Занятия №1





НазваниеЗанятия №1
страница1/4
Дата публикации30.04.2015
Размер0.55 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Литература > Документы
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения Российской Федерации

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ_

Неврологии

2013 г.


  1. Тема занятия № 1 Двигательный анализатор, анатомия, физиология. Центральный и периферический параличи. Уровни замыкания сегментарных рефлексов.

Цель: изучить структурно-функциональные особенности центрального и периферического мотонейронов, освоить методику исследования двигательных нарушений.
Задачи

1. Изучить терминологию по изучаемой теме.

2. Изучить симптомы поражения пирамидного пути.

3. Научить студентов исследовать двигательную сферу , выявлять наличие и характер двигательных нарушений.

4. Познакомится с симптомами центрального и периферического параличей.

5. Научить студентов ставить топический диагноз по выявленным двигательным нарушениям.
2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Рефлексы спинного мозга (глубокие и поверхностные, миотатический рефлекс). Рефлекторная дуга ( на примере коленного рефлекса). Строение периферической нервной системы и сегментарного аппарата спинного мозга .

Строение и физиология кортико-мышечного пути. Понятия: монопарез, гемиплегия, нижний парапарез, трипарез, тетраплегия. Симптомы центрального и периферического параличей. Поражение двигательного пути на различных уровнях. Методика исследования двигательной сферы.


  1. Вопросы к занятию

1.Каково функциональное значение пирамидного пути?

2.Основные доли коры больших полушарий, основные отделы больших полушарий и ствола мозга.

3.Строение коркового отдела двигательного анализатора.

4.В каком отделе внутренней капсулы проходят волокна пирамидного пути?

5.В каких отделах ножек мозга, моста и продолговатого мозга проходит пирамидный путь?

6.На каком уровне ствола мозга происходит перекрест пирамидных волокон?

7.В каком отделе спинного мозга находятся периферические мотонейроны?

8.Что такое сегмент спинного мозга?

9.Из какого числа сегментов состоит спинной мозг?

10.Какие утолщения имеются в спинном мозге?

11.Какие волокна образуют «конский хвост»?

12.Из каких волокон построен периферический нерв?

13.На каком уровне спинного мозга замыкаются рефлексы с двуглавой и трехглавой мышц, карпо-радиального рефлекса, рефлексы коленный, ахиллов и подошвенный.

14.Что включено в понятие пареза (паралича) и как оценивается его степень?

15.Какие специальные приемы используются для выявления парезов?

16.Как исследуют патологические рефлексы со стопы?

17.Какие изменения мышечного тонуса встречаются при поражении центрального и периферического мотонейронов?

18.При поражении каких отделов мозга возникают моноплегия, гемиплегия, параплегия, триплегия, тетраплегия?

19.Какие клинические симптомы характерны для периферического паралича?

20. Какие симптомы характерны для центрального паралича?

21. Каковы клинические проявления синдромов раздражения в различных отделах передней центральной извилины?

22.Какие двигательные расстройства возникают у больных при поражении спинного мозга на шейном, грудном и поясничном уровнях?

23.Какие электрофизиологические методы исследования могут применяться для исследования двигательных функций?

24.Установите топический диагноз,
4. Вопросы для самоконтроля

Задания первого уровня:
1. Выберите, какой из перечисленных симптомов не является признаком поражения пирамидного пути:

1) гемипарез. 2) повышение сухожильных рефлексов. 3) снижение мышечного тонуса. 4) снижение кожных рефлексов. 5) защитные рефлексы
2. Выберите из перечисленных симптомов признак раздражения передней центральной извилины:

1. Фибриллярные подергивания, 2. Тонико-клонические судороги, 3. Фасцикулярные подергивания,

3. Где расположены клетки центрального двигательного нейрона?

1. Передние рога спинного мозга, 2. Верхняя теменная долька, 3. Ножки мозга, 4. Внутренняя капсула, 5. Передняя центральная извилина.
4. Где проходит основной пирамидный путь в спинном мозге?

1. Передние рога, 2. Боковые столбы, 3. Задние столбы, 4. Передняя серая спайка.
5. Какой из перечисленных симптомов признаков наблюдается при поражении клеток передних рогов спинного мозга?

1. Клонические судороги, 2. Фасцикулярные подергивания. 3. Тонические судороги. 4. Миоклонии.
6. Какие сегменты спинного мозга образуют поясничное утолщение?

А). I - V поясничные и I - II крестцовые сегменты, Б). I - V поясничные и XI - XII грудные сегменты, В). II – IV поясничные сегменты.
7. Какие сегменты спинного мозга образуют конус?

