Скачать 0.77 Mb.
|
МБОУ Кызласовская СОШ Рассмотрено Согласовано : Утверждено: на заседании МО Зам.директора по УВР Директор школы Протокол №___ от _______/ Чанкова Н.С./ _____/ Костякова Г.П./ «______»_____2013 г. «______»______2013 г. «_____»______2013 г. Рабочая программа по родной литературе для 5 класса Составил : Майнагашева Ф.Ф. , учитель родногоо языка и родной литературы с. Кызлас 2013 B. Пояснительная записка Рабочая программа по родной литературе для 5 класса разработана на основе нормативных документов: 1. «Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1089 от 05.03.2004 г. 2. Образовательная программа МБОУ Кызласовская СОШ. 3. Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ по учебным предметам в МБОУ Кызласовская СОШ. 4.Учебный план МБОУ Кызласовская СОШ на 2013-2014 уч.год. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относится обеспечение гарантии конституционных прав обучающихся на изучение хакасского языка как государственного языка республики. Рабочая программа ориентирована на использование учебников: 5 класс: Хакас литературазы. 5 классха. Тиксі eгредіг школаныy eгренxілеріне учебник. – Аuбан: Хакас книга издательствозы, 2007 ч. – 186 с. Авторы: Боргояковой М.П., Тиниковой В.С., Толмашовой Н.А., Топоева Р.П. 6 класс: Хакас литературазы. 6 классха. Тиксі eгредіг школаныy eгренxілеріне учебник. – Аuбан: Хакас книга издательствозы, 2008. – 192 с. 7 класс: Хакас литературазы. 7 классха. Тиксі eгредіг школаныy eгренxілеріне учебник. – Аuбан: Хакас книга издательствозы, 2008. – 196 с. Авторы: 8 класс: Хакас литературазы. 8 классха. Тиксі eгредіг школаныy eгренxілеріне учебник. – Аuбан: Хакас книга издательствозы, 2009. – 144 с. Авторы: Боргояковой М.П, Мамышева Н.А., Тиникова В.С., Толмашова Н.А. 9 класс: Хакас литературазы. 9 классха. Тиксі eгредіг школаныy eгренxілеріне учебник. – Аuбан: Хакас книга издательствозы, 2009 ч. – 234 с. Авторы: Рабочая программа по родной литературе для 5-9 классов ориентирована на реализацию целей и задач программы курса родной литературы 5-9 классов, разработанной с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения обучающимися образовательной программы основного общего образования: --- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме; --- метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия ( регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории; --- предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Рабочая программа ориентирована на достижение личностных результатов, включающих: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, литературы Хакасии, хакасского языка, культуры хакасского народа, своего края, основ культурного наследия тюркоязычных народов России и человечества, усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учебе, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, ку3льтурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности, 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Рабочая программа ориентирована на достижение метапредметных результатов, включающих; 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности, 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ( далее ИКТ – компетенции); 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Рабочая программа ориентирована на достижение предметных результатов, включающих: 1) в познавательной сфере: . понимание ключевых проблем изученных произведений хакасского фольклора и фольклоров народов России, хакасской литературы, литературы народов России; . понимание связи литературных произведений с эпохой и их написания, выявление заложенных в них временных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; . умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев сопоставлять героев одного или нескольких произведений; . определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно- выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно- художественного содержания произведения ( элементы филологического анализа); . владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; 2) в ценностно-ориентационной сфере: . приобщение к духовно-нравственным ценностям хакасской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями народов России; . формирование собственного отношения к произведениям хакасской литературы, их оценка; . собственная интерпретация ( в отдельных случаях) изученных литературных произведений; . понимание авторской позиции и свое отношение к ней; 3) в коммуникативной сфере: . восприятии на слух литературных произведений различных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; . умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств хакасского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог; . написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы; 4) в эстетической сфере: . понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса; . понимание хакасского слова в е го эстетической функции, роли изобразительно- выразительных средств хакасского языка в создании художественных образов литературных произведений. Изучение родной литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей – формирование современного читающего школьника; грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве понимания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления. Компетентность читателя предполагает: - способность к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовных ценностей хакасской и мировой художественной культуры; - готовность к полноценному общению с литературным произведением, к диалогу с автором через текст; - овладение системой знаний, умений и навыков по предмету; развитие речевых, интеллектуальных и творческих способностей; - освоение через предмет литературы представлений о мире, способствующих успешной социальной адаптации учащихся. Задачи предмета « Родная литература» в школах с родным ( нерусским) языком обучения формулируются в соответствии со структурой универсальных учебных действий: - формирование способности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться посредством уроков родной литературы; - усвоение способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса в освоении основ знаний о родной литературе; - обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в области современного литературоведения; - совершенствование умственных действий учащихся, направленных на анализ и управление своей познавательной деятельностью, в осознании связи родной литературы с культурой и историей Хакасии, развитии представления об особенностях хакасского литературоведения. В процессе изучения родной литературы у школьников формируются способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, полноценно освоить все компоненты учебной деятельности, которые включают в себя: учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). BB. Общая характеристика учебного предмета « Родная литература» Своеобразие родной литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа родной литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Родная литература» определяе5тся тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. Изучение родной (хакасской) литературы, имея много общего с литературным образованием учащихся русских школ, характеризуется ярко выраженной спецификой. Наряду с родной литературой в школе изучается русская литература, т.