Майя Фёдоровна Урок русского языка в 3 классе. Тема: «Из настоящего в будущее» 53 Карапетова Елена Самуулловна Урок по математике во 2 классе. Тема: «Решение простых и составных задач» 59 Ильина Ольга Евгеньевна Урок истории в 4 классе. Тема: «Смутное время в России. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» 64 Безбородова Елена Валентиновна Урок русского языка во 2 классе. Тема: «Правописание парных согласных на конце и в середине слова» 70 Белан Наталья Владимировна Урок окружающего мира по учебнику Поглазовой О.Т. Тема урока: «Растения огорода» 73 Иванова Ирина Дмитриевна Урок по окружающему миру в 3 классе. Тема: «Как зимовали наши предки» 77 Шевченко Светлана Анатольевна Урок русского языка в 8 классе Тема: «Правописание наречий через дефис» 84 Абрамовская Людмила Николаевна Урок русского языка в 6 классе. Тема: «Разряды количественных числительных» 89 Гусаковская Ольга Леонидовна Афанасьева О.В., Михеева И.В. Урок английского языка в 7 классе. Unit 4. Traditions, Holidays, Festivals \\ Блок 4. Традиции, праздники, фестивали (15 часов) 94 Сизых Наталья Владимировна Урок русского языка в 9 классе. Тема: «Придаточные предложения сравнительные, уступительные, следствия» 100 Зубаха Анна Анатольевна Урок литературы в 9 классе. Тема: «Н.В.Гоголь: жизнь и творчество» 105 Калачикова Вера Юрьевна Урок литературы в 11 классе. Тема: «Человек и война» в современной русской литературе 107 Авакова Надежда Викторовна Урок по экономике в 11 классе. Тема блока: «Рынки факторов производства и распределения доходов» 110 Зорина Татьяна Петровна Алгебра и начало анализа (сдвоенный урок) в 11 классе Тема: «Интеграл и его применение» 114 Ракитина Надежда Олеговна, Шангина Наталья Александровна Билингвальный урок иностранного языка (английский и немецкий) в 9 гимназическом классе. Тема урока: «Школа регистраторов» 117 Сергеева Галина Владимировна Урок математики в 8 классе Тема урока: «Умножение вектора на число» 123 Чуднова Светлана Николаевна Урок по истории России в 7 классе. Тема: «Культура России XVII века» 128 III раздел Сетевые интеллектуальные игры, конкурсы и турниры как формы внеурочной деятельности учащихся. 1. Интеллектуальные развивающие игры – одна из технологий внеклассной работы учителя по предмету. Красикова В.С., зам. директора по ОЭР, отличник народного просвещения, Музыка Н.И., зам директора по УВР, заслуженный учитель школы РФ. 137 2. Методические разработки интеллектуально – развлекательных игр для учащихся 1-10 классов. Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 3-х классов «Звездный час» (по сказкам Г.Х. Андерсена). Разработчик: Мусаткина М.Ф., учитель начальных классов. Творческая группа: Щепанина Л.Н., Иванова И.Д., учителя начальных классо 140 Интеллектуальная игра для учащихся 4-х классов «Хочу всё знать». Разработчик: Ильина О.Е., учитель начальных классов. Творческая группа: Морукова Л.П., Шаповалова Л.В., учителя начальных классов 143 Информационно – обучающая игра для 1-х классов «КРАСНЫЙ, ЖЁЛТЫЙ, ЗЕЛЁНЫЙ». Разработчики и творческая группа: Матвеева С.В., Сереброва Е.Е., Белан Н.В., учителя начальных классов 150 Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 2-х классов «Флора и фауна Подмосковья». Разработчики: Безбородова Е.В.,Карапетова Е.С., Латыпова Н.А. учителя начальных классов 154 Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5 - 7 классов «Большое яблоко» - “Big Apple”. Разработчики: Шангина Н.А. Ракитина Н.О. Творческая группа: Кукушкина О.Ф., Гусаковская О.Л., Соколова Н.