Скачать 399.38 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Филологический факультет Кафедра русского языка УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. РИТОРИКАПрограмма учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050301.65 Русский язык и литература (заочная форма обучения) Составитель: Захарова Е.В., кандидат филологических наук, старший преподаватель Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «___» 20 г. № ). Ульяновск - 2012
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО, учебного плана УлГПУ, учебной программы по дисциплине «Риторика». Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО, учебного плана УлГПУ, учебной программы по дисциплине «Риторика». ГОС ВПО: Предмет и задачи риторики. Общая и частная риторики. Основные этапы развития риторики. Риторический идеал. Общение и коммуникация. Виды и стили общения. Коммуникативная ситуация, её составляющие. Коммуникативные намерения. Речевая ситуация. Речевая стратегия и тактика. Специфика педагогического общения. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Речевой жанр. Профессиональные речевые жанры. Этапы создания текста. Коммуникативные качества речи. Устная речь, её основные жанры. Межличностное речевое взаимодействие. Типы собеседников и типы беседы. Модели беседы. Дидактическая беседа. Публичное выступление. Общие принципы управления вниманием аудитории. Структура публичного выступления. Основные жанры и виды речей (информирующая речь, аргументирующая речь, эпидейктическая речь). Письменная речь. Письменные высказывания, их особенности, основные жанры, приёмы создания. Устные и письменные высказывания профессионального характера. Письменные и устные речевые жанры в профессиональной деятельности. Речевой этикет и культура общения. Национальные особенности речевого этикета.
Цель дисциплины – формирование коммуникативной компетентности будущего учителя. Задачи дисциплины:
На лекционных занятиях по курсу излагаются, во-первых, основные вопросы классической риторики, во-вторых, наиболее сложные проблемы педагогической риторики. Лекционный курс строится в соответствии с основной и дополнительной литературой. На практических и лабораторных занятиях закрепляются знания, полученные на лекциях, анализируются тексты речей выдающихся ораторов, отрабатываются навыки составления собственных речей различной целевой направленности. В течение 5 и 6 семестров проводится 4 контрольные работы и 2 зачётных выступления на заданную тему.
Место учебной дисциплины – в системе дисциплин профильной подготовки в совокупности дисциплин гуманитарного цикла, изучающих человека в разных гранях. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в средней общеобразовательной школе и в результате изучения курсов «Ведение в языкознание», «Введение в литературоведение», «Культура речи», «Философия», «Культурология», «Педагогика», «Психология», позволяющих рассматривать риторические знания не только как способ решения коммуникативно-речевых задач, но и как способ познания системы ценностей определенной культуры, ее общеэстетических и этических идеалов
В процессе изучения дисциплины «Риторика» студент должен знать:
уметь:
определять свои коммуникативные удачи, неудачи, промахи владеть:
В соответствии с учебным планом дисциплина «Риторика » изучается на заочном отделении – в 4 семестре (срок обучения 5 лет, 4 года), в 6 семестре (срок обучения 6 лет),
(срок обучения 6 лет)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ Классическая риторика Тема 1. Риторика как предмет изучения. Становление и основные этапы развития риторики. Основные подходы к определению понятия «риторика». Роль риторики в развитии гуманитарных наук. Общая и частная риторики. Педагогическая риторика как разновидность частной риторики. Зарубежная риторика. Античная риторика. Риторика средних веков. Риторика эпохи Возрождения. Риторика эпохи Просвещения. Риторика 19 – 20 вв. Русская риторика. риторика в Древней Руси. Риторика 15 – 17 вв. Риторика 18 в. Риторика 19 – начала 20 в. Риторика советского времени. Риторика конца 20 – начала 21 в. Тема 2. Риторический идеал: исторические изменения, разновидности. Соотношение общериторического и педагогического речевых идеалов. Риторический идеал как исторически сложившаяся иерархически организованная система наиболее общих требований к речевому произведению и речевому поведению. Разновидности риторического идеала (по А. К. Михальской): агональный / гармонизирующий; релятивистский / онтологический; монологический / диалогический. Исторические изменения понятия риторического идеала. Соотношение общериторического и педагогического речевых идеалов. Тема 3. Риторический канон (этапы создания текста). Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Мемория. Акция. Инвенция как искусство добывания и предварительной систематизации материала. Мотивы отбора «фрагментов действительности». Таксономия. Топика. Типы материала в составе текста и фазы инвенции. Диспозиция как искусство композиции речи. Введение. Функции и разновидности введения. Основная часть. Законы логики. Формы изложения материала. Методы изложения. Заключение. Функции и разновидности заключения. Элокуция как словесное выражение и украшение речи. Прямые и косвенные тактики речевого воздействия. Риторические тропы. Риторические фигуры. Мемория как искусство запоминания. Память как процесс запоминания, сохранения и восполнения информации. Типы и виды памяти. Способы запоминания. Акция как искусство произнесения речи. Образ оратора. Невербальные средства общения. Голос как инструмент общения. Мимика и жесты. Особенности невербального поведения учителя. Тема 4. Основные роды и виды красноречия. Разновидности публичных выступлений по целевой установке. Академическая речь (вузовская лекция, школьная лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция). Судебная речь (прокурорская, или обвинительная; адвокатская, или защитительная). Социально-политическая речь (доклад (выступление) на съезде, конференции, собрании, заседании; парламентская, митинговая, военно-патриотическая, дипломатическая, агитаторская, политическое обозрение). Социально-бытовая речь (юбилейная, приветственная, застольная (тост), надгробная (поминальная), речь на приеме). Духовная (церковно-богословская) речь (слово (проповедь), официальная церковная). Информирующая речь. Аргументирующая речь. Эпидейктическая речь. Тема 5. Текст как продукт речевой деятельности. Основные признаки текста. Основные признаки текста. Первичные и вторичные тексты. Речевой жанр как типизированное высказывание. Педагогическая риторика Тема 1. Роль общения в социальной практике. Виды и стили общения. Постулаты общения. Законы современной общей риторики. Специфика педагогического общения. Сущность, функции и средства общения. Виды и формы общения. Педагогическое общение: сущность, специфика, функции. Уровни общения (примитивный, манипулятивный, конвенциональный). Гармонизирующее общение. Постулаты общения. Законы современной общей риторики (по А.К. Михальской). Эффективность общения. Тема 2. Речь. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Коммуникативные качества речи. Речевое событие. Речевая ситуация. Речевой акт. Структура речевого события. Структура речевой ситуации. Коммуниканты (адресант и адресат). Социальные и речевые роли общающихся. Мотив и цель общения. Коммуникативное намерение (речевая интенция). Коммуникативно-речевые ситуации в условиях педагогического процесса. Речевой акт. Типы речевых актов. Коммуникативные качества речи.Понятие о речевой деятельности. Речь как способ «формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности» (И.А. Зимняя). Виды речевой деятельности. Формы и разновидности речи. Механизмы речи. Коммуникативные качества речи. Межличностное речевое взаимодействие. Типы собеседников. Техника взаимодействия собеседников. Цели беседы. Разновидности беседы: беседа с незнакомым человеком; светская беседа; деловая беседа; интервью; дидактическая беседа. Тема 3. Речевая деятельность учителя. Письменные и устные речевые жанры в профессиональной деятельности учителя. Профессионально значимые речевые жанры. Письменные профессионально значимые речевые жанры: аннотация, отзыв, рецензия, реферат, биография, автобиография, характеристика, отчет, письмо (письмо-повествование, письмо-побуждение, этикетное письмо, эмоционально-оценочные письма), докладная записка, протокол, расписка, заявление. Устные профессионально значимые речевые жанры: диалог-сообщение, диалог-побуждение, диалог-расспрос и др.; оценочный монолог; объяснительный монолог; обобщающий монолог. Основные функции речевого этикета. Ситуации речевого этикета. Единицы речевого этикета как перформативные высказывания. Стилистические особенности единиц речевого этикета. Национальные особенности речевого этикета. Тематический план дисциплины для заочного отделения (срок обучения 5 лет, 4 года)
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ Классическая риторика |
Рабочая программа составлена на основании гос впо, учебного плана... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине сд. 12. 01 «Кролиководство» Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 110401«Зоотехния» и учебного плана фгбоу впо «мгту» | ||
Рабочая программа по дисциплине сд. 12. 04 «Нутриеводство» Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 110401«Зоотехния» и учебного плана фгбоу впо «мгту» | Рабочая программа по дисциплине составлен на основании гос впо и... Рабочая программа по дисциплине составлен на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности (направлению) 080503 «Антикризисное... | ||
Рабочая программа по дисциплине опд. В. 02 Основы инженерного творчества Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана фгбоу впо «мгту» по специальности 260204 Технология бродильных... | Рабочая программа по дисциплине опд. Р. 01 Особенности технологического сырья Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана фгбоу впо «мгту» по специальности 260204 Технология бродильных... | ||
Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 10. 02 Пищевые и биологически активные добавки Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана фгбоу впо «мгту» по специальности 260204 Технология бродильных... | Рабочая программа по дисциплине ен. B. 02. Морфология Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 060108 Фармация | ||
Рабочая программа по дисциплине Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности (направления) 080105 Финансы и кредит и учебного плана мгту | Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 05. Землеустройство Рабочая программа составлена на основании гос впо специальности 110201 «Агрономия» и учебного плана мгту | ||
Рабочая программа по дисциплине гсэ. В. 01 История и культура адыгов по специальностям Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности | Рабочая программа по дисциплине опд. В. 02 Виноградарство Рабочая программа составлена на основании гос впо по специальности (направлению) 110201 Агрономия и учебного плана мгту | ||
Рабочая программа по дисциплине ен. Ф. 04 «Химия» ... | Рабочая программа по дисциплине сд 02. Грузоведение Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 190701 Организация перевозок и управление... | ||
Рабочая программа по дисциплине: ен. В. 01 Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту специальности (направления) 080502 Экономика и управление... | Рабочая программа по дисциплине фтд. 06 Правовые основы антикоррупционной деятельности Рабочая программа составлена на основании гос впо и учебного плана мгту по специальности 030501 Юриспруденция |