Скачать 0.88 Mb.
|
МОКУ Долдыканская СОШ Рабочая программа по литературе для обучающихся 6-9 классов на 2013/2014 учебный год Учитель Кравченко Светлана Николаевна Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО гуманитарного цикла. Протокол№1 от 26.08. 2013г Согласована с замдиректора по УВР Авсиевич Л.Н Утверждена педагогическим советом. Протокол №1от 27.08.2013г Председатель педсовета Бескоровайная Е.Н. Утверждена приказом по школе №40 от 20.08. 2013г. Пояснительная записка Рабочая программа по литературе для 6-9 классов составлена на основе авторской программы по литературе по ред. Г.И. Беленького (5-11 кл); учебно-методического комплекса под ред. Г.И. Беленького; приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12. 2012 года №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательном учреждении, реализующим образовательные программы общего образования и имеющим государственную аккредитацию на 2013/2014 учебный год»; учебного плана МОКУ Долдыканской СОШ, утвержденного приказом от 27.08. 2013года №40; требований федерального государственного стандарта общего образования. Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества. Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: - воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; - воспитание любви к русской литературе и литературе других народов; - формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности; - формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью; - освоение культурологической, коммуникативной компетенций. Данные цели обуславливают решение следующих задач: - развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения; - формирование первоначальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении произведений; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы; - воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; - овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литератур. Общая характеристика учебного предмета Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема – базовое понятие. Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятиЙ. Основу содержания литературы как учебного предмета составляет чтение изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. Их восприятие, анализ, интерпретация базируются на системе историко- и теоретико-литературных знаний, на определенных способах и видах учебной деятельности. Место курса «Литература» в учебном (образовательном) плане Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 242 ч, в том числе: в 6 классе – 70ч, в 7 классе – 70ч, в 9 классе – 102ч. Роль учебного курса в достижении обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы школы Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей –необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и окружающим. Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Информация о количестве учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа в соответствии с учебным планом МОКУ Долдыканской СОШ На изучение литературы в 6,7 классах по учебному плану отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 70 часов. В 9 классе программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 6 класса Введение. О главном в литературе. Человек как главный объект изображения в художественной литературе. О книге и чтении. Тема 1 Устное народное творчество О былине и ее героях. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли. О построении и языке былины. Былинный стих, гипербола. Тема 2 Литература Древней Руси Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет», «Никита Кожемяка». Прославление патриотического подвига русских воинов. «Евпатий Коловрат». Лиризм повествования, сочувствие рязанцам. Исторические события, отраженные в произведениях. Прославление патриотического подвига русских воинов. Тема 3 Баллады В.А. Жуковский. «Светлана», «Лесной царь»; Ф. Шиллер «Перчатка; А.Н. Майков «Емшан»; А.К.Толстой «Канут». Понятие о балладе. Фольклорная основа баллады. Особенности балладного сюжета. Роль диалога. Картины природы. Лирико-романтическая окрашенность повествования. Нравственный смысл баллад. Тема 4 Литература 19 века А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге». Летописный источник и балладный характер песни. Художественное восприятие быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника. Торжественность поэтической речи. «Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики. «Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств. Роль глаголов, передающих динамику действия. «Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Изображение крестьянского бунта в романе. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в восприятии быта и нравов. Пейзаж, его роль в произведении. Интерьер и его роль. Авторская характеристика. Н.М. Языков «Песня», «Пловец». Своеобразие лирики. М.Ю. Лермонтов «Парус». Обобщающий смысл стихотворения. Чувство одиночества и грусти. Аллегорический смысл стихотворения. Сложности переживаний поэта. Роль эпитетов в стихотворении. Звукопись. Мастерство Лермонтова в создании живописных картин. «Три пальмы». Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница», «Ночь пред рождеством». Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. Сказочность повести. Поэтизация вольной, чистой и светлой любви. С.Т. Аксаков «Очерк зимнего дня». Изменчивая картина зимнего дня. Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкие чувства природы. Особенности интонации. И.С. Никитин «Лес», «Ярко звезд мерцанье…», Н.П. Огарев «Дорога». А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», А.А. Фет «Чудная картина», И.З. Суриков «Степь». Тема дороги, шири, вольной волюшки, необъятных просторов в стихах русских поэтов. Мотивы грусти, тоски, разгульного веселья, бесшабашной удали. Проникновенный лиризм стихотворений. Углубление понятий об изобразительно-выразительных средствах языка: сравнении, эпитете, олицетворении. К.М. Станюкович «Человек за бортом». Значение изображаемой ситуации для раскрытия характеров персонажей и их взаимоотношений. Роль Егора Шутникова в судьбе Прохора. Правдивое , яркое изображение быта на корабле. Смысл названия рассказа. А.П. Чехов «Толстый и тонкий». Приемы создания комического эффекта. Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя. «Смерть чиновника», «Пересолил». Юмор и сатира как две разновидности комического изображения жизни. Роль портрета, пейзажа, диалога в обрисовке героя. Острота комического сюжета. В.Г. Короленко «Дети подземелья». Вера писателя в человека. Нравственная суть взаимоотношений героев. Труд в жизни детей. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования. Портрет литературного героя. Н.Д. Телешов «Домой». Переживания осиротевшего мальчика и мотивы его поведения. Человечность старика-каторжника. Роль пейзажа в рассказе. Тема 5 Литература 20 века А.П. Платонов «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни. Самоотверженность, доброта, отзывчивость героини. М.М. Зощенко Избранные рассказы. Особенности рассказов. Юмор. М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Значение истории Травки для понимания идей повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Жанр сказки-были. Смысл названия произведения. В.Г. Распутин «Уроки французского». Взаимоотношение главного героя с окружающими. Главный герой и учительница. Уроки доброты и милосердия. Изображение человека в эпическом произведении. Н.М. Рубцов Лирика. Патриотический характер лирики. Д. Олдридж «Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бена и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА 7 класса
|
Рабочая программа по литературе для учащихся 7 классов на 2013-2014 учебный год Рабочая программа по литературе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов | Рабочая программа по литературе в 5 классе на 2013-2014 учебный год Рабочая программа составлена применительно к учебной программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений под... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по литературе для 7б, в... Рабочая программа по литературе в 7б,в классах составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций | Рабочая программа по литературе на 2013-2014 учебный год для работы в 5 классе Стандарта основного общего образования по литературе, Примерной программы основного общего образования по литературе, Программы по... | ||
Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне и составлена на основе государственного стандарта общего... | Рабочая программа По литературе для 11 б класса на 2013/2014 учебный год Данная рабочая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего... | ||
Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2013-2014 учебный год Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С.... | Рабочая программа по литературе для 5 класса на 2013-2014 учебный год Авторской программы Г. С. Меркина: Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы/ авт сост. Г. С. Меркин, С.... | ||
Рабочая программа по литературе 9 Федерального государственного стандарта 2004 года, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт-сост.:... | Рабочая программа по химии 9 кл ас Липецкой области на 2013-2014 учебный год и учебного плана мбоусош села Конь-Колодезь на 2013-2014 учебный год (автор составитель... | ||
Рабочая программа по биологии для 5-11 классов создаёт индивидуальную... Рабочая программа по биологии для 5-11 классов создаёт индивидуальную педагогическую модель образования в школе на 2013-2014 учебный... | Рабочая программа по литературе (базовый уровень) 7 класс на 2013-14 учебный год Составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классов под редакцией В. Я. Коровиной | ||
Рабочая программа для обучающихся 8 классов на 2013 2014 учебный... Программа курса «Реформаторы России» предназначена для изучения учащимися 8-х классов | Рабочая учебная программа по литературе для 7 класса на 2013 -2014 учебный год Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы «Литература»... | ||
Рабочая программа по литературе для 10 класса на 2013-2014 учебный год Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования... | Рабочая учебная программа по литературе для 8 класса на 2012 -2013... Программа разработана на основе Примерной программы по литературе для общеобразовательных школ (базовый уровень), Программы по литературе... |