В. Иванова Н.Л. 157 Интеллектуальная интегрированная игра «Вперед, Колумбы и Архимеды!» (математика, география) Разработчики: Зорина Т.П., учитель математики; Ермакова Е.В., учитель географии. Творческая группа: Сергеева Г.В., Качалина М.Н., учителя математики 163 Интеллектуальная познавательная игра «Я – гражданин России!» Авторский коллектив - учителя общественных дисциплин ГОУ ЦО № 936. 167 TEDDY BEAR AWARDS (конкурс песни на иностранном языке). Разработчики: Шангина Н.А, Ракитина Н, О., Творческая группа: Кукушкина О.Ф., Иванова Н.Л., Гусаковская О.Л., Соколова Н.А. 176 Интеллектуально-развлекательная игра-путешествие для учащихся 6-7 классов «Русский дом». Разработчики: учителя общественных дисциплин: Чуднова С.Н., Авакова Н.В., Мещерякова О.В., Ермакова Е.В. 179 Развивающая игра «Знаешь ли ты родной язык?» Разработчики: Абрамовская Л.Н., Сизых Н.В., учителя русского языка и литературы 183 Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 7-8-х классов «Дорогая моя столица» Разработчик: Шевченко С.А., учитель русского языка и литературы 191 Интеллектуальная интегрированная, профессионально- ориентированная игра «Ученье с увлеченьем – залог счастливого будущего». Разработчики: Горбункова Н.Б. – учитель химии, Петрова И.Ф.- учитель биологии 194
Зубаха А.А., учитель русского языка и литературы 203 I раздел «Управленческие аспекты инновационной деятельности Центра образования №936 по организации сетевого взаимодействия школ, реализующих профильное обучение» 1. Некоторые формы сетевого взаимодействия и характеристика инновационной сети Ресурсного центра № 936. Королев А.А., директор ЦО № 936, заслуженный учитель РФ. Инновационно - экспериментальный опыт Центра образования № 936 накапливался на протяжении десяти лет. Плодотворно работая в составе двух- четырех экспериментальных площадок, школа формировала образовательное пространство сразу по нескольким направлениям развития. Историческая справка отражает процесс расширения инновационно - экспериментального поля нашего образовательного учреждения и формирования направлений работы будущего Ресурсного центра.
Результатом экспериментальной деятельности педагогического коллектива, мощнейшего резерва развития образовательного учреждения, явились:
Модель центра непрерывного профильного образования на базе ЦО № 936
Развитие учебного учреждения требует достаточного ресурсного обеспечения и постоянного его совершенствования. На сегодняшний день ресурсное обеспечение инновационного модуля Центра образования выглядит следующим образом:
-оборудованных учебных кабинетов- 30, компьютерных классов -3, кабинет «Лего» -1, ндивидуальных компьютеров и АРМ учителя – 51, спортзалов– 3, конференц-зал -1, актовый зал -1, театральная студия -1, музыкальная студия -1, библиотека -1.
Наш центр образования самостоятельно ведет баланс с января 1995 года. Имеет лицевые счета в ФКУ ЮАО (бюджетный и внебюджетный). Среднегодовой контингент учащихся – 813 чел. Норматив на 1учащегося – 79 214 рублей. Объем финансирования на 2008 год по нормативу 62 817,0. В т.ч.:
Объем бюджетных средств, полученных сверх норматива на содержание компьютерной техники – 121,7; в т.ч.
Оплата коммунальных услуг – 2 694,3 руб. Экономия по коммунальным услугам составила 121,0 руб. Объем средств, полученных на целевые статьи расходов: Реализация оплаты по нац. проекту (классное руководство) – 436,7, в т.ч.
Питание школьников – 4 889,6 тыс.руб. Объем доходов из внебюджетных источников: автошкола за 9 месяцев 2008года – 1195,2 тыс. руб.