А). III - V крестцовые сегменты и копчиковые сегменты, Б). I - V поясничные и I - II крестцовые сегменты, В) все крестцовые и копчиковые сегменты.
8. Какие сегменты спинного мозга образуют шейное утолщение?

А) I - VIII шейные сегменты, Б) V - VIII шейные сегменты и I - II грудные сегменты, В) III – VIII шейные сегменты.
9. Где проходит пирамидный путь в стволе мозга ?

1. Покрышка, 2. Основание, 3. Крыша, 4. Червь мозжечка.
10. Укажите, какой из перечисленных симптомов характерен для поражения внутренней капсулы.

а) монопарез, б) гемипарез, в) парапарез
11. Укажите, какой из перечисленных симптомов не наблюдается при поражении центрального двигательного нейрона.

а) спастический тонус, б) гиперрефлексия, в) фасцикулярные подергивания, г) патологические рефлексы, д) клонусы стоп и коленных чашечек
12. Укажите, какой из перечисленных симптомов не наблюдается при поражении периферического двигательного нейрона.

а) гипотония мышц, б) фибриллярные подергивания, в) фасцикулярные подергивания, д) гипотрофия мышц, е) клонусы стоп и коленных чашечек
13. Укажите, какой из перечисленных симптомов характерен для поражения переднего корешка спинного мозга.

а) повышение сухожильных рефлексов, б) фасцикулярные подергивания, в) патологические рефлексы
14. Укажите, какой из перечисленных симптомов наблюдается при поражении ствола мозга.

а) альтернирующие синдромы, б) гемиплегия + гемианестезия + гемианопсия + центральный парез VII и XII черепных нервов, в) спастическая моноплегия
15. Укажите, поражение какого анатомического образования не нарушит целостность кортикоспинального пути?

1.Боковые столбы спинного мозга, 2. Ножки мозга, 3. Лучистый венец, 4.Мозолистое тело
16. Укажите, какой из перечисленных симптомов не характерен для двухстороннего поражения пирамидных путей в грудном отделе?

1) Спастический тонус, 2) Клонусы стоп, 3) Отсутствие коленных и ахилловых рефлексов, 4) Парез нижних конечностей
17. Укажите, какой из перечисленных симптомов не характерен для двухстороннего поражения периферических нервов нижних конечностей?

1) Гипотония мышц, 2) Клонусы стоп, 3) Отсутствие коленных и ахилловых рефлексов, 4) Парез нижних конечностей
19. На каком уровне замыкается дуга кремастерного рефлекса?

1). Th 9 – Th 10, 2). L 5 – S 1, 3). L 1 – L 2, 4). S 1 – S 2

20. На каком уровне замыкается дуга подошвенного рефлекса?

1). Th 9 – Th 10, 2). L 5 – S 1, 3). L 1 – L 2, 4). S 1 – S 2
21. На каком уровне замыкается дуга карпорадиального рефлекса?

1). С 4 – С 5 , 2). С 7 – С 8 , 3). С 5 – С 8 . 4). С 1 – С 2
22. На каком уровне замыкается дуга верхнего брюшного рефлекса?

1). Th 7-9 , 2). Th 11-12 , 3). L 1- 2, 4). С 7-8
23. Укажите, какой из перечисленных симптомов характерен для поражения конуса спинного мозга?

1). Вялый паралич дистальных отделов ног, 2). Истинное недержание мочи, 3). Центральный паралич ног
5. Основная и дополнительная литература к теме

1. Никифоров А.С., Гусев Е.И. Общая неврология Учебник Москва, «Медиа»,2007

2. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Нервные болезни Москва 2005

3. Скоромец А.А.,Скоромец А.П.,Скоромец Т.А.Пропедевтика клинической неврологии: Учебник для студентов мед.вузов.-СПб.: Политехника,2004.-322с..

4. Скоромец А.А.,Скоромец А.П., Скоромец Т.А.Топическая диагностика заболеваний нервной системы.-СПб.,2004

5.Нервные болезни под редакцией М.Н Пузина Москва,»Медицина»,2002


5.2 Дополнительная литература

1.Баркер Р., Барази С., Нил М. Наглядная неврология: учебное пособие/пер. с анл. Под ред. В.И. Скворцовой. – 2-й изд.- М.: ГЗОЭТАР-Медиа, 2009. – 136 с.
6.* Перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы


Основные доли коры больших полушарий, основные отделы больших полушарий и ствола мозга

конспектирование первоисточников и другой учебной литературы;

Строение коркового отдела двигательного анализатора.