е. литературное образование осуществляется на биокультурной основе; родная литература изучается в культурно-исторической среде, отражающей своеобразие социально-исторического развития нации, национального предметного мира (природа, быт), национальных традиций развития культуры. Национальная специфика непосредственно влияет на восприятие родной (хакасской) литературы учащимися, поэтому в процессе ее изучения в школе необходимо учитывать национальные особенности родной для учащихся литературы. Родная литература, как и родная культура в целом, играет огромную роль в формировании духовно-нравственных качеств личности, в ее эстетическом становлении. Национальное наследие (культура, литература) народа – его сущностная духовная ценность. Учебный предмет «Родная литература» - часть образовательной области «Филология». Родная литература является одним из основных источников обогащения родной (хакасской) речи учащихся, формирование их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной речью. Этим определяется особая важность установления в школе теснейших связей в преподавании родной литературы и родного языка. Родная литература тесно связана с родной культурой, является ее неотъемлемой частью. Изучение литературных произведений на широком общекультурном фоне поможет учащимся основной общеобразовательной школы воспринять родную литературу как существенную часть родной культуры, а также учесть этнокультурную специфику родной литературы и культуры. Таким образом, в основной общеобразовательной школе реализуется принцип «диалога культур». Изучение родной литературы тесно связано с изучением обществоведения, истории Российского государства и истории родного края, что формирует у учащихся историзм мышления, патриотическое чувство, гражданственность. Интеграция литературы с предметами художественного цикла (музыка, ИЗО, МХК) помогает понять специфику различных видов искусств. Цель литературного образования – формирование читателя, способного к самостоятельному смысловому общению с книгой. Чтение – сложнейший творческий процесс, требующий не только высокого напряжения интеллекта и чувств, памяти и воображения, но и привлечения творческой составляющей, позволяющей осознавать красоту и богатство родного языка, видеть мир художественного произведения, «жить» в нем вместе с героями произведения. Чтение – Это труд, умственная деятельность. Здесь учителю родной литературы важно уделять внимание созданию читательской среды в школе, поскольку только в ее рамках возможно формирование современного читающего школьника. Литературное творчество учащихся, которое является основной частью литературного образования, включает, наряду с творческими работами различных жанров на родном языке, перевод фрагментов художественного текста с родного языка на русский и с русского на родной. Основной формой организации учебного процесса при изучении родной литературы является урок. Современный урок родной литературы, в соответствии с требованиями ФГОС, опирается на принцип диалогизации и на деятельный подход. Реализация данных принципов в образовательном процессе способствует - совершенствованию культуры межличностного общения, развивают неподготовленную связную речь учащихся-хакасов. На начальном этапе основного образования ( V кл.) возможно использование отдельных уроков, интегрирующих материал родной литературы и родного языка. В отдельных случаях на продвинутом этапе основного образования ( VBBB – B кл.) возможно включение в традиционную форму урока блоков, интегрирующих материал родной и русской литературы на основе общности тематики, проблематики, нравственных идеалов, ассоциативных связей. |
Рабочая программа учебного курса по литературе для 10 класса Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования,... | Материал подготовлен учителем начальных классов мобу «Платовская... Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1226 с углубленным изучением английского... | ||
Урок литературы в 7 классе на тему : «Стихотворения о родной природе» Цели урока: знакомство учащихся со стихотворениями о родной природе; отработка навыков выразительного чтения и анализа стихотворений;... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Данная рабочая программа составлена на основе программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева.... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего... | Рабочая программа по литературе для V класса создана на основе федерального... Федерального компонента государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов... | ||
Рабочая программа по родной литературе для обучающихся 10 класса... Планирование составлено на основе программы по татарской литературе 5-11 классы. Казань. Издательство «Магариф» | Рабочая программа по литературе с учётом стандартов второго поколения Настоящий тематический план рассчитан на изучение литературы на базовом уровне и составлен на основе Государственного стандарта общего... | ||
Конспект урока по литературному чтению. Учитель – Досмухамбетова... Настоящая рабочая программа разработана применительно к Программе среднего (полного) общего образования по русскому языку (профильный... | Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение... Федерального государственного стандарта общего образования вариантом авторской программы по литературе для школ и классов с углубленным... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Одной из задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста является воспитание патриотических чувств: воспитание любви к... | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса литературы... Зинина С. А., Чалмаева В. А. «Программа по литературе для 10-11 классов общеобразовательной школы (базовый и профильный уровни)» | ||
Рабочая программа муниципальное общеобразовательное учреждение Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего... | Рабочая программа по математике для 5 9 классов (II ступень) Разработчик... Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 5 и 6 классов и реализуется на основе следующих документов | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 –9 классов общеобразовательной школы (автор – Г. С. Меркин),... | Рабочая программа по литературе Составлена на основе Программы для... Составлена на основе Программы для общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов под редакцией И. Н. Сухих. – М.,... |