- 80% учителей, обеспечивающих профильную подготовку учащихся 10-11классов, имеют высшую категорию по ЕТС. Из них 30% - лауреаты конкурсов: «Грант Президента», «Грант Москвы», «Грант мэра Москвы». Награды и звания: 1. Заслуженный учитель РФ – 3 чел. 2. Отличник народного образования – 14 чел. 3. Орден «Синергия» - 8 чел. 4. Кандидат наук, доцент – 2 чел. 5. Лауреаты Грантов Президента, мэра Москвы, города Москвы - 6 чел. Реализация модели центра непрерывного профильного образования на базе ЦО № 936 ЮОУО г. Москвы Изменения, происходящие в российском обществе, кардинальные преобразования культурной и социально-экономической жизни страны привели к появлению новых ценностей в образовании, сформировали запрос на профессионально компетентного специалиста. Сегодня нужен специалист, который способен не только воспроизводить, реализовывать программы, идеи, проекты, но и создавать их, производить, творить. Профилизация - один из принципов профессиональной подготовки специалистов. В условиях общеобразовательной школы этот принцип реализуется через профильную и предпрофильную подготовку учащихся, которая предполагает: - качественную подготовку по профильным предметам; - набор спецкурсов, обеспечивающих предпрофильную и профильную подготовку средствами общего и дополнительного образования; - включение учащихся в проектную деятельность, что дает возможность осознать свои возможности, интересы, предпочтения. Такая целенаправленная работа создает условия для развития индивидуальных способностей и интересов учащихся и в конечном итоге обеспечивает базу начального этапа подготовки профессионально компетентного специалиста. В 2004-2005 г. в нашей школе реализована качественная подготовка по десяти профильным предметам: математика, физика, химия, биология, история, обществознание, экономика, право, русский язык, литература. Открыты и успешно функционируют четыре профиля на старшей ступени обучения: социально-гуманитарный, социально-экономический, физико-математический, химико-биологический. Разработаны и апробированы коррекционные, развивающие, дополняющие и расширяющие содержание базового образования программы и учебно-тематическое планирование спецкурсов предпрофильной и профильной подготовки учащихся. Публикации в средствах массовой информации (2005-2007г.)
Традиционный механизм трансляции инновационного опыта через печать дает положительные результаты, но в освоение новой образовательной практики включаются далеко не все образовательные учреждения, так как печатная продукция требует мощной рефлексии через многочисленные консультации, практико - ориентированные семинары, а также общение с разработчиками того или иного образовательного продукта. Эту проблему решает Ресурсный центр, призванный максимально приблизить результаты инновационного поиска к практике массовых школ, способный фокусировать несколько направлений не только собственной инновационной деятельности, но и инновационных наработок школ сети. Цель Ресурсного Центра № 936: Разработка и апробирование различных форм сетевого взаимодействия школ округа, приближение и внедрение результатов экспериментальной работы к ОУ инновационной сети для освоения ими новой образовательной практики. Задачи:
а) индивидуально-групповое консультирование по вопросам реализации концепции профильного обучения; б) разработка и апробация внутрисетевой системы повышения квалификации педагогических кадров многопрофильной школы.
Основные направления и формы внутрисетевого взаимодействия РЦ №936:
теоретические проблемные семинары; обмен практическим опытом по применению современных образовательных технологии с посещением уроков, издание печатной продукции.
Интеллектуальные развивающие и интегрированные игры, турниры, марафоны по учебным предметам: история, обществознание, математика, окружающий мир, русская и иностранная филология.
Ресурсный центр - оптимальный и очень результативный вариант трансляции результатов инновационной деятельности не только самого ресурсного центра, но и школ сети, база проектирования и апробации форм сетевого взаимодействия образовательных учреждений, центр обмена опытом работы школ сети, аккумулятор информации об инновационной образовательной деятельности ОУ сети РЦ. 2. Внутришкольная система оценки качества знаний учащихся. Котова Л.А., зам. директора по УВР Эффективность работы школы, ее развитие, способность удовлетворить запрос социума на образовательные услуги зависит, прежде всего, от уровня аналитической деятельности ее администрации. Наиболее значимой составляющей данной деятельности является оценка качества обучения, проводимая с помощью внутришкольного контроля. Основная проблема оценки качества в обучении состоит в том, что качество категория содержательная, смысловая, но существующие критерии ориентируют только на ее количественное оценивание. В нашей школе сложился творческий коллектив, задумывающийся над несоответствием качества своей работы старым требованиям образования, когда результатом работы учителя являлось простое количественное соотношение «пятерок», «четверок», «троек» и « двоек». На расширенном заседании школьного МС была утверждена периодичность административного контроля, структура и форма контроля, технология обработки и анализ результатов. По русскому языку, математике, физике, истории, географии, биологии, химии в каждом классе проводятся 4 тематических работы: стартовая (входной контроль на определение уровня обучаемости по каждому предмету), рубежная, промежуточная и итоговая (выходной контроль). Формы проведения проверки качества знаний учащихся: контрольная работа, тест или зачет. Структура каждой работы – трехуровневая. В работе предлагаются задания на «3», «4» и «5». Технология обработки результатов заключается в следующем: отслеживание фактического усвоения учебного материала проводится на уровне поэлементного анализа. За критерий успешности выбрано значение, которое используют городские комиссии по аттестации школы – 2/3 (мы взяли 70 %). Если проверочный элемент выполнен 70% уч-ся класса, считается, что элемент усвоен на базовом уровне. Более наглядно выглядит такой способ оценки качества знаний учащихся, выполненный графически. Например: Тема: «Квадратные уравнения» 8 класс: Элементы проверки:
Результаты:
Графическое изображение: Анализ результатов контроля проводится на двух уровнях: на уровне методического объединения с поэлементным анализом и на уровне учебной части (администрации). Предметные МО получают большую возможность вместе с учителями проанализировать полученные результаты и выявить на этой основе наиболее сложные в методическом отношении темы. На уровне администрации сравнивается уровень обучаемости (общие умственные, а также специальные способности) с уровнем обученности (сумма знаний, программных и внепрограммных). Для определения уровня обучаемости можно использовать методику П.И.Третьякова:
Как только трое-четверо учащихся выполнят самостоятельную работу или максимум 10 минут, учитель собирает работы у всех. Если учащийся выполнил все задания, то можно говорить о третьем, очень высоком уровне обучаемости, если четыре – о втором, три задания – о первом уровне, два – о нулевом уровне. Тогда эти результаты выглядят следующим образом:
8 -б класс 8 -в класс 8-а класс По этим графикам можно говорить о динамике качества обучения этого класса по данному предмету; класс сравнивается не с каким-то другим, а с самим собой. Используемая в нашей школе система внутришкольного контроля позволяет отслеживать учебные достижения учащихся, их индивидуальные способности по всем видам учебных занятий, в том числе и в формате спецкурсов. Учет результатов контроля для занимающихся на спецкурсах ведется в сравнении с контрольной группой учащихся этого же класса, с таким же уровнем обучаемости по следующей форме. |
Проекта, темы, направления инновационной или экспериментальной деятельности Аналитический отчёт о деятельности рвци на базе Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Сайгинская средняя общеобразовательная... | Анализ инновационной, экспериментальной и научно- методической работы... Направление работы гимназии «Обеспечение высокого уровня качества гимназического образования в соответствие с образовательным заказом... | ||
Доклад о работе муниципального бюджетного образовательного учреждения... Анализ экспериментальной и инновационной деятельности образовательного учреждения за 2012-2013 учебный год | Инновационный или авторский компонент, представленный в принципах,... Основные направления инновационной деятельности учителей участников пнпо 2008г | ||
Современные формы контроля знаний учащихся в условиях уровневой дифференциации... Именно инновационному движению на уровне государственной политики отводится важная роль; в рамках приоритетного национального проекта... | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей «созвездие» №131 Г. О. Самара Департамента образования администрации городского округа Самара «Об организации экспериментальной и инновационной деятельности в... | ||
План работы методического объединения учителей словесников Методическая тема школы: Формирование инновационной культуры учителя в условиях инновационной деятельности школы | Инновационной деятельности. Виды инноваций. Инновационные технологии.... Роль инноваций в жизни общества. История человечества как история важнейших инноваций. Этапы развития инновационной активности и... | ||
Статья посвящена выявлению специфики объектов авторского права в... Т. Г. Макаров, доцент кафедры правоведения Казанского национального исследовательского технологического университета, кандидат юридических... | Отчет о работе районной инновационной площадки «Создание педагогической... Целях обеспечения развития инновационной деятельности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся в мбоу средней общеобразовательной... | ||
Анализ данных науки, образования и инновационной деятельности с использованием... В данной статье будет описан метод анализа паттернов и результаты его применения к поставленной проблеме анализа развития науки,... | Публичный доклад по итогам работы Муниципального общеобразовательного... С 1996 года педагогический коллектив стал активно заниматься инновационной деятельностью, школа получила статус муниципальной экспериментальной... | ||
Г. Р. Юнусова компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности Ахмедова А. М., Юнусова Г. Р. Компьютерные технологии в инновационной и педагогической деятельности. Учебно-методическое пособие.... | Рабочая программа дисциплины Управление инновационной деятельностью... Недостаточное качество проектного управления в сфере инновационной деятельности является проблемой не только в России, но в мировой... | ||
Анализ деятельности муниципальной опытно экспериментальной площадки... В 2005-2006 учебном году решением экспертного совета отдела образования школе присвоен статус районной экспериментальной площадки.... | Отчёт о работе муниципальной инновационной площадки в 2012-2013 уч... «Организация развивающей образовательной среды с учетом национально-региональных и иных особенностей как условие реализации федеральных... |