проработка учебного материала (по конспектам лекций учебной и научной литературе) и подготовка докладов на семинарах и практических занятиях, к участию в тематических дискуссиях

Симптомы центрального и периферического параличей.


поиск и обзор научных публикаций и электронных источников информации, подготовка заключения по обзору

Поражение двигательного пути на различных уровнях.

написание рефератов

По всем вопросам занятия

работа с тестами и вопросами для самопроверки

Методика исследования двигательной сферы

выполнение переводов на иностранные языки/с иностранных языков


Самостоятельная работа должна носит систематический характер Результаты самостоятельной работы контролируются преподавателем и учитываются при аттестации студента (зачет, экзамен). При этом проводятся: тестирование, экспресс-опрос на семинарских и практических занятиях, заслушивание докладов, проверка письменных работ .


1. Тема занятия № 2 Чувствительный анализатор, анатомия, физиология. Виды и типы нарушений чувствительности. Синдром Броун-Секара. Черепно-мозговые нервы 2, 5 пары (анатомия, клиника поражения)

Цель занятия:

Цель: изучить проводящие пути поверхностной и глубокой чувствительности, овладеть методами исследования различных видов чувствительности и болевых синдромов.

Задачи:

1.Научить исследовать поверхностную (болевую, температурную, тактильную) и глубокую (суставно-мышечное чувство, чувство вибрации, давления, веса, кинестетическое) чувствительность, сложные виды чувствительности (стереогноз, двумерно-пространственное чувство, локализации) .

  1. Уметь нарисовать схему нарушений чувствительности

  2. По характеру и локализации нарушения чувствительности определить очаг поражения.


2. Основные понятия, которые должны быть усвоены студентами в процессе изучения темы

Рецепторы. Путь поверхностной и глубокой чувствительности. Соматотопическая проекция в корковых зонах анализаторов и в проводящих системах. Виды и варианты расстройств чувствительности.

Поражение чувствительного пути на различных уровнях. Классификация болевых синдромов.

  1. Вопросы к занятию

  1. Какова классификация рецепторов?

  2. В чем заключается разница между понятиями «чувствительность» и «рецепция»?

  3. Где находятся проприорецепторы и каково их функциональное значение?

  4. В каких тканях и органах расположены интерорецепторы и каково их функциональное значение?

  5. В каких тканях расположены экстерорецепторы и каково их функциональное значение?

  6. Какие виды чувствительности относятся к поверхностным, глубоким и сложным?

  7. Где расположено тело клетки первого чувствительного нейрона? второго? третьего?

  8. В каких отделах коры представлены проекционные зоны общей чувствительности?

9. В каких отделах спинного мозга находятся проводники болевой и температурной чувствительности?

10.В каких отделах спинного мозга расположены проводники глубокой чувствительности?

11. В чем сущность закона эксцентричного расположения более длинных проводников в спинном мозге (закон Флатау)?

12.Какими проводниками образована медиальная петля?

13.В каком отделе внутренней капсулы расположены чувствительные пути?

14. Какие типы чувствительных нарушений различают в зависимости от уровня поражения?

15.Какие нарушения чувствительности возникают при поражении периферического нерва?

16.Какова клиническая картина характерна для поражения задних корешков?

17.При какой локализации очага в спинном мозге возникают нарушения чувствительности по сегментарному и проводниковому типу?

18.Каковы клинические проявления нарушений чувствительности при поражении половины спинного мозга?

  1. Какой вариант расстройства чувствитльности возникает при поражении зрительного бугра и внутренней капсулы?

20. Какие расстройства чувствительности характерны для поражения задней центральной извилины?

21.Перечислите все варианты расстройств чувствительности.

22.При поражении каких отделов головного мозга возникает астереогноз?

23.Что такое анозотопагнозия и при поражении каких структур она возникает?

24. При какой локализации процесса возникает нарушение схемы тела?

25.Что такое соматалгия и симпаталгия? Какова патофизиологическая сущность боли? 26.Какие афферентные системы участвуют в формировании болевого синдрома?

27.В чем суть понятия и патогенез «курковых» зон?

28.Каковы клинические проявления и патогенез «фантомных болей»?

29.Как формируются зоны Захарьина—Геда?

30.Какова общепринятая классификация расстройств чувствительности?

31.Имеетс ли классификация болей и какова она ?

32.При какой локализации патологического очага возникает периферический тип расстройства чувствительности?

33.При какой локализации поражения возникают расстройства чувствительности по проводниковому типу?

34.К какому варианту расстройств чувствительности относится симптом «перчаток, « носков»?

35. К какому варианту расстройств чувствительности относится симптом ««полукуртки»?

36.Как исследуется поверхностная чувствительность?

37.Как исследуется глубокая чувствительность?

38.Как исследуются сложные виды чувствительности?

39.Как исследуются симптомы Ласега, Нери, посадки, Вассермана, и Мацкевича?

40. Установите топический диагноз (задачи).
4. Вопросы для самоконтроля

Задания первого уровня

1. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения задних корешков?

1) Боли, 2) Диссоциированное расстройство чувствительности, 3) Нарушение глубокой чувствительности, 4) Нарушение поверхностной чувствительности.

2. Укажите, где перекрещиваются проводящие пути глубокой чувствительности?

1) Передняя серая спайка, 2) Продолговатый мозг, 3) Мозолистое тело, 4) Варолиев мост.

3. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения внутренней капсулы?

1) Гемианопсия, 2) Гемианестезия, 3) Гемиатаксия, 4) Гиперпатия

4. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения таламуса?

1) Гемианопсия, 2) Диссоциированное расстройство чувствительности, 3) Гемиатаксия, 4) Гиперпатия

5. Укажите, поражение, какого из перечисленных образований не приведет к нарушению чувствительности по проводниковому типу?

1) Боковые столбы спинного мозга, 2) Половина поперечника спинного мозга, 3) Задние корешки, 4) Поражение всего поперечника спинного мозга.

6. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения конского хвоста?

1) Боли, 2) Анестезия на нижних конечностях и в промежности, 3) Спастическая параплегия нижних конечностей, 4) Нарушение функций тазовых органов

7. Какой из перечисленных симптомов не характерен для поражения межпозвонкового ганглия?

1) Утрата или понижение всех видов чувствительности, 2) Боли, 3) Диссоциированное расстройство чувствительности в области соответствующих сегментов 4) Высыпания герпетических пузырьков в области соответствующих сегментов.

8. Какой из перечисленных видов чувствительности не относится к поверхностной чувствительности?

1) Болевая, 2) Температурная, 3) Дискриминационная, 4) Тактильная

9. Какой из перечисленных видов чувствительности не относится к заднестолбовым?

1) Вибрационная чувствительность, 2) Проприоцепция, 3) Болевая чувствительность, 4) Чувство давления

10. Какой из перечисленных видов чувствительности не относится к сложной чувствительности?

1) Стереогноз, 2) Дискриминационная чувствительность, 3) Двухмерно - пространственное чувство, 4) Проприоцептивная чувствительность.

11. Где располагаются клетки второго нейрона поверхностной чувствительности?

1) передний рог; 2) задний рог; 3) передняя серая спайка; 4) ядра Голля и Бурдаха.

12. Где располагаются клетки второго нейрона глубокой чувствительности?

1) задний рог; 2) продолговатый мозг, 3) медиальная петля, 4) таламус.

13. В каких канатиках проходит основной спиноталамический путь?

1) передних, 2) задних, 3) боковых.

14. Где располагаются проводники глубокой чувствительности, по которым передаются импульсы от нижних конечностей и нижней части туловища?

1) боковые канатики, 2) пучок Голля, 3) пучок Бурдаха, 4) задние рога.

15. Где проходит чувствительный путь в стволе мозга?

1) основание, 2) червь мозжечка, 3) покрышка.

16. Где проходит чувствительный путь во внутренней капсуле?

1) переднее бедро, 2) колено, 3) передние две трети заднего бедра, 4) задняя треть заднего бедра.

17. Какой из перечисленных признаков не характерен для корешкового типа расстройства чувствительности?

1) опоясывающие боли, 2) иррадиирующие боли, 3) опоясывающий лишай, 4) выпадение всех видов чувствительности по сегментам.

18. Какой из перечисленных признаков характерен для сегментарно-диссоциированного типа расстройства чувствительности?

1) выпадение всех видов чувствительности по сегментам, 2) спонтанные боли, 3) болезненность при пальпации корешковой зоны, 4) выпадение болевой и температурной чувствительности по сегментам.

19. Какой из перечисленных признаков характерен для проводникового типа расстройства поверхностной чувствительности?

1) нарушение поверхностной чувствительности по сегментам, 2) болезненность нервных стволов, 3) нарушение болевой и температурной чувствительности на стороне поражения в зоне всех нижележащих сегментов, 4) нарушение болевой и температурной чувствительности на стороне противоположной очагу в зоне всех нижележащих сегментов.

20. Какой из перечисленных признаков характерен для проводникового типа нарушения глубокой чувствительности?

1) болезненность нервных стволов, 2) симптомы натяжения, 3) нарушение глубокой чувствительности на стороне противоположной очагу, 4) нарушение вибрационной чувствительности на стороне очага в нижележащих сегментах.
21. Какие анатомические образования не включают в себя путь поверхностной чувствительности?

1) таламокортикальный путь, 2) спиноталамический путь, 3) задние канатики, 4) задняя треть заднего бедра внутренней капсулы, 5) медиальная петля.
22. Какие анатомические образования не включают в себя путь глубокой чувствительности

1) задняя треть заднего бедра внутренней капсулы, 2) ядра Голля и Бурдаха, 3) таламокортикальный путь, 4) спиноталамический путь, 5) медиальная петля.
23. Укажите, при поражении, каких отделов нервной системы наблюдается сенситивная атаксия?

1) задние рога спинного мозга, 2) боковые канатики, 3) задние столбы, 4) височная доля.
24.Где в прецентральной извилине проецируется стопа?

1) нижне-наружная поверхность, 2) средне-наружная поверхность, 3) медиальная поверхность
25. Какой из перечисленных признаков характерен для полиневритического варианта периферического типа расстройств чувствительности?

1) моноанестезия, 2) гемианестезия, 3) гиперпатия, 4) анестезия в дистальных отделах конечностей, 5) аллохейрия
26. Каким сегментом спинного мозга иннервируется внутренняя поверхность кисти?

1) С5 2) С6 3) С7, 4) С8

27. Какому сегементу спинного мозга соответствует уровень сосков?

1) Th7, 2) Th5, 3) C8, 4) Th2
28. Какому сегменту спинного мозга соответствует уровень пупка?

1) Th7 , 2) Th10 , 3) L1 , 4) Th12
29. Какому сегменту спинного мозга соответствует уровень паховой складки?

1) Th5 , 2) Th10 , 3) L1 , 4) Th12
30. На уровне тела какого позвонка заканчивается конус спинного мозга?

1) Th11 , 2) Th12 , 3) L1 , 4) L2
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Занятия №1 iconПавлова Галина Григорьевна Класс: 9 Предмет : химия Тема учебного...
Конспект учебного занятия с использованием цор (цифровые образовательные ресурсы)
Занятия №1 iconКонспект занятия Занятие обобщающего повторения при подготовке к...
Учитель сообщает тему занятия, его цель, структуру занятия, необходимость его проведения
Занятия №1 iconКонспект внеурочного занятия по фгос кружок «Мой родной край» Класс...
Образовательная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия
Занятия №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занятия акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и методически. Только...
Занятия №1 iconИсаева Оксана Николаевна 2012 г. Вид занятия: изучение нового материала...
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения дорожных знаков, пробудить интерес к изучению Правил дорожного движения, развить...
Занятия №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Занятия акробатикой, как и занятия любым видом спорта и физической культуры, должны проводиться систематически и мето­дически. Только...
Занятия №1 iconТема практического занятия
Тема практического занятия: Острые гинекологические заболевания Продолжительность занятия: 3 часа
Занятия №1 iconМетодические указания по проведению занятия
Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения
Занятия №1 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дня защитника Отечества в форме урока, факультативного занятия, занятия исторического кружка, музейного занятия, внеклассного мероприятия,...
Занятия №1 iconЗанятия 29. 2
Тема занятия 29 the first aid in different alarm conditions (первая помощь при различных неотложных состояниях)
Занятия №1 iconКонспект занятия 17 Ход занятия
Закрепление и повторение знаний учащихся о лексикологии, как разделе русского языка
Занятия №1 iconПоложение
Занятия по выбору учащихся (часы довузовской подготовки, тематические консультации по предметам, индивидуальные и групповые занятия...
Занятия №1 iconТема занятия
План-конспект физкультурного занятия на открытом воздухе для детей подготовительной к школе группе
Занятия №1 iconЗанятия №1
Тема занятия № Двигательный анализатор, анатомия, физиология. Центральный и периферический параличи. Уровни замыкания сегментарных...
Занятия №1 iconКонспект открытого занятия Ф. И. О. педагога
Место в учебном курсе: занятие №1 в теме «Программирование» На данную тему отводится 3 занятия
Занятия №1 iconОценочного мероприятия
Занятия по дисциплине «Культура речи» представлены следующими видами работы: лекции, практические занятия, самостоятельная работа